Научная статья на тему 'Отчетность некоммерческих организаций перед пенсионным фондом Российской Федерации: как противостоять и пользоваться своими правами'

Отчетность некоммерческих организаций перед пенсионным фондом Российской Федерации: как противостоять и пользоваться своими правами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ / РСВ-1 / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / АКТ / РЕШЕНИЕ / ВОЗРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карявкина Е. А.

В статье рассматриваются подходы к решению споров о денежных взысканиях (штрафах), связанных с предоставлением отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации. В частности, предлагаются досудебные этапы обжалования актов, решений органа контроля за уплатой страховых взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчетность некоммерческих организаций перед пенсионным фондом Российской Федерации: как противостоять и пользоваться своими правами»

Учет в некоммерческих организациях

ОТЧЕТНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕД ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

СВОИМИ ПРАВАМИ

Е. А. КАРЯВКИНА, кандидат экономических наук, эксперт-практик в области аудита, управления финансами предприятия, налогообложения, финансового и управленческого учета

Зачастую, когда у некоммерческой организации (НКО) отсутствует деятельность за налоговый период, что бывает довольно часто по причине отсутствия финансирования или ожидания реализации проекта или программы, органы ФНС России вспоминают про налоговую отчетность НКО и ее представление в территориальные инспекции. В период отсутствия же деятельности в НКО заработная плата не начисляется, не начисляются и не уплачиваются страховые взносы, в том числе и в Пенсионный фонд РФ (ПФР). Возникает иллюзия об отсутствии обязательств перед ПФР ввиду отсутствия оснований для представления индивидуальных сведений.

В индивидуальные сведения включаются следующие формы:

• форма АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР»;

• форма АДВ-6-5 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц,

передаваемых страхователем в ПФР» (до 2013 г. — АДВ-6-3); • форма СЗВ-6-4 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» (до 2013 г. — формы СЗВ-6-2 и/или СЗВ-6-1). При сдаче годовой отчетности до 2013 г. к ним добавлялись сведения о выплатах — формы АДВ-6-4 и СЗВ-6-3.

Трудности у НКО наступают, когда возникает потребность в справке об отсутствии задолженности перед ПФР. Как правило, такая справка требовалась НКО для участия в конкурсе проектов или получения другой формы целевого финансирования.

При обращении в ПФР обнаруживается, что НКО не исполнила свои обязательства в части представления нулевого расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в период отсутствия деятельности у организации.

С I квартала 2013 г. действует новая форма расчета по начисленным и уплаченным плательщиками страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — форма РСВ-1), которая была утверждена приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения».

Деятельности нет, а обязательства остаются — напоминают нам инспекторы ПФР. На основании ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) отчетными периодами признаются:

— первый квартал;

— полугодие;

— девять месяцев календарного года;

— календарный год.

Для получения заветной справки об отсутствии задолженности сотрудники ПФР требуют сдачи формы РСВ-1 за все пропущенные периоды начиная с 01.01.2010.

Как только НКО представляет требуемые формы РСВ-1, проводится камеральная проверка, и на основании ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ следует привлечение к ответственности за правонарушения в виде штрафа в сумме 1 000 руб. за каждую своевременно не представленную форму РСВ-1, оформленное актом камеральной проверки о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Далее возможны 2 варианта решения возникшей у НКО проблемы.

Первый вариант. НКО добровольно уп-лачивает штраф в территориальное отделение ПФР на основании акта камеральной проверки о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, и на этом противоречия заканчиваются.

Второй вариант — более сложный, однако меркантильный, позволяющий НКО сохранить денежные средства и законно отменить требования ПФР по уплате штрафа в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведем пример из практики.

Пример. НКО своевременно не представила нулевые формы РСВ-1 за I и II кварталы 2010г., поскольку в данных периодах у нее не было деятельности, а следовательно, и начислений страховых взносов. Далее организация отчиталась в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Расчеты за I и II кварталы 2010г. были представлены только 01.08.2013, когда проводилась сверка для предоставления справки об отсутствии задолженности в территориальном отделении ПФР по месту регистрации НКО.

В день представления формы РСВ-1 за I и II кварталы 2010 была проведена камеральная проверка. НКО были вручены два акта о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и два уведомления о месте и времени рассмотрения материалов камеральных проверок. Поскольку процесс инспекторами ПФР был запущен, то, несмотря на отсутствие у НКО коммерческой деятельности и свободных средств, было принято решение о привлечение ее к ответственности.

Поскольку НКО была не согласна с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение 15 дней со дня получения акта проверки на основании ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ она воспользовалась своим правом и представила в территориальное отделение ПФР письменные возражения по указанным актам.

В своих письменных возражениях НКО указала на то, что в соответствии со ст. 45 Федерального закона № 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вы-

несения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Актами о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 01.08.2013 территориальным отделением ПФР установлено привлечение НКО к ответственности за непредставление плательщиком формы РСВ-1 в установленный законом срок за I и II кварталы 2010 г. за пределами истечения сроков давности.

В связи с этим привлечение НКО к ответственности за пределами истечения сроков давности, предусмотренных ст. 45 Федерального закона № 212-ФЗ, неправомерно.

Частью 1 ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В силу ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым и к числу таких обстоятельств органом ПФР, рассматривающим вопрос о привлечении к ответственности, либо судом, проверяющим законность такого решения, могут быть отнесены

любые обстоятельства, позволяющие оценить действия правонарушителя либо степень его вины как незначительные.

Предоставленная положениями указанных норм права органу контроля за уплатой страховых взносов возможность применения смягчающих обстоятельств при определении меры ответственности позволяет индивидуализировать наказание с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения.

Некоммерческая организация просит учесть вышеизложенное и отменить акты территориального отделения ПФР от 01.08.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также штраф в размере 1 000 руб. за каждую непредставленную форму РСВ-1 за 2 периода на общую сумму 2 000 руб.

После рассмотрения возражений НКО руководителем территориального отделения ПФР было вынесено решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

На практике территориальные отделения ПФР не всегда отменяют свои требования в процессе подачи возражений. За последние 3,5 года плательщикам страховых взносов предоставлено право досудебного обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, а также должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги.

Некоммерческая организация может обжаловать решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, вынесенное территориальным отделением ПФР. Такое право закреплено ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ. Жалоба подается в вышестоящий орган ПФР.

В досудебном (внесудебном) порядке НКО имеет право обратиться с жалобой в письменной форме по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг. Также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя: • в ПФР на решение и действие (бездействие)

должностного лица ПФР;

• в ПФР на решение и действие (бездействие) территориального органа ПФР, его должностного лица;

• руководителем территориального органа ПФР на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения и действия (бездействия) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц является подача заявителем жалобы.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 212 НКО вправе просить отменить решение территориального отделения ПФР о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и прекратить производство по делу. Свою позицию также необходимо обосновать, приложить доказательную базу, например ксерокопии документов, подтверждающие позицию НКО.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в случаях:

^ нарушения срока регистрации запроса заявите -ля о предоставлении государственной услуги; ^ нарушения срока предоставления государственной услуги;

^ требования у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;

^ отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги, у заявителя; ^ отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;

^ требования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ; ^ отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушения установленного срока таких исправлений.

Досудебное урегулирование споров между страхователями и ПФР направлено на снятие нагрузки с судов. В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 212-ФЗ решения о привлечении плательщика к ответственности за совершение правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов проверки, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), так и в суде.

Список литературы

1. Лермонтов Ю. М. Обжалование решений ФСС и ПФР // Аудит и налогообложение. 2012. № 2.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

3. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения: приказ Минтруда России от 28.12.2012 № 639.

4. URL:http://www. pfrf. ru/elvid/22202.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.