Научная статья на тему 'Общественная опасность управления транспортными средствами в состоянии опьянения'

Общественная опасность управления транспортными средствами в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7515
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ENSURING SAFETY OF PARTICIPANTS OF TRAFFIC / LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дунаева О.Н., Полякова С.В., Спиридонова И.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения. Анализируется зарубежный и отечественный опыт. Приведены результаты авторского исследования. Отмечается важность не только законодательного ресурса, но и необходимость усиления комплексного решения проблемы безопасности дорожного движения, посредством активации превентивных мер (форм и методов) в проведении профилактических мероприятий противодействия «вождению в состоянии опьянения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DANGER OF DRIVING IN STATE OF INTOXICATION

In article topical issues in the sphere of safety of participants of traffic are considered. Foreign and domestic experience is analyzed. Results of an author’s research are given. Importance of not only a legislative resource, but also need of strengthening of a complex solution of the problem of traffic safety, by means of activation of preventive measures (forms and methods) in holding preventive actions of counteraction to «driving in state of intoxication» is noted.

Текст научной работы на тему «Общественная опасность управления транспортными средствами в состоянии опьянения»

УДК 342.9 № 4 (11) / 2016, с. 21-26

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В СОСТОЯНИИ

ОПЬЯНЕНИЯ

Ольга Николаевна Дунаева

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: dunaevaon@grnail.com

Светлана Владимировна Полякова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: vip.polyakovasv@mail.ru

Ирина Александровна Спиридонова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: trans@susu.ac.ru

В статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения. Анализируется зарубежный и отечественный опыт. Приведены результаты авторского исследования. Отмечается важность не только законодательного ресурса, но и необходимость усиления комплексного решения проблемы безопасности дорожного движения, посредством активации превентивных мер (форм и методов) в проведении профилактических мероприятий противодействия «вождению в состоянии опьянения».

Ключевые слова: общественная безопасность, обеспечение безопасности участников дорожного движения, правовая ответственность.

PUBLIC DANGER OF DRIVING IN STATE OF INTOXICATION

Olga Dunayeva

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: dunaevaon@gmail.com

Svetlana Polyakova

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: maria.schiriaewa@mail.ru

Irina Spiridonova

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: trans@susu.ac.ru

in article topical issues in the sphere of safety of participants of traffic are considered. Foreign and domestic experience is analyzed. Results of an author's research are given. Importance of not only a legislative resource, but also need of strengthening of a complex solution of the problem of traffic safety, by means of activation of preventive measures (forms and methods) in holding preventive actions of counteraction to «driving

in state of intoxication» is noted.

Keywords: public safety, ensuring safety of participants of traffic, legal responsibility.

«Человекуправляет автомобилем так, как он живет».

Управление водителем транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является одной из распространенных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире. По инициативе России, Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011-2020 годы «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения», в которое включилось 70 стран мира; одним из актуальных направлений работы предусмотрено противодействие вождению в состоянии опьянения.

Сфере безопасности дорожного движения посвящен ряд исследований известных отечественных правоведов-административистов, таких как Б.В. Россинский, В.В. Лукьянов, В.И. Майоров, В.В. Головко, а также работы в смежных областях: медицине катастроф, транспортной психологии, педагогике (подготовка водителей) и др. [1]

Несомненно, в обеспечении общественной безопасности дорожного движения решающим фактором является правовая регламентация поведения участников дорожного движения, которая предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.

В процессе дорожного движения водитель является самым активным субъектом деятельности и именно на нем в большей степени лежит правовая ответственность за безопасность. Сама деятельность вождения в современных условиях предъявляет высокие требования к психике и когнитивной деятельности человека, к его знаниям и опыту, именно от водителя в большей мере зависит безопасность жизни и здоровья других участников движения (водителей, пассажиров, пешеходов) [5]. На сегодняшний день основной причиной ДТП является не технический, а человеческий фактор, в первую очередь нарушение правил дорожного движения, в том числе вождение транспортного средства в состоянии опьянения.

Алкоголь - один из самых коварных врагов всех участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров), так как делает их беззащитным перед лицом возможной опасности. Основная проблема -психофизиологическая, и заключается в том, что человек в состоянии алкогольного опьянения не только не замечает опасности, но и склонен завышать свои способности к управлению транспортным средством, чувствовать себя умнее, рискованнее, удачливее.

Кристиан Жерондо

При управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения водитель нередко работает на пределе своих возможностей, поэтому даже незначительное нарушение психофизиологических функций после приема небольших доз алкоголя становится причиной ошибок и ДТП.

Парадокс заключается в том, что участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры), не нарушающие требования ПДД, становятся «жертвами» нетрезвых водителей [6]. Чтобы не стать «жертвой» такого водителя необходимо знать особенности поведения водителей в состоянии алкогольного (или иного опьянения) и стараться заранее обнаружить их в транспортных потоках Такие водители обычно запаздывают при старте у светофора, резко тормозят, движутся на запрещающий сигнал светофора, им присуща резкая и извилистая траектория движения. В целом перечисленные признаки создают отчетливую картину, что автомобилем управляет «опасный» водитель, который можетбыть в состоянии опьянения (но может быть просто новичок или человек, не знакомый с местными условиями). Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ является самым опасным нарушением Правил дорожного движения (ПДД), так как приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.

Результаты и обсуждение авторского исследования. В рамках научно-исследовательской работы студентов, нами была предпринята попытка изучения отношения студентов-водителей к вождению транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения и распространенности этого явления. Была составлена мини-анкета (7 вопросов), в опросе приняли участие студенты 3 курса ЮУрГУ (НИУ), являющиеся водителями автотранспорта (дневная и заочная формы обучения, в количестве 31 человека, возраст 19-36 лет, 26 мужчин, 5 женщин) и обучающиеся по направлению подготовки «эксплуатация автомобильного транспорта».

Вопросы анкеты: 1. Социально-демо-графическая характеристика (социальное положение, пол, возраст, водительский стаж).

2. Как Вы оцениваете степень безопасности дорожного движения в нашей стране? (%).

3. На Ваш взгляд, какова доля ДТП, совершенных в состоянии алкогольного (или другого

опьянения)? (%). 4. Опасаетесь ли Вы (в качестве водителя, пешехода) стать «жертвой» пьяного водителя? (%). 5. Вы когда-нибудь «садились за руль автомобиля» в состоянии опьянения? (да/нет). 6. Привлекались ли Вы к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде? (да/нет). 7. На Ваш взгляд какие меры наиболее эффективны в преодолении данного явления? (свободный ответ).

Приводим краткий анализ результатов. Степень безопасности дорожного движения в нашей стране респонденты оценивают на 40%. Считают что алкогольное опьянение водителей является причиной 60-65% ДТП. Возможность стать «жертвой» в дорожной ситуации из-за пьяного водителя, предполагают 40% опрошенных. 35% респондентов признались в том, что «садились за руль» в нетрезвом состоянии. Самыми эффективными методами противодействия такому явлению считают правовое «наказание»: более частое проведение специальных рейдов ГИБДД и внушительные штрафные санкции, лишение водительского удостоверения (их указал и 70%), при более тяжелых последствиях уголовное наказание. Таким образом, вождение в состоянии опьянения является достаточно распространенным и опасным явлением, но из мер противодействия этому явлению называют только «наказание».

В то время как ряд авторов: В.И. Майоров, Е.Ю. Липатов, C.B. Ганзин, неоднократно указывали на возможность противодействия данной проблемы только путем ее комплексного решения, в частности усиления профилактических мер. В своих работах авторы пишут следующее: «Предотвращение чрезмерного употребления алкоголя начинается с наличия знаний об особенностях его воздействия на орган изм и, в частности, на способность управлять транспортным средством. Достаточная распространенность этих знаний не только удерживает самих водителей от поездки в нетрезвом виде, но и привлекает общественное мнение на борьбу с этим видом правонарушений, а также способствует повышению профессионализма лиц, осуществляющих профилактические мероприятия» [3; 2, с. 89]. В связи с этим имеет смысл подробнее рассмотреть некоторые наиболее важные изменения (стадия, степень), происходящие под воздействием алкоголя и влияющие на безопасность вождения транспортным средством.

Влияние алкоголя на психику и организм водителя. В период алкогольного опьянения у водителя происходят изменения на всех уровнях психики и во всех системах

организма. Суммарная оценка психофизического состояния опьяневшего определяется двумя основными эффектами алкоголя: психотропным и токсическим. В опьянении закономерно переплетаются полярные группы симптомов: эйфория и активность сменяются заторможенностью и нарастающим оглушением. Психомоторное возбуждение, в свою очередь, переходит в замедленные, плохо координированные движения и полную адинамию.

Дополнительным критерием оценки степени тяжести опьянения может бытьуровень концентрации алкоголя в крови. Но следует сразу же отметить, что тяжесть клинических проявлений опьянения и величина концентрации алкоголя в крови не всегда коррелируют. Тяжесть проявлений алкогольного опьянения зависит от концентрации и количества принятого алкоголя, функционального состояния пьющего, характера пищи, условий, в которых происходит прием спиртного. Сам процесс опьянения проходит две стадии, которые по-разному влияют на психофизическое состояние человека.

Первая стадия опьянения. В начальной стадии алкогольного опьянения вероятность ошибки водителя возрастает именно за счет склонности к переоценке своих возможностей и возможностей автомобиля, при этом человек обычно чувствует прилив сил, движения его становятся более быстрыми, пропадает усталость, самочувствие хорошее, настроение приподнятое, кажется, что способен на все. Но жертвой алкоголя на данном этапе становится не двигательная активность человека, а его способность к оценке и принятию решения. Эти самые важные для водителя функции поражаются первыми.

На второй стадии опьянения значительно увеличивается процент ошибок, связанных с недооценкой опасности ситуации, что повышает риск ДТП. Объясняется это тем, что алкоголь начинает отрицательно воздействовать на качества водителя, которые необходимы для правильного и своевременного восприятия опасности: резко ухудшаются острота зрения, объем внимания, способность видеть в темноте и т. д. Например, время, необходимое водителю для восстановления видимости обстановки после его ослепления светом фар встречного автомобиля, увеличивается в 2-4 раза и становится равным 14-30 секундам. Представление водителя о скорости движения, расстоянии до препятствий, время реакции и понимание того, что происходит вокруг, во многом определяются скоростью, с которой он восприни-

мает и перерабатывает информацию. Даже незначительная доза алкоголя вызывает снижение скорости восприятия и мышления почти в 2 раза, а это значит, что половина информации будет упущена. Так, например, нетрезвому водителю кажется, что до пешехода осталось 30 метров, хотя фактическое расстояние не превышает 15-18 метров. Водителю кажется, что он мгновенно нажал на педаль тормоза, а на самом деле тормозит с опозданием. Если сравнить качество вождения нетрезвого и трезвого водителей, то можно зафиксировать следующие наиболее распространенные ошибки: резкие повороты рулевого колеса, грубое переключение передач, частые и неожиданные изменения скорости движения и др.

Степени алкогольного опьянения. Простое алкогольное опьянение разделяется по критерию тяжести на три степени: легкое, среднее, тяжелое.

Легкая степень алкогольного опьянения характеризуется преобладанием психотропного действия алкоголя над токсическим. Обычно легкой степени опьянения соответствует концентрация алкоголя в крови в пределах 0,5-1,5%. Признаки алкогольного отравления центральной нервной системы малозаметны: отмечается снижение точности мелких движений; повышается процент ошибок при выполнении любых видов деятельности, требующей внимания и сосредоточенности; удлиняется время восприятия; внимание легко отвлекаемо, поверхностно; снижается критическое отношение к себе и окружающей ситуации. Психотропные эффекты алкоголя в легкой степени опьянения сводятся к переживаниям состояния психологического комфорта. Зачастую его сопровождает эффект неспецифической стимуляции. Настроение чаще повышено, отмечается эйфория, поведение имеет экспрессивный характер, отмечается расторможенность влечений (пищевого, сексуального). У опьяневшего обычно наблюдаются изменения со стороны вегетативной нервной системы: покраснение кожных покровов, подъем артериального давления, учащение пульса, потливость. Продолжительность алкогольного опьянения легкой степени широко варьирует -от нескольких минут до часа и более, и зависит от врожденных индивидных качеств конституциональной толерантности организма. Вслед за этим, как правило, отмечаются некоторый спад настроения, вялость, небольшая двигательная заторможенность. В то же время концентрация алкоголя в органах и тканях, в частности в мозге, еще длительное

время остается высокой, что и способствует психотропным эффектам.

Средняя степень простого алкогольного опьянения представляет собой уже более сложную картину, основанную на сочетании компонентов токсического и психотропного эффектов алкоголя. Прежде всего, отмечается возрастание удельного веса симптомов отравления центральной нервной системы, психотропное действие алкоголя становится менее регулируемым. Средняя степень алкогольного опьянения чаще развивается при содержании 1,5-2,5% алкоголя в крови. Отмечаются нарушения координации движений: мелкие, точные движения невозможны и становятся порывистыми и размашистыми. Психические переживания утрачивают цельность. Ориентировка в ситуации также частично нарушена. Восприятие внешних событий затруднено, ассоциативные процессы расстроены. Повышается самооценка, резко снижается критическое отношение к своему состоянию и поведению. Само поведение становится все более импульсивным, порой неадекватным. Типичны колебания настроения, на смену эйфории легко приходят недовольство, раздражительность, обидчивость. Появляются депрессивно окрашенные переживания, на смену которым вновь может прийти эйфория. Опьянение нередко заканчивается сном. Ряд событий опьянения (обычно финальные эпизоды) вообще могут забываться (амне-зироваться). При пробуждении отмечается выраженное интоксикационное состояние со сниженной работоспособностью.

Тяжелая степень простого алкогольного опьянения характеризуется преобладанием токсических эффектов алкоголя и явлений угнетения деятельности центральной нервной системы, концентрация алкоголя в крови -2,5% и выше (свыше 5% может привести к смерти). Тяжелая степень алкогольного опьянения соответствует сопорозному состоянию, а при углублении интоксикации - коматозному. Ориентировка полностью утрачивается, отмечаются массивные нарушения со стороны всех систем организма (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.). При выходе из опьянения на протяжении нескольких суток отмечаются интоксикационные нарушения, снижение работоспособности, амнезия периода опьянения.

Допустимые промилле «за рулем» в зарубежных странах. Все знают, что безопасное вождение возможно только в трезвом виде, однако в силу сложившихся культурных различий и традиций в разных странах

наблюдается вариативность «допустимых границ» промилле за рулем. Для ее определения достаточно рассмотреть, как влияет определенная концентрация алкоголя на человека за рулем, и как изменится его поведение, если предварительно употребить алкоголь.

0,2-0,5%о (промилле). В этом случае источники движущегося света уже воспринимаются с ошибками. Способность к оценке ситуации замедляется, но желание ускориться увеличивается. Водитель склонен к превышению скорости и утрачивает осторожность и аккуратность. Такой автомобиль для окружающих представляет опасность, так как движется рискованно, не соблюдается безопасный интервал и дистанция.

0,5-0,8%о - расстояние до объектов водитель не ощущает, нарушенное равновесие приводит к ошибкам в движении и управлении. Сбой в оценке ситуации выражен отчетливо. Освещенность, дистанция, сигналы светофоров и других транспортных средств не оцениваются адекватно.

0,8-1,2%о - данный уровень в крови сказывается расслабляющим действием. Уменьшается угол зрения, водитель характеризуется слабой реакцией на сигналы и окружающие изменения в действительности -действия слабые и неверные. Пропадает способность к концентрации внимания, водитель в таком состоянии очень опасен.

1,2-2,4%о - такое опьянение не только не позволяет управлять автомобилем, но и пребывать в ясном сознании. Нарушается зрение, реакция замедлена до предела, ориентация в пространстве искаженная.

2,4-3,2%о и более - ступор, сильная апатия. Возможен летальный исход из-за паралича дыхательных путей.

В мировой практике, при общем отрицательном подходе к вождению в состоянии алкогольного опьянения существуют различия, в том числе на уровне законодательных актов, однако «порог терпимости» в разных странах значительно варьируется:

0 промилле - в Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии;

0,1 промилле - в Албании;

0,2 промилле - в Норвегии, Швеции, Польше, Эстонии, Украине;

0,3 промилле - в России, Молдавии, Боснии и Герцеговине;

0,4 промилле - в Литве;

0,5 промилле - в Австрии, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Хорватии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Испании, Италии, Исландии, Латвии, Греции, Македонии,

Нидерландах, Португалии, Сербии, Словении, Швейцарии, Турции;

0,8 промилле - в Ирландии, Великобритании, Люксенбурге, Мальте.

Исследования, проведенные специалистами в области безопасности дорожного движения, показывают, что при концентрации содержания алкоголя в крови, даже если это один промилле (один промилле - это один грамм чистого алкоголя в одном литре крови), что приблизительно соответствует употреблению водителем 150 граммов водки, вероятность совершения ДТП в 10 раз больше, чем в случаях полного отсутствия алкоголя. При этом вероятность погибнуть в ДТП увеличивается более чем в 2,5 раза, а получить травму - более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5 промилле, вероятность совершить ДТП увеличивается в 55 раз, а погибнуть - в 16 раз.

В России количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, достаточно велико. На основе анализа ДТП, совершенными водителями в состоянии алкогольного опьянения, проведенного ГУ ОБДД МВД России, самыми «опасными» днями считаются суббота и воскресенье, а также понедельник, менее опасным (на 50%) - среда. Статистика также показывает, что наиболее дисциплинированными являются «профессиональные» водители автобусов и грузовых автомобилей (0,4-3%, от общего числа ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения), водители легковых автомобилей -основной источник опасности (79%). Анализ ГИБДД показывает, что более 30 тыс. водителей, «пойманных» за вождение в состоянии опьянения, ранее уже привлекались к ответственности за идентичное правонарушение, а некоторые из них - многократно.

Правовая ответственность участников дорожного движения. Законодательство в данной области постоянно совершенствуется, создаются новые нормативные акты, вносятся изменения в существующие. Наиболее «строгим» стал закон о пьянстве за рулем - Федеральный закон № 528 от 31 декабря 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности движения»1 начал дей-ствовать с 1 июля 2015 года.

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения : федеральный закон от 31 декабрь 2014 г. № 528-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. № 1 (часть I}. - Ст. 81.

В соответствии с законом езда повторно в пьяном виде считается уголовным преступлением. Для водителей в состоянии алкогольного опьянения при повторном нарушении установлен штраф в размере от 200 ООО рублей до 300 000 рублей или лишение свободы на срок до 2-х лет. В случае ДТП со смер-тельным исходом по вине пьяного водителя установлен нижний предел срока лишения свободы от 2-х лет. При отказе прохождения медицинского освидетельствования предусмотрен штраф 30 000 рублей и лишение прав от 18 до 24 месяцев. В случае передачи права управления лицу в состоянии алкогольного опьянения - штраф в размере 30 000 рублей и лишения права управления на срок от 18 до 24 месяцев.

Выводы:

Во-первых, как подтверждает авторское исследование, вождение в состоянии алкогольного (или другого) опьянения является

достаточно распространенным явлением и служит причиной ДТП с тяжелыми последствиями для участников дорожного движения.

Во-вторых, как подтверждает авторитетное мнение A.B. Майорова: «Профилактическое воздействие на виктимностьучастников дорожного движения со стороны отечественных правоохранительных органов, незначительно, и Россия уступает зарубежным странам в организации этой деятельности и ее эффективности» [4, с. 87].

В-третьих, на основе позитивного опыта «противодействия вождению в состоянии опьянения» в зарубежных странах, важно усилить профилактическую составляющую и превентивные меры (просветительские, социально-психологические, технические, медицинские и др.), в комплексном решении данной проблемы, что действительно приведет к эффективному результату.

Примечания

1. Клебельсберг Д. Транспортная психология / пер. с нем. А. Б. Тарасова ; под ред. В. Б. Мазурке-вича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.

2. Майоров В. И., Липатов Е. Ю„ Ганзин С. В. Профилактика управления транспортными средствами в состоянии опьянения: обзор мирового опыта // Проблемы права. - 2016. - № 1. - С. 87-97.

3. Майоров В. И., Липатов Е. Ю„ Ганзин С. В. Зарубежный опыт применения мер противодействия управлению автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. - http://www.nitc-aj.com/academic-journal

4. Майоров А. В. Виктимологическое обеспечение безопасности в области дорожного движения// Право и безопасность. - 2009. - № 2. - С. 86-88.

5. Полякова С. В. Стратегические приоритеты обеспечения безопасности участников дорожного движения // Правопорядок: история, теория, право. - 2015. - № 3. - С. 85-89.

6. Полякова С. В. К вопросу о безопасности участников дорожного движения // Конституция и жизнь современного общества: сб. науч. ст. / под общ. ред. В. И. Майорова. - Челябинск: Цицеро, 2015. -С. 158-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.