ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2014 • Т. XXXIX • № 1
ТТО НЕЙРАТ И ДВИЖЕНИЕ ЗА ЕДИНСТВО НАУКИ
ANSLATION: OTTO NEURATH. DIE NEUE ENZYKLOPAEDIE DES WISSENSCHAFTLICHEN EMPIRISMUS
Общепризнанно, что Отто фон Нейрат - философ языка, социолог, экономист и политический активист - являлся одной из самых ярких и сложных фигур в истории расцвета позитивизма Венского кружка. Многочисленные статьи и работы, носящие преимущественно популяризаторский характер, значительно повлияли на историко-философские оценки роли Нейрата в зарождении логического эмпиризма, представляя его зачастую как пропагандиста и просветителя и нередко умалчивая о его оригинальных философских заслугах.
Предлагаемая вниманию читателей статья «Новая энциклопедия научного эмпиризма» была написана Нейратом в 1937 г. для итальянского журнала «Баепйа» в сложные для логического позитивизма годы. Политические обстоятельства заставили многих философов самых различных направлений и школ покинуть Австрию, среди них был и Нейрат, который вынужден был жить и работать сначала в Голландии, а затем в США. Статья фактически стала манифестом нового движения позитивизма, уже не связанного с Венским кружком и вбирающего в себя самые различные направления и течения философии науки того времени. Нейрат показывает, к каким конкретным результатам пришло движение логического позитивизма Венского кружка в ходе своей эволюции. Любопытно, что в качестве наиболее значимого итога он выделяет синтез различных теоретических ориентаций - австрийского логического позитивизма, американского прагматизма, инструментализма и французского конвенционализма, объединяя их под общим знаменем нового движения, названного им движением за единство наук.
Сциентистский поворот, осуществленный в начале XX в., привел к возникновению самого живого интереса к философии науки, историче-
Виталий Валерьевич Болатаев - аспирант кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии НИУ ВШЭ. E-mail:
Vitaly Bolataev - graduate student at the Department of Ontology, Logic and Theory of Cognition of the Faculty of Philosophy of NRU HSE.
Archive 227
В.В. БОЛАТАЕВ
ское значение которого для современной эпистемологии трудно переоценить. В самом тексте статьи можно заметить и оригинальную философскую концепцию «эпистемологического нормативизма» Нейрата, возникшую в спорах с Р. Карнапом о роли и месте протоколов реальных научных дискуссий. Эпистемология, с точки зрения Нейрата, должна заниматься выработкой норм, направленных на совершенствование конкретного научного познания, а не дескриптивными исследованиями, в которых можно заметить тенденции метафизического «априоризма».
Вместо спекулятивных систем Нейрат предлагает более мягкую и динамическую модель интеграции научного знания, которую он сам называет «энциклопедизмом»: более или менее последовательные совокупности научных положений должны соединяться «связующими звеньями» с различными точными методами или техниками (теория вероятностей, статистика и т.д.). Нейрат говорил о «мозаике» и междисциплинарной «оркестровке» науки, которая более плюралистична, чем послевоенные теории Т. Куна, И. Лакатоса или К. Поппера. В связи с этим кажется парадоксальным, что «Структура научных революций», демонстрирующая жесткий каркас научного знания, впервые выходит именно как последний том Энциклопедии научного эмпиризма.
В той же статье Нейрат предлагает обратиться к проблеме эк-земплификации научного знания с целью максимально полного и адекватного отображения проблем и пробелов научного эмпиризма, им был разработан специальный язык КОТУРБ для визуализации сложных массивов информации, в том числе и для трансляции и передачи научного знания. Эти идеи нашли свое воплощение в фундаментальном исследовании соредактора Энциклопедии Чарльза Морриса «Основания теории знаков», который в ряде писем прямо ссылается на проект визуализации Нейрата.
Таким образом, проект Нейрата занимает важное место в традиции энциклопедизма, идущего еще от Г. Лейбница и Р. Луллия, а его теоретические исследования оказали огромное влияние на возникновение эпистемологического холизма в качестве методологической программы философии науки.