Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / VALUE / VALUE ORIENTATION / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щикочихина В.А.

В статье уделяется внимание ценностным ориентациям современного человека и их влияние на ответственность как на качество личности. Представлена важность ответственности в различных науках, рассмотрены основные требования ответственности в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS OF THE MODERN PERSON

The article pays attention to the value orientations of a modern person and their influence on responsibility as a quality of a person. The importance of responsibility in various sciences is presented, the main requirements of responsibility in a team are considered.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

УДК 177.9

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Щикочихина В.А., студент группы 15ПрофО(ба)ППД, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: valiq9765@list.ru

Научный руководитель: Султанова Т.А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье уделяется внимание ценностным ориентациям современного человека и их влияние на ответственность как на качество личности. Представлена важность ответственности в различных науках, рассмотрены основные требования ответственности в коллективе.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ответственность.

Ценности и ценностные ориентации являются значимыми в жизни каждого человека и общества в целом и занимают главное место в структуре личности. Именно ценности влияют на поведение человека, его поступки, способствуют формированию и развитию такого немаловажного качества как ответственность.

Рассмотрим подробнее, что же представляют собой ценностные ориентации личности. Проблему ценностей рассматривают такие известные ученые, как А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, А.В. Кирьякова и другие ученые, в числе которых В.Ф. Сержантов и А. Маслоу.

Ученые по-разному трактуют понятие ценностных ориентаций личности. По мнению А.Г. Здравомыслова - это фактор, регулирующий мотивацию человека, а В.А. Ядов считает, что ценности прогнозируют направленность поведения [7, с. 12]. В своей статье А.В. Кирьякова пишет о том, что ценности - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом [1, с. 316]. Вместе с тем понимание ценностных ориентаций предполагают как направленности человека и его взаимоотношения с обществом и отношение к различным явлениям действительности.

В работе М. Рокича ценности разделены на два класса: терминальные - уверенность в том, что необходимо стремление в достижении конечной цели индивидуального существования; инструментальные - уверенность в том, что все свойства личности являются важными в любой ситуации.

Инструментальные ценности Д.А. Леонтьев характеризует с точки зрения их противопоставления [3, с. 15]:

1) ценности этические (честность) - ценности межличностного общения (воспитанность, чуткость). Ценности профессиональной самореализации (ответственность, исполнительность);

2) индивидуалистические (независимость, воля), конформистские (самоконтроль, ответственность) - альтруистические (чуткость);

3) ценности самоутверждения (смелость, независимость) - ценности принятия других (терпимость);

4) интеллектуальные (образованность) - ценности непосредственно -эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность).

5) Рассмотрим особенности влияния системы ценностных ориентаций на такое важное как качество как ответственность.

По мнению И.И. Потаповой для современного человека «ответственность» является значимой ценностью [6, с. 4]. Данная категория используется во многих науках, например, в философии, педагогике, психологии и других направлениях.

Принято рассматривать ответственность с точки зрения общества, то есть внешнюю и с точки зрения собственного «Я» человека - внутреннюю ответственность. Она может быть выражена в двух аспектах: как за совершенное действие - вина (ретроспективный аспект), так и за то действие, которое нужно совершить - обязанность (перспективный аспект).

В своей работе В. Франкл и В.А. Канке считают, что ответственность трактуется через категории «совесть», «свобода», «мораль» в философском понимании [2, с. 21]. Например, Ф. Франкл утверждает, что ответственность характерна для всех людей и главной ее составляющей является совесть. Он также считает, что именно совесть заставляет человека быть ответственным. По мнению В.А. Канке ответственность тесно связано с этическим принципом, что в свою очередь приводит к поиску смысла бытия. Принцип ответственности - такое сочетание ценностей человека, которое способствует становлению лучшего результата в проекции на будущее.

Если рассматривать ответственность в социологическом плане, то можно сказать о том, что она выступает в данном случае как форма регулирования взаимоотношения между индивидами, между индивидом и обществом через формы социального контроля. В социологическом аспекте ответственность понимается как долг или обязанность человека перед самим собой, либо перед обществом в целом, что предполагает положительную или отрицательную позицию к отношениям во взаимодействии [5, с. 31].

В юриспруденции ответственность может быть дисциплинарной, уголовной, административной и др., в зависимости от характера нарушения человеком общественного порядка. Какое-либо отклонение поведения человека от общепринятых норм или закона всегда требует от человека ответственного отношения.

В психологии ответственность выражается во внешнем влиянии общества и его деятельности на человека и последующем ответственном поведении личности, либо можно говорить о внутреннем контроле поведения человека посредством совести или чувства долга.

Основываясь на психологических учениях об ответственности Л.М. Фридман и С.Б. Елканов выделили в ответственности следующие компоненты [4, с. 106]: знание человеком своих обязанностей перед собой и перед обществом; понимание своих обязанностей, их принятие и стремление выполнить, сопровождающееся позитивным настроем; реализация обязанностей, способность их корректировать в процессе выполнения и получение необходимого результата.

На основе вышеперечисленных компонентов Л.М. Фридман выделил главные требования ответственности в коллективе: ответственность перед собой или перед коллективом, обществом в целом; необходимый контроль за своей деятельностью и ее оценка; знание предполагаемого результата, направленного на положительные переживания.

Необходимо также сказать о том, что выделяют субъект и предмет ответственности. Субъектом выступает тот человек, от которого требуется либо предполагается выполнение конкретной деятельности, предметом называют то, на что направлена деятельность субъекта. Для того, чтобы человек ответственно подошел к действию, необходима мотивация и поиск смысла деятельности, которые зависят от нравственности человека, его жизненной позиции, моральных и культурных ценностей, стремления к самореализации и саморазвитию, положения в социуме и социокультурных условий.

Итак, можно сделать вывод о том, что ценностные ориентации оказывают сильное влияние на формирование и развитие ответственности как качества личности. Это немаловажно, так как данное качество является одним из необходимых для человека и общества. Ведь именно ответственность дисциплинирует человека и способствует укреплению взаимоотношений в социуме.

Литература

1. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2009. - 318 с.

2. Канке, В.А. Философия: исторический и систематический курс / В.А. Канке. - М.: Изд. «Просвещение», 2006. - 431 с.

3. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. - С. 13-25.

4. Мацефук, Е.А. Ответственность как ценность: теоретический аспект / Е.А. Мацефук, П.В. Разбегаев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2. -С. 104-108.

5. Потапова, И.И. Система ценностных ориентаций и направленность личности // Научные исследования в образовании. - 2010. - №6. - С. 1-5.

6. Ядов, В.А. Личность и ее ценностные ориентации / В.А. Ядов, И.С. Кон // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2008. - С. 11-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.