Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ УГРОЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацефук Елена Александровна, Разбегаев Павел Витальевич

На данном этапе развития государства и общества наблюдаются процессы ускоренного и неконтролируемого роста информации. Авторы акцентируют внимание на ее неотъемлемом свойстве - способности воздействовать на психику личности, что может представлять угрозу для человека и социума. В статье подчеркивается, что огромный объем информации как результат сформированного познавательного интереса личности при всех положительных моментах может нести угрозу, иметь негативные последствия в случае отсутствия понимания ответственности за свои действия. Отмечается обеспокоенность общественных и государственных институтов проблемой информационной безопасности. Проблема информационной безопасности исследуется авторами сквозь призму категорий «познавательный интерес», «ответственность» и «ценностное отношение к ответственности», раскрываемых в философском, психологическом и педагогическом контексте. В результате этого в статье обосновывается, что корреляция познавательного интереса личности и ценностного отношения к ответственности - необходимое условие информационной безопасности личности.At this stage of development of the state and society to observe the process accelerated and uncontrolled growth of information. The author focuses on its inherent properties - the ability to influence the psyche of the individual, which may pose a threat to human and society. In an article, it emphasizes that the vast amount of information generated as a result of cognitive interest of personality, with all the positive things, can pose a threat, have a negative impact, in the case of a lack of understanding of, responsibility for their actions. It noted the concern of the public and public institutions, information security problem. The problem of information security through the prism of the authors studied the categories of «cognitive interest», «responsibility» and «valuable relation to responsibility», disclosed in the philosophical, psychological and pedagogical context. As a result, in the article proves that the correlation of cognitive interest of the individual and of the valuable relation to the responsibility - a necessary condition for the information security of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

6. Гинецинский В. И. Образовательный стандарт — проблема теоретической педагогики // Педагогика. 1999. № 8. С. 12, 13.

7. Науменко И. Л. Стандартизация образования — процесс творческий // Педагогика. 1997. № 2. С. 30.

8. Образование: сокрытое сокровище: доклад междунар. комиссии по образованию для XXI в., представленный Юнеско. Париж, 1997. С. 52.

9. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.

10. Никандров Н. Ц. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 10.

11. Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. № 5. С. 8—13.

12. Монахов В. М., Фирсов В. Е. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. 2014. № 1. С. 24—35.

13. Дахин Л. Н. Проекты в образовании и образование через проекты // Педагогика. 2016. № 2. С. 3—15.

© Айдарова Г. П., 2016

Е. А. Мацефук, П. В. Разбегаев

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На данном этапе развития государства и общества наблюдаются процессы ускоренного и неконтролируемого роста информации. Авторы акцентируют внимание на ее неотъемлемом свойстве — способности воздействовать на психику личности, что может представлять угрозу для человека и социума. В статье подчеркивается, что огромный объем информации как результат сформированного познавательного интереса личности при всех положительных моментах может нести угрозу, иметь негативные последствия в случае отсутствия понимания ответственности за свои действия. Отмечается обеспокоенность общественных и государственных институтов проблемой информационной безопасности.

Проблема информационной безопасности исследуется авторами сквозь призму категорий «познавательный интерес», «ответственность» и «ценностное отношение к ответственности», раскрываемых в философском, психологическом и педагогическом контексте. В результате этого в статье обосновывается, что корреляция познавательного интереса личности и ценностного отношения к ответственности — необходимое условие информационной безопасности личности.

Ключевые слова: информация, информационная угроза, информационная безопасность, познавательный интерес, ценностное отношение к ответственности, личностные характеристики выпускника.

E. A. Matsefuk, P. V. Razbegaev

COGNITIVE INTEREST AND INFORMATION SECURITYTHE PERSON

IN MODERN SOCIETY

At this stage of development of the state and society to observe the process accelerated and uncontrolled growth of information. The author focuses on its inherent properties — the ability to influence the psyche of the individual, which may pose a threat to human and society. In an article, it emphasizes that the vast amount of information generated as a result of cognitive interest of personality, with all the positive things, can pose a threat, have a negative impact, in the case of a lack of understanding of, responsibility for their actions. It noted the concern of the public and public institutions, information security problem.

The problem of information security through the prism of the authors studied the categories of «cognitive interest», «responsibility» and «valuable relation to responsibility», disclosed in the philosophical, psychological and pedagogical context. As a result, in the article proves that the correlation of cognitive interest of the individual and of the valuable relation to the responsibility — a necessary condition for the information security of the person.

Key words: information, information threats, information security, cognitive interest, valuable relation to responsibility, personality characteristics of graduate.

Чрезвычайная динамичность современного общества требует от личности не столько обладания огромным объемом информации, сколько способностей ее поиска, усвоения и переработки в целях получения новой, более значимой информации. Сегодня обучающиеся должны уметь эффективно использовать новые информационные технологии и свободно ориентироваться в информационном поле.

В самом общем определении информационное поле — это совокупность информации, «сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, используемые в целях получения знаний, принятия решений» [1, с. 29]. Информация, обладая количеством, содержанием, ценностью, «характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального труда человека на ее создание» [1, с. 30]. При этом необходимо помнить, что неотъемлемым свойством информации является ее способность воздействовать на психику человека [1, с. 32]. Информационное поле не просто пассивно перенимает реальность, суммируя окружающие сведения, а активно воздействует на сознание человека средствами массовой коммуникации, размывая границы дозволенного, переплавляя уже существующие нормы и ценности. Сетевые ресурсы, например, принося ощутимую пользу многим, одновременно являются значительной информационной угрозой, поэтому проблемой информационной безопасности обеспокоены на данном этапе все государственные и социальные институты. Безусловно, процесс и результат получения достоверной, значимой, целостной и, самое главное, адекватной информации должен быть безопасным, способным ограждать личность «от вредоносного медиа-контента» [2].

Информационная безопасность каждого индивида, состояние его защищенности «от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, ... нравственности и личностному развитию» [3], могут быть обеспечены только при сформированном познавательном интересе у современной молодежи, обусловленном пониманием ответственности как ценности.

Данные взаимосвязанные компоненты («познавательный интерес» и «ценностное отношение к ответственности») могут обеспечить формирование личности, умеющей ориентироваться в условиях непрерывного роста информации и применять ее в решении вновь появляющихся задач и самообразовании. При наличии таких компонентов в современной системе образования возможно «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию» [4, с. 3]. Федеральный государственный образовательный стандарт

ориентирован на становление таких «личностных характеристик выпускника», как активность и целенаправленность познания окружающего мира, осознание ценности образования и науки ... , способность осуществления информационно-познавательной деятельности, . мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни» [4, с. 3, 4]. Следовательно, для достижения поставленных стандартом целей необходимом включить в образовательную систему рассматриваемые компоненты.

Понятие «познавательный интерес» определяется неоднозначно.

В педагогической и психологической литературе данный феномен рассматривают:

— как избирательную направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Г. Рибо);

— проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);

— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

— особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон);

— активное познавательное отношение человека к миру (В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов);

— эмоционально-познавательный мотив деятельности (Н. Г. Морозова);

— структуру, состоящую из потребностей (Ш. Бюлек);

— специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А. К. Ковалев);

— направленность личности (Г. И. Щукина);

— интегральное проявление активности (А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов);

— естественный двигатель детского поведения, где деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями (Л. С. Выготский) [5].

Одно из наиболее значимых определений познавательного интереса характеризует его как интегра-тивное качество личности, стойкое образования, способное к значительному росту в области познания. Основанием для подобной интерпретации являются такие свойства интереса, как «социальная обусловленность, предметная направленность, полифункциональность, осознанность, динамичность, получение волевого напряжения, избирательность, эмоциональная окрашенность, личностная направленность, уровневый характер» [6, с. 7].

На основе всего вышеперечисленного, целесообразно рассматривать познавательный интерес «как личностное образование, способное к расширению сферы познания и самопознания» [5].

Таким образом, необходимость формирования у обучающихся познавательного интереса признается наукой и социумом в целом. Однако специального изучения этого вопроса в аспекте корреляции с фактором ответственности не проводилось.

При этом важно отметить, что процесс формирования у обучаемых познавательного интереса будет более эффективным при наличии сформированного у них ценностного отношения к ответственности.

Следует учитывать, что понятие «ответственность» многовариантно.

В философском аспекте «ответственность» рассматривается:

— как «бессознательная ответственность» и связывается с совестью и смыслом жизни (В. Франкл);

— основополагающий этический принцип, определяющий смысл жизни (В. А. Канке).

В качестве одной из центральных категорий психологии ответственность понимается как «единство когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов», «форма проявления социальной активности, сложное психическое новообразование, которое определяет формирование личности в качестве субъекта общественных отношений (Д. И. Фельд-штейн)» [7].

В педагогической литературе ответственность связывается прежде всего с дисциплиной и организованностью и определяется:

— как «социальная типичность личности» [7], основанная на коллективизме, товариществе и морали (К. Муздыбаев, С. Б. Елканов);

— склонность индивида придерживаться в поведении общепринятых социальных норм, исполнять ролевые обязанности, а также готовность отвечать за свои действия (Л. М. Фридман).

В целом в исследовательской литературе феномен «ответственность» трактуется как качество личности. «При этом ряд исследователей (Р. Гвар-дини, В. А. Канке, Н. С. Розов) рассматривают ответственность применительно к социуму в качестве общественно значимой категории как основу существования цивилизации. Данную точку зрения разделяет Л. П. Разбегаева, определяя ответственного субъекта как образовательный идеал» [7].

С учетом вышеизложенного, ответственность целесообразно рассматривать как «социально значимую ценность, нравственный регулятив, приобретающий универсальный характер в современном социуме и позволяющий личности осу-

ществлять общественно одобряемый выбор. Это позволяет трактовать ценностное отношение к ответственности как интегративное устойчивое личностное образование, включающее в себя знание об ответственности как ценности, ее осознание как личностно и социально значимой ценности, эмоционально-смысловое отношение к ней, реализующееся в деятельности» (в том числе образовательной) [7; 8].

Познавательный интерес и ценностное отношение к ответственности в качестве компонентов образовательной деятельности играют, таким образом, ведущую роль в достижении как предметного, мета-предметного, так и личностного результатов обучения. Данные факторы, «совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интерес» [6, с. 7].

Взаимозависимость познавательного интереса и ценностного отношения к ответственности, обогащая эмоциональные основания учения, влияет на цели и характер деятельности обучающегося, способствует установлению связи образования с конкретным жизненным опытом личности, становится условием социальной адаптации личности в современном обществе.

Познавательный интерес является одним из важнейших условий развития свободной и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в постоянно изменяющемся, развивающемся информационном обществе. Отсутствие у обучающихся интереса к познанию в конечном итоге обходится дороже, чем отсутствие знания какой-либо темы конкретного предмета. Наличие же познавательного интереса при отсутствии ответственного отношения к процессу получения, результату и применению знаний может иметь негативные последствия как для отдельно взятой личности, так и для общества в целом.

Сформированное понимание личностью взаимосвязи и взаимообусловленности познавательного интереса и ценностного отношения к ответственности — показатель ее зрелости. Огромный объем получаемой индивидом информации в качестве результата сформированного познавательного интереса трансформируется в безопасные как для личности, так и для общества представления, знания, умения и навыки лишь при сформированном ценностном отношении к ответственности.

Список библиографических ссылок

1. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: моногр. URL: http:// www.evartist.narod.ru/text24/0027.htm (дата обращения: 07.06.2016).

2. Селютин А. А. Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (2б0). Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 122—124.

3. Морозова А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации URL: http://www.evartist.narod.ru/ stat/0010.htm. (дата обращения: 08.06.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf. (дата обращения: 08.06.2016).

5. Разбегаев П. В. Формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1999. 22 с.

6. Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1988. 61 с.

7. Мацефук Е. А. Формирование у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 24 с.

8. Мацефук Е. А., Разбегаева Л. П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 159 с.

© Мацефук Е. А., Разбегаев П. В., 2016

Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновывается социальная и научная актуальность формирования ценностно-коммуникативной культуры личности, которая понимается как универсальное общение. Подчеркивается, что общение во времени и пространстве обусловлено современным поликультурным мировым пространством. Раскрывается содержание ценностно-коммуникативной культуры как личностного образования, важнейшей составляющей которого являются ценностное отношение к общению и готовность участвовать в диалоге с другим. Определена методология процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры обучающихся в пространстве социально-гуманитарного образования. Обоснована системообразующая роль ценностного подхода в этом процессе; отмечается, что данный подход позволяет интегрировать идеи целостного и дея-тельностного подходов. В рамках ценностного подхода выделены компоненты ценностно-коммуникативной культуры, представлена модель ее формирования.

Ключевые слова: ценностно-коммуникативная культура личности, ценность, ценностный подход в образовании, ценностное отношение.

L. P. Razbegayeva, T. V. Samokhodkina

FORMATION OF VALUABLE AND COMMUNICATIVE CULTURE OF THE PERSONALITY

IN THE CONTEXT OF VALUABLE APPROACH IN EDUCATION

The article justified social and scientific relevance of the value-forming identity communicative culture, understood as a universal communication. Stresses that communication across time and space is also the modern multicultural world. The content value of the communicative culture as personal education, the most important component of which are valuable relationship to communication and a willingness to engage in dialogue with others. Defined value-forming process methodology of the communicative culture of students in the space of social and humanitarian education. Justified the backbone role of axiological approach in this process; It is noted that this approach makes it possible to integrate the ideas of holistic and activity approaches. Under the approach singled out specific components of culture-communicative culture; the model of its formation.

Key words: value-communicative culture identity, value, value approach in education, valuable relationship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.