Научная статья на тему 'К вопросу о нормативных и объективных критериях предмета доказывания по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов'

К вопросу о нормативных и объективных критериях предмета доказывания по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кухта Андрей Андреевич

В статье дается авторское определение предмета доказывания по уголовному делу. Осуществляется толкование статьи 73 УПК РФ применительно к особенностям доказывания по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Элементы составов преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ, освещаются в контексте требований уголовно-процессуального закона к полноте и объективности расследования уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кухта Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Normative and Objective Criteria of the Subject of Proving in Criminal Cases Concerning the Non-Purposive Expenditure of The Budget and of the State Off-The-Budget Means

In article author's definition of a subject of proof in criminal procedure is made. Interpretation of article 73 УПК РФ with reference to features of proof on affairs about a no-purpose expenditure of budgetary funds and means of the state off-budget funds is carried out. Elements of structures of the crimes provided by articles 2851, 2852 УК РФ, are shined in a context of requirements of the criminally-remedial law to completeness and objectivity of investigation of criminal case.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормативных и объективных критериях предмета доказывания по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»

й

и

х

е

3

о

Е

о

х

I

I

е

тве

с

е

I

сти 1 статьи 47 и части 2 статьи 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» от 27 июня 2000 года № 11-П // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 27. — Ст. 2882.

7. См.: пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпренимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 года № 23 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005.— № 1. — С. 6.

8. См., например: Александров А.С. О некоторых пороках правовой теории, мешающих бороться со взяточничеством / А.С. Александров, И.А. Александрова, А.В. Шевелев // Экономическая безопасность: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2007. — № 7. — С. 28— 34; Золотая Е.А. Исковой способ защиты имущественных прав лиц, нарушенных преступлениями: Дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2006. — С. 7—8, 110—112.

ия

£

е

§

о

I

та

с

с

о

в

д

е

с

с

е

ц

о

&

о

I

в

о

§

ка

с

A.A. Кухта

Кухта Андрей Андреевич — начальник Сибирского Управления внутренних дел на транспорте, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

К вопросу о нормативных и объективных критериях предмета доказывания по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов

ко

с

I

а

а

гра

та

тут

тит

с

I

и

е

и

I

а

в

о

з

ь

§

С

с

СО

в

о

£

$

В статье дается авторское определение предмета доказывания по уголовному делу. Осуществляется толкование статьи 73 УПК РФ применительно к особенностям доказывания по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Элементы составов преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ, освещаются в контексте требований уголовно-процессуального закона к полноте и объективности расследования уголовного дела.

In article author's definition of a subject of proof in criminal procedure is made. Interpretation of article 73 ynK P® with reference to features of proof on affairs about a no-purpose expenditure of budgetary funds and means of the state off-budget funds is carried out. Elements of structures of the crimes provided by articles 2851, 2852 YK PO, are shined in a context of requirements of the criminally-remedial law to completeness and objectivity of investigation of criminal case.

Нижегородская школа процессуалистов, конкретизировав наиболее распространенное в теории доказательств определение предмета доказывания1, определила его как установленный законодателем и объективно необходимый для законного и обоснованного разрешения дела по существу перечень фактов и обстоятельств, подлежащих установлению (доказыванию) по каждому уголовному делу2. По нашему мнению, предметом доказывания по уголовному делу является установленная законом совокупность фактов и обстоятельств, доказанность наличия или отсутствия которых позволяет сторонам обосновать свои обвинительные или оправдательные тезисы, а суду решить основной вопрос уголовного дела. По каждому уголовному делу прежде всего должны быть установлены (доказаны) факты (обстоятельства), указанные в ст. 73 УПК РФ (общий предмет доказывания).

Целью доказывания является установление всех фактов, необходимых и достаточных для за-

конного, обоснованного и справедливого разрешения спора сторон. Данные факты устанавливаются путем обнаружения, собирания, фиксации, проверки и оценки доказательств и определяются предметом доказывания. Следовательно, предмет доказывания выступает как своего рода процессуальная гарантия полноты доказывания. В полной мере это касается предмета доказывания и расследования по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ.

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, начинается с события преступления. Законодатель конкретизирует его в виде времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления. Доказывание события преступления осуществляется посредством установления существования факта деяния, подпадающего под признаки преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. В данном случае — это нецелевое расходование бюджетных средств

(ст. 2851 УК РФ) и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ).

Статья 2851 УК РФ определяет, что является нецелевым расходованием бюджетных средств применительно к уголовному праву, и в значительной степени повторяет понятие нецелевого использования средств, приведенного в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ, а также в ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статья 2852 УК РФ по аналогии с приведенной выше статьей предусматривает ответственность за аналогичные действия со средствами государственных внебюджетных фондов. Следует отметить, что при описании преступлений, предусмотренных ст. 2851 и 2852 УК РФ, законодатель использовал термин «расходование» бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов вместо употребляемого в бюджетном законодательстве и широко применяемого в финансовом праве термина «использование» соответствующих средств.

Временем совершения преступлений, предусмотренных ст. 2851 и 2852 УК РФ, признается момент направления и использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, то есть оформление бухгалтерских документов о списании соответствующих денежных средств с бухгалтерского счета, произведенное с нарушением Инструкции «О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина России от 26 апреля 2001 года № 35н3.

Получателем бюджетных средств в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Прямыми получателями бюджетных средств являются в соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса РФ также органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (распорядителям бюджетных средств). Права и обязанности получателей бюджетных средств изложены в ст. 163 Бюджетного кодекса РФ.

Способом совершения преступления, предусмотренного ст. 2851 УК РФ, является расходование средств должностным лицом на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета), уведомлением о бюджетных ассигнованиях (бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателя или распорядителя бюджет-

ных средств), сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств (соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления и т. п.), совершенное в крупном размере.

Действия виновного могут проявляться: в расходовании средств на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год; расходовании средств на цели, не утвержденные в сметах доходов и расходов; расходовании средств, полученных в виде субсидий и субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления; иных видах нецелевого использования средств, установленных бюджетным законодательством4.

Предметом этого преступления могут выступать: а) дотации — это вид денежной помощи, которая предоставляется, как правило, убыточным предприятиям со стороны государства с целью покрытия затрат, которые не покрываются выручкой от реализации произведенной продукции, то есть предприятиям, плановые затраты на производство продукции или оказание услуг в которых превышают доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг; б) субсидии — это финансовая поддержка, помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу без каких-либо конкретных условий и независимо от финансового состояния субъектов, которым она предоставляется (как правило, субсидии предоставляются для стимулирования определенной деятельности или производства определенной продукции, поддержания предпринимательской и иной экономической деятельности вообще);

в) субвенции — это помощь, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу для финансирования определенных конкретных программ, проектов, которые одобряются субъектами, предоставляющими помощь (в отличие от дотации и субсидии, субвенция подлежит возврату в случае использования данной помощи не по ее целевому назначению); г) бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью, выделяемые получателю или распорядителю бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц (ст. 227 Бюджетного кодекса РФ).

Предметом преступления, предусмотренного ст. 2852 УК РФ, выступают средства соответствующих государственных внебюджетных фондов. К ним, в частности, относятся денежные средства, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конститу-

Кухта А.А. К вопросу о нормативных и объективных критериях предмета доказывания по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств...

о

I?

&

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ю

I

со

0

1

О.

2

0 со ф гаси

1

I

со

о

§

0 с к

1

со

2 со

13

о

I?

&

I

I

&

I

со

£

:*

Ф

л

ю

0 >< -О

1 со 5

&

I

О

О

&

О

со

1

ционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Под нецелевым расходованием бюджетных средств следует понимать незаконное использование, употребление, трату соответствующих финансовых ресурсов (денежных средств) не по их прямому назначению, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении. В том случае, когда выделение средств из федерального бюджета преследует две или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них. Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то преступление следует признать оконченным.

Примерами нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов являются:

а) направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

б) финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета;

в) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;

г) расходование средств при отсутствии оправдательных документов;

д) неоформление или неправильное оформление первичных документов (на приобретение товарно-материальных ценностей, на расходование средств, а также отсутствие авансовых отчетов и т. п.);

е) расходование средств сверх норм, установленных Минфином России (нормы возмещения командировочных расходов и т. д.);

ж) финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства (финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования и подобное, иное расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование, то есть перераспределение средств с одного кода на другой); и др.

Следует иметь в виду, что возможны ситуации, когда нецелевое расходование бюджетных средств (средств государственных внебюджетных фондов) совершается для предотвращения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства. При решении вопроса о наличии или отсутствии в таких случаях в действиях соответствующих должностных лиц признаков составов преступлений, предусмотренных рассмат-

риваемыми статьями, следует руководствоваться нормативными установлениями, закрепленными в ст. 39 УК РФ (Крайняя необходимость) или ст. 41 УК РФ (Обоснованный риск).

Действия преступника, совершившего преступление, предусмотренное ст. 2852 УК РФ, заключаются в расходовании средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенном в крупном размере.

Помимо обстоятельств совершения преступления, значение для разрешения уголовного дела имеет вопрос о действиях обвиняемого после совершения преступления. В обвинительном заключении и приговоре находят свое отражение обстоятельства, свидетельствующие об осознании обвиняемым общественной опасности содеянного им, стремлении загладить причиненный вред или, наоборот, сокрыть преступление. К таким обстоятельствам можно отнести активное способствование раскрытию преступления, явку с повинной, изобличение участников преступления и т. д.

При совершении нескольких преступлений одним лицом или совершения преступления несколькими лицами в процессе доказывания должны быть установлены обстоятельства, позволяющие квалифицировать содеянное в отношении каждого деяния и в отношении каждого соучастника.

Следующим обстоятельством, подлежащим доказыванию, закон называет виновность лица в совершении преступления (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), и это означает выяснение его психического отношения к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям. Виновность лица в совершении преступления существует объективно, то есть вне сознания правоприменителей (следователя, прокурора, судьи). Ее доказывание осуществляется посредством оценки собранных и проверенных по уголовному делу доказательств. Принцип виновной ответственности позволяет в процессе доказывания отграничить преступные действия от непреступных.

Цели расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут не подлежать безусловному установлению по делам рассматриваемой категории. То есть для того чтобы раскрыть преступление, достаточно задокументировать факт списания денежных средств на непредусмотренные цели. Кроме того, анализ рассматриваемых норм Уголовного кодекса не позволяет сделать однозначный вывод о форме вины.

Среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, УПК РФ требует установить мотивы преступления. Мотив преступления означает побудительную причину преступного поведения, он включен в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, независимо от того, входит ли он в состав соответствующего преступ-

ления или нет. Этой позиции придерживается и судебная практика. Среди обстоятельств, подлежащих установлению, цель преступного деяния не указана. Вместе с тем, для установления цели преступления особое значение приобретают обстоятельства, характеризующие действия лица (его подготовительные действия, орудия, использованные при совершении преступления, способы, которым оно было совершено).

Пункт 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию, относит обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Особенностью доказывания по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ) и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ) является то, что субъект этих преступлений — специальный, поскольку, кроме общих требований, предъявляемых к субъектам преступления, должностное лицо обладает специфическими чертами, специально предусмотренными в законе (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию характер и размер вреда, причиненного преступлением. В этих целях необходимо установить не только наличие и характер вреда, но и причинную связь между преступлением и вредом, его размер.

Часть 2 ст. 73 УПК РФ содержит требование о выявлении в ходе расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления,

под которыми следует понимать обстоятельства, облегчившие достижение или способствовавшие достижению преступного результата. Они могут проявляться в виде недостатков в деятельности организаций, должностных лиц и граждан. В частности, по рассматриваемым преступлениям в качестве обстоятельств, способствовавших их совершению, могут быть выявлены следующие: допускаемые нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности, недостаточный контроль за расходованием средств со стороны вышестоящих и контролирующих органов. Недостаточная активность аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями ОВД также может служить одной из причин разгула преступности указанного вида.

Примечания

1. См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. — М., 1973. — С. 139.

2. См.: Уголовный процесс России: Учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; Науч. ред. В.Т. Томин. — М., 2003. — С. 186—187.

3. Российская газета. — 2001. — 21 июля.

4. См.: Инструкция Минфина России о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ. Утверждена приказом Министерства финансов от 26 апреля 2001 года № 35н // Российская газета. — 2001. — 21 июля.

>s

s

I

ш

I

0 ф & к S

1

ъ

со

о

§

§

о

ъ

Q.

&

о

ъ

Q.

3

со

S

I

ъ

I

со

I

О

ф

Е.С. Леханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Леханова Елена Семеновна — начальник кафедры судебной бухгалтерии и специальной экономической подготовки Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Проблемы криминалистической адаптации судебно-экономических знаний к задачам раскрытия и расследования преступлений

0

1

8

0

1 Ю Ф § S

з-

Е

с

ъ

3

8

о

Статья посвящена отдельным аспектам новой области знаний — экономической криминалистики. Проведен научный анализ категорий «судебноэкономические» и «экономико-криминалистические знания». Содержится вывод о необходимости разработки частной теории криминалистической адаптации судебно-экономических знаний к задачам раскрытия и расследования преступлений.

The article is devoted to certain aspects of a new field of knowledge — economic criminalistics. The scientific analysis of the categories of expert and criminalistics knowledge related to economics was undertaken. The conclusion was made as to the necessity of the development of a separate theory to adapt expert knowledge criminalistically to the task of the solution and investigation of crimes

На сегодняшний день следует с достаточной степенью уверенности констатировать возникновение новой области криминалистической науки, которая может обозначаться как экономическая

криминалистика1. Это явилось, пожалуй, главным и закономерным результатом исследований, направленных на преобразование положений экономических наук в средства борьбы с преступле-

0 S

то

1 S 5

5

6

£

о

£

6

UU

со

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.