Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
841
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тухватуллина М.Т.

В статье рассматриваются проблемы развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования. Ставится вопрос об эффективности действующих средств и методов обеспечения данной ответственности, а также ее значение для обеспечения прав и законных интересов местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ»

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

4. Сергеев А.А. Система правовых основ местного самоуправления. -Воронеж, 1999. - С. 33.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 17 мая. - № 93.

6. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - М., 2007. -С. 25-27.

7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета». - 08.10.2003. - № 202.

8. Хатриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. - 2008. - № 3. - С. 12; Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. - Саратов, 2007. - С. 4.

9. Пылил В.В. Муниципальное право Российской Федерации. - СПб: Пресс, 2003. - С. 688.

10. Сергеев А.А. Нормативно правовое регулирования местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы теории и практики. - М., 2001. - С. 12.

11. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - М.: Статут, 2007. - С. 154.

12. Аминов И.Р., Руденко С.К. Межмуниципальное сотрудничество, формы и проблемы правового регулирования // Экономика, социология и право. - 2014. - № 4. - С. 143-145.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

© Тухватуллина М.Т.1

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассматриваются проблемы развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед

1 Студент.

населением муниципального образования. Ставится вопрос об эффективности действующих средств и методов обеспечения данной ответственности, а также ее значение для обеспечения прав и законных интересов местного населения.

Ключевые слова местное самоуправление, юридическая ответственность, население муниципального образования.

Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены многовековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1].

Местное самоуправление является одной из форм реализации публичной власти, которая осуществляется с использованием представительной и непосредственной демократии. Органы местного самоуправления приобщают граждан к участию в управлении делами общества и обеспечивают право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, в значительной мере обеспечивают их политические права. Существование данных органов обусловлено необходимостью ограничения централизации полномочий в руках государственных органов. Эффективность деятельности государства в сфере управления делами общества и государства обеспечивается во многом благодаря участию населения в их решении.

Однако следует констатировать, что в настоящий момент система муниципального управления в государстве во многом еще находится в положении «зародыша». И это в том числе связано с проблемами, которые возникают при попытках практической реализации гражданами его важнейших составляющих, включая институты непосредственной демократии [2].

Законодательство Российской Федерации не только признает местное самоуправление, но и гарантирует его функционирование и самостоятельность. Базовыми характеристиками местного самоуправления выступают, во-первых, право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе органов публичной власти. Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию возложенных на них задач и функций не перестает быть актуальными сегодня, потому как эффективность осуществления местного самоуправления, гарантируемого Конституцией Российской Федерации, находится в непосредственной взаимосвязи с возможностью наложения ответственности. Обеспечение подконтрольности местного самоуправления населению является одной из проблем, связанных с несовершенством нормативно-правовой базы и предусмотренных правовых процедур в данной области.

Обратим внимание на понятие муниципальной ответственности. Это есть ответственность муниципальной власти за ненадлежащее осуществле-

ние полномочий. Среди принципов данного вида ответственности следует выделить автономность ее реализации, учет результативности деятельности по осуществлению муниципальной власти, сочетание персональной и коллективной форм ответственности, осуществление через реализацию населением своего права на контроль. В науке и в законодательстве о местном самоуправлении выделяется три вида юридической ответственности, которую несут органы и должностные лица местного самоуправления: перед государством; перед населением; перед физическими и юридическими лицами. В рамках данной статьи мы подробнее остановимся на втором виде ответственности.

Достижение намеченных целей местными властями, защита и учет прав и законных интересов жителей гарантируются принципом ответственности органов и должностных лиц. Населением муниципальных образований используются различные формы контроля над работой органов и должностных лиц, закрепленные в уставе муниципалитета.

Статья 71 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований. Также в данном законе закреплено право населения муниципального образования, в случае допущения нарушений соответствующими субъектами, на отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Детальное урегулирование несовершенных институтов непосредственной демократии не приведет к их активно использованию. Так как на практике, к примеру, почти не применяются такие формы как голосования по отзыву депутатов, референдумы. В нашем обществе существует равнодушие граждан к местной власти, а это в свою очередь деформирует существо самого местного самоуправления [3]. Так, воздерживаясь от участия в голосовании, граждане неосознанно создают перевес в пользу оппонентов. В результате к власти приходят люди, не заинтересованные в проведении прогрессивных реформ [4].

В связи с определенной диспозитивностью нормы по отношению к муниципальным образованиям встает вопрос о группах правонарушений представительного органа и о критериях, по которым их можно будет привлечь к ответственности. Однако детально прописать в каком-либо отдельном нормативном правовом акте все особенности не является возможным, в силу непрерывности развития общественных отношений, потому можно ограничиться имеющимися формулировками, а конкретную ситуацию, обуслов-

ленную применением такого рода ответственности, следует рассматривать в индивидуальном порядке [5].

Спецификой ответственности органов местного самоуправления перед населением является то, что она наступает в результате утраты доверия населения; порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяется уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления в целом. Особенность данного вида ответственности состоит в том, что она не может быть отнесена к традиционным видам юридической ответственности, так как основанием наступления такой ответственности является не совершение определенного правонарушения. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления к тому же отличается и тем, что некоторые аспекты юридической ответственности урегулированы не федеральным законодательством, а в законах субъектов Российской Федерации [6].

Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления является важнейшим элементом права граждан на местное самоуправление. Участие местного населения в формировании местных органов власти должно способствовать созданию условий для самостоятельного, независимого от воздействия и произвольного вмешательства государства и его структурных органов решения вопросов местного значения. Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления осуществимо только в случае обеспечения реальной подотчетности избранных органов местного самоуправления воле местного населения.

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Оно способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения[8].

Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления по-настоящему получает свое конституционное наполнение лишь в случае подкрепления подотчетностью формируемых гражданами и их объединениями органов местного самоуправления местному населению. Таким образом, интересы и воля местного населения должна находить свое отражение в течение всего периода работы органов местного самоуправления.

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов в Российской Федерации // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2014. - № 4 (25). - С. 69-72.

2. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. - 2014. -№ 3 (3). - С. 39-44.

3. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. -Казань, 2014. - С. 20-21.

4. Атзитарова Р.Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». - Воронеж: ИЦРОН, 2014. - С. 23-26.

5. Тихалева Е.Ю.Тенденции развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением / Е.Ю. Тиха-лева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 6. -С. 40-43.

6. Лопарев И.В. Особенности ответственности представительных органов власти и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования // Вестник ТюмГУ - 2008. - № 2. -С. 71-74.

7. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - М., 2015. - С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.