Научная статья на тему 'Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения'

Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1535
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ГИБДД МВД РОССИИ / POLICE / ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS IN TRAFFIC LAW ENFORCEMENT / TRAFFIC LAW ENFORCEMENT / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTION OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Бекетов Олег Иванович, Майоров Владимир Иванович

В настоящее время требуется дальнейшее совершенствование законодательства об административной ответственности в области дорожного движения. Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость. Существенная роль в ее решении принадлежит органам и подразделениям МВД России и особенно Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Эффективность обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависит от эффективности применения административных наказаний. Этот фактор позволит усовершенствовать механизм административно-правового регулирования в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Бекетов Олег Иванович, Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Raising Effectiveness of Administrative Responsibility for Road Traffic Offences

It is urgent to further improve legislation in regard to administrative responsibility concerning road traffic. Significant social and economical damage resulting from road traffic accidents makes traffic law enforcement a national problem. An important role in tackling this task belongs to the agencies and units of the Russian Interior Ministry and especially to the State Traffic Safety Inspection. Effective traffic law enforcement largely depends on the efficient administrative punishment. This factor will contribute to improved administrative legal regulation in the sphere under study.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения»

УДК 342.9 © В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров, 2017

Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров

В настоящее время требуется дальнейшее совершенствование законодательства об административной ответственности в области дорожного движения. Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость. Существенная роль в ее решении принадлежит органам и подразделениям МВД России и особенно Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Эффективность обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависит от эффективности применения административных наказаний. Этот фактор позволит усовершенствовать механизм административно-правового регулирования в исследуемой сфере.

Ключевые слова: административные наказания, административные наказания в области дорожного движения, безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, органы внутренних дел,

полиция, ГИБДД МВД России.

Актуальна точка зрения Ю . П . Соловья, отмечающего, что теория административно-деликтного права, по крайней мере в той части, в которой она оказалась освоенной разработчиками официального проекта КоАП РФ, по-прежнему стоит на месте [1, с . 3]. Подобного взгляда придерживаются многие авторы [2, с . 12; 3, с . 4; 4, с . 12]. В январе 2015 г. осуществлена попытка официальной модернизации законодательства об административном правонарушении, однако и она не дала ожидаемых результатов [5, с . 15].

В настоящее время как никогда требует дальнейшего совершенствования законодательство об административной ответственности в области дорожного движения . Значительные размеры социальных и экономических потерь от ДТП придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость [6]. Трудно согласиться с мнением о том, что введение балльной системы учета нарушений Правил дорожного движения отрицательно скажется на правоприменительной деятельности ДПС . Учет повторных правонарушений в административном законодательстве применяется значительное время, и за повторные проступки нарушитель справедливо, на наш взгляд, получал более суровое наказание . Отмена в 1989 г. такого вида учета была явно преждевременной

Анализ состояния административной практики и проведенные социологические исследования по-

казывают, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходило из-за отсутствия необходимого механизма воздействия на злостных нарушителей Правил дорожного движения Дальнейшее совершенствование действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения поможет повысить его эффективность Так, введение законодателем административной ответственности за установку и использование водителями транспортных средств антирадаров — приборов, с помощью которых можно вести контрнаблюдение за радарами ДПС, помогло бы снизить количество нарушений, связанных с превышением установленной скорости движения . Считаем, что указанные деяния виновных лиц необходимо рассматривать как посягательство на порядок управления, установленный государством, что является административным деликтом, представляющим большую общественную вредность, поскольку использование антирадарных приборов позволяет безнаказанно превышать установленную скорость движения, т е совершать деяние, посягающее не только на установленный государством порядок управления, но и жизнь, здоровье граждан, безопасность дорожного движения, что в конечном счете может привести к уголовно наказуемому правонарушению .

Кроме того, подобный административный деликт необходимо своевременно пресекать в силу того, что он посягает на действия и нормальную ра-

боту уполномоченного органа (должностного лица) по организации и обеспечению безопасности дорожного движения . По степени общественной вредности указанное правонарушение аналогично правонарушению, выразившемуся в оставлении места дорожно-транспортного происшествия или неподчинении сигналам регулировщика дорожного движения

Определенный опыт пресечения указанного деликта имеется в развитых зарубежных странах. Так, законодательством ФРГ запрещено применение приборов, установленных в салоне транспортного средства, для обнаружения сигналов радаров дорожной полиции, с помощью которых определяется и фиксируется скорость движения . Лица, виновные в таком правонарушении, могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком до 5 лет или оштрафованы на крупную сумму денег. После объявления приговора суда аппаратура, используемая для обнаружения импульсов контрольно-измерительных приборов дорожной полиции, подлежит конфискации 1 .

К сожалению, до настоящего времени административным законодательством России не предусмотрена ответственность граждан за применение технических средств наблюдения, контроля, измерения и других приборов обнаружения специальной техники органов внутренних дел, что отрицательно сказывается на эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, применения административной ответственности за превышение установленной скорости движения транспортных средств По нашему мнению, будет правильным ввести административную ответственность за применение водителями транспортных средств приборов обнаружения контрольно-измерительной техники ДПС. Виновные лица могут быть подвергнуты денежному штрафу в размере от 300 до 500 рублей .

Установление административной ответственности за применение антирадарных приборов — не единственный резерв повышения эффективности правоприменительной деятельности Госавтоинспекции и совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения

Правила дорожного движения запрещают водителю разговоры по телефону во время управления транспортным средством без системы, обеспечивающей свободное движение рук «хэндс-фри». Длительное время административная ответственность за нарушение такого запрета законодателем не устанавливалась Действующий федеральный закон предусматривает за это правонарушение ми-

нимальное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере 300 рублей Необходимо предусмотреть административную ответственность за любое использование радиоэлектронных средств (например, смс-сообщение и др.) во время управления транспортным средством. За аналогичное деяние в Ирландии и некоторых других странах полагаются штраф в 435 евро или три месяца тюремного заключения . Если же виновный заплатит штраф в течение семи дней, то он уменьшается до 90 евро . Но для тех, кто забудет или не захочет его платить, размер вырастает в арифметической прогрессии [7, с. 123]. Полагаем, необходимо реализовать подобный подход и в российском действующем законодательстве

Управление транспортным средством в состоянии опьянения - одно из опасных нарушений Правил дорожного движения, так как часто является причиной дорожно-транспортных происшествий Некоторые авторы, исследующие проблемы безопасности дорожного движения, выступают против дифференциации ответственности на основании степени опьянения, так как интересы безопасности движения диктуют необходимость предупреждения случаев управления транспортом в состоянии опьянения независимо от его степени. Малозначительное опьянение может оказать решающее влияние на обострение дорожной ситуации Кроме того, Правила дорожного движения однозначно запрещают управлять транспортным средством в состоянии опьянения Проведенный опрос сотрудников ДПС и медицинских работников показал следующее: респонденты, учитывая российский менталитет, считают, что водителю нельзя разрешать иметь в крови 0,3 промилле алкоголя, поскольку у него данное количество обязательно будет превышено во много раз Водитель, принявший даже небольшое его количество, не должен управлять автомобилем, так как не сможет понять и исполнить требования норм Однако некоторые сотрудники МВД России, в том числе руководители и научные работники, находят идею о введении в России предельно допустимой концентрации алкоголя в крови водителя и дифференциации наказания в зависимости от степени опьянения вполне реальной [8, с. 33], что, на наш взгляд, стало бы еще одной эффективной мерой в борьбе с пьянством за рулем Кроме того, справедливо ввести конфискацию автомобиля за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения водителей и без права управления Исследования показывают, что лишенные права управления сроком на 5 лет и более водители продолжают управлять и совершать ДТП,

1 Радиолокационные измерители скорости на службе полиции ФРГ // Научно-технический реферативный сборник ВНИИЦБД МВД СССР. 1982. № 3(43).

несмотря на установленный запрет, как правило, на технически устаревших моделях, находящихся в эксплуатации 20 и более лет Установление на автомобилях технических средств, ограничивающих движение водителей в состоянии опьянения, сегодня вряд ли решит проблему. Эффективнее применять специальную конфискацию транспортного средства, о чем говорит современный опыт Республики Беларусь 2 .

Нарушения здоровья водителя могут быть обусловлены не только воздействием алкоголя или наркотических средств Управление транспортными средствами в утомленном состоянии также создает угрозу безопасности дорожного движения Например, тот, кто несколько суток подряд спал всего по 4 часа, пребывает в состоянии, которое можно сравнить лишь с тяжелым похмельным синдромом Всего одна бессонная ночь замедляет рефлексы человека, как 0,8 промилле алкоголя 3 . Состояние здоровья водителя, по мнению ученых, также оказывает значительное влияние на безопасность дорожного движения Так, В Миддендорф на основании исследования ряда групп водителей констатирует, что в группе из 600 человек, которые были виновны в совершении ДТП, у 60% обнаружены признаки различных заболеваний, а в группе из 2500 водителей 35% не должны были управлять транспортными средствами из-за таких заболеваний, как сердечная недостаточность, прогрессирующий сахарный диабет, дальтонизм 4 . Однако статистика, отражающая влияние состояния здоровья водителя на совершение ДТП, не ведется ни в одном государственном органе, что свидетельствует о недостаточной изученности этой проблемы в России На несовершенство правового регулирования медицинских аспектов контроля за состоянием водителя указывает то, что водитель ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за состояние собственного здоровья и наличие медицинских противопоказаний [11, с . 38]. В некоторых странах действует положение, согласно которому проводится комплексное освидетельствование всех лиц, совершивших серьезные нарушения правил дорожного движения [12, с. 19].

Влияние на безопасность дорожного движения оказывает употребление лекарственных препаратов за рулем Многие лекарства угнетают центральную нервную систему, вызывают вялость и сонливость, нарушают координацию движений, снижают скорость принятия решений, что вызывает риск ДТП К таким препаратам относят: нейролептики, кото-

рые тормозят работу центральной нервной системы; антидепрессанты; транквилизаторы, снижающие способность концентрироваться и нарушающие тонкие скоординированные движения; препараты лития, ослабляющие концентрацию внимания при долгом использовании; антигистаминные средства; препараты, обладающие снотворным и седативным действием [13, с. 38-39].

По данным журнала «Santé du Monde» — органа издания Всемирной организации здравоохранения — существует семь групп медикаментов, наиболее опасных для водителей транспортных средств и других участников дорожного движения: лекарственные препараты, действующие на нервную систему; снотворные; средства от тошноты и различных видов аллергии; болеутоляющие; возбуждающие; препараты для лечения эпилепсии и гипертонии . Их прием замедляет реакцию, снижает способность концентрировать внимание, уменьшает работоспособность Принятие этих препаратов может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге Для предупреждения населения об опасных последствиях приема медикаментов в Норвегии на упаковке препаратов, относящихся к вышеназванным группам, наклеивается предупреждающий ярлык (красный треугольник на белом фоне) . Данная процедура вменена в обязанность изготовителям препаратов В Норвегии лица, управляющие транспортным средством после приема таких лекарств, подвергаются штрафу наравне с нетрезвыми водителями . Аналогичное законодательство действует в Швеции, Дании и Финляндии . Введение в российское законодательство административной ответственности за подобные правонарушения также может повысить эффективность его работы

Сочетание алкоголя с некоторыми лекарствами увеличивает риск совершения ДТП (усиливают влияние алкоголя, например, седативные препараты и транквилизаторы, антидепрессанты и антигиста-минные препараты [8, с. 33]) . За рубежом существует примерный перечень таких препаратов, в аннотациях к которым сделаны необходимые пометы . Целесообразно закрепить подобный перечень в официальном порядке и при изучении Правил дорожного движения доводить данную информацию до водителей

Несмотря на запрет управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болез-

2 Официальный сайт ГИБДД Республики Беларусь. URL: http://www.belgov.ru.

3 Исследования показывают, что сон менее 6 часов в сутки ухудшает координацию движений, скорость реакции и принятия решений . Еще более серьезную угрозу представляют невыспавшиеся водители в темное время суток [9, с . 27].

4 Проведенное исследование в России показало, что из 200 водителей, подвергшихся проверке в процессе дорожного движения, лишь 2 находились в состоянии опьянения, 25 имели повышенное артериальное давление, 3 были в состоянии гипертонического криза [10, с . 24].

ненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, ответственность в российском административном законодательстве за подобные действия не предусмотрена В проекте КоАП РФ была сделана такая попытка, но позже от данных положений разработчики отказались Полагаем, эта ситуация сложилась из-за отсутствия механизма привлечения к ответственности за указанные нарушения Однако вести речь о полном отсутствии правовой базы нельзя Приказ Минздрава от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» 5 предусматривает, что при проведении освидетельствования на состояние опьянения необходимо выявлять нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работ с источниками повышенной опасности

Согласно данному документу при освидетельствовании могут быть выявлены и другие, не обусловленные нетрезвым состоянием расстройства здоровья, что служит медицинским показанием для отстранения освидетельствуемого лица от деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности по состоянию здоровья 6 .

Выявление признаков нарушения функций, предположительно, обусловленных алкогольной интоксикацией, позволяет своевременно отстранить освидетельствуемого от работы с источниками повышенной опасности

Полагаем, необходимо наделить сотрудников полиции правом отстранения от управления транспортным средством и направления на медицинское освидетельствование водителя, в отношении которого существуют достаточные основания полагать, что он управляет транспортным средством с нарушениями функционального состояния здоровья, создающими угрозу безопасности дорожного движения, и внести изменения в ст. 27.12 КоАП РФ. Конечно,

выявлять нарушения по внешним признакам смогут сотрудники ДПС, прошедшие определенную подготовку

Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 г. в Брюсселе, предусматривает в приложении, что лишение права управления транспортным средством может применяться в случае совершения деяний, среди которых управление транспортным средством:

а) в состоянии опьянения или под воздействием алкоголя;

б) под воздействием наркотиков или других веществ, оказывающих аналогичное воздействие;

в) в плохом физическом состоянии в результате чрезмерной усталости

Таким образом, уже давно предпринята попытка привлечь внимание исследователей и практических работников к проблеме здоровья водителей Проведенное анкетирование среди водителей и сотрудников ДПС показало, что треть водителей и 57% сотрудников считают управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии опасным

Полагаем, что преждевременно отменена административная ответственность за иные нарушения Правил дорожного движения, создание аварийной обстановки, групповое передвижение, создающее помехи, причинение ущерба в результате ДТП и т д Поспешно упразднено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке или предоставлении транспортного средства, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика Дальнейшее совершенствование действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения поможет повысить его эффективность

Список литературы

1. Соловей Ю. П. К критике некоторых концептуальных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : мат-лы всерос. науч. -практ. конф . / под общ . ред . Ю. П. Соловья . Омск, 2004

2. Дугенец А. С., Масленников М. Я. Правоприменение по делам об административных правонарушениях: реалии и перспективы оптимизации М , 2011

3. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административной ответственности // Административное право и процесс. 2015. № 5 .

5 Рос. газета. 2016. 23 марта .

6 Показанием к отстранению от работы с источником повышенной опасности служит выявление симптомокомплексов острых или обостренных хронических заболеваний, переутомления или других выраженных нарушений функционального состояния, сопровождающихся снижением работоспособности и повышением риска возникновения несчастных случаев .

4 . Кисин В. Р. Состояние границы между административной и уголовной ответственностью // Административное право и процесс . 2016 . № 9.

5 . Степаненко Ю. В. Проект КоАП РФ: очередной «холостой выстрел» или все-таки цель // Административное право и процесс . 2015 . № 7.

6 . Административная деятельность полиции . Часть Особенная : учеб . пособие / под ред . проф . О . И . Бекетова . Омск, 2016 . 312 с .

7. Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения : монография . Омск, 2007.

8 . Головко В. В., Иванова О. А. Управление транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения // Научный вестник Омской академии МВД России . 2015 . № 4 .

9 . Чечилова С. Человечество не высыпается // Здоровье . 2001. № 9 .

10 . Зеренин А. Материалы выступления на Второй Всероссийской практической конференции по безопасности дорожного движения // Автомобильный транспорт. 1999. № 2.

11. Кондратьев В. Д., Лисин В. В. К вопросу о правовых проблемах медицинского обеспечения безопасности дорожного движения // Юрист . 2000. № 9 .

12. Дмитриев С. Н. Проблемы текущего контроля психофизического состояния водителей автомото-транспортных средств // Закон и право . 2002. № 10 .

13 . Мельников А. Четыре колеса не терпят других «колес» // Здоровье . 2002. № 2.

УДК 342.951 © М. В. Фарафонова, 2017

Возбуждение дела об административном правонарушении за невыполнение в срок законного предписания органа внутренних дел (полиции)

М. В. Фарафонова

Специфика возбуждения административного дела за невыполнение в срок законного предписания органов внутренних дел выражается прежде всего в необходимости составления предварительных документов, необходимых для проведения внеплановой проверки. Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами. Полагаем, что достижение целей в производстве по делам об административных правонарушениях за невыполнение в установленный законом срок предписания органов внутренних дел (полиции) во многом обусловлено первоначальными процессуальными действиями сотрудников полиции. В теории права они получили название административного расследования, в законодательстве и правоприменительной практике — возбуждение дела об административном правонарушении и выступают важнейшей процессуальной стадией в административно-юрисдикционном процессе.

Ключевые слова: предписание органа внутренних дел, возбуждение дела об административном правонарушении за невыполнение в срок законного предписания органа внутренних дел, административное правонарушение.

В юридической литературе стадия возбуждения дела об административном правонарушении не получила единого наименования . Так, ее называют «первичные процессуальные действия», «административное расследование», «возбуждение дела и ад-

министративное расследование по делу», «первая стадия производства» [1, с . 9; 2, с . 115].

Несмотря на различные подходы к названию первоначальной стадии производства, анализ существующих в юридической литературе дефиниций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.