Научная статья на тему 'Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления'

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1518
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Газизова А.Ф.

В данной статье проводится анализ существующих в Российской Федерации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Поднимаются проблемы и устанавливаются причины неучастия граждан в решении вопросов местного значения. Предлагаются наиболее эффективные способы устранения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления»

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Газизова А.Ф.1

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В данной статье проводится анализ существующих в Российской Федерации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Поднимаются проблемы и устанавливаются причины неучастия граждан в решении вопросов местного значения. Предлагаются наиболее эффективные способы устранения существующих проблем.

Ключевые слова местное самоуправление, осуществление местного самоуправления, муниципальное образование.

На современном этапе модернизация российского общества является одним из наиболее актуальных вопросов, так как мир быстро меняется, а наше государство отстает в плане развития производства, экономики и темпов формирования гражданского общества. Для успешной модернизации регионов необходимо искать новые подходы и обеспечить комплексный характер модернизации [1, с. 57].

Важно отметить, что современный период формирования местного самоуправления в России отмечен проведением его глобальной реформы, которая выступает частью проводимой реорганизации всей публичной власти в стране. Сейчас ведется поиск самой совершенной модели функционирования местного самоуправления, которая могла бы обеспечить оптимизацию укрепления Российской Федерации и ее единство. Проводятся масштабное разграничение предметов ведения, ресурсов, полномочий, ответственности между государственной и местной властью [2, с. 35].

Демократия является необходимым аспектом в становлении и улучшении местного самоуправления. К сожалению, этот аспект недостаточно быстро реализуется во многих муниципальных образованиях. Население имеет право на самостоятельное решение, относительно вопросов местного значения, и оно имеет защиту в виде государственных гарантий. Реализация этого права возможна различными способами и в равной мере доступна всем гражданам Российской федерации [3, с. 60].

В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации (далее РФ) понимается как форма осуществления народом своей власти, которая в преде-

1 Студент кафедры Гражданского права.

лах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность обеспечивает решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4]. Законодатель этим самым подчеркивает, что из всего многообразия существующих форм участия населения в управлении государством приоритетной является непосредственное участие граждан конкретных городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов в решении вопросов местного значения. На наш взгляд, данный Федеральный закон сыграл позитивную роль в процессе становления столь значимого института демократии. Он конкретизировал нормы, закрепленные в Конституции РФ и заложил правовую базу для формирования демократической местной власти.

На сегодняшний день, в условиях провозглашенной демократии и в условиях стремления к гражданскому обществу, властями нашей страны принимаются попытки для реализации участия граждан в решении наиболее актуальных вопросов. Давая населению право на осуществление местного самоуправления, государственная власть, можно сказать, «избавляет» себя от решения не столь значимых для нее вопросов, но тем самым обеспечивает наиболее эффективное их решение, так как население само выбирает более приемлемые пути решения существующих проблем. В свою очередь, если граждане на местах будут эффективно решать вопросы местного значения, будут участвовать в жизни своего муниципального образования, или просто будут наблюдать своими глазами за процессами и людьми, которые решают проблемы населения, тогда и доверие, вообще, к органам государственной власти будет расти.

Наверно никто не будет спорить с тем, что управление муниципальными образованиями должно быть четким, хорошо спланированным и грамотным. Управлять социально-экономическим развитием, это значит, что различные субъекты должны согласованно воздействовать на процессы, протекающие в муниципальном образовании. Это нужно для достижения таких целей, как: повышение уровня жизни населения и повышение степени удовлетворения потребностей граждан, качественные преобразования экономической сферы, сохранение окружающей среды.

Согласно Конституции РФ референдум и выборы считаются высшей формой выражения народовластия на уровне всего государства, поэтому, проводя некую параллель, местный референдум и муниципальные выборы на уровне местного самоуправления тоже можно считать имеющими довольно большее значение.

Муниципальные выборы носят периодический характер и, как и местный референдум, реализуются путем тайного голосования. Главной особенностью является то, что проведение выборов не влечет напрямую принятие

того или иного решения, которое предопределяет жизнь местного населения. Стоит отметить, что выборы используются чаще, чем другие формы осуществления местного самоуправления, как в России, так и в субъектах РФ, в частности, в Республике Башкортостан, а это, в свою очередь, говорит о том, что она является эффективной и реально действующей.

Местный референдум проводится на территории муниципального образования путем голосования граждан, место жительства которых расположено в границах этой местности и которые имеют право на участие в референдуме. Голосование осуществляется на основе свободного волеизъявления граждан путем тайного голосования. Целью данного мероприятия должно быть решение вопросов местного значения, которые определены в уставе муниципального образования [5].

Необходимо учитывать, что даже если наиболее детально урегулировать институты непосредственной демократии, это не станет являться обеспечением того, что граждане начнут активно использовать такие институты. Так как на практике, к примеру, почти не применяются такие формы как голосования по отзыву депутатов, референдумы. Можно сказать, что в нашем обществе существует равнодушие граждан к местной власти, а это в свою очередь деформирует существо самого местного самоуправления [6, с. 21].

Сходы, также как и собрания граждан, являются одной из самых распространенных форм прямого волеизъявления населения России. До недавнего времени эти понятия сливались воедино и понимались как тождественно равные, не было четких границ разграничения, поэтому и были соединены в одну статью соответствующего закона о местном самоуправлении. До недавнего времени понятие сходов отождествлялось с понятием собраний граждан. Законодатель принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» провел четкую грань между понятиями «сход» и «собрание» граждан, что дает нам, правоприменителям, плодородную почву для их детального изучения.

Сход граждан в современной России понимается как форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Главной отличительной чертой схода от собрания является их направленность. Цель схода - выработка и принятие решения всеми участниками данного мероприятия. В итоге, только на сходе могут быть приняты обязательные для данного поселения решения.

Собрание граждан является консультативным институтом. Целью собрания граждан является обсуждение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования. Принятое на нем решение не выходит за круг интересов собравшихся граждан и потому носит локальный и рекомендательный характер.

Неисполнение, не обнародование либо же нарушение срока издания муниципального акта по реализации принятого на сходе граждан решения может стать основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа муниципального образования.

Наряду с формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления федеральный закон содержит формы его участия в осуществлении местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Значение форм именно непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в настоящее время очень высоко, так как важно, чтобы граждане РФ сами участвовали в решении важных вопросов муниципального образования, а это в свою очередь будет способствовать обеспечению максимальной прозрачности управления не только на уровне местного самоуправления, но и в масштабах всей страны. К сожалению, очень часто на практике мы сталкиваемся с нежеланием граждан участвовать в политической и общественной жизни не то что страны, но даже муниципального образования. Мы считаем, что для того, чтобы исправить такую ситуацию, нужно создавать благоприятные условия для взаимодействия граждан с органами власти. Такие условия могут заключаться, например, в предоставлении доступной и полной информации о формах и способах взаимодействия горожан с властями. Также считаем необходимым освещать проблемы граждан в местных источниках получения информации, создавать позитивный образ человека, который участвует в управлении муниципальным образованием путем публичного поощрения, и признания. Органы местного самоуправления должны больше уделять внимание просьбам, предложениям и пожеланиям населения. Тогда население будет знать, что желание горожан для органов власти действительно важно и ценно, а мнение абсолютно любого гражданина будет учтено при решении каких-либо вопросов. Люди будут понимать, что они тоже имеют причастность к процессу управления и будут чувствовать ответственность за все то, что происходит в их муниципальном образовании.

Таким образом, дальнейшее развитие законодательной основы непосредственного решения населением вопросов местного значения и развитие коллективных форм властвования на территории муниципального образования должно способствовать повышению инициативы и активности населения при решении вопросов местного значения, усилению контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, формированию системы прямых и обратных связей между населением и органами местного самоуправления.

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1, № 43. - С. 57-60.

2. Рафикова Г.Х., Аминов И.Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества: матер. XIV Междунар. науч.-практ. конф. -Научно--информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. - С. 35-40.

3. Аминов И.Р., Кашапова Н.Р. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. - № 57. - С. 60-65.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 02003. - № 40. - С. 3822.

5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 15.06.2002. - № 106.

6. Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Инновационный центр развития образования и науки, 2014. - С. 20-21.

ЗАКОННЫЕ ПРОЦЕНТЫ КАК НОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОЛЖНИКА К НАДЛЕЖАЩЕМУ ИСПОЛНЕНИЮ

ДЕНЕЖНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ НОВЕЛЛЫ - СТ. 317.1 ГК РФ1

© Голубцов В.Г.2

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

В статье дан научно-практический комментарий основных проблемных вопросов, связанных с новым видом процентов, введенных в рос-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ - грант № 16-03-00741 «Система правовых механизмов стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательств и гарантирования интересов кредитора в российском гражданском праве».

2 Заведующий кафедрой Предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса, доктор юридических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.