Научная статья на тему 'Основы государственной политики РФ в отношении местного самоуправления'

Основы государственной политики РФ в отношении местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
367
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова А.М.

В настоящей статье рассматривается местное самоуправление в Российской Федерации, его, значение, социальная ценность, предмет, конституционные гарантии, а также основы государственной политики в отношении местного самоуправления, включая государственную гарантию, самостоятельность, взаимодействие с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы государственной политики РФ в отношении местного самоуправления»

10. Пакерман Г.А. Методы унификации права на примере правового регулирования иностранных инвестиций // Журнал российского права. - 2014. -№ 4. - С. 102.

11. Бессарабова А.В. О некоторых вопросах понятия «иностранные инвестиции» // Актуальные вопросы российского права: сборник научных статей. - 2013. - Вып. 23. - С. 132.

12. Еременко М.А. Добровольная сертификация в условиях функционирования саморегулируемых организаций строителей // Право и экономика. -2012. - № 9. - С. 22.

13. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 40.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОТНОШЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Хусаинова А.М.1

Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа

В настоящей статье рассматривается местное самоуправление в Российской Федерации, его, значение, социальная ценность, предмет, конституционные гарантии, а также основы государственной политики в отношении местного самоуправления, включая государственную гарантию, самостоятельность, взаимодействие с органами государственной власти.

Ключевые слова: Российская Федерация, местное самоуправление, муниципальное образование, конституционный принцип, государственные гарантии местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления, взаимодействие государственных органов и местного самоуправления.

Российская Федерация - государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1, с. 69].

Совершенно очевидно, что переходный период, связанный с модернизацией российской политической системы, в силу многих объективных и

1 Студент.

субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х гг. удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением [2, с. 26].

Важным элементом характеристики России как демократического, правового государства, ориентированного на человека, его права и свободы является местное самоуправление. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление [3], в гл. 8, посвященной основам местного самоуправления, этот принцип конкретизируется.

Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [4, с. 239].

Важнейшим этапом в формировании местного самоуправления в РФ является принятие ныне действующей Конституции, которая отнесла данный институт к гарантированному праву населения.

Местное самоуправление представляет собой организацию и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Социальная ценность местного самоуправления выражается в обеспечении осуществления народом своей власти, реализации права граждан на участие в управлении делами государства и многих других правах и свободах, признанных Конституцией РФ. Местное самоуправление позволяет населению иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, а также решать задачи, связанные с местными потребностями. Развитие местного самоуправления объединяет общество, человека и государство, а, следовательно, укрепляет Российскую Федерацию и ее субъекты.

В соответствии с главным законом страны местное самоуправление обеспечивает самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Участие граждан в управлении делами государства возможно как непосредственно, так и через представителей.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Предметом ведения местного самоуправления является обширный круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по ко-

торым правомочны принимать непосредственно население муниципального образования, а также органы местного самоуправления. Предмет ведения местного самоуправления подразделяется на вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся вопросы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к ним уставом муниципального образования в соответствии с нормами законодательства РФ. К таким вопросам относятся: во первых, нормотворчество, финансово-экономическая сфера, социально-культурная сфера, охрана общественного порядка, использование и охрана земли и других природных ресурсов, а также строительство, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения и др. Названные вопросы регулируются исключительно в пределах муниципального образования [5].

Местное самоуправление в Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны [6]. Государственная гарантия местного самоуправления является одной из главных основ государственной политики в сфере местного самоуправления.

Реализация указанного принципа подразумевает обязанность государства обеспечить осуществление местного самоуправления на территории Российской Федерации, включая все виды муниципальных образований, а также гарантировать самостоятельность местного самоуправления в решении, отнесенных к его ведению, вопросов. Данный принцип также включает в себя создание государством необходимых условий и предпосылок формирования и развития местного самоуправления, а также его правовой защиты [7, с. 121].

Права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, которая необходима для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в целом.

Самостоятельность местного самоуправления является одним из основных принципов, характеризующих суть местного самоуправления. Данный принцип закреплен законодательно. Ст. 12 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Значение закрепления данного принципа именно в Конституции велико.

Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельность решений населением вопросов на местном уровне.

Самостоятельность полномочий муниципальных образований ограничена кругом вопросов местного значения, которые четко регламентированы законодательством. Отнесение к данной категории иных вопросов не допускается.

Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает устав, который в последующем принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Муниципальное образование вправе иметь собственную символику, которая отражает культурные, исторические и другие местные традиции. Население муниципального образования вправе самостоятельно определять организационную форму осуществления местного самоуправления, а также наименование и структуру его органов. Реализация данного принципа обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления, органы которого вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Гарантия самостоятельности местного самоуправления заключается в законодательном запрете органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к кругу местного значения.

Данный принцип, несомненно, является одним из ключевых. Его несоблюдение влечет «огосударствление» органов местного самоуправления, что означает нарушения принципа демократизма в государстве.

Не смотря на то, что местное самоуправление является независимым звеном в системе публичной власти РФ, оно не может быть исключено из процесса управления государством в целом.

В процессе осуществления своих функций государственными органами и органами местного самоуправления происходит неизбежное взаимодействие между данными управляющими структурами.

Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления представляет собой совокупность организационно-правовых методов и форм, которые направлены, непосредственно, на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые составляют совокупность. Несоблюдение совокупности принципов или отдельных составляющих ее частей влечет нарушение принципа демократизма и принципа законности, что невозможно в правовом государстве.

Во первых, к таким принципам относится принцип законности. Данный принцип является основополагающим во взаимоотношениях между любыми органами государственного и муниципального управления. Правовое управление возможно только в случае соблюдения данного принципа.

Также к указанным принципам следует отнести принцип целесообразности. В соответствии с данным принципом любые взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления должны иметь определенный смысл, быть направленными на реализацию общегосударственных целей.

Немаловажным принципом, присущим рассматриваемому взаимодействию, является принцип самостоятельности органов государственной власти

и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Он заключается в самостоятельности органов обеих управляющих структур в реализации своих полномочий, законодательно отнесенных к их компетенции. Вмешательство других органов в их деятельность недопустимо.

Принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления также обладает большим значением в рассматриваемом взаимодействии. Смысл этого принципа заключается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления вступают во взаимоотношения как равные субъекты права.

Также к указанным принципам относится принцип согласования интересов. Данный принцип заключается в невозможности ущемления интересов одной из сторон рассматриваемого взаимодействия.

Одним из ключевых принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является принцип их взаимной ответственности. Указанный принцип подразумевает ответственность не только органов местного самоуправления перед государственными, но и ответственность самих государственных органов. Данный принцип наглядно показывает подвластность органов местного самоуправления государственным органам.

Приведенные выше принципы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления являются основой, на которой должны строиться все взаимоотношения между указанными органами, правовые формы и механизмы их взаимодействия. Несоблюдение данных принципов невозможно в правовом демократическом государстве, следовательно, ни одна из сторон данного взаимодействие не может пренебрегать указанными принципами.

Смысл наличия власти в государстве - гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его частными проблемами [8, с. 58].

Подводя итог, можно сделать вывод, что обязательным условием функционирования и развития любого демократического государства является существование в его рамках местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления, подчиняется ряду обязательных принципов и осуществляется в форме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть исключения какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления.

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69-71.

2. Аминов И.Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38). - С. 26-28.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - № 19-2. -С. 239-242.

5. Предметы ведения местного самоуправления [Электронный ресурс] // Библиотекарь.ру. - Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/ (дата обращения: 28.03.16).

6. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.

8. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации Российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. -№ 43. - С. 57-60.

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ И ИНДИИ

© Яковлев А.Ю.1

Государственный университет управления, г. Москва

Статья о месте и роли законодательных и исполнительных органов в противодействии терроризму в России и Индии.

Ключевые слова: Индия, терроризм, антитеррор, противодействие терроризму, органы безопасности.

1 Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.