Научная статья на тему 'Бюджетные средства как предмет преступного посягательства'

Бюджетные средства как предмет преступного посягательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2113
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ХИЩЕНИЕ ИМУЩЕСТВА / НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киршина Елена Анатольевна

В рамках статьи рассматриваются проблемы применения норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, обусловленные технико-юридическим несовершенством нормативных установлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киршина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget as the subject of a criminal assault

The problems of criminal law application, establishing liability for misappropriation of budget funds and state extra-budgetary funds, due to technical and legal imperfection of regulatory statutes are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Бюджетные средства как предмет преступного посягательства»

2.7. БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА

Киршина Елена Анатольевна, адъюнкт. Место учебы: Нижегородская академия МВД России. Подразделение: кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В рамках статьи рассматриваются проблемы применения норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, обусловленные технико-юридическим несовершенством нормативных установлений.

Ключевые слова: бюджетные средства, хищение имущества, нецелевое расходование, государственные фонды.

BUDGET AS THE SUBJECT OF A CRIMINAL ASSAULT

Kirshina Elena Anatol'evna, postgraduate student. Place of study: Nizhny Novgorod academy of MIA Russia. Department: criminal and penal law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The problems of criminal law application, establishing liability for misappropriation of budget funds and state extra-budgetary funds, due to technical and legal imperfection of regulatory statutes are analyzed in the article. Keywords: budgetary resources, theft of property, inappropriate application, state funds.

В условиях российской действительности одним из значимых направлений уголовной политики государства является эффективное противодействие криминальным посягательствам на общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и освоения бюджетных средств. Только при условии надежной охраны сферы бюджетных отношений возможна реализация государственной политики, позволяющей обеспечивать результат поступательного развития общественных процессов и выполнение социальных обязательств перед гражданами. Отметим, именно бюджетная сфера стала одним из основных объектов криминальных посягательств. Причем ситуация усугубляется в связи с хищениями бюджетных средств, в подавляющем большинстве случаев, они совершаются в результате коррупционных преступлений в составе организованных преступных формирований [1].

Главную цель бюджетной политики любого самостоятельного субъекта международного права составляет устойчивая положительная динамика развития социально-экономических отношений как в государстве в целом, так и в его отдельных регионах. В конечном итоге слаженная работа органов власти и управления, решение ими целей и задач, установленных Конституцией РФ и иными законодательными актами, напрямую зависит от материальных возможностей государства, которые определяются доходной частью бюджета и его рациональным распределением.

Изложенное свидетельствует о необходимости научных изысканий теоретико-прикладного характера, направленных на выявление имеющихся технико-юридических дефектов нормативного инструментария, регулирующего порядок наполнения государственной казны, а также распределения и расходования бюджетных средств. Безусловно, ревизия нормативно-

правовых актов должна носить комплексный характер и включать в себя законодательные акты как гражданско-правового, так и криминалистического содержания.

Из всей совокупности проблем, характеризующих общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации бюджетной политики России, в настоящее время особую актуальность приобретает нецелевое расходование выделяемых государством ассигнований.

О значимости указанной проблемы свидетельствует выступление Д.А. Медведева на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указавшим на трудности социально-экономических условий, при которых государством изысканы возможности для поддержания финансовой системы и реального сектора экономики. Выделенные государством денежные средства зачастую тратятся на цели, не предусмотренные Бюджетным кодексом. Для исправления сложившегося положения определена задача обеспечения надлежащего контроля, направленного на недопущение любых злоупотреблений и манипуляций с государственными финансами. Сфера распределения и расходования государственного бюджета должна быть предметом постоянного мониторинга со стороны правоохранительных органов, а лица, ответственные за криминальные посягательства в бюджетной сфере, привлекаться к уголовной ответственности [2].

Происходящие в настоящее время процессы снижения экономических показателей, на фоне усугубляющихся социальных проблем, свидетельствуют о важности проблематики, усиливающей свое значение в совокупности угроз, стоящих перед государством. В существующих условиях, публичные интересы в сфере распределения и расходования бюджетных средств определяются в качестве одного из приоритетных объектов уголовно-правовой охраны.

Изучение статистических показателей, отражающих количественные и качественные изменения преступности, свидетельствуют о том, что несмотря на принимаемые государством меры, направленные на экономическую безопасность, доля криминальных посягательств, выраженных в различного рода хищениях и злоупотреблениях, совершаемых в бюджетной сфере, остается стабильно высокой. В значительной мере отсутствие эффективной уголовно-правовой охраны исследуемой сферы общественных отношений является следствием наличия содержательных дефектов в отдельных положениях законодательства, устанавливающих ответственность за преступления в сфере государственного финансирования. В научной литературе неоднократно указывалось на то, что достижение целей и реализация задач, определяемых уголовным законом, возможны при условии должного качества нормативных установлений, посредством которых обеспечивается охрана наиболее важных общественных отношений [3].

Имеющиеся недостатки, выраженные в дефектах как структурного, так и содержательного характера, обуславливают потребность осуществления фундаментальных исследований с целью выработки концептуальных основ противодействия криминальным посягательствам в сфере бюджетных отношений. В этой связи совершенно оправданна позиция А.П. Кузнецова, который утверждает, что «эффективная защита экономических отношений средствами уголовно-правового воздействия может быть достигнута только на основе научных исследований, опирающихся на

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА

Киршина Е.А.

существующую правоприменительную практику при условии всестороннего и полного изучения общественных отношений, познания их глубинных внутренних взаимосвязей, предвидения социальных результатов»^].

Исследование правоприменительной практики свидетельствует: одной из главных проблем, является ненадлежащее качество технико-юридического конструирования правоустанавливающих актов, а именно, использование дефиниций, не имеющих легального толкования, влекущего субъективный подход при их уяснении, и как следствие отсутствие единой практики применения соответствующих норм уголовного законодательства.

Примером может служить статья 2851 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств», в которой законодатель использует понятие «бюджетные средства», однако в примечании к статье содержание данного термина не раскрывается. Конструкция диспозиции бланкетная, поэтому для ее применения необходимо ознакомиться с положениями Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем в указанном нормативно-правовом акте детализированные признаки понятия «бюджетные средства» отсутствуют. В комментариях к УК РФ указано: предметом преступления, применительно к ст. 2851 УК РФ, являются бюджетные средства, направляемые из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации или местного бюджета на финансирование социально-культурной и производственной сфер, здравоохранения, оборону страны, а также содержание органов государственной власти и управления [5].

В теории уголовного права предпринимались различные попытки определения рассматриваемого понятия, в том числе основанные на исследовании бюджетного законодательства. Так, по мнению Д.А. Бойко-ва под бюджетными средствами понимаются «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления» [6]. Изложенная точка зрения, по мнению автора, является дискуссионной, так как безвозмездность денежных средств, исходя из этимологии термина, подразумевает в широком смысле этого слова «дарование», а под безвозвратностью понимают «невозвратность и не-восполнимость». Отметим, в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ [7] сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Согласно указанного принципа, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования [8]. По мнению автора, использование термина «безвозмездность» некорректно, так как получатель бюджетных средств обязан реализовать их в строго определенных целях и подтвердить исполнение денежных обязательств. Целевой характер бюджетных средств определяется совокупностью правовых предписаний, изложенных в рамках ст.38 БК РФ.

По мнению Б.В. Волженкина, «бюджетные средства (бюджетные ассигнования) - средства бюджетов разных уровней (федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и местного самоуправления» [9]. Данное определение достаточно точ-

но отражает основное содержание и предназначение рассматриваемого предмета, однако представляется неполным.

В связи с этим интересна позиция Н.Г. Деменковой, считающей необходимым рассматривать понятие «бюджетные средства» с двух позиций. В-частности, в широком смысле, бюджетные средства представляют собой денежные средства, зачисленные в доход (поступившие на счет) соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В узком смысле, бюджетные средства - это финансовые ресурсы, фактически распределенные главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ [10].

С точки зрения Р.Р. Фазылова, бюджетные средства представляют собой совокупность денежных ресурсов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, предназначенные для финансового обеспечения выполняемых ими задач и функций [11].

И.Ю. Карандаев под бюджетными средствами понимает денежные средства, зачисляемые в качестве доходов на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и расходуемые в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ, для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [12].

Изложенные точки зрения, свидетельствуют об отсутствии единого подхода к содержательному толкованию термина «бюджетные средства», однако никто не ставит под сомнение тот факт, что в указанное понятие входят средства бюджетов разных уровней.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также статьей 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- региональный уровень - бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

- местный уровень - бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

В Большом Экономическом словаре уточняются понятия «средства федерального бюджета», «средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов». Под «средствами федерального бюджета» понимаются счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения, на котором учреждения учитывают объемы финансирования расходов федерального бюджета, выделяемые им главными распорядителями или распорядителями и доведенные Минфином РФ через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Под «средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» понимаются - счет бухгалтерского учета бюджетного учреждения, на котором учитываются средства, направляемые учреждениями на текущие и капитальные расходы по смете доходов и расходов из бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.

Вывод: проведенное исследование показало, что законодатель, несмотря на использование понятия «бюджетные средства» не сформулировал его дефиницию. Имеющиеся доктринальные предложения по дефинированию данного понятия не отличаются един-

ством, а в ряде случаев противоречат друг другу. Учитывая вышеизложенное, автор предлагает сформулировать понятие «бюджетные средства». Бюджетные средства - финансовые ресурсы государства, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, выраженные в установленной законом форме их предоставления (бюджетные ассигнования, бюджетный кредит, бюджетное инвестирование, субсидии и т.д.), направляемые на обеспечение выполнения политических, экономических и социальных гарантий, установленных Конституцией РФ.

Список литературы:

1. Петров С.В. Коррупционные отношения как признак организованной преступности // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. №23- Н.Новгород: НА МВД России, 2013. С. 99-101.

2. Вступительное слово Президента Российской Федерации Д.Медведева на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25.02.2009 г. Стенограмма, с. 5.

3. Петров С.В. Качество технико-юридического конструирования норм уголовного закона как условие эффективной борьбы с организованными формами преступной деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. №22- Н.Новгород: НА МВД России, 2013. С. 250-251.

4. Кузнецов А.П. Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: вопросы квалификации/ Научные труды Нижегородского филиала института бизнеса и политики. Вып.3: право, психология, педагогика, экономика, менеджмент/ Ни-жегор.фил. Ин-та бизнеса и политики: отв.в ред. Е.Г. Виноградова.-Н.Новгород: Нижегор. Фил.ИБП, 2012.-с.50-59.

5. Кузнецов А.П. Экспертное доктринальное заключение по вопросу обоснования необходимости внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации о введении уголовной ответственности за неэффективное использование средств бюджетов и внебюджетных фондов при заключении государственных контрактов на поставку товаров, работ, оказание услуг // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. №31- Н.Новгород: НА МВД России, 2015. С. 249-252.

6. Бойков Д.А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд.юр. наук М., 2005.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ //СЗ РФ. 1998. №31 Ст. 38.

8.Кузнецов А.П. Коллизии в уголовном законодательстве: понятие, виды, пути разрешения// Актуальные проблемы уголовного права: монография/ А.П. Кузнецов, М.П. Пронина, В.Н. Сизова, М.В. Степанов.- Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России,2014.-С.137.

9. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.

10. Деменкова Н.Г. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: дис. . канд.юрид.наук. Благовещенск,2007. С.20-21.

11. Фазылов Р.Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов: автореф. дис. ...канд.юрид.наук.Самара,2005.

12. Карандаев И.Ю. Понятие «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. Права. 2014. №5.

Рецензия

На статью Киршиной Елены Анатольевны на тему «Бюджетные средства как предмет преступного посягательства»

Уголовно-правовое противодействие преступлениям, совершаемым в бюджетной сфере, обусловливается их достаточно широкой распространенностью, сложностью квалификации, а также проблемами, связанными с их отграничениями от смежных деяний. Особую значимость и актуальность проблемы преступности данного вида приобрели в настоящее время в связи с существенными изменениями, произошедшими в регламентации организационно-правовых основ бюджетной сферы. Следует также отметить, что преступления в бюджетной сфере совершаются, как правило, в результате незаконных действий сотрудниками государственного аппарата, то есть должностными лицами. Последние не редко прибегают к незаконным способам решения вопросов при использовании бюджетных средств, что подрывает основы социально-экономического развития, препятствует осуществлению рыночных реформ. Противодействие коррупционным проявлениям в этой связи становится одной из приоритетных задач не только правоохранительных органов, но и всего гражданского общества. Следует согласиться с автором, считающей, что происходящие в настоящее время процессы приводят к снижению экономических показателей, усугубляют социальные проблемы.

Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения, так как в ней автор рассматривает проблемы, возникающие в сфере противодействия коррупционным преступлениям, в частности исследует уголовно-правовую норму об ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК). В это связи автор высказывает ряд интересных суждений о предмете криминальных посягательств на общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и освоения государственных финансов, намечает пути дальнейшего совершенствования технико-юридической конструкции соответствующих положений нормативного инструментария, решает ряд других вопросов, значимых как для нормотворчества, так и для правоприменения.

Следует признать оправданным подход автора к исследованию уголовно-правовых проблем путем обращения к позитивному законодательству, в частности, к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Комплексное рассмотрение позволило выявить многочисленные юридико-технические ошибки, в формулировке терминов, используемых в бюджетном законодательстве, их противоречивости.

Сравнительное проведение доктринальных источников показало, что и ученые высказывают различные суждения в использовании терминологического инструментария, что свидетельствует о том, что данная проблема не решена законодателем в полном объеме. В целях устранения выявленных правотворческих недостатков ими предлагаются научные решения, направленные на повышение эффективности бюджетного и уголовного законодательства.

В целом статья Киршиной Елены Анатольевна соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации, в т.ч. в издании, включенном в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованных ВАК.

Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ А.П. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.