Научная статья на тему 'Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления'

Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1689
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокушева Д.А.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. Отражены виды юридической ответственности, а так же порядок привлечения к ответственности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп., от 14.10.2014 №307-Ф3).

3. Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // XXXVII Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной юриспруденции», г. Новосибирск, 26 мая 2014 г. - Новосибирск, 2014.

4. Гордеев К.А. Правосознание современной молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wriom.ru/ffleadmm/Momtoring/93/2009_5% 20(93)_8_gordeev.pdf (дата обращения: 18.11.2014).

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ 2004. - 512 с.

6. Некоторые результаты социологического исследования общественного мнения по теме: «Население и местное самоуправление» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufarity.info/document/analytics/122438.html (дата обращения: 18.11.2014).

7. Выборы в органы местного самоуправления. Данные Пермской краевой избирательной комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.permkrai.izbirkom.ru/sx/way/994610.html (дата обращения: 18.11.2014).

8.Результаты выборов главы городского округа «города Калининград» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.izbirkomklgd.ru/Vybory14_10_ 2012_glava/itogi_vibory14_10_2012_glava.html (дата обращения: 18.11.2014).

9. Голосование молодежи на выборах 14 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iksrf74.uu.ru/news/?id=927 (дата обращения: 18.11.2014).

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Прокушева Д.А.

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. Отражены виды юридической ответственности, а так же порядок привлечения к ответственности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: юридическая ответственность, виды ответственности, физические лица, юридические лица.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления -это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

В новой редакции Федерального закона [1] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности этих органов за их неисполнение.

Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п. [2].

Также стоит отметить, что согласно ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:

а) государством;

б) населением муниципального образования;

в) физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия закрепления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои дейст-

вия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый случай - принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Такие правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены [3].

Во втором случае органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Третий случай связан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении 2003 г. являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

В настоящее время в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления законодательно закреплены следующие конституционно-правовые санкции:

- предупреждение, выносимое главе муниципального образования (или главе местной администрации), представительному органу муниципального образования (ч. 1 ст. 73, ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.);

- отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации (ч. 1 ст. 74 Закона 2003 г.);

- роспуск представительного органа муниципального образования (ч. 1 ст. 73 Закона 2003 г.);

- временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (ст. 75 Закона 2003 г.).

Виды конституционно-правовых санкций не являются исчерпывающими, они могут дополняться или сокращаться вместе с изменениями конституционного законодательства. В отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления законодательно закреплены достаточно разнообразные конституционно-правовые санкции, поэтому перед законодателем стоит задача - постоянно совершенствовать средст-

ва обеспечения конституционно-правовых норм, что неизбежно влечет развитие системы конституционно-правовых санкций [4].

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления -это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г., выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности [5].

Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных [6] КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения [7].

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.; СПб, 1998. - 63 с.

2. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г.

3. Малько А.В. Муниципальное право России: учебник / А.В. Малько, С.В. Корсакова; Рос. акад. наук, Сарат. фил. Ин-та государства и права. - М., 2010. - 398 с.

4. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников и др.; под ред. А.С. Прудникова, А.Г. Чепурного, Н.А. Антоновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2011. - 375 с.

5. Муниципальное право России: учебник / М.В. Бородач и др.; отв. ред. Г.Н. Чеботарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 382 с.

6. Муниципальное право Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев и др. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 270 с.

7. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. - М.: Проспект, 2006. -432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.