Научная статья на тему 'Ответственность главы муниципального образования как одна из мер муниципально-правовой ответственности'

Ответственность главы муниципального образования как одна из мер муниципально-правовой ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1031
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / глава муниципального образования / ответственность главы муниципального образования / отрешение / отставка / муниципально-правовая ответственность. / municipal unit / head of the municipality / responsibility of the head of the municipality / dismissal / resignation / municipal and legal responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены основные вопросы юридической ответственности в системе местного самоуправления: ответственность главы муниципального образования перед населением и государством, основания для удаления главы муниципального образования в отставку, понятие и основания процедуры «отрешения», основания и последствия применения уголовной ответственности в отношении главы муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESPONSIBILITY OF THE HEAD OF THE MUNICIPAL FORMATION AS A MEASURE OF MUNICIPAL-LEGAL LIABILITY

The article considers main issues of legal responsibility in the system of local self-government: responsibility of the head of municipal formation of the population and the state, grounds for removal of the head of municipal Union in resignation, the definition and grounds for the «removal» procedure, grounds and consequences of implications of criminal liability in relation to the head of the municipal formations.

Текст научной работы на тему «Ответственность главы муниципального образования как одна из мер муниципально-правовой ответственности»

132

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)

5. Курс советской криминологии: Преду- причин и разработке мер предупреждения пре-преждение преступности / под ред. И.И. Карпец ступности. М.: Юрид. лит., 1977.

[и др.]. М.: Юрид. лит., 1986. 7. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциар-

6. Теоретические основы предупреждения ная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. преступности / В.В. Клочков [и др.]; отв. ред. Рязань, 2003.

В.К. Звирбуль [и др.] // Всес. ин-т по изучению

СМИРНОВА Ирина Николаевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Псковский филиал Академии ФСИНРоссии. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

СЕМЕНОВА Наталья Владиславовна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса. Псковский государственный университет. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@ mail.ru.

SMIRNOVA, Irina Nikolaevna - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Organization of the Mode and Operational Search Activity in a Penal Correction System. Pskov branch of FSIN of Russia Academy. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

SEMYONOVA, Natalya Vladislavovna - Senior Teacher of the Department of Civil Law and Process. Pskov State University. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.

УДК 352.075:35.086

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ МЕР МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ю.С. Смирнова

В статье рассмотрены основные вопросы юридической ответственности в системе местного самоуправления: ответственность главы муниципального образования перед населением и государством, основания для удаления главы муниципального образования в отставку, понятие и основания процедуры «отрешения», основания и последствия применения уголовной ответственности в отношении главы муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование; глава муниципального образования; ответственность главы муниципального образования; отрешение; отставка; муниципально-правовая ответственность.

Yu.S. Smirnova. THE RESPONSIBILITY OF THE HEAD OF THE MUNICIPAL FORMATION AS A MEASURE OF MUNICIPAL-LEGAL LIABILITY

The article considers main issues of legal responsibility in the system of local self-government: responsibility of the head of municipal formation of the population and the state, grounds for removal of the head of municipal Union in resignation, the definition and grounds for the «removal» procedure, grounds and consequences of implications of criminal liability in relation to the head of the municipal formations.

Keywords: municipal unit; head of the municipality; responsibility of the head of the municipality; dismissal; resignation; municipal and legal responsibility.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена возможность учреждения в муниципальных образованиях, в соответствии с их уставами, должностей глав муниципальных образований как выборных должностных лиц, организующих деятельность всех органов

местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территориях муниципальных образований [3]. В соответствии с этим законом глава может избираться как гражданами, так и представительными органами муниципальных образований на конкурсной основе. По результатам таких конкурсов он может также возглавить местную администрацию.

Следует отметить, что в выборах главы участвуют только граждане, обладающие избирательным правом и проживающие на территории данного муниципального образования. Выборы проходят исключительно путем тайного голосования.

Глава муниципального образования является ключевой фигурой, призванной скоординировать деятельность всех органов местного самоуправления [4]. В соответствии с уставом муниципального образования он обладает собственными полномочиями по решению вопросов местной жизни.

Слово «ответственность» можно понять как неблагоприятные правовые последствия за принятые неправомерные решения либо ненадлежащее осуществление возложенных задач и функций, т.е. «обязание» субъекта претерпеть определенные неблагоприятные последствия в связи с нарушением своей деятельностью установленного законом порядка [5]. В то же время следует отметить, что конкретный круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы этой ответственности, устанавливаются законодательно.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. непосредственно указывает на то, что должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением. Принятие главой муниципального образования решения, прямо или косвенно противоречащего действующему законодательству либо нормативно-правовому акту, влечет за собой применение специальных мер в виде принуждения с целью восстановления нарушенного права.

Закон четко устанавливает подотчетность главы непосредственно как населению, так и представительному органу. В региональном законодательстве и в уставах муниципальных образований особое внимание прежде всего уделяется его подотчетности представительному органу. И это не случайно, поскольку связано с непосредственной деятельностью главы, которая в большей степени проходит на виду у представительного органа.

На наш взгляд, ответственность главы муниципального образования за свои действия перед населением и представительным органом муниципального образования - один из важных и необходимых элементов института местной власти. Он призван способствовать повышению эффективности деятельности указанного высшего должностного лица муниципального образования.

Следует отметить, что юридическая ответственность главы муниципального образования

имеет более конкретные формы, чем, к примеру, ответственность представительного органа муниципального образования. Это связано с тем, что глава является должностным лицом местного самоуправления, а значит, все его противоправные действия подпадают под санкции соответствующего законодательства: Уголовного кодекса РФ [2], Кодекса РФ об административных правонарушениях [1]. Он также наравне со всеми, в определенных сложившихся ситуациях, несет гражданско-правовую и материальную ответственность. В то же время, поскольку глава муниципального образования является выборным должностным лицом муниципального образования, к нему не применяется такой вид юридической ответственности, как дисциплинарный. Данная ответственность может быть применена только в отношении физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры (служебные контракты).

Условия наступления каждого конкретного вида ответственности определены в федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации. В качестве одной из мер ответственности главы муниципального образования перед населением следует считать институт его отставки. Он достаточно подробно прописан в законе от 06.10.2003 г. Здесь как законодательное новшество можно рассматривать тот факт, что в мае 2009 г. в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми был введен институт удаления главы муниципального образования в отставку. Такая законодательная новелла значительно расширила контрольную функцию представительного органа местного самоуправления по отношению к главе муниципального образования.

Статья 74.1 закона подробно регламентирует процедуру удаления главы муниципального образования в отставку. В соответствии с ней глава муниципального образования может быть удален в отставку только представительным органом. При этом инициатива по совершению такого действия принадлежит как депутатам представительного органа, так и высшему должностному лицу региона.

Глава муниципального образования, в отношении которого возбуждено производство об удалении в отставку, должен быть заблаговременно уведомлен о внесении обращения либо депутатов представительного органа, либо высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в день внесения этого обращения в представительный орган или же на следующий день. Однако законодатель не конкретизирует конкретную форму уведомления и не определяет, кто конкретно должен осуществить эти действия. По нашему мне-

134

вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4(30)

нию, логично было бы своевременное уведомление о внесении обращения об удалении главы в представительный орган возложить на инициаторов постановки такого вопроса.

Экспертное сообщество, а также представители органов местного самоуправления выразили неоднозначную оценку того, как была воплощена в тексте закона идея ответственности главы муниципального образования перед представительным органом местного самоуправления. Это связано с тем, что данная норма в равной степени применяется в отношении глав как избранных представительным органом, так и непосредственно населением.

Складывающаяся правоприменительная практика подтверждает высказанные экспертами опасения. Как было отмечено выше, закон указывает, что представительный орган муниципального образования вправе удалить главу в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный механизм будет использоваться депутатами представительного органа и в отношении глав муниципальных образований, избранных непосредственно населением, т.е. наиболее независимых от депутатского корпуса.

Для удаления главы муниципального образования в отставку не требуется подтверждения признаков правонарушения судебным решением. Как уже указывалось выше, одним из оснований для проявления инициативы удаления главы в отставку является ненадлежащее исполнение им своих полномочий, которое может привести к неудовлетворительной оценке его деятельности.

Категория «ненадлежащее исполнение полномочий» является самой труднопереводимой на язык конкретных действий (бездействий) со стороны главы. Это касается и объема (полноты) полномочий, и качества их выполнения, и разграничения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации или председателя представительного органа. Иными словами, представительный орган муниципального образования сам решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для инициирования удаления главы в отставку.

Ответственность главы муниципального образования перед государством, в принципе, идентична ответственности перед населением. Данную ответственность следует разделить на уголовную, административную и дисциплинарную.

Основанием применения уголовной ответственности в отношении главы является со-

вершение деяния, подпадающего под признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ [2]. Перечень деяний содержится в гл. 30 Кодекса «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Упомянутая глава включает семь статей, содержащих составы преступлений, совершенных должностными лицами местного самоуправления, которые влекут наступление уголовной ответственности.

В законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ прямо предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случаях, когда они принимают муниципальные правовые акты, которые не соответствуют действующему законодательству. Эти требования в полной мере относятся и к правовым актам главы муниципального образования.

Одной из мер правового воздействия на главу муниципального образования следует также считать решение суда о признании недействующим нормативного правового акта должностного лица местного самоуправления. Законодатель предусматривает такую меру принуждения, как «отрешение». Данная норма закреплена в ст. 74 Федерального закона 2003 г. В соответствии с ней глава муниципального образования может быть отрешен от должности в случаях, предусмотренных законодательством. В то же время следует обратить внимание на некоторое противоречие норм законодательства о местном самоуправлении нормам закона о муниципальной службе, который не предусматривает такой вид увольнения как «отрешение» от должности.

Стоит также отметить, что в законодательстве нет четкого ответа на вопрос, существует ли ответственность глав муниципальных образований перед представительными органами местного самоуправления. В законе только говорится, что глава подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Но все же не ясно, есть ли ответственность главы муниципального образования в форме отчета перед представительным органом за свою деятельность или за выполнение территориальных планов, программ и бюджетов. В обязанность главы входит предоставление местному собранию депутатов отчета об исполнении бюджета за очередной год, но это все же не является отчетом о его индивидуальной деятельности. Таким образом, в силу закона, закрепляющего основы статуса главы муниципального образования, законодатель, на

наш взгляд, не четко прописал его подконтрольность и подотчетность перед кем-либо.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.06.2017 г. № 118-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.06.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 07.06.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

4. Демидов М.В. Становление и развитие местного самоуправления в России и Чувашии и роль депутатов в его осуществлении: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. 559 с.

СМИРНОВА Юлия Сергеевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: smirnuliya@mail.ru.

SMIRNOVA, Yulia Sergeyevna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: smirnuliya@mail.ru.

УДК 342.7

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е.И. Соколова

Автором анализируются вопросы, касающиеся реализации должностными лицами местного самоуправления предоставленного им права совершения отдельных нотариальных действий. На основе исследования действующего законодательства в сфере нотариальной деятельности и с учетом практики их применения автор приходит к выводу, что расширение правомочий должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий должно сопровождаться повышением уровня их профессиональной подготовки, при этом необходимо учитывать состояние материально-технического и методического обеспечения органов местного самоуправления, особенно поселений, а также состояние автоматизации рабочих мест в местной администрации, которое позволило бы надлежаще совершать нотариальные действия.

Ключевые слова: нотариат; глава местной администрации; уполномоченное должностное лицо местного самоуправления; нотариальное действие; нотариальное обслуживание населения в труднодоступных районах.

E.I. Sokolova. ON CERTAIN TOPICAL ISSUES OF NOTARIAL ACTIONS BY OFFICIALS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The author analyzes issues related to the implementation of officials of local self-government of their right to take certain notarial actions. On the basis of the research of the current legislation in the sphere of notary activities and the practice of their application, the author comes to the conclusion that the extension of powers of the local government Commission officials for notarial actions should be accompanied by an increase in their level of training, it is necessary to consider the state of material-technical and methodical maintenance of local governments, especially communities, as well as the automation status of jobs in the local administration, which would enable them to perform notarial acts properly.

Keywords: notaries; head of the local administration; the authorized officer of local self-government; notarial act; notarial service of the population in remote areas.

В Российской Федерации на нотариат, не тутом, возложена важная функция государства являющийся государственно-правовым инсти- по обеспечению защиты прав и законных инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.