Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
744
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тухватуллина М.Т.

В статье рассматриваются проблемы развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования. Ставится вопрос об эффективности действующих средств и методов обеспечения данной ответственности, а также ее значение для обеспечения прав и законных интересов местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ

© Тухватуллина М.Т.1

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье рассматриваются проблемы развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования. Ставится вопрос об эффективности действующих средств и методов обеспечения данной ответственности, а также ее значение для обеспечения прав и законных интересов местного населения.

Ключевые слова местное самоуправление, юридическая ответственность, население муниципального образования.

Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов. В основу данных отношений были заложены многовековые исторические и культурные традиции, уклады и поведенческие нормы, которые способны формировать равноправные общественные отношения [1].

Местное самоуправление является одной из форм реализации публичной власти, которая осуществляется с использованием представительной и непосредственной демократии. Органы местного самоуправления приобщают граждан к участию в управлении делами общества и обеспечивают право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, в значительной мере обеспечивают их политические права. Существование данных органов обусловлено необходимостью ограничения централизации полномочий в руках государственных органов. Эффективность деятельно-

1 Студент Института права.

сти государства в сфере управления делами общества и государства обеспечивается во многом благодаря участию населения в их решении.

Однако следует констатировать, что в настоящий момент система муниципального управления в государстве во многом еще находится в положении «зародыша». И это в том числе связано с проблемами, которые возникают при попытках практической реализации гражданами его важнейших составляющих, включая институты непосредственной демократии [2].

Законодательство Российской Федерации не только признает местное самоуправление, но и гарантирует его функционирование и самостоятельность. Базовыми характеристиками местного самоуправления выступают, во-первых, право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе органов публичной власти. Вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию возложенных на них задач и функций не перестает быть актуальными сегодня, потому как эффективность осуществления местного самоуправления, гарантируемого Конституцией Российской Федерации, находится в непосредственной взаимосвязи с возможностью наложения ответственности. Обеспечение подконтрольности местного самоуправления населению является одной из проблем, связанных с несовершенством нормативно-правовой базы и предусмотренных правовых процедур в данной области.

Обратим внимание на понятие муниципальной ответственности. Это есть ответственность муниципальной власти за ненадлежащее осуществление полномочий. Среди принципов данного вида ответственности следует выделить автономность ее реализации, учет результативности деятельности по осуществлению муниципальной власти, сочетание персональной и коллективной форм ответственности, осуществление через реализацию населением своего права на контроль. В науке и в законодательстве о местном самоуправлении выделяется три вида юридической ответственности, которую несут органы и должностные лица местного самоуправления: перед государством; перед населением; перед физическими и юридическими лица-

ми. В рамках данной статьи мы подробнее остановимся на втором виде ответственности.

Достижение намеченных целей местными властями, защита и учет прав и законных интересов жителей гарантируются принципом ответственности органов и должностных лиц. Населением муниципальных образований используются различные формы контроля над работой органов и должностных лиц, закрепленные в уставе муниципалитета.

Статья 71 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований. Также в данном законе закреплено право населения муниципального образования, в случае допущения нарушений соответствующими субъектами, на отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Детальное урегулирование несовершенных институтов непосредственной демократии не приведет к их активно использованию. Так как на практике, к примеру, почти не применяются такие формы как голосования по отзыву депутатов, референдумы. В нашем обществе существует равнодушие граждан к местной власти, а это в свою очередь деформирует существо самого местного самоуправления [3]. Так, воздерживаясь от участия в голосовании, граждане неосознанно создают перевес в пользу оппонентов. В результате к власти приходят люди, не заинтересованные в проведении прогрессивных реформ [4].

В связи с определенной диспозитивностью нормы по отношению к муниципальным образованиям встает вопрос о группах правонарушений представительного органа и о критериях, по которым их можно будет привлечь к ответственности. Однако детально прописать в каком-либо отдельном нормативном правовом акте все особенности не является возможным, в

силу непрерывности развития общественных отношений, потому можно ограничиться имеющимися формулировками, а конкретную ситуацию, обусловленную применением такого рода ответственности, следует рассматривать в индивидуальном порядке [5].

Спецификой ответственности органов местного самоуправления перед населением является то, что она наступает в результате утраты доверия населения; порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяется уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления в целом. Особенность данного вида ответственности состоит в том, что она не может быть отнесена к традиционным видам юридической ответственности, так как основанием наступления такой ответственности является не совершение определенного правонарушения. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления к тому же отличается и тем, что некоторые аспекты юридической ответственности урегулированы не федеральным законодательством, а в законах субъектов Российской Федерации [6].

Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления является важнейшим элементом права граждан на местное самоуправление. Участие местного населения в формировании местных органов власти должно способствовать созданию условий для самостоятельного, независимого от воздействия и произвольного вмешательства государства и его структурных органов решения вопросов местного значения. Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления осуществимо только в случае обеспечения реальной подотчетности избранных органов местного самоуправления воле местного населения.

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Оно способствует формированию в Российской Федерации, конституци-

онно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества, а данное явление выступает наиболее оптимальной формой управления значительным количеством населения [8].

Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления по-настоящему получает свое конституционное наполнение лишь в случае подкрепления подотчетностью формируемых гражданами и их объединениями органов местного самоуправления местному населению. Таким образом, интересы и воля местного населения должна находить свое отражение в течение всего периода работы органов местного самоуправления.

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов в Российской Федерации // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2014. - № 4 (25). - С. 69-72.

2. Артемьева Д.В., Аминов И.Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. - 2014. -№ 3 (3). - С. 39-44.

3. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. -Казань, 2014. - С. 20-21.

4. Атзитарова Р.Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». - Воронеж: ИЦРОН, 2014. - С. 23-26.

5. Тихалева Е.Ю.Тенденции развития института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением / Е.Ю. Тихалева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№ 6. - С. 40-43.

6. Лопарев И.В. Особенности ответственности представительных органов власти и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования // Вестник ТюмГУ - 2008. - № 2. -С. 71-74.

7. Рафикова Г. Х., Аминов И. Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - М., 2015. - С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.