Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Самоходкина Татьяна Викторовна

В статье обосновывается социальная и научная актуальность формирования ценностно-коммуникативной культуры личности, которая понимается как универсальное общение. Подчеркивается, что общение во времени и пространстве обусловлено современным поликультурным мировым пространством. Раскрывается содержание ценностно-коммуникативной культуры как личностного образования, важнейшей составляющей которого являются ценностное отношение к общению и готовность участвовать в диалоге с другим. Определена методология процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры обучающихся в пространстве социально-гуманитарного образования. Обоснована системообразующая роль ценностного подхода в этом процессе; отмечается, что данный подход позволяет интегрировать идеи целостного и деятельностного подходов. В рамках ценностного подхода выделены компоненты ценностно-коммуникативной культуры, представлена модель ее формирования.The article justified social and scientific relevance of the value-forming identity communicative culture, understood as a universal communication. Stresses that communication across time and space is also the modern multicultural world. The content value of the communicative culture as personal education, the most important component of which are valuable relationship to communication and a willingness to engage in dialogue with others. Defined value-forming process methodology of the communicative culture of students in the space of social and humanitarian education. Justified the backbone role of axiological approach in this process; It is noted that this approach makes it possible to integrate the ideas of holistic and activity approaches. Under the approach singled out specific components of culture-communicative culture; the model of its formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разбегаева Людмила Павловна, Самоходкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ»

Список библиографических ссылок

1. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: моногр. URL: http:// www.evartist.narod.ru/text24/0027.htm (дата обращения: 07.06.2016).

2. Селютин А. А. Пространство и время в интернет-коммуникации: влияние постмодернизма // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (2б0). Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 122—124.

3. Морозова А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации URL: http://www.evartist.narod.ru/ stat/0010.htm. (дата обращения: 08.06.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf. (дата обращения: 08.06.2016).

5. Разбегаев П. В. Формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1999. 22 с.

6. Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1988. 61 с.

7. Мацефук Е. А. Формирование у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 24 с.

8. Мацефук Е. А., Разбегаева Л. П. Ценностное отношение к ответственности: сущностные и процессуальные характеристики. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 159 с.

© Мацефук Е. А., Разбегаев П. В., 2016

Л. П. Разбегаева, Т. В. Самоходкина

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновывается социальная и научная актуальность формирования ценностно-коммуникативной культуры личности, которая понимается как универсальное общение. Подчеркивается, что общение во времени и пространстве обусловлено современным поликультурным мировым пространством. Раскрывается содержание ценностно-коммуникативной культуры как личностного образования, важнейшей составляющей которого являются ценностное отношение к общению и готовность участвовать в диалоге с другим. Определена методология процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры обучающихся в пространстве социально-гуманитарного образования. Обоснована системообразующая роль ценностного подхода в этом процессе; отмечается, что данный подход позволяет интегрировать идеи целостного и дея-тельностного подходов. В рамках ценностного подхода выделены компоненты ценностно-коммуникативной культуры, представлена модель ее формирования.

Ключевые слова: ценностно-коммуникативная культура личности, ценность, ценностный подход в образовании, ценностное отношение.

L. P. Razbegayeva, T. V. Samokhodkina

FORMATION OF VALUABLE AND COMMUNICATIVE CULTURE OF THE PERSONALITY

IN THE CONTEXT OF VALUABLE APPROACH IN EDUCATION

The article justified social and scientific relevance of the value-forming identity communicative culture, understood as a universal communication. Stresses that communication across time and space is also the modern multicultural world. The content value of the communicative culture as personal education, the most important component of which are valuable relationship to communication and a willingness to engage in dialogue with others. Defined value-forming process methodology of the communicative culture of students in the space of social and humanitarian education. Justified the backbone role of axiological approach in this process; It is noted that this approach makes it possible to integrate the ideas of holistic and activity approaches. Under the approach singled out specific components of culture-communicative culture; the model of its formation.

Key words: value-communicative culture identity, value, value approach in education, valuable relationship.

Современное образование в значительной степени ориентировано на реализацию воспитательных целей. Об этом свидетельствует содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В названном документе делается акцент на общечеловеческие ценности. Результатом их присвоения личностью становится система отношений [1].

Одной из ключевых ценностей современного мира является общение, поэтому сегодня социум требует формирования такой личности, которая была бы готова к универсальному общению [2], т. е. общению во времени и пространстве. Общение в пространстве необходимо потому, что мир является поликультурным. Общение во времени дает возможность понять ценностные картины мира каждой эпохи. «Понимание истории иной культурно-исторической эпохи связано с пониманием другого времени, где время может рассматриваться в смысле эпохи как совокупность объединяющих и различающих культурных параметров» (Н. Н. Шульгин). При этом важным становится «ощущение времени, взаимодействие с ним» (И. А. Колесникова). Такое общение возможно на основе ценностно-коммуникативной культуры личности.

Ценностно-коммуникативная культура — ценностное отношение к универсальному общению, т. е. общению во времени и пространстве, на основе универсальных гуманистических ценностей, таких как человек, цивилизации, Отечество, мир, традиции, новации (Л. П. Разбегаева). Ценностно-коммуникативная культура находит свое выражение в готовности личности участвовать в конструктивном диалоге с другим во времени и пространстве. Сущность «ценностно-коммуникативной культуры» синтезирует содержание понятий «общение», «коммуникативная культура личности», «ценности» в педагогическом контексте.

Ценностно-коммуникативная культура личности выступает необходимым условием выживания, сосуществования, развития и взаимообогащения человечества в целом, культур, социальных общностей, отдельного человека. Соотнесенность ценностно-коммуникативной культуры с ценностью другого человека, общества, сохранением и развитием жизни определяет ее ценностный статус. Личностная и социальная значимость ценностно-коммуникативной культуры — необходимость культивирования в обществе соответствующих идей. Важное место в решении этой задачи отводится системе образования.

Организация учебного материала для конструируемого процесса осуществляется на материале предметов социально-гуманитарного цикла, где происходит «осознание, осмысление, понимание и принятие личностью гуманистических ценностей» [1, с. 154]. Результатом присвоения ценностей являет-

ся ценностное отношение в качестве позиции человека по отношению к ценностям как к лично значимым. В то же время ценностное отношение — это и «процесс восприятия, объяснения и понимания мира сквозь призму ценностей» [1, с. 180].

Важным условием успешного решения этой задачи является определение методологии процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры, который организуется в социально-гуманитарном образовании. Полагаем, что интегрирующим методологическим подходом в организации процесса формирования у обучающихся ценностно-коммуникативной культуры является ценностный подход в образовании [3] (а. В. Кирьякова, Л. П. Раз-бегаева), который синтезирует идеи целостного, дея-тельностного, личностного подходов.

Считаем, что это возможно с опорой на такие категории, как «универсальные гуманистические ценности» и «ценностно-смысловая коммуникация».

Так, идеи целостного, деятельностного и ценностного подходов позволяют раскрыть сущностные характеристики ценностно-коммуникативной культуры личности, выделить в ее структуре когнитивно-оценочный, эмоционально-мотивационный, лич-ностно-смысловой и деятельностно-прогностический компоненты. Их содержательное наполнение обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «универсальное общение», и спецификой присвоения данной ценности. Отметим, что объектом отношения в контексте исследования ценностно-коммуникативной культуры личности является универсальное общение как ценность. Ценностно-коммуникативная культура личности предполагает ценностное отношение к универсальному общению и проявляется в нем.

Содержательное наполнение когнитивно-оценочного, эмоционально-мотивационного, личностно-смыс-лового, деятельностно-прогностического компонентов позволило определить ценностно-коммуникативную культуру личности как интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием о ценности «универсальное общение», эмоционально-личностным отношением к нему и проявляющееся в реализации ценностно-коммуникативных умений [4, с. 11].

Исходя из специфики присвоения ценностей личностью и основываясь на исследовании Л. П. Раз-бегаевой о ценностных отношений, мы предположили, что ценностно-коммуникативная культура личности выполняет следующие функции (функция — это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений): информационную, эмоционального подкрепления, смысловую, регуля-тивно-прогностическую. Охарактеризуем проявления этих функций:

— информационная выражается в фиксации информации о ценности «универсальное общение» и ее оценке;

— функция эмоционального подкрепления отражает эмоциональное восприятие знаний о ценности «универсальное общение» и степень мотивации;

— смысловая проявляется в поиске, осознании, понимании и принятии личностного смысла ценности «универсальное общение»;

— регулятивно-прогностическая реализуется в соотношении субъекта собственного действия с личностным смыслом ценности «универсальное общение» и определяет направленность целе-полагающей деятельности личности.

На основе природы ценностей, идей целостного и ценностного подходов (Л. П. Разбегаева) возможно выделение четырех уровней целостности. При выделении уровней сформированности ценностно-коммуникативной культуры личности исходным было методологическое положение о том, что система в своем развитии проходит ряд этапов от зарождения отдельных элементов, их группировки через объединение в единую систему к целостности, где активизируются силы самодвижения [5]. На основе данного положения целесообразно выделить четыре уровня сформированности исследуемого личностного образования: информационный, ценност-но-ориентационный, нормативно-регулятивный, предметно-практический.

Элементы процесса формирования у обучающихся ценностно-коммуникативной культуры представлены через понятия «психологическая основа», «этап», «цель», «средства», «результат».

Процесс формирования ценностно-коммуникативной культуры включает три этапа: ценностно-поисковый, эвристический, рефлексивно-прогностический. Целевая структура каждого из этапов ориентирована на достижение определенного уровня сформированности исследуемого личностного образования.

Единицей анализа движения процесса выступила проблемная ценностно-смысловая педагогическая ситуация. Она определяется нами как совокупность условий в образовательном процессе, стимулирующих активность личности в присвоении ценностей и обмену смыслами и предоставляющая возможность спроектировать свою деятельность. Проблемная ценностно-смысловая педагогическая ситуация рассматривается как единица аксиологической среды гуманитарного образования (Л. П. Разбегаева). Ее главная функция состоит в том, чтобы способствовать возникновению мотивационной, личностной активности обучающихся как условия формирования исследуемого личностного образования. Особенности проблемной ценностно-смысловой педагогической ситуации определялись задачами этапов процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры личности, спецификой ценностно-

коммуникативной культуры, взаимодействием субъектов учебного процесса. Эффективность проблемных ценностно-смысловых педагогических ситуаций достигается благодаря организации познавательной деятельности обучающихся, в которой максимально полно отражены содержательная и процессуальная стороны ценностно-коммуникативной культуры. Специфика познавательной деятельности личности в данных ситуациях состоит в отдельном рассмотрении актуальности противоречия (аспектной ценностной проблемы), триединстве его личностной значимости для исторического субъекта, общечеловеческой значимости для современника эпохи и личностной значимости для обучающегося как ее представителя.

С позиции ценностного подхода обосновываются и ведущие средства формирования ценностно-коммуникативной культуры, определяемые как аспект-ные ценностные проблемы [4]. Представляется, что систематизация учебного материала возможна на основе сформулированной проблемы, которая способна охватить содержание учебного материала различных культурно-исторических эпох и актуальна в действительности. Содержание обучения подбирается таким образом, чтобы показать, какой выход из той или иной проблемы находили представители различных эпох и культур. Решение этих проблем в разные эпохи обусловлено ценностными картинами мира. Аспектные ценностные проблемы классифицируются по содержанию, степени обобщенности противоречия, актуальности для исторического субъекта и человека современной эпохи, уровням сложности. Так, исходя из содержания можно выделить следующие типы ценностных аспектных проблем: ретроспективные, реальные, перспективные. Содержание аспектных ценностных проблем ретроспективного типа способствует формированию знаний у обучающихся о способах решения проблемы людьми в различные эпохи. На основе данных проблем этого типа выявляется отношение представителей различных культур к содержанию проблемы. В связи с этим большое значение имеет осознание различий в ценностных картинах мира эпох.

Содержание аспектных ценностных проблем реального типа способствует пониманию обучающимися сходства и отличий способов решения проблемы людьми в предыдущие эпохи и настоящее время.

Аспектные ценностные проблемы перспективного типа позволяют личности выбрать наиболее оптимальный вариант решения проблемы и на его основе спрогнозировать свою деятельность. Следует отметить, что такое решение должно быть оптимальным не только для самого обучающегося, но и для окружающих его людей.

В ряде случаев аспектные ценностные проблемы имеют транспективный характер, которые целесообразно использовать на различных этапах форми-

рования у обучающихся ценностно-коммуникативной культуры.

Усложнение аспектных ценностных проблем происходит по нескольким направлениям: соотношение косвенной и прямой информации в формулировке проблемы относительно раскрытия степени абстрактности противоречия; разнообразие подходов к решению данной проблемы; количество информации о результатах решения проблемы; формирование ценностно-коммуникативных умений от более простых к сложным. Следует отметить, что конкретным способом выражения аспект-ной ценностной проблемы служат проблемные задачи и проблемные вопросы [4].

Определение педагогических средств каждого этапа конструируемого процесса в рамках ценностного подхода способствует максимально эффективному использованию ценностного потенциала социально-гуманитарных дисциплин для формирования у личности ценностно-коммуникативной культуры.

Для осуществления этого процесса содержание учебного материала подбирается с ориентацией на раскрытие ценностной обусловленности деятельности исторического субъекта. Под ней пони-

Список библиографических ссылок

мается такой принцип объяснения причинно-следственных связей, при котором ценностные отношения исторического субъекта, его убеждения рассматриваются в качестве одной из определяющих причин изучаемого явления.

Совместная деятельность педагога и обучающихся отражает в себе все основные процессуальные компоненты гуманитарного познания, в процессе которого происходит реализация потребности в персонализации через актуализацию его ценностных аспектов.

Таким образом, ценностный подход является ин-тегративным при разработке и реализации модели формирования ценностно-коммуникативной культуры, которая создает предпосылки для актуализации ценностного компонента в обучении социально-гуманитарным дисциплинам. Данный подход целесообразно характеризовать как ведущий при определении структуры ценностно-коммуникативной культуры, разработке комплексной методики оценки уровней сформированности ценностно-коммуникативной культуры, определении этапов и системы средств формирования ценностно-коммуникативной культуры в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам.

1. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного основания. Волгоград: Перемена, 2001. 288 с.

2. Парахонский Б. А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Наукова думка, 1988. 211 с.

3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. Оренбург, 1996. 187 с.

4. Самоходкина Т. В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 227 с.

5. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 142 с.

© Разбегаева Л. П., Самоходкина Т. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.