ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. XVI, № 2
ЪЮ ФИЛОСОФИИ ЧИТАЕМ ПОЗНАНИЕ...»
Л. Б. МАКЕЕВА
Публикация солидного юбилейного тома «Журнал "Erkenntnis" («Познание»). Избранное»', несомненно, станет событием в жизни российского философского сообщества. Эта книга заново и впервые с помощью переводов с языка оригинала знакомит нас с содержанием самого популярного в Европе 1930-х годов философского журнала - печатного органа логического, или научного, эмпиризма, Венского круж-ка и Берлинского общества эмпирической философии, а также с настоящей, неизвестной до сих пор историей этого философского направления.
Предисловие редактора рисует отчасти неожиданную картину интенсивной интеллектуальной жизни общеевропейского Движения за научную философию, существовавшего с начала XX века, единого в интеллектуальном плане, но не оформленного в плане организационном. Основные его представители, развивая собственные идеи, общались друг- с другом непосредственно или по переписке; словом, были знакомы с идеями своих сторонников в других странах. В каждой стране названия научного стиля мышления несколько отличались: Венский кружок и логический позитивизм, Берлинское общество эмпирической философии, Львовско-
Варшавская логическая школа, Кембриджская аналитическая школа, Упсальская школа и правовой реализм. Однако исследователи, несмотря на эту мозаику названий, считали себя единомышленниками и в 1930-е годы - благодаря организационным усилиям Венского кружка, изданию журнала «Erkenntnis», выработке концепции научного эмпиризма, в центре которой были идеи единой науки, международного сотрудничества и проекта «Энциклопедия единой науки» - стали регулярно встречаться на конгрессах и разрабатывать совместные проекты. Эта деятельность продолжилась и после вынужденной - по причине нараставшей фашистской угрозы -эмиграции многих членов движения из Европы в США.
Особое внимание в предисловии уделено тем неординарным людям и их взаимоотношениям, которые создавали философское направление научного эмпиризма, пропагандировали его и своими трудами обеспечили то, что оно стало ведущим в мировой философии. Именно взаимоотношения между этими талантливыми людьми — философами или первоклассными специалистами в какой-либо области науки, активными в социальном плане и просто неравнодушными людьми -
üür
1 «Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное» / Пер. с нем. А. Л. Никифорова / Под ред. О. А. Назаровой. М., 2007. 472 С.
—- •
Л. Б. МАКЕЕВА
aHil
lili sififfi
1
ИР!
BP l p ИИ
I»
i
i
i si
u X X
Ф
2 ffi o
преодолевали последствия Версальского мира: разделенность Европы, состояние неафишируемой враждебности между французами и немцами, нарастающей нетерпимости и фашизма. Биографии членов Венского кружка и многих других сторонников научной философии невероятно интересны, нередко драматичны и, в целом, достойны отдельного тома «ЖЗЛ», поэтому к данной книге сделаны обширное приложение «Биографии и библиографии» и фотоприложение.
Отдельный небольшой раздел озаглавлен «Предыстория» и представляет читателю Манифест «О научном миропонимании. Венский кружок» V, фрагменты непереведен-ной на русский язык основополагающей (наряду с «Логико-фило-софским трактатом» JI. Витгенштейна) для логического позитивизма книги Р. Карнапа «Логическое построение мира». Оба текста вышли в свет в 1928 году, который и положил начало деятельности уникального в мировой истории объединения ученых и философов, ставшего известным как «Венский кружок».
В книге представлена подборка программных текстов по основным проблемам, разрабатываемым логическим позитивизмом, из первых трех томов журнала «Erkenntnis» (1930-1933): «Введение» Г. Рейхен-баха; «Поворот философии» М. Шли-ка; «Старая и новая логика» Р. Карнапа; дискуссия О. Нейрата и Р. Карнапа о протокольных предложениях и др. Однако журнал состоял не только из статей. Надвигающаяся война побудила редколлегию
журнала «Erkenntnis» публиковать хроники заседаний Общества Маха, Общества эмпирической философии в Берлине, конгрессов, содержащих информацию обо всех участниках и представленных ими докладах вплоть до реферирования отдельных, а также биографических-библиографических материалов сторонников Движения за единую науку, за научную философию. Идея этих публикаций принадлежала Otto Нейрату: «Кто знает, не станет ли эта публикация нашей лебединой песней?» (О. Нейрат в письме Р. Карнапу 2 января 1935 г.)2; он же и воплощал ее в жизнь. В книге «Журнал "Erkenntnis". Избранное» помещен первый такой материал -«Заметки об истории» - и библиография, а также хроники заседаний Общества Э. Маха и Общества эмпирической философии, письмо к издателю К. Поппера, в котором он впервые обосновывает необходимость «критерия фальсифицируемо-сти» для эмпирической научной системы и ответ Г. Рейхенбаха о том, что «для решения проблемы законов природы эта идея ничего не дает»3.
Анализ идейного содержания журнала «Erkenntnis» и других первоисточников, в которых осуществлялось формирование идей логического, научного позитивизма, еще предстоит проделать, и этот процесс, как показывает публикация «Журнал "Erkenntnis". Избранное», заставляет по-новому взглянуть на эволюцию ряда важнейших философских идей XX века и по-новому расставить приоритеты среди их носителей.
" См.: Hegselmann R. Die Korrespondenz zwischen Otto Neirath und Rudolf Carnap aus den Jahren 1934 bis 1945. Ein vorläufiger Bericht // Philosophie, Wissenschaft, AufkUrung. Beitrage zur Geschichte und Wirkung des Wiener Kreises. В., 1985. S. 276-290.
Рейхенбах Г. Замечание к письму Поппера // «Журнал «Erkenntnis»... С. 337.