жизни людей. Но скрывающаяся при этом потенциальная угроза вынуждает определять нормы ответственности за нарушения установленного порядка безопасного использования данного блага технического прогресса. Установление Правил участия в данном процессе в принципе может определять порядок организации движения, отдавая приоритет с учетом определенного рода деятельности. Например, предоставлять приоритет транспортным средствам служб и ведомств, обеспечивающих жизнедеятельность людей -медицина, службы помощи при возникновении угроз жизнедеятельности.
В заключение можно отметить, что в современных условиях одним из важнейших факторов, определяющих уровень безопасности дорожного движения, становится эффективность законодательства об административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и процесса его реализации.
Всякий закон или правовой акт хорош, когда он решает определенную социальную задачу. Если закон не помогает решить правовую задачу, то становится памятником права. Поэтому главное требование к качеству закона - обоснованное отражение общественных потребностей. Государственная власть должна готовить законы, таким образом, доводить их до такой «кондиции», чтобы работающим с ними должностным лицам, простым людям было все ясно непосредственно из текста. Открывая соответствующую статью, прочитав, все должно быть понятно, можно действовать. Но по причине, что правовое поле в России очень многоплановое, на практике это получается крайне редко. В этой связи необходимо конкретизировать нормы ответственности и
исключить из законов, определяющих административную ответственность, «особый порядок» в отношении определенного круга лиц, а возможно, наоборот, рассматривать нарушение закона с их стороны как отягчающую составляющую с учетом правоохранительного рода деятельности.
Действующие нормы ответственности за нарушения в области дорожного движения необходимо оптимизировать (унифицировать) с учетом опасности и возможных последствий участниками движения установленного порядка участия в процессе дорожного движения. Проведение такой работы позволит правоприменителю, в лице Госавтоинспекции, более эффективно влиять на участников дорожного движения, побуждая последних повысить уровень осознания опасности нарушений при участии в дорожном движении.
Литература
1. Данные сайта научно-информационного журнала Биофайл // URL: http://biofile.ru/his/532.html
2. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1961 «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Свод законов СССР. 1990. Т. 10.
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: утв. ВС РСФСР 20.06.1984) // Свод законов РСФСР. Т. 8.
4. Данные с официального сайта ГУ ОБДД МВД России - Госавтоинспекция // URL: http:// www.gibdd.ru
5. Федоров В. А. Актуальные задачи правового регулирования в области дорожного движения // Право и безопасность. 2007. № 3-4 (24-25).
УДК 351.811.122 : 159.9 ББК 39.3
© 2015 г. А. В. Марченко
ДИСЦИПЛИНА НА ДОРОГЕ КАК ОСНОВНОЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме - дисциплине на дороге, состояние которой на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Автор описывает основные причины дорожно-транспортных происшествий, а также условия, послужившие их возникновению, например психофизическое состояние водителей, либо безграмотность со стороны участников дорожного движения.
Ключевые слова: дисциплина, правила дорожного движения, участник дорожного движения, безопасность дорожного движения, водитель, транспортное средство.
Юристг-Правок^дъ, 2015, № 2 (69)
DISCIPLINE ON THE ROAD AS THE MAIN ASPECT OF ROAD SAFETY
The article is devoted to an actual problem - discipline on the road, the condition of today wants to have the best. The author describes the main causes of road accidents, as well as the conditions giving their appearance, such as psychological and physical condition of drivers, or ignorance on the part of road users. Keywords: discipline, rules of the road, road safety, the driver, the vehicle.
Значение слова дисциплина трактуется по разному, но для ситуаций, возникающих на дорогах, более подходящим будет такое понятие, как обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Та ситуация, которая связана с проблемами транспортной, или правильнее сказать дорожной дисциплины, существует в нашей стране практически во всех ее регионах. Не секрет, что осложнение обстановки особенно присутствует в больших городах, т. е. там, где создается большое скопление транспорта. Именно этот фактор влияет не только на увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, но и на возникновение транспортных пробок, затрудняющих движение, в результате чего водители, управляющие своими автомобилями, всякими различными способами пытаются поскорее выбраться из этого плена, забывая и про правила дорожного движения, и про дисциплину на дороге.
Одной из причин влияющей на возникновение желания у водителей нарушать дисциплину и правила дорожного движения, является ухудшение психофизического состояния человека, т. е. способность адекватно реагировать на раздражающие воздействия окружающей среды. В этих условиях поведение человека часто не контролируется его сознанием, и он сталкивается с последствиями проявленных внутренних состояний в виде ошибочных решений, неточностей, несогласованности действий и непонимания со стороны других людей.
Дисциплинированный водитель - это тот водитель который знает и соблюдает правила дорожного движения. Зачастую именно из-за пренебрежения, или по причине незнания «Правил дорожного движения», на дорогах возникают ситуации, которые называют дорожно-транспортными происшествиями. В наше время многие водители намеренно переступают черту «дорожного» закона, особенно это распространено среди молодых и еще неопытных водителей, которые из-за своего небольшого водительского стажа не задумываются о последствиях своих действий. Часто водитель ставится перед фактом отсутствия четкой схемы действий, когда, тем не менее, требуется принять единственно правильное и оптимальное решение, необходимое для предотвращения аварии. Обычно для подобной ситуации
характерны жесткие временные ограничения в нестандартных психофизиологических условиях.
На принятие решения воздействует ряд факторов, свойственных каждому конкретному водителю:
- деятельность памяти;
- работоспособность;
- эмоционально-волевой фактор;
- концентрация внимания;
- время адаптации к новым условиям движения;
- продолжительная физическая выносливость и стойкость к нервно-психическому перенапряжению.
Так, анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что к негативным последствиям приводят одни и те же причины. Этот список весьма показателен: недисциплинированность водителей и игнорирование «Правил дорожного движения», управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, нарушение скоростного режима, неправильный обгон, отвлечение внимания, нервно-психическое перенапряжение (состояние стресса), неверное прогнозирование ситуации на дороге, нарушение правил маневрирования, неправильный проезд перекрестков и железнодорожных переездов. Довольно часто при детальном анализе дорожно-транспортных происшествий совершенно не учитывается состояние здоровья водителя. Статистика свидетельствует о том, что самые тяжелейшие дорожно-транспортные происшествия происходят в хороших дорожных условиях: при нормальной видимости, свободной дороге, технически надежном автотранспорте и на прямых участках трассы.
Во многом поведение водителей определяется и реализуется с помощью суммы нейрофизиологических и психологических процессов. Иногда невозможно даже понять, когда возникла экстремальная ситуация, повлекшая за собой дорожно-транспортное происшествие. Как правило, в этот момент перед транспортным средством внезапно возникает неподвижное препятствие: пятно гололеда, упавший с кузова груз: сугроб, выбоина и проч. или подвижное препятствие: велосипедист, пешеход, животное, слетевшее колесо и прочее. Когда возникает аварийная ситуация, у участников дорожного движения остается очень мало времени, чтобы принять все возможные
меры для ее устранения. В противном случае даже малейшая ошибка или неправильное действие могут закончиться повреждением транспортных средств, увечьями и даже гибелью людей.
Известно, что безопасный стиль вождения соблюдают водители в возрасте 40-45 лет со стажем не меньше 6-7 лет, тогда как их прежние возможности снижаются с приближением к 60-летнему возрасту. Аварии возможны и при пятилетнем стаже работы, когда приобретенные стабильные навыки и самоуверенность в своих возможностях часто приводят к снижению внимания, пренебрежению осторожностью и утрате необходимой бдительности.
Монотонная информация притупляет внимание, поскольку большой объем информации и мгновенное ее изменение (например, большой транспортный поток либо увеличение скорости) иногда заставляет водителей в течение минимального промежутка времени принимать неверные решения. Немалую роль здесь играет и взаимодействие с другими участниками движения, чьи действия и намерения часто непредсказуемы. При громкой ритмичной музыке, побуждающей увеличивать скорость, не менее сложно обеспечивать безопасность дорожного движения, поскольку это влечет за собой нарастание напряженности, отчего исчезают страх, сомнения и возникает повышенное эмоциональное возбуждение. При этом водитель вынужден затрачивать немалые волевые усилия, что крайне негативно отражается на его нервно-психическом состоянии. Кроме того, состояние водителя находится в определенной зависимости от возможности или невозможности занимать удобную позу, обеспечения хорошего обзора, защиты от вероятного попадания в кабину газов, вибрации и тряски.
Усложнение управления автомобилем происходит из-за перегрузок от частого изменения скорости и направления движения, плохой видимости, ослепления светом встречного и попутного автотранспорта. Дефекты органов ощущения, особенно зрения и слуха, повышенная усталость, плохое самочувствие, монотонность работы (засыпание) и алкогольное опьянение угрожают неадекватным восприятием опасности. Даже незначительная доля опьянения может стать причиной аварии. Алкоголь снижает быстроту реакции, ведет к потере самоконтроля, повышенной возбудимости и эйфории, возникающей в связи с экспансивным подъемом. В таком состоянии водитель не замечает опасности и едет со значительным превышением скорости, совершает рискованные маневры, не понимая, что временное возбуждение может смениться ярко выраженным торможением психофизиологических процессов. От-
сюда понижается острота зрения и резко уменьшается внимание. Большинство водителей, чье легкое опьянение повлекло за собой дорожно-транспортное происшествие, часто недооценивают выраженность нервно-психических расстройств, возникающих при приеме пусть даже незначительных доз алкоголя. Более высокие степени опьянения значительно повышают степень риска возникновения аварий. В таком состоянии водитель едет словно «на автомате», а его действия становятся агрессивными или заторможенными. Часто он даже не понимает, что с ним происходит. Регулярное употребление алкоголя ведет к повышенной раздражительности и ухудшению работоспособности. Нередко в этом случае восстановление нормальных психофизиологических и иных функций становится невозможным, поскольку продукты распада алкоголя могут сохраняться в мозгу человека в течение 25 дней. Каждый человек имеет обусловленные генетикой качества, проявляющиеся в его деятельности. Тренировка и увеличение стажа вождения дает возможность задействовать и развивать положительные стороны его психофизиологии.
Любой участник дорожного движения, будь то водитель, пассажиры или пешеходы, надеются, что им удастся избежать экстремальной ситуации, связанной с движением автотранспорта. Это осуществимо только в том случае, когда знание, опыт, уважительное отношение друг к другу, навык управления автотранспортом, безукоризненное соблюдение «Правил дорожного движения» и удача станут превалировать над халатностью, излишним лихачеством и надеждой на «авось» -причинами неизбежной трагедии. Предлагаемые рекомендации позволят если не исключить, то минимизировать возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Необходимо так же отметить, что дисциплинированный и ответственный водитель должен в первую очередь обратить внимание на техническое состояние своего автотранспорта. Помимо того, что стоит с доверием относиться к мастеру, готовящему автомобиль к эксплуатации, необходимо самостоятельно проверять машину перед выездом. Здесь нужно следовать универсальному правилу. Автомобиль должен быть безопасным всегда, вне зависимости от любой ситуации. Лучше всего самому проверить исправность автотранспорта, прежде чем покинуть гараж или стоянку. Сначала следует проверить тормозную систему, предварительно нажав пять раз «до упора» на педаль тормоза. Далее проверяется рулевое управление, давление в шинах и надежность крепления гаек, чему обычно мешают декоративные колпачки. Кроме того, нужно обратить вни-
Юристг-Правов^дъ, 2015, № 2 (69)
мание на ремни безопасности, работу электрооборудования и стеклоочистителей, наличие аптечки и ее укомплектованность всем необходимым, возможность быстро достать монтировку, заполнение топливного бака, наличие масла, воды, зеркал. И, наконец, следует проверить, нет ли под автомобилем пятен, характерных для потеков. Все эти действия следует проводить автоматически, поскольку это гарант не только безопасности самого водителя, но и остальных участников дорожного движения.
Следует заметить, что особенно тщательно нужно готовиться к выезду после зимних месяцев. «Адаптационную» поездку лучше всего начинать на малолюдной улице или дворе. Каждый водитель обязан знать наизусть «Правила дорожного движения» и обязательно помнить, что именно от этих знаний зависит жизнь участников дорожного движения, сохранность материальных ценностей и юридические издержки при дорожно-транспортном происшествии.
Как показывает практика, наиболее распространенными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
- превышение установленной скорости движения (17 % ДТП);
- несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, т. е. такой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке впереди идущей машины избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения п. 9.10 ПДД - более 2,5 % ДТП;
- нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках, когда у водителя, движущегося по второстепенной
дороге, при перепаде уклона дороги отсутствует достаточная зона видимости, и он не имеет возможности видеть проезжую часть перед обгоняемым автомобилем;
- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25 % ДТП);
- нарушение правил обгона (почти 15 % ДТП);
- несоблюдение очередности проезда; нарушение правил маневрирования, перестроение, поворот или разворот (9 %, ДТП);
- другие причины - резкое торможение, не подача световых указателей маневра перестроения, поворота, разворота, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем.
Вместе с тем, даже не нарушая правил ПДД, можно попасть в аварию - достаточно просто отвлечься на минуту. При этом факторе внимание притупляется, и водитель может не заметить выбежавшего на дорогу пешехода и вовремя среагировать. Даже если очевидно, что этот пешеход нарушил правила, вы могли бы успеть предотвратить инцидент, если бы не отвлекались. Помимо этого, невнимательный водитель может не заметить загоревшийся на впереди идущей машине стоп-сигнал или сигнал указателя поворота. Некоторые умудряются даже потерять свою полосу движения. В результате - снова авария. Невнимательность среди пешеходов, переходящих проезжую часть, так же является причиной тяжелых последствий.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что практически основным фактором для снижения аврийности на дороге является необходимость соблюдения дисциплины, которая включает в себя знание и выполнение требований ПДД, а также вежливое и корректное взаимоотношение между участниками дорожного движения.
УДК 347.4 ББК 67.99
© 2015 г. И. П. Кожокарь
ДЕФЕКТЫ ОБЪЕКТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
Статья посвящена изучению дефектов, связанных с одним из элементов обязательственного правоотношения - объектом. Изучаются дефекты, появляющиеся на различных стадиях развития обязательства, прежде всего, его возникновения и изменения. Ключевые слова: дефект, объект, правоотношение, обязательство.
DEFECTS OF OBJECT OF OBLIGATION RELATIONSHIP
The article is devoted to the defects concerned with one of the elements of a legal relationship - an object. We research the defects that appear at different stages of development of obligation, above all, its appearance and change.
Keywords: defects, object, legal relationships, obligation.