МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
© Мусакаева К.А.*
Башкирский государственный университет, г. Уфа
В данной статье рассматривается проблема ответственности муниципальных образований. Показано, что в России наблюдается значительное увеличение законодательных актов, регулирующих вопросы ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Помимо этого, приведена юридическая ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение закона.
Ключевые слова ответственность муниципального образования, ответственность должностных лиц, органы местного самоуправления, система юридической ответственности.
В юридической науке проблеме ответственности муниципальных образований в последнее время уделяется все больше внимания. Несмотря на это, многие теоретические и практические проблемы далеки от разрешения, что говорит об актуальности выбранной темы исследований.
Во-первых, в последнее десятилетие в России наблюдается значительное увеличение законодательных актов, регулирующих вопросы ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Изменения в законе о местном самоуправлении носят концептуальный характер, что обусловливает о необходимости научно-теоретического осмысления муниципальной ответственности и санкций в сложившейся системе местного самоуправления.
Во-вторых, мы не имеем четкой позиции по вопросу того, что представляет собой муниципальная ответственность и оснований (критерий) чтобы их выделить, на данный момент нет [2].
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131), органы местного самоуправления и непосредственно их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами [1]. Так, общее правило статьи указывает на то, что за нарушение закона органы местного самоуправления и их должностные лица, должны нести неблагоприятную юридическую ответственность. Таким образом, в тексте статьи не сказано, в каком случае и какой вид юридической ответственности может быть применим.
* Студент.
Мы можем утверждать, что в системе органов местного самоуправления к субъектам муниципальных правоотношений могут применяться все известные нам виды юридической ответственности: конституционная, административная, уголовная, гражданско -правовая, дисциплинарная, муници-пально-правовая.
В научной литературе вопрос о критериях выделения муниципальной ответственности является одним из самых дискуссионных. Но широко признаваемая концепция муниципальной ответственности, увы, пока не сложилась. Имеющиеся в настоящее время в научной литературе основные подходы к этой проблеме (учитывая объем статьи, мы говорим только о ретроспективной ответственности) могут быть разделены на три группы.
1. Лишь немногие ученые основными критериями для выделения данной обязанности рассматривают его как специальный субъект ответственности - органы и должностные лица местного самоуправления, а также наиболее сложный предмет муниципального права - все отношения, связанные с непосредственным осуществлением муниципальной власти. Таким образом, все санкции, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также муниципально-правовые санкции и ответственность муниципального образования действуют как самостоятельная форма промышленно-отрасле-вой ответственности [5]. Одним из недостатков данной концепции является, на наш взгляд, это, во-первых, не признание конституционного характера ответственности органов местного самоуправления перед государством, хотя санкции примененные здесь (роспуск, отрешение от должности, признание правового акта противоречащим закону и др.) подпадают под признаки конституционно-правовой ответственности; и во-вторых, нет четкой и последовательной позиции относительно включения в муниципально-право-вую ответственность санкций различных отраслей права, применяемых к органам и должностным лицам местного самоуправления.
2. Различие между конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в зависимости от субъекта применения ответственности. Довольно большой состав ученых, занимающихся исследованиями в данной области муниципального права, обосновали самостоятельность муниципальной ответственности, поскольку он имеет специальный объект ответственности - население. К недостаткам рассматриваемой концепции включают нечеткость классификации, так как часто к муниципальной ответственности, санкции применяются не населением, а другими органами и должностными лицами местного самоуправления. Например, Е.С. Шургина, определила муниципальную ответственность как ответственность перед населением, и что муниципальное право рассматривает такие санкции как: временное приостановление полномочий, предупреждение, досрочное прекращение полномочий,
порицание, ответственность местных органов власти, иных органов местного самоуправления и других муниципальных образований [9].
3. Ввиду вышеуказанных недостатков, стоит рассмотреть подход, предложенный В.С. Кашо, согласно которому основным критерием для выделения муниципально-правовой ответственности является не инстанция ее применения, то есть, не население и не субъект. Несут ответственность инстанции на муниципальном уровне и сами субъекты ответственности [6].
В зависимости от субъекта, перед которым они несут ответственность, муниципальные обязательства могут быть распределены следующим образом:
1) ответственность перед населением муниципального образования;
2) ответственность перед государством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона № 131 основанием наступления юридической ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, перед населением определяются уставом муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 71 настоящего Закона, население муниципаль-ого образования в полном праве отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Отзыв - это такая процедура, позволяющая избирателям самим отстранять от должности избранных на эти должности чиновников. Во многих уставах муниципальных образований в качестве оснований для отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, является понятие «утраты доверия» [4]. Чаще всего, это потеря доверия исходит из-за неудовлетворенности в деятельности выбранных депутатов, выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Ее причинами могут быть, например, нарушение прав и законных интересов граждан; нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей; утрата контактов с избирателями, отказ от приема граждан; неспособность решить их жалобы и обращения; совершение действий, порочащих звание выборного чиновника, и так далее [8].
Субъектами ответственности перед людьми согласно статье 71 Федерального закона № 131-ФЗ являются не местные власти, а только должностные лица, входящие в ее состав. А сам же орган, как единое целое по смыслу статьи 71 Федерального закона № 131-ФЗ не является носителем ответственности перед людьми, поскольку закон не предусматривает негативных последствий для органа, которые он был обязан нести в случае необходимости. Кроме того, не предусмотрен законом и порядок назначения по инициативе населения на орган местного самоуправления и претерпеть неблагоприятные последствия.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством расписана наиболее подробно в законодательстве.
Юридическая ответственность муниципальных образований включает в себя следующие этапы: роспуск представительного органа муниципального образования; отрешение от должности главы муниципального образования (главы местного самоуправления); временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (введение временной финансовой администрации в муниципалитете).
Государство, как уже не раз отмечалось в обсуждении понятия «правовая ответственность», является лицом, которое обладает силой принуждения и может реально повлиять на нарушителя. Именно государство осуществляет контроль и опосредует применение любого другого правового принуждения.
В качестве основания для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны лишь два условия. Первое - нарушение закона, которое выражается следующим образом:
1. Издание представительным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления незаконного правового акта, установленное решением суда и неисполнение данного судебного решения.
2. Избранный или вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд, не проводил правомочные заседания.
3. Совершение представительным лицом местного самоуправления действий, в том числе издание ненормативного правового акта, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации; национальной безопасности Российской Федерации, атакже ее обороноспособности; единству правового и экономического пространства Российской Федерации; присвоения субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, и если должностное лицо приняло, в пределах своих полномочий, мер на исполнение судебного решения.
Второе условие-это решение соответствующего суда, подтверждающее факт правонарушения [7].
Кроме того, статья 74.1 обеспечивает процедуру удаления в отставку главы муниципального образования по основаниям, связанным не только с неисполнением обязанностей по решению вопросов местного значения, а также по результатам его обязательного ежегодного отчета представительного органа муниципального образования. В нашем случае, депутаты представительного органа муниципального образования вправе поставить вопрос о недоверии главе муниципального образования и удалении его в от-
ставку. Решение должно быть одобрено не менее чем двумя третями от общего числа депутатов представительного органа.
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации теперь сложился юридический институт муниципальной ответственности, который характеризуется определенной областью, принципами и функциями. Вследствие чего, муниципально-правовая ответственность может пониматься как публично-правовая ответственность, которая регулируется собственными муниципальными нормами, также реализуется внутри системы местного самоуправления, среди органов местного самоуправления по отношению к другим субъектам путем применения муниципальных правовых санкций за муниципальные правонарушения [3]. Поэтому, все меры, применяемые некоторыми местными государственными организациями (органами и должностными лицами, а также населения) и других субъектов местного самоуправления, будут относиться к муниципальной ответственности. Также к муниципальной правовой ответственности следует отнести следующее: ответственность перед населением муниципального образования, ответственности перед государством.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 82.
2. Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. - Новосибирск, 2014. - № 37. - С. 16-21.
3. Атзитарова Р.Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденция: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф., 8 декабря 2014. -Воронеж: ИЦРОН, 2014. - С. 23-26.
4. Воробьева О.А. Муниципально-правовая ответственность как вид юридической ответственности // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 2. - 237 с.
5. Измайлова Е.В. Юридические механизмы института ответственности в системе местного самоуправления. - М, 2012. - 315 с.
6. Кашо В.С. Проблемы регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципальных образований // Российский юридический журнал. - 2011. - № 6. - 150 с.
7. Смирнова Ю.М. Необходимость институализации муниципально-правовой ответственности в современной юридической науке // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2013. - № 4. - 131 с.
8. Туриянов А.Р., Аминов И. Р. Прокурорский контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления // Государственное и муниципальное
управление в XXI веке: Теория, методология, практика. - 2014. - № 14. -С. 114-119.
9. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: муниципальный уровень. - М., 2012. - 159 с.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
© Тарасова И.А.*
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
г. Владивосток
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами отношений органов местного самоуправления и учреждений культуры. Рассмотрены предложения по разработке проекта многофункционального культурного центра.
Ключевые слова органы местного самоуправления, муниципальная сфера культуры, учреждения культуры.
Острота внимания к проблеме эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры обусловлена рядом факторов. Задача переориентации командно-административного управления сферой культуры на управление в современных условиях является делом неотложным и принципиальным. Ведь без создания эффективной системы влияния государства на эти процессы невозможна реализация новой государственной и муниципальной сферы культуры. Сегодня необходимо переосмыслить роль местного самоуправления в сфере культуры, в связи с тем, что существовавшая ранее система управления, на уровне муниципалитетов в частности, не учитывает изменения, которые произошли в культуре и нашем обществе в начале XXI века.
Деятельность органов местного самоуправления в сфере культуры направлена на создание, распространение и сохранение культурных ценностей на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в своей работе должны руководствоваться тем, что Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации име-
* Студентка кафедры Государственное и муниципального управления.