Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 264 УК РФ): ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 264 УК РФ): ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвяк Л.Г., Зайцев А.И., Бирюков И.И.

В статье рассматриваются актуальные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвяк Л.Г., Зайцев А.И., Бирюков И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 264 УК РФ): ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 344

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 264 УК РФ): ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Л.Г. Литвяк1, А.И. Зайцев2, И.И. Бирюков3

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ключевые слова

Ответственность, дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения, автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт появился в России в 1901 году. С годами потребность в нем лишь растет. А, следовательно, растет и количест-вотранспортных средств, и интенсивность дорожно-транспортного движения. С увеличением же интенсивности движения, увеличивается и аварийность на дорогах. За последнее десятилетие аварийная ситуация на дорогах лишь обостряется, ведь количество автомобильного транспорта в разы превышает вместимость дорожных сетей. По подсчетам, потери в автомобильных катастрофах превышают ущерб от падений самолетов, железнодорожных аварий, а также пожаров и других несчастных случаев.

По официальным данным ГИБДД общее количество дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) по стране в 2011 году составило 199868 случаев, из них 170788 - из-за нарушения правил дорожного движения (далее ПДД) водителями транспортных средств (далее ТС), 31206 - из-за нарушения ПДД пешеходами, из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств - 1031 ДТП. В 2012 году зарегистрировано 203597 происшествий, из них 177504 - из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, 28518 - из-за нарушения ПДД пешеходами, из-за эксплуатации технически неисправных ТС - 1028 ДТП. В 2013 зарегистрировано 204068 происшествия, из них 179017 - из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, 28177- из-за нарушения ПДД пешеходами, из-за эксплуатации технически неисправных ТС -1541ДТП. В результате этих ДТП в 2011 году погибло 23471 чел, ранено -226062; в 2012 году - 27991 и 258618 соответственно; в 2013 году -27025 и 258437 человек. За первое полугодие 2014 г. в России зафиксировано 48 650 ДТП, это почти на 5% больше, чем за аналогичный период

1 Литвяк Лариса Геннадиевна - кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России (Новороссийский филиал).

2 Зайцев Арсений Игоревич - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

3 Бирюков Иван Игоревич - курсант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

прошлого года. Количество погибших возросло на 8,1%, а количество пострадавших, раненых на 3,2% (61 000 человек). Наиболее опасными по травмоопасностиявляются республика Дагестан, Адыгея, Брянская, Белгородская области, Ингушетия. Самый большой прирост аварий на дорогах зафиксирован в таких регионах как Орловская область (+50%), Ненецкий автономный округ (+58%), Чеченская республика (+48%), Псковская область (+29%). Но в некоторых регионах отмечается снижение количества ДТП: республика Коми (-20%), Ингушетия (-18%), Волгоградская область (-13%). Большинство аварий сопровождаются нарушением ПДД (42300 нарушений, приведших к ДТП). На 6 % выросло количество водителей, совершивших ДТП в нетрезвом виде. Увеличилось число нарушений со стороны пешеходов - на 3,7%. На 6% больше совершено ДТП, в которых были зафиксированы дети в качестве пострадавших или причастных к аварии [1]. Как видно из данных, количество дорожно-транспортных происшествий стабильно в течениепоследних лет, а значит, законодательство РФ в данной сфере не так эффективно, как хотелось бы. В российском уголовном законодательстве ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС установлена в статье 264 Уголовного Кодекса РФ. Какую же ответственность несет гражданин, совершивший данное деяние? Статья 264 УК РФ предусматривает несколько составов, по каждому из которых, на усмотрение судьи, существует несколько видов наказания. Итак, согласно статье 264 УК РФ, ответственностью за причинение тяжкого вреда здоровью человека может быть один из следующих вариантов:

а) ограничение свободы сроком до 3-х лет;

б) принудительные работы на срок до 2-х лет с лишением водительского удостоверения на срок до 3-х лет, либо без него;

в) арест до 6-ти месяцев;

г) лишение свободы на срок до 2-х лет с лишением водительского удостоверения на срок до 3-х лет, либо без такового.

Если же данное деяние было совершено в состоянии алкогольного опьянения, наказание становится строже следующим образом: срок принудительных работ увеличивается до 3-х лет, а срок лишения свободы - до 4-х. Еще более строгим является нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекших смерть человека: наказанием являются либо принудительные работы сроком до 4-х лет, либо лишение свободы сроком до 5-ти лет с лишением водительского удостоверения на срок до 3-х лет. Если же нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее смерть человека совершено в состоянии алкогольного опьянения, то оно наказывается лишением свободы на срок до 7-ми лет с лишением права управлять ТС на срок до 5-ти лет. В случае, когда нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекло за собой смерть двух и более лиц, правонарушитель будет наказан принудительными работами сроком до пяти лет с лишением права управлять ТС на срок до 3-х лет, либо лишением свободы сроком до 7 лет с аналогичным лишением водительского удостоверения. Самым тяжким, по мнению законодателя, является нарушение ПДД и правил эксплуатации в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее за собой смерть двух и более лиц. Оно наказывается принудительными работами на срок до 5-ти лет с лишением водительского удостоверения, либо лишением свободы на срок до 9-ти лет с лишением права управлять ТС на срок до 3-х лет. Если же, нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС повлекло за собой несколько последствий, предусмотренных разными частями данной статьи, виновник наказыва-

ется по более тяжким последствиям, хоть и вменяются ему в вину они все. Основной проблемой можно назвать то, что ввиду пробелов в системе предупредительных мер, а также того, что назначаемое наказание не всегда соответствует содеянному, подчас весьма мягко, количество ДТП с каждым годом растет. В связи с участившимися случаями ДТП, следствием которых явилось причинение смерти его участникам, стоит разобраться в том, как же на подобные ситуации реагируют законодательства других стран и возможен ли перенос опыта зарубежных юристов на российскую почву. Рассмотрим законодательство США, уголовное право которого любое неправомерное причинение смерти будет квалифицировать как убийство, подразделяя убийства на простые и тяжкие (а они в свою очередь дифференцируются по степеням). Грубое нарушение правил ПДД, которым был создан риск лишения жизни человека и которое повлекло причинение смерти человеку, согласно законодательству, например, штата Нью-Йорк, квалифицируется как тяжкое убийство второй степени. В то же время законодательство штата Калифорния квалифицирует его как простое непреднамеренное убийство (убийство второй степени). Но, самое главное - и в штате Нью-Йорк, и в штате Калифорния, такое деяние квалифицируется с учетом приоритета интересов личности и её неотъемлемого права на жизнь - права на жизнь.

В отличие от американского законодателя, российский не поставил во главу угла уголовно-правовую охрану интересов личности и права человека на жизнь, отведя ей второстепенную роль, хотя, безусловно, и включил причинение смерти в число квалифицирующих, а следовательно, и отягчающих уголовную ответственность обстоятельств. Вместе с тем, по-прежнему, в отличие от американского уголовного права, родовым и основным непосредственным объектом посягательства от преступлений, связанных с нарушениями правил дорожного движения являются не личность, не жизнь и здоровье человека, а общественная безопасность и нарушение установленных правил поведения на дороги и эксплуатации транспортных средств (хотя приоритеты уголовно-правовой охраны распределены (в порядке убывания) именно так -личность, общество, а, затем уж, государство) [2]. Если мы сориентируемся на опыт североатлантических юристов и воспользуемся формулировкой, аналогичной формулировке уголовного законодательства США, то сможем квалифицировать причинение смерти в результате нарушения правил дорожного движения в качестве убийства, которое было совершено с косвенным умыслом. В Японии за смерть человека в результате ДТП по вине пьяного водителя предусмотрен максимальный штраф в 2,5 миллиона долларов. Также поучителен опыт Франции. Если у нас за нарушение ПДД, следствием которого стала смерть двух или более лиц, наказанием будут принудительные работы (до 5 лет) с лишением прав до 3 трех лет либо лишение свободы до 9 лет с лишением прав до 3 трех лет, то во Франции за такое деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. В Китае же за ДТП при отягчающих обстоятельствах, совершенное в пьяном виде, предусмотрена смертная казнь.

С целью снижения риска возникновений ДТП, совершенных лицом в состоянии опьянения, и следствием которых стало причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или летальный исход, во многих государствах повышают ответственность за вождение в состоянии опьянения. Например, во Франции - один из самых высоких штрафов в Европе при превышении нормы в 0,08 промилле - это 4500

евро и лишение прав на три года. Штат Аризона в США за 0,08 промилле алкоголя в крови (для сравнения: В России 0,16 - разрешенная норма) принуждает водителя установить в машине гаджет и дуть в него каждый раз, когда тот захочет тронуться. Если гаджет определяет 0,08 промилле, машина не едет. Если водитель задержан с 0,2 промилле, его признают «особо опасным» и его помещают на 45 суток в тюрьму без возможности обжалования или приостановки решения судьи. Данные предупредительные меры можно назвать весьма эффективными. В Японии за нетрезвое вождение штраф составляет почти 9000 долларов либо (и) 5 лет тюрьмы. Особо примечательной мерой можно назвать то, что на 3000 долларов будут штрафовать и каждого пассажира, который едет с пьяным водителем.

Если за вождение в нетрезвом виде будут установлены высочайшие штрафы или применены меры (такие как, например, в Японии или штате Аризона), риск ДТП, отраженный в статье 264 УК РФ, будет значительно снижен. Также одной из предупредительных мер может стать введение балльной системы за нарушение ПДД, которая широко используется в США и которая существовала раньше в СССР. За каждое нарушение начисляется определенное количество баллов, при превышении которых идет лишение прав на определенный срок. За нарушения в состоянии опьянения предусмотрены высшие баллы, а также проводятся обязательные курсы о вреде вождения под воздействием состояния опьянения, устанавливается устройство блокировки зажигания. Учитывая вышесказанное, стоит отметить, что учет зарубежного опыта вполне допустим в России. Итак, с целью предупреждения данного вида преступления мы можем предложить следующие меры:

1. Воспользоваться формулировкой, аналогичной формулировке уголовного законодательства США, и квалифицировать причинение смерти в результате нарушения правил дорожного движения в качестве убийства, которое было совершено с косвенным умыслом;

2. Увеличить минимальные сроки лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;

3. Повысить штрафы за вождение в нетрезвом виде;

4. Ввести штрафы на каждого пассажира, находящегося в транспортном средстве с пьяным водителем;

5. Ввести систему баллов за нарушение правил дорожного движения;

6. Предусмотреть установку в транспортных средствах блокировку зажигания;

7. Проводить периодически курсы о вреде вождения в нетрезвом виде, о вреде превышения скорости и на другие актуальные темы.

Список литературы:

1.http://www.vigivanie.com/avari9/3378-russia-cr.html

2.http://tvemews.ru/Ыog/2429/51369/

© Л.Г. Литвяк, А.И. Зайцев, И.И. Бирюков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.