Научная статья на тему 'Формы непосредственного волеизъявления населения муниципального образования'

Формы непосредственного волеизъявления населения муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
990
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛЯ НАРОДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Латыпова А.Л.

В данной статье я рассмотрела самые распространённые формы волеизъявления населения муниципальных образований в Российской Федерации. Поскольку местное самоуправление является формой реализации публичной власти, то обладает чертами, присущими органам государственной власти. Проанализировав все эти черты, я сделала выводы о том, насколько местное самоуправления справляется со своими функциями, и как эффективная сложившаяся на сегодняшний день система местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы непосредственного волеизъявления населения муниципального образования»

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Латыпова А.Л.1

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В данной статье я рассмотрела самые распространённые формы волеизъявления населения муниципальных образований в Российской Федерации. Поскольку местное самоуправление является формой реализации публичной власти, то обладает чертами, присущими органам государственной власти. Проанализировав все эти черты, я сделала выводы о том, насколько местное самоуправления справляется со своими функциями, и как эффективная сложившаяся на сегодняшний день система местного самоуправления.

Ключевые слова публичная власть, полномочия, демократия, население, муниципальное образование, воля народа.

Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства. Это стратегически важное направление способствует формированию в Российской Федерации, конституционно закрепленной децентрализованной, демократической системы управления делами государства и общества [1, с. 35].

Местное самоуправление является формой реализации публичной власти, так как обладает чертами, присущими органам государственной власти, такими как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых ими решений для физических и юридических лиц на всей территории муниципального образования, в котором данные органы реализуют свои полномочия [2, с. 251].

Для начала следует определиться с самим понятием форм непосредственной демократии в местном самоуправлении. Этимологически это демократия без посредников, т.е. это участие населения без избираемых представителей, соответствующих органов или должностных лиц. С помощью институтов непосредственной демократии население максимально приближено к осуществлению власти [3, с. 16].

Непосредственное волеизъявление населения муниципального образования является проявлением института прямой демократии. В соответствии с ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление муниципального образования может осуществляться населением в различных формах: через референдумы и выборы, через выборные и иные органы местного самоуправления [4].

1 Студент 2 курса Юридического факультета.

Для начала хотелось бы дать определение местному самоуправлению. Местное самоуправление - это совокупность институтов непосредственного волеизъявления населения муниципального образования, выборных и других органов местного самоуправления, которыми обеспечивается независимое решение населением вопросов местного значения. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что непосредственное волеизъявление граждан является залогом самостоятельности муниципального образования в решении вопросов местного значения. На это есть ряд причин: согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации народ является воплощением суверенитета и единственным источников власти в стране, но волеизъявление народа носит не только общественно-политическое, но и экономическое значение. Я согласна с тем, что благодаря институту прямого волеизъявления населения усилился контроль граждан за работой органов местного самоуправления [5, с. 17].

Формы участия граждан в рассмотрении и разрешении вопросов местного значения очень разнообразны, в числе самых распространённых можно назвать местный референдум, народную правотворческую инициативу, общие собрания и сходы граждан, муниципальные выборы, обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Важное место среди форм волеизъявления населения муниципального образования занимает референдум, причина кроется в том, что юридическая сила решений, которые будут приняты на местном референдуме, выше юридической силы любых других актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие решения носят общеобязательный характер исполнения, их не нужно утверждать органами государственной власти или местного самоуправления. Местный референдум по праву можно назвать способом решения населением самых важных для местного самоуправления вопросов.

Ещё одной формой прямого волеизъявления населения муниципальных образований являются местные выборы. Значение местных выборов настолько велико, что без них немыслимо осуществление местного самоуправления. Посредством проведения местных выборов появляются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а в некоторых случаях свои полномочия получают главы муниципальных образований. Кроме того, у выборов есть и неявные функции, про которые мы часто забываем. Например, путём критического оценивания избирательных компаний граждане могут направлять деятельность органов местного самоуправления, избирательные компании стимулируют развитие социальной активности граждан, что тоже немало важно в условиях современного прогрессирующего правового нигилизма.

Наиболее доступной формой непосредственного волеизъявления являются собрания (сходы) граждан. Бесспорным плюсом данной формы самоорганизации населения является то, что она предполагает коллективное об-

суждение вопросов и принятие решений с личным участием каждого. Так же собрания (сходы) граждан можно рассматривать как форму привлечения граждан к осуществлению разнообразных функций местного самоуправления. Собрание граждан это одна из многочисленных форм непосредственной демократии. Она выражается на уровне небольших самоуправляющихся территориальных коллективов, так как путем совместного обсуждения важных вопрос местной жизни появляется возможность достичь согласия в их решении. Если признавать важность вырабатывания моделей общественного участия в правлении процессами муниципальных образований, в юриспруденции институт конференций и собраний разработан не в должной мере. Отсутствует отчетливое разграничение собраний в зависимости от сферы анализируемых вопросов, как в теории, так и на практике [6, с. 17].

С муниципальными выборами тесно связаны права граждан на отзыв депутатов представительного органа местного самоуправления или выборных должностных лиц. То есть законодательно установлена возможность досрочного прекращений полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе избирателей. Эти нормы установлены непосредственно в Конституции Российской Федерации, и ст. 18 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что уставами муниципальных образований установлено право населения на отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления [7].

Прецеденты инициирования голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации существуют, однако до своего логического завершения по тем или иным причинам они не доходили. Основная проблема - это отсутствие реальной способности функционирования института отзыва депутата, заключается именно в объективных предпосылках установления законодателем - сложностью, многоступенчатостью самой процедуры [8, с. 63].

Поскольку мы говорим о непосредственном волеизъявлении народа, стоит отдельно рассмотреть народную правотворческую инициативу. В теории муниципального права субъектов народной инициативы условно делят на группы: субъекты инициативы, субъекты исполнения инициативы, субъекты подготовки и проведения инициативы. Это связано с процедурой проведения правотворческой инициативы, а конкретно с её стадиями, начиная с подготовки и формирования инициативной группы, заканчивая реализации конечного результата в случае успешного принятия инициативы. Сама сущность правотворческой инициативы становится понятна из определения. Под правотворческой инициативой граждан я понимаю возможность определённой группы граждан, образовавшейся с целью подачи такой инициативы, внести проект правового акта на рассмотрение в орган местного са-

моуправления. Проект такого правового акта обязательно должен быть рассмотрен органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в период до трёх месяцев со дня его внесения. По результатам рассмотрения проекта выносится мотивированное решение, которое в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы. Таким образом, народная правотворческая инициатива является эффективным способом реализации волеизъявления граждан. Установленная процедура гарантирует, что каждая правотворческая инициатива будет рассмотрена и в случае отказала - мотивирована и разъяснена инициативной группе. В этом реализуются многие основополагающие принципы местного самоуправления. Например, принципы гласности, ответственности, законности и другие.

Рассмотрев все формы непосредственного волеизъявления населения муниципального образования, я пришла к выводу о том, что эти институты в полной мере способны обеспечить самостоятельность муниципальной власти и реализовать координирование населением муниципального образования вопросов местного значения.

Список литературы:

1. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества: матер. XIV Междунар. науч.-практ. конф. -Научно информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. - С. 35-40.

2. Искужина Г.Р., Аминов И.Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - Т. 26. - С. 251-255.

3. Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. - 2014. - № 37. - С. 16-21.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237.

5. Павлушкин А.В. Регулирование институтов непосредственной демократии вуставах краев и областей // Журнал Российского права. - 1997. -№ 12. - С. 69.

6. Башмакова Э.И., Аминов И.Р. Собрание граждан, как основа демократии в органах местного самоуправления // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 10-4. - С. 168-173.

7. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с

посл. изм. и доп. от 15 февраля 2016 № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - С. 3822.

8. Аминов И.Р., Кашапова Н.Р. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. - № 57. - С. 60-65.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ КРЕДИТОРОВ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ1

© Мингалева Ж.А.2

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

Мировой финансовый кризис и сопровождающий его кредитный кризис заставили мировое банковское сообщество перевести управление кредитными рисками в нормативную плоскость. В статье приводится анализ развития системы нормативного регулирования процесса управления кредитными рисками в соответствии с международными нормами права, дана оценка его эффективности и направлений совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: Базель III, имплементация положений Базель III, пруденциальные нормативы, управление кредитными рисками, кредитная задолженность.

Рост объемов просроченных кредитов, неисполнение должниками своих обязательств перед кредиторами является угрозой стабильности функционирования любой экономики. Это в полной мере это относится как к исполнению обязательств по заимствованию средств в гражданско-правовом обороте (в том числе между отдельными гражданами), так и в отношении деятельности специализированных финансово-кредитных организаций - банков.

Резкое возрастание объемов так называемых «неработающих кредитов» стало одной из острейших проблем банковского сектора в конце прошлого десятилетия. Мировой финансовый кризис серьезно изменил ситуацию в кредитно-финансовом секторе, резко ухудшив среднее качество банковских активов, а также высветив ряд общих проблем развития. С целью решения проблемы совершенствования управления кредитными рисками Базельским комитетом по банковскому надзору были разработаны методики оценки банковских рисков, а также рекомендованы к применению новые более же-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ грант № 16-03-00741 «Система правовых механизмов стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательств и гарантирования интересов кредитора в российском гражданском праве».

2 Профессор кафедры Предпринимательского права, доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.