Научная статья на тему 'Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия'

Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2980
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аминов И. Р.

Статья посвящена понятию государственной власти и местного самоуправления, основным проблемам, существующим в этой сфере, а также перспективам сотрудничества в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342

И. Р. АМИНОВ, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

I. R. AMINOV, assistant professor of the Chair of Public Law of the Institute of Law of the Bashkir State University, Candidate of Law, assistant professor (Ufa)

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

THE BODIES OF STATE AUTHORITY AND LOCAL GOVERNMENT: THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERACTION

Аннотация. Статья посвящена понятию государственной власти и местного самоуправления, основным проблемам, существующим в этой сфере, а также перспективам сотрудничества в нашей стране.

Ключевые слова и словосочетания: органы государственной власти, местное самоуправление, взаимодействие, Конституция Российской Федерации.

Annotation. The article is devoted to the concept of the state authority and local government, the main problems existing in this sphere, as well as the prospects of cooperation in our country.

Keywords and phrases: bodies of state authorities, local self-government interaction, the Russian Federation Constitution.

В настоящее время очень актуален вопрос взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, т. к. они являются фундаментальными основами российской государственности.

Органы государственной власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурных автономий на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей [1, с. 27].

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом, а также для решения общегосударственных и местных задач [2].

Как известно, отличительной чертой решения вопросов государственного строительства в большинстве современных государств является дифференциация публичной власти на государственную и местную (муниципальную). В свою очередь, реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое. Следуя этому обстоятельству, Конституция Российской Федерации признает и гарантирует независимость местного самоуправления в пределах его полномочий. Однако в вопросе правового регулирования организации местного самоуправления Конституция России и федеральное законодательство, по нашему мнению, содержат некоторые упущения.

Анализ теоретических вопросов, препятствующих развитию непосредст-

<ч а а

и и

В

и s а

о

^

0 «

У

а -с а

1

о

^

0 «

1

£ «

а s

eq

венной демократии, способен создать почву для совершенствования правового регулирования на местном уровне, что является одним из необходимых условий поступательного развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Для развития институтов непосредственной демократии необходимо расширять политическое участие субъектов в решении вопросов местного значения. Если сами субъекты демократии менее активны, то все институты непосредственной демократии так и не будут активно применяться на практике; они останутся лишь формами непосредственной демократии в местном самоуправлении, предусмотренными российским законодательством [3, с. 20].

Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие ^ данного уровня государственной власти ^ в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют четыре ^ главные составляющие в деятельности § органов власти на местах. Во-первых, ^ любая власть, в том числе и местная, ¡^ должна действовать в строгом соответ-ВД ствии с законом. При этом за рамки ^ нормативно-правовых актов не должны || выходить и действия центральной вла-! сти по отношению к муниципальным | образованиям. Во-вторых, нормальное § функционирование местного само-

§ управления невозможно без права рас©

^ поряжаться материальными и экономи-

у ческими ресурсами. Отсутствие само-

Ц стоятельности или недостаток ресурсов

^ обычно приводят к снижению управ-

§ ленческой дисциплины у местных руководителей, к тому, что они начинают

| ориентироваться на региональные вла-

^ сти, а не на потребности местного насе-

« ления. В-третьих, власть в муниципаль-

| ном образовании должна обязательно

и носить выборный характер, чтобы лю-

^ бой руководитель чувствовал ответст-

венность именно перед своими избирателями. Наконец, в-четвертых, местное самоуправление в РФ должно организовываться с учетом тех исторических и культурных традиций, которые существуют в данном регионе.

В наше время особое внимание уделяется развитию и становлению органов муниципальной власти, ставших составной частью российской государственности. Следует заметить, что в Конституции Российской Федерации заложены основы для построения местного самоуправления как одной из составляющих конституционного строя России.

Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу первого сентября 1995 года, положил начало реформам местного самоуправления [4].

Опираясь на действующее законодательство, регулирующее основы муниципальных правоотношений в Российской Федерации, следует сформулировать перечень предметов ведения органов местного самоуправления:

1) обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования (на данную группу общественных отношений воздействуют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения);

2) муниципальный контроль (эта группа отношений находится под воздействием полномочий органов местного самоуправления по организации и осуществлению контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения);

3) реализация отдельных государственных полномочий (на данную группу общественных отношений воздействуют полномочия органов местно-

го самоуправления по исполнению отдельных государственных полномочий, передаваемых им от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Без консолидации местного самоуправления и государственной власти, без создания прочного экономического фундамента каждого муниципального образования при всех стараниях нам не обеспечить достойный, качественный уровень ни образования, ни медицинского обслуживания, ни управления.

Главным содержанием государственной поддержки местного самоуправления должно стать формирование правового статуса института местного самоуправления как субъекта государственности и властных отношений.

Конституция России, закрепив предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения федеральной и региональной власти и предметы ведения субъектов РФ (ст. 71-73), отказалась от закрепления предметов ведения местного самоуправления в России. Органы государственной власти - это исполнительные органы, как центральные, так и местные. Местные органы государственной власти называют еще органами местного самоуправления, отличая их от центральных. Система государственной власти предусматривает как возможность народа, его представителей избирать руководителей, так и право высших лиц государства назначать руководителей. Назначают не только в органы центральной власти, но и на местах, в регионах.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества.

Особое значение во взаимоотношениях центральных и местных органов

власти имеет контроль центральных властей над местным управлением. В настоящее время наиболее рациональным представляется такой подход в решении проблем развития муниципальных образований, в соответствии с которым местное самоуправление будет рассматриваться как институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в тесной взаимосвязи с государством [5].

Подводя итоги, стоит сказать о том, что важнейший метод, с помощью которого государственная власть может регулировать деятельность органов местного самоуправления - это законодательное регулирование, где вмешательство органов государственной власти в детали сведены к минимуму. Это так называемый «дистанционный» контроль. Когда соответствующие законы приняты, органы местного самоуправления могут действовать по собственному усмотрению до тех пор, пока они остаются в рамках закона. ^

Реформа местного самоуправле- ^ ния нуждается в законодательном за-

«а

креплении идей разграничения компе- <ч тенции органов государственной власти § и местного самоуправления, которые ^ заложены в Конституции России и Фе- ^ деральном законе «Об общих принци- ВД пах организации местного самоуправ- ^ ления в РФ». I

Здесь можно выделить несколько 1 направлений. §

1. Четкое определение компетен- § ции уровней власти, и прежде всего, в § сфере предоставляемых ими социальных гарантий. |

2. Обеспечение реальных финан- Ц совых гарантий местного самоуправле- ^ ния. Эта задача обозначена в общих § чертах, а необходимы четко ограничен- | ные критерии построения налоговых и | бюджетных отношений органов госу- ^ дарственной власти и местного само- « управления. |

В социальной политике органов ^ государственной власти и местного са- ^

щ

vc <N

а а

и и

моуправления области приоритетными направлениями должны стать реализация конституционного права на безопасную жизнь, труд, образование, охрану здоровья, осуществление социальной, экономической и правовой поддержки наименее защищенных слоев населения.

Так, основной задачей организации здравоохранения остается сохранение государственной системы с обеспечением минимального гарантированного объема медицинской помощи населению на фоне реформирования отрасли и через систему обязательного медицинского страхования.

Широкую программу мер предстоит осуществить по сохранению и развитию культуры и искусства, активному использованию культурного потенциала области в нравственном и эстетическом воспитании населения. Важную роль в решении этих задач мы отводим заключению договоров между комитетом по культуре и искусству и администрациями городов и районов, которые позволят разграничить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в реализации культурной политики.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, требует сложных и комплексных решений на основе взаимного согласия и ответственности.

В заключение стоит отметить, что проблемы, которые возникают при осуществлении муниципального управления, требуют разрешения. Для активного вовлечения граждан в реализацию местного самоуправления требуется разработка и осуществление ряда согласованных действий государственными и местными органами власти при активном участии самих граждан. Органы местной власти должны проводить работу среди граждан по разъяснению сущности муниципального управления, выработке основ сознательного участия граждан в осуществлении муниципального управления, формированию условий, способствующих осуществлению прав граждан на самоуправление, активному привлечению населения к решению местных вопросов. Местное самоуправление является основой нашего общества, и реализация в ближайшем будущем в его структуре качественных изменений повлечет за собой улучшение функционирования всей государственной системы и общества [6, с. 43].

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

S

oq

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов И. Р. Государственная национальная политика как способ поддержания эт-нополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4.

2. Васильева А. А. Сборник публикаций [электронный ресурс]: дистанционный курс / Библиотека ВВАГС (Волго-Вятской Академии государственной службы). URL: http: //vasilievaa.narod.ru/index.htm.

3. Абдуллина С. И., Аминов И. Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. Новосибирск. 2014. № 37.

4. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Российская газета. 2003. 08 октября.

: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Петрищева И. В. Компаративный анализ состояния малого и крупного бизнеса в Курской области: основные тенденции // Микроэкономика. 2009. Т. 7.

6. Артемьева Д. В., Аминов И. Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти // Вестник международных научных конференций. 2014. № 3.

© Аминов И. Р.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 343 13 С. Р. НИЗАЕВА, преподаватель кафедры крими-

налистики Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

S. R. NIZAEVA, instructor of the Chair of Crimina-listics of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

THE FEATURES OF LEGAL REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE SPHERE OF TURNOVER OF RESIDENTIAL REAL ESTATE

Аннотация. В статье автор исследует этапы становления рыночных отношений в сфере оборота жилой недвижимости и, раскрывая их взаимосвязь с правовым

регулированием жилищной политики государства, представляет способы приобрете- ^

ния жилья исходя из деления данной сферы рыночных правоотношений на первичный и ^

вторичный сегменты. i®

Ключевые слова и словосочетания: жилая недвижимость, рыночные правоот- ^

ношения, правовое регулирование, законодательное оформление, приобретение жилья, §

первичный рынок, вторичный рынок, общественные отношения, имущество. ^

Р

Д

Annotation. The author studies the stages of formation of market relations in the

field of residential real estate turnover and, revealing their relationship with the legal regula- ^

tion of housing policy of the state, performs the ways of home purchase method based on the §

division of the sphere of market relations into the primary and secondary segments. |

Key words and phrases: residential properties, legal market relationship, legal regu- |

lations, statutory authority, property purchase, primary market, secondary market, public re- § lations, property.

преступлений в рассматриваемом сег- g

менте экономики страны увеличивается Ц

или снижается пропорционально увели- ^

чению или снижению объема сделок в §

сфере оборота жилища. В свою очередь, |

преступность на рынке недвижимости |

оказывает непосредственное влияние на ^

смещение приоритетов в покупатель- «

ском спросе, на ценообразование объек- |

тов недвижимости и риэлтерских услуг. ^

У граждан, проживавших ранее в СССР, ^

Россия является правовой, демократической страной современности. Правоотношения, возникающие на территории нашего государства, регулируются соответствующими отраслями права, основанными на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина [1, с. 42].

Общественные правоотношения, складывающиеся на рынке недвижимости, свидетельствуют о том, что число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.