Научная статья на тему 'Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств '

Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ненадлежащее расходование бюджетных средств / нецелевое расходование бюджетных средств / здравоохранение / медицинская организация / inappropriate spending of budget funds / no-purpose spending of budget funds / healthcare / medical organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Анатольевич Артымук, Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина

Цель исследования — провести анализ нормативно-правовой базы, правоприменительных актов и научных источников, посвященных ответственности медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств. Материалы и методы. Проведены: анализ юридической литературы, нормативно-правовых актов, анализ судебной практики по вопросам ответственности медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств в системе здравоохранения Российской Федерации. Для реализации поставленных целей использовались методы библиографического поиска источников в различных базах данных. Результаты исследования выявили проблему толкования однозначности понятий «расходование» и «использование» бюджетных средств. При этом «ненадлежащее расходование» является более емким понятием, объединяющим понятия «нецелевое» и «неэффективное» расходование бюджетных средств. Юридическая ответственность более четко определена для «нецелевого расходования» бюджетных средств. В настоящее время имеются проблемы недостаточного финансирования государственной системы здравоохранения, нерационального использования и недостаточного правового контроля расходования бюджетных средств. Заключение. Результаты проведенного анализа продемонстрировали, что ситуация объективного дефицита финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации требует усиления ответственности и ужесточения наказания за нецелевое расходование бюджетных средств при создании правовой основы для определенных свобод у получателя бюджетных средств в их перенаправлении в рамках бюджетной сметы в соответствии с бюджетной классификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Анатольевич Артымук, Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility of medical organizations for improper spending of budget funds

The aim of the study is to analyze the regulatory framework, law enforcement acts and scientific sources devoted to the responsibility of medical organizations for improper spending of budget funds. Materials and methods. An analysis of legal literature, regulations, and judicial practice on the liability of medical organizations for improper expenditure of budget funds in the healthcare system of the Russian Federation was carried out. To achieve these goals, methods of bibliographic search of sources in various databases were used. The results of the study revealed the problem of interpreting the unambiguity of the concepts of «expenditure» and «use» of budget funds. At the same time, «inappropriate spending» is a more capacious concept that combines the concepts of «inappropriate» and «ineffective» spending of budget funds. Legal liability is more clearly defined for «misappropriation» of budget funds. Currently, there are problems of insufficient funding of the public health care system, irrational use and insufficient legal control over the expenditure of budget funds. Conclusion. The results of the analysis demonstrated that the situation of an objective deficit in financing the healthcare system in the Russian Federation requires increased responsibility and tougher penalties for misuse of budget funds while creating a legal basis for certain freedoms for the recipient of budget funds in their redirection within the budget estimate in accordance with the budget classification.

Текст научной работы на тему «Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств »

Закон и право. 2024. № 3. С. 51-58. Law and legislation. 2024;(3):51-58.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-51-58 EDN: https://elibrary.ru/QMTDWZ

NIION: 1997-0063-3/24-131 MOSURED: 77/27-001-2024-3-331

Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств

Владимир Анатольевич Артымук1, Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина2

1 2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия

1 adv-artymuk@mail.ru, ОВСЮ0000-0002-0660-8696

2 diana-mus@yandex.ru; https://0RCID.org/0000-0003-3023-6631,

БР11\1-код: 1638-7505; а^ьюгю: 1048782

Аннотация.

Цель исследования — провести анализ нормативно-правовой базы, правоприменительных актов и научных источников, посвященных ответственности медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств.

Материалы и методы. Проведены: анализ юридической литературы, нормативно-правовых актов, анализ судебной практики по вопросам ответственности медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств в системе здравоохранения Российской Федерации. Для реализации поставленных целей использовались методы библиографического поиска источников в различных базах данных. Результаты исследования выявили проблему толкования однозначности понятий «расходование» и «использование» бюджетных средств. При этом «ненадлежащее расходование» является более емким понятием, объединяющим понятия «нецелевое» и «неэффективное» расходование бюджетных средств. Юридическая ответственность более четко определена для «нецелевого расходования» бюджетных средств. В настоящее время имеются проблемы недостаточного финансирования государственной системы здравоохранения, нерационального использования и недостаточного правового контроля расходования бюджетных средств.

Заключение. Результаты проведенного анализа продемонстрировали, что ситуация объективного дефицита финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации требует усиления ответственности и ужесточения наказания за нецелевое расходование бюджетных средств при создании правовой основы для определенных свобод у получателя бюджетных средств в их перенаправлении в рамках бюджетной сметы в соответствии с бюджетной классификацией.

Ключевые слова: ненадлежащее расходование бюджетных средств, нецелевое расходование бюджетных средств, здравоохранение, медицинская организация.

Для цитирования: Артымук В. А., Мустафина-Бредихина Д.М. Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств // Закон и право. 2024. № 3. С. 51—58. ЬМ;р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-51-58 ББЫ: https://elibrary.ru/QMTDWZ

Original article

Responsibility of medical organizations for improper spending of budget funds

Vladimir A. Artymuk1, Diana M. Mustafina-Bredikhina2

1 2 Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

1 adv-artymuk@mail.ru, ORCID0000-0002-0660-8696

2 diana-mus@yandex.ru; https://0RCID.org/0000-0003-3023-6631, SPIN-^fl: 1638-7505; AuthorlD: 1048782

© Артымук В.А., Мустафина-Бредихина Д.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 03-2024

Abstract.

The aim of the study is to analyze the regulatory framework, law enforcement acts and scientific sources devoted to the responsibility of medical organizations for improper spending of budget funds.

Materials and methods. An analysis of legal literature, regulations, and judicial practice on the liability of medical organizations for improper expenditure of budget funds in the healthcare system of the Russian Federation was carried out. To achieve these goals, methods of bibliographic search of sources in various databases were used. The results of the study revealed the problem of interpreting the unambiguity of the concepts of «expenditure» and «use» of budget funds. At the same time, «inappropriate spending» is a more capacious concept that combines the concepts of «inappropriate» and «ineffective» spending of budget funds. Legal liability is more clearly defined for «misappropriation» of budget funds. Currently, there are problems of insufficient funding of the public health care system, irrational use and insufficient legal control over the expenditure of budget funds.

Conclusion. The results of the analysis demonstrated that the situation of an objective deficit in financing the healthcare system in the Russian Federation requires increased responsibility and tougher penalties for misuse of budget funds while creating a legal basis for certain freedoms for the recipient of budget funds in their redirection within the budget estimate in accordance with the budget classification.

Keywords: inappropriate spending of budget funds, no-purpose spending of budget funds, healthcare, medical organization.

For citation: Artymuk V.A., Mustafina-Bredikhina D.M. Responsibility of medical organizations for improper spending of budget funds // Law and legislation. 2024;(3):51—58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-51-58 EDN: https://elibrary.ru/QMTDWZ

' и доровье нации является важным элементом ""^национальной безопасности страны, его ^«^охрана должна быть ответственностью государства, при этом государственная система здравоохранения должна обеспечивать возможность бесплатного получения медицинской помощи. Право граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантировано Конституцией РФ [1]. Актуальность заявленной проблемы, связанной с ответственностью медицинских организаций за ненадлежащее расходование бюджетных средств, складывается из нескольких противоречий.

Во-первых, как уже было отмечено ранее, право на получение медицинской помощи гарантировано Конституцией РФ, однако практика показывает, что совершение противоправных действий в этой области растет и остается проблемным вопросом уголовного и административного права.

Во-вторых, в медицинскую сферу каждый год осуществляется большое вливание государственных средств, направленных на помощь и повышение качества и уровня здоровья граждан. Тем не менее медицинские организации, в том числе их сотрудники, пользуются этим и неправомерно используют финансирование в корыстных интересах.

В-третьих, в нормативно-правовых актах существуют коллизии в интерпретации основополагающих понятий в сфере неправомерного

использования бюджетных средств, что затрудняет толкование и квалификацию преступлений.

В РФ источниками финансового обеспечения программы государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в настоящее время являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средства обязательного медицинского страхования [5].

Государственное финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации осуществляется в соответствие с ПГГ, а также целевыми программами по приоритетным направлениям развития. Общепризнано, что в настоящее время в стране финансирование здравоохранения в РФ в рамках ПГГ осуществляется в недостаточных объемах, а расходование средств на приоритетные направления происходит не сбалансированно [19]. В сложившейся ситуации особенно важно осуществлять должный контроль за надлежащим соблюдением бюджетного финансирования системы здравоохранения. На федеральном уровне такой контроль возложен на Счетную палату РФ, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований таким контролем расходования бюджетных средств занимаются счетные палаты регионов и контрольно-счетные палаты муниципальных образований [22].

Проблема эффективного и законного распределения и использования бюджетных средств в медицинских организациях является одним из

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

центральных вопросов в сфере здравоохранения и государственного управления. С одной стороны, достижение высоких стандартов медицинской помощи требует адекватного финансирования, с другой — необходим строгий контроль за целевым и законным использованием выделенных ресурсов. В этом контексте вопросы ответственности медицинских учреждений за ненадлежащее расходование бюджетных средств выступают как ключевой элемент обеспечения финансовой дисциплины и прозрачности в секторе здравоохранения.

Использование государственных средств в медицинской инфраструктуре предполагает не только предоставление необходимых услуг населению, но и подразумевает установление строгих критериев отчетности и ответственности за их использование. Несмотря на существующие законодательные и нормативные акты, регулирующие данный процесс, существует ряд проблем и вызовов, связанных с рациональным и эффективным использованием бюджетных средств.

По данным A.A. Максиной, можно выделить следующие, наиболее типичные нарушения бюджетного законодательства, которые происходят при формировании доходов; связаны с процедурой утверждения бюджета и обусловлены нарушениями в части расходов бюджета [20]. Ненадлежащее расходование бюджетных средств является достаточно емким понятием и включает все три позиции, а именно: «нецелевое расходование бюджетных средств», «неэффективное расходование бюджетных средств» и «неправомерное расходование бюджетных средств» [12].

Наиболее четко определено понятие «нецелевое использование бюджетных средств». Им считается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, что в итоге формирует административно или уголовно наказуемое деяние. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств закреплена в статьях 285.1, 285.2 УК РФ [2] или ст. 306.4 БК РФ [3], ст. 15.14 КоАП РФ [4].

Предметом данного преступления являются бюджетные средства, при этом получатель бюджетных средств — это орган государственной власти или местного самоуправления, а объект преступления — общественные отношения, которые обеспечивают деятельность власти. Условием ответственности является именно наруше-

ние соответствия между условиями получения бюджетных средств и целями их расходования. Объективная сторона преступления характеризуется действием, а именно, расходованием бюджетных средств [21].

За нецелевое расходование бюджетных средств в законодательстве РФ закреплена юридическая ответственность, как административная, так и уголовная [13]. Поэтому значимость заявленной проблемы диктуется необходимостью обеспечения сбалансированного развития медицинского сектора, где каждая единица израсходованных бюджетных средств должна способствовать улучшению качества медицинского обслуживания. Данный факт, в свою очередь, предполагает формирование четкой системы юридических последствий — как уголовных, так и административных — для медицинских организаций, допускающих злоупотребления или халатное отношение к вверенным им ресурсам.

Отличия уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств от аналогичных правонарушений в административном и бюджетном законодательстве достаточно широко обсуждались в научной литературе в последние годы (З.И. Корякина, Н.С. Монгуш, В.А. Гречишников, Н.И. Жукова, Л.А. Кулий, А.Б. Вифлеемский).

По мнению З.И. Корякиной и соавтора [17], существуют разногласия между источниками, регламентирующими юридическую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, что может быть причиной ошибок при квалификации правонарушений.

Считается, что при этой категории дел необходимо определить следующие характеристики: установить факт нецелевого расходования средств, наличие умысла у правонарушителя, конкретное время совершения деяния, а также размер потраченных ненадлежащим образом средств [14].

Нецелевое расходование бюджетных средств влечет за собой, согласно ст. 306.4 БК РФ, бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных транс -фертов [3].

Статья 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа или дисквалификации для должностных лиц, штраф от 5 до 25% от суммы средств, использованных не по целевому назначению для юридических лиц [4].

LAW & LEGISLATION • 03-2024

Расходование же бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере (в сумме более 1,5 млн руб. — ст. 285.2 УК РФ), в соответствии со ст. 285.1 УК РФ наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [2].

При совершении этого деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 7 500 000 руб. — ст. 285.2 УК РФ) наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Таким образом, уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена в случае деяния только в крупных или особо крупных размерах [2].

Многие авторы не понимают логику, на основании которой законодатель определил конкретную сумму более полутора миллионов рублей, после нецелевого расходования которой возникает уголовная ответственность. В данном случае речь идет о несоразмерности опасности общественного деяния и наказания [13].

Некоторые авторы отмечали трудности толкования понятия «бюджетные средства», поскольку они в рассматриваемом преступлении выступают в качестве предмета, и ни уголовное, ни бюджетное законодательства не раскрывают данное понятие, что может способствовать неоднозначному его толкованию и проблемам при правоприменении [23].

Наиболее часто в определении понятия «бюджетные средства» используется информа-

ция из Комментариев к УК РФ (2020), которые определили это понятие как средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов [16].

Некоторые авторы отметили проблему толкования однозначности понятий «расходование» и «использование» по отношению к бюджетным средствам. Например, при раскрытии объективных признаков состава преступления, которое предусмотрено ст. 285.1 УК РФ, используется термин «расходование», в то время как БК РФ и КоАП РФ при казалось бы аналогичных обстоятельствах употребляют термин «использование» [17].

Несмотря на синонимию понятий «расходование» и «использование», важно четко разграничивать смысловое наполнение понятий и их применение в различных нормативных актах. Подобное разграничение имеет существенное значение для правильной квалификации действий, касающихся бюджетных средств, и может потребовать корректировки существующего законодательства для предотвращения правовой неопределенности и обеспечения юридической ясности. Отмеченное несоответствие требует внимания законодателя и может стать предметом дальнейших правовых исследований. Однако данная проблема не является предметом нашего исследования, поэтому считаем важным подчеркнуть противоречие между понятиями в нормативно-правовых актах.

Л.А. Кулий и соавтор на основе анализа исследований ученых и судебной практики определили возможности и конкретные проблемы, возникающие на пути реализации положений ст. 76.2 УК.РФ для освобождения от уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств с назначением судебного штрафа. По мнению авторов, применение судебного штрафа за преступления против государственной власти является справедливым и экономически эффективным в том случае, если речь идет о значительной сумме штрафа [18].

Таким образом, основываясь на анализе правоприменительной практики и существующих нормативно-правовых актов, в данной статье предпринимается попытка систематизировать подходы к обеспечению законности и целесообразности расходования государственных средств в медицинских учреждениях. Исследования ученых преимущественно направлены на выявление ключевых проблемных аспектов, а также формирование предложений по совершенствованию механизмов финансового контроля.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

Однако, в целом большинство исследователей предлагают ужесточение наказания за нецелевое расходование бюджетных средств: изъятие административного наказания и дополнение уголовной ответственности, закрепление дополнительного штрафа в виде суммы, не меньшей, чем была потрачена ненадлежащим образом [13; 24].

По мнению О.Г. Ивановой, выявление факта нецелевого использования бюджетных средств обусловлено выявлением элементов состава бюджетного нарушения, при этом требуется конкретизация элементов состава бюджетного правонарушения: разъяснение особенностей толкования и выявления вины, пределов относимос-ти деяния к способам совершения бюджетного правонарушения, расширение перечня документов, определяющих цели использования финансовых ресурсов [15].

Понятие «неэффективное использование бюджетных средств» и «неправомерное использование бюджетных средств» введено в классификаторе Казначейства РФ. При этой квалификации использования бюджетных средств ответственность до настоящего времени не регламентирована. Неэффективное использование бюджетных средств является достаточно субъективной, оценочной категорией (статьи 34, 162 БК РФ) [3].

При этом неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств. В случае если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечивают достижения установленных целевых показателей эффективности, например, при использовании субсидий, такое расходование средств может быть неэффективным (п. 6 ст. 69.2, п. 1 ст.78.1, п. 2 ст. 78.2 БК РФ) [3].

Неправомерным использованием бюджетных средств считается любая оплата денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за исключением нецелевого использования бюджетных средств и оплаты денежных обязательств с нарушениями в документах.

Понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» БК РФ не определено, а Минфин РФ [6] считает, что «при отнесении действий

(бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм», т.е. если они противоречат требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения [12].

В здравоохранении, как и в любой бюджетной сфере, имеются трудности в привлечении к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, поскольку субъектами «бюджетной ответственности» являются коллективные субъекты — институциональные единицы государственного управления, части единого механизма. Любое взыскание с них означает взыскание из одного бюджета в другой или даже в тот же бюджет [11].

Анализ судебной практики, в частности ряда судебных актов [7; 8; 9; 10], позволяет резюмировать, что при разграничении понятий «использование» и «расходование бюджетных средств», в контексте наступления неблагоприятных последствий в виде административной или уголовной ответственности, целесообразно представить понятие «использование» как более широкое, что не сопряжено с причинением ущерба бюджету или интересам государства, лишено корыстных мотивов, не связано с уменьшением бюджетных средств внутри хозяйственной деятельности субъекта. Вместе с тем расходование обязательно обусловлено причинением ущерба интересам государства и бюджету, что влечет уменьшение объема бюджетных средств внутри хозяйственной деятельности субъекта без возможности его восстановления посредством административных санкций.

Итак, наступление уголовной ответственности возможно при наличии реального ущерба в виде уменьшения объема бюджетных средств при его нецелевом использовании и невозможности восполнения в административном порядке; в то время как административная ответственность является более лояльным видом ответственности, с возможностью применения положения о соразмерном уменьшении штрафных санкций в порядке гражданско-правовых норм.

Необходимо учитывать и развивать цифровые возможности и ресурсы ведомств, чтобы применять относительно медицинских учреждений как превентивные меры для предотвращения наступления противоправного деяния, так

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2024

и розыскные меры, которые позволят при помощи информационных технологий качественнее и быстрее выявлять преступления.

Таким образом, в настоящее время законодательством РФ регламентирована только ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Отличия уголовной ответственности от аналогичных правонарушений в административном и бюджетном законодательстве остается предметом дискуссии. Ситуация объективного дефицита финансирования системы здравоохранения в РФ диктует необходимость усиления ответственности за нарушение финансово-бюджетного законодательства, а также ужесточение наказания за нецелевое расходование бюджетных средств.

При этом, учитывая сложившуюся геополитическую и экономическую ситуацию в стране, необходимо создание правовой основы для возможности получателя бюджетных средств в определенном регламенте перенаправлять бюджетные средства в рамках бюджетной сметы в соответствии с бюджетной классификацией. Также является важным использовать превентивные меры борьбы с ненадлежащим использованием бюджетных средств в медицинских организациях.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬЛ1^28399/

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // :Ъ^:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Письмо Минфина России от 25.04.2017 № 02-09-08/24851 «О неправомерном расходовании бюджетных средств» // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 307-КГ16-17712 по делу № А21-9950/2015 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

8. Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2022 № 772701/2022 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

9. Постановление 3-го Арбитражного апелляционного Суда от 12.09.2023 по делу № А33-4271/2023 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

10. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.02.2022 по делу № А33- 15530/ 2021 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

11. Алексеева Е.С. Проблемы реализации ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Lex Russica. 2017. № 11 (132). С. 58-66.

12. Вифлеемский А.Б. Три «не» при квалификации нарушений // Финконтроль. 2019. № 3 (17). С. 62-67.

13. Гречишников В.А. Проблемы ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств // Гос. служба и кадры. 2018. № 1. С. 179-181.

14. Жукова Н.И. Привлечение к административной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств // Вопросы рос. юстиции. 2020. № 8. С. 512-519.

15. Иванова О.Г. Нецелевое использование бюджетных средств как основание юридической ответственности // Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98). С. 131-134.

16. Комментарий к Уголовному кодексу РФ: В 4-х т. Т. 4. Особенная часть. Разделы X-XII / В.М. Лебедев [и др.]; отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2020.

17. Корякина З.И., Ксенофонтова Д.К. Отличия уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств от аналогичных правонарушений в административном и бюджетном законодательстве // Аграрное и земельное право. 2021. № 8 (200). С. 95-98.

18. Кулий Л.А., Козырь Г.И. Освобождение от уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств с назначением судебного штрафа // Интерактивная наука. 2020. № 8 (54). С. 40-42.

19. Куликова О.М., Усачева Е.В., Шамис В.А., Нелидова А.В., Боуш Г.Д. Модель финансового

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

обеспечения регионального здравоохранения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 10. С. 1823-1840.

20. Максина А.А. Наиболее типичные нарушения бюджетного законодательства, выявляемые органами прокуратуры // Глобус. 2022. № 4 (69). С. 91-97.

21. Марьина М.И., Сабанин С.Н. Особенности уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств / / Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 6-1. С. 120-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Матвеева В.А., Силаева Л.И. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств // Символ науки. 2020. № 9. С. 44-48.

23. Монгуш Н.С. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств как средство противодействия коррупции / / Инновации. Наука. Образование. 2020. № 24. С. 732-737.

24. Синчурин О.В. Понятие коррупционных преступлений в сфере закупок и их классификация // Гос. служба и кадры. 2019. № 1. С. 125-129.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/

2. Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ dated 06/13/1996 (as amended on 07/31/ 2023) // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

3. Budget Code of the Russian Federation № 145-FZ dated 07/31/1998 (as amended on 11/22/2023) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW

4. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ (Accessed: 10.07.2023) // https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2022 № 2497 «On the Program of State Guarantees for the provision of free medical care to citizens for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025» // https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated April 25, 2017 № 02-09-08/24851 «On the unlawful expenditure of budget funds» // https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

7. Determination of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated April 27, 2017 № 307-KG16-17712 in case № A21-9950/2015 // https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

8. Resolution of the Third Cassation Court of General Jurisdiction dated October 18, 2022 № 772701/2022 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

9. Resolution of the 3rd Arbitration Court of Appeal dated September 12, 2023 in case № A33-4271/2023 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

10. Decision of the Arbitration Court of the Krasnoyarsk Territory dated February 3, 2022 in case № A33-15530/2021 // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

11. Alekseeva E. S. Problems of implementing liability for violation of budget legislation / / Lex Russica. 2017. № 11 (132). Pp. 58-66.

12. Bethlehemsky A.B. Three «no» when qualifying violations // Financial control. 2019. № 3 (17). Pp. 62-67.

13. Grechishnikov V.A. Problems of responsibility for inappropriate spending of budget funds // Public service and personnel. 2018. № 1. Pp. 179—181.

14. Zhukova N.I. Bringing to administrative responsibility for inappropriate spending of budget funds // Issues of Russian justice. 2020. № 8. Pp. 512—519.

15. Ivanova O. G. Misuse of budget funds as a basis for legal liability // Magistracy Bulletin. 2019. № 114 (98). Pp. 131—134.

16. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation: In 4 volumes. Volume 4. Special part. Sections X—XII / V.M. Lebedev [etc.]; executive editor V.M. Lebedev. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020.

17. Koryakina Z.I., Ksenofontova D.K. Differences between criminal liability for misappropriation of budget funds and similar offenses in administrative and budgetary legislation // Agrarian and Land Law. 2021. № 8 (200). Pp. 95—98.

18. Kuliy L.A., Kozyr G.I. Exemption from criminal liability for inappropriate expenditure of budget funds with the imposition of a judicial fine // Interactive Science. 2020. № 8 (54). Pp. 40—42.

19. Kulikova O.M., Usacheva E. V., Shamis V.A., Nelidova A. V., Boush G.D. Model of financial support for regional healthcare // Regional economics: theory and practice. 2018. Vol. 16. № 10. Pp. 1823—1840.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

20. Maksina A.A. The most typical violations of budget legislation identified by the prosecutor's office // Globus. 2022. № 4 (69). Pp. 91-97.

21. Maryina M.I., Sabanin S.N. Features of criminal liability for misuse of budget funds / / Symbol of Science: international scientific journal. 2023. № 6-1. Pp. 120-123.

22. Matveeva V.A., Silaeva L.I. Administrative responsibility for misuse of budget funds // Symbol of Science. 2020. № 9. Pp. 44-48.

23. Mongush N.S. Responsibility for inappropriate spending of budget funds as a means of combating corruption // Innovations. The science. Education. 2020. № 24. Pp. 732-737.

24. Sinchurin O.V. The concept of corruption crimes in the field of procurement and their classification // Public service and personnel. 2019. № 1. Pp. 125-129.

Информация об авторах

Артымук В.А. — соискатель кафедры административного и финансового права

Мустафина-Бредихина Д.М. — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 08.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors Artymuk V.A. — applicant of the department of administrative and financial law

Mustafina-Bredikhina D.M. — candidate of law, associate professor of the department of administrative and financial law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 08.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансовый менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / [М.И. Ермилова, Н.В. Грызунова, М.Е. Косов, Ю.С. Церцеил]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 255 с.

ISBN 978-5-238-03679-3

Освещены основные вопросы, касающиеся управления финансами компании. Представлен анализ управления денежными потоками, структурой и ценой капитала, финансового планирования в компании. Изложены как теоретические основы, так и даны практические примеры и задания для самостоятельного решения.

Учебник предназначен для студентов, магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.