Научная статья на тему 'ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ РАКУРСЕ'

ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ РАКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ / ОТСЫЛКА / ОТСЫЛОЧНЫЙ СПОСОБ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / СРЕДСТВО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хованцев Алексей Сергеевич

В статье отсылочные нормы рассматриваются как особая разновидность норм права. Автор обращает внимание на то, что следует разграничивать отсылочные нормы и отсылку, которая включена в содержание отсылочных норм. Установлено, что наличие отсылочных норм в действующем законодательстве имеет свои преимущества и недостатки. Существование отсылочных норм права главным образом сказывается на правоприменительной деятельности. Предложено рассматривать отсылочные нормы в качестве особого средства правового регулирования, обеспечивающего тесную взаимосвязь нормативных правовых актов. Их наличие в праве способствует правовой экономии. Подчеркивается, что, несмотря на широту использования отсылочных норм права, их не должно быть много. Ведь, необоснованно большое количество отсылочных норм права может привести к коллизиям, неясностям и пробелам в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE NORMS: PROBLEM STATEMENT IN A GENERAL THEORETICAL PERSPECTIVE

In the article, reference norms are considered as a special kind of legal norms. The author draws attention to the fact that it is necessary to distinguish between reference norms and reference, which is included in the content of reference norms. It is established that the presence of reference norms in the current legislation has its advantages and disadvantages. The existence of reference norms of law mainly affects law enforcement activities. It is proposed to consider reference norms as a special means of legal regulation, ensuring a close relationship of normative legal acts. Their presence in the law contributes to legal economy. It is emphasized that, despite the breadth of the use of reference norms of law, there should not be many of them. After all, an unreasonably large number of reference norms of law can lead to collisions, ambiguities and gaps in practical activities.

Текст научной работы на тему «ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОМ РАКУРСЕ»

УДК 340.1

DOI 10.23672/t0801 -6555-6560-s

Хованцев Алексей Сергеевич

председатель совета

партнеров Бюро «Дудко и партнеры»,

аспирант кафедры

теории государства и права,

Саратовская государственная

юридическая академия

aleksej.x.79@bk.ru

Alexey S. Khovantsev

Chairman of the Council

of Partners of the Dudko

and Partners Bureau,

Postgraduate Student of the Department

of Theory of State and Law,

Saratov State Law Academy

aleksej.x.79@bk.ru

Отсылочные нормы:

постановка проблемы в общетеоретическом ракурсе

Reference norms:

problem statement in a general theoretical perspective

Аннотация. В статье отсылочные нормы рассматриваются как особая разновидность норм права. Автор обращает внимание на то, что следует разграничивать отсылочные нормы и отсылку, которая включена в содержание отсылочных норм. Установлено, что наличие отсылочных норм в действующем законодательстве имеет свои преимущества и недостатки. Существование отсылочных норм права главным образом сказывается на правоприменительной деятельности. Предложено рассматривать отсылочные нормы в качестве особого средства правового регулирования, обеспечивающего тесную взаимосвязь нормативных правовых актов. Их наличие в праве способствует правовой экономии. Подчеркивается, что, несмотря на широту использования отсылочных норм права, их не должно быть много. Ведь, необоснованно большое количество отсылочных норм права может привести к коллизиям, неясностям и пробелам в практической деятельности.

Ключевые слова: отсылочные нормы, отсылка, отсылочный способ, нормативный правовой акт, взаимодействие нормативных правовых актов, средство правового регулирования.

Annotation. In the article, reference norms are considered as a special kind of legal norms. The author draws attention to the fact that it is necessary to distinguish between reference norms and reference, which is included in the content of reference norms. It is established that the presence of reference norms in the current legislation has its advantages and disadvantages. The existence of reference norms of law mainly affects law enforcement activities. It is proposed to consider reference norms as a special means of legal regulation, ensuring a close relationship of normative legal acts. Their presence in the law contributes to legal economy. It is emphasized that, despite the breadth of the use of reference norms of law, there should not be many of them. After all, an unreasonably large number of reference norms of law can lead to collisions, ambiguities and gaps in practical activities.

Keywords: reference norms, reference, reference reception, normative legal act, interaction of normative legal acts, means of legal regulation.

В юридической науке одним из самых исследуемых общетеоретических понятий выступает норма права. Интерес к последней никогда не ослабнет, ибо, по справедливому замечанию М.И. Байтина, любой юридический феномен, так или иначе, раскрывается только посредством норм права. Именно через них происходит юридическое воздействие на всю правовую систему общества и отдельные ее элементы [12, а 357].

Действительно, вопросы о юридической природе, сущности норм права, основаниях классификации всегда находились в центре правового дискурса. В частности, активно на страницах печати ведутся общетеоретические дискуссии об исключительных, рекомендательных, нетипичных, дефинитивных, специализированных, бланкетных, коллизионных и иных нормативных предписаниях.

Вместе с тем, не все разновидности норм права были предметом теоретико-правового исследования. И ярким тому примером служат отсылочные нормы права. Если и велись научные изыскания по данной проблематике, то зачастую они касались способов изложения норм права в нормативных правовых актах либо освещались отраслевые аспекты.

Однако в действующем законодательстве достаточно часто встречаются отсылочные нормы. В судебной практике высшие суды также нередко указывают на отсылочный характер законоположений. В этой связи, общетеоретический анализ отсылочных норм права представляется весьма актуальным и целесообразным.

Анализ юридической литературы показал, что далеко не всегда, отсылочные нормы упоминаются в качестве разновидностей норм права. Порой

данный вид государственных установлений даже не упоминается. Лишь изредка в отдельных учебниках и монографиях фокусируется внимание на отсылочные нормы, которые некоторые исследователи называют ссылочными. Так, В.В. Лазарев убежден, что «тот случай, когда имеется отсылка к другим конкретным статьям или пунктам какого-либо правового акта, делают статью ссылочной. Так она и именуется» [10, с. 192].

Схожую позицию занимают С.А. Голунский, М.С. Строгович при сравнении ссылочных норм с бланкетными. В частности, они отмечали, что «ссылочные нормы имеют сходство с бланкетными, так как и те, и другие, содержат ссылку на какую-либо другую норму. Но ссылочные нормы ссылаются на другую, уже установленную и известную норму, на другой действующий закон» [3, с. 249].

Некоторые ученые рассматривают отсылочные нормы не в качестве отдельной разновидности норм права, а как вид диспозиции. Так, А.И. Денисов считает, что диспозиция может быть простой, описательной, бланкетной и ссылочной. При этом ссылочная диспозиция отсылает к определенной статье данного нормативного правового акта или к иному конкретному нормативному правовому акту [4, с. 402-403].

Вместе с тем, на наш взгляд, отсылочные нормы следует выделять в самостоятельную разновидность норм права. Специфической особенностью таких норм выступает корреляция с отсылочным способом их изложения в соответствующем нормативном акте. По справедливому мнению С.Н. Болдырева, «нормы, формулируемые с использованием отсылочного приема юридической техники, называются отсылочными» [2, с. 27].

Судебная практика также придерживается позиции использования именно такого наименования. В частности, в своем Постановлении от 26.06. 2020 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», части первой статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой граждан В.В. Однодворцева, Е.В.Однодворцева, М.Е. Однодворцева, Н.В. Однодворцевой и Т.П. Однодворцевой», Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что пункт 4 части 1 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной связи с иными положениями действующего законодательства.

При этом следует разграничивать отсылочные нормы и отсылку, которая включена в содержание отсылочных норм. Отсылка представляет собой прием юридической техники, при котором отдельные элементы нормы права в статье нормативного правового акта не формулируются, а делается отсылка к другому нормативному предписанию, содержащему все нужные данные,

дополняющие формулировку отсылочной статьи. Иными словами, отсылка характеризуется тем, что законодатель в отсылочной норме конкретно указывает статью, ее составную часть, где содержится вся необходимая информация.

Как утверждает О.В. Ткачук, «отсылка представляет собой универсальный способ связи нормативно-правовых актов различной юридической силы, метод контакта законов с другими правовыми актами» [13, с. 239].

На основании изложенного, считаем возможным рассматривать отсылочную норму в качестве особого средства правового регулирования, обеспечивающего упорядочивание общественных отношений. Иными словами, отсылочные нормы п р а в а предопределяют существование отсылочного способа правового регулирования. Отсылочные нормы права позволяют регулировать различный объем социальных связей на различных уровнях, позволяя компактно излагать государственно-правовую волю в нормативных положениях.

Как уже отмечалось, действующее законодательство содержит значительное число отсылочных норм, поскольку достаточно сложно создавать исключительно «прямые» правила поведения. Более того, все нормативные предписания между собой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Одна норма права может определять предпосылки реализации иных государственных установлений. Поэтому отсылочные нормы всегда были, есть и будут в законодательстве. А учиты-в ая тот факт, что с каждым годом количество нормативных правовых актов только растет, то невозможно представить современную юридическую технику без отсылочных норм.

Наличие отсылочных норм в праве имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, по мнению В.М. Сырых, использование отсылочных норм необходимо, когда государственное установление, на которое ссылается законодатель, находится в ином нормативном правовом акте и самостоятельно интерпретатор не может его обнаружить [5, с. 171]. Кроме того, использование отсылочных норм позволяет добиться большей гибкости и согласованности в изложении государственно-правовой воли в нормах права. Применение отсылочных норм делает законодательство более компактным, поскольку устраняет излишнее дублирование нормативных положений, расхождений и коллизий между государственными установлениями. Как отмечает А. Нашиц, воспроизведение положений других нормативных предписаний, в том или ином нормативном правовом акте, приводит к его перегрузке, ибо присутствуют многочисленные повторения [8, с. 181].

Существование отсылочных норм, главным образом, сказывается на правоприменительной деятельности, ибо в них содержатся отсылки, необходимые правоприменителю для правильного выбора и разрешения конкретной ситуации. Тем самым, отсылочные нормы, зачастую, препятствуют возникновению пробелов и коллизий, помогая правоприменителю правильно разрешить

ту или иную жизненную ситуацию. Более того, действующее законодательство не лишено декларативности и противоречивости. Иногда правовые положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, расплывчаты и некорректны, позволяя на практике правоприменителю толковать, интерпретировать их по своему усмотрению. Вместе с тем, наличие отсылочных норм, в которых имеются отсылки к конкретным статьям нормативного правового акта, наоборот, препятствует появлению подобных ситуаций. Именно отсылочные нормы, благодаря содержанию конкретной отсылки, устраняют сбой в правовом регулировании. Но, с другой стороны, отсылочные нормы могут нарушить логику изложения нормативного текста. Неправильное построение отсылочных норм может привести к несогласованности нормативных правовых актов, их разбаланси-рованности и противоречивости. По этой причине, в юридической литературе встречается мнение, согласно которому, следует отказаться от отсылочных норм. Так, по мнению В.В. Черникова, «идеальный вариант - когда реализация правовой нормы не требует дополнительного правового обеспечения, то есть, является нормой прямого действия» [14, с. 53]. Между тем, отсылочные нормы, будучи самостоятельной разновидностью норм права, встроены в систему права, способствуя упорядочению самых разнообразных общественных связей. Более того, в настоящее время отсылочные нормы обеспечивают внутриотраслевое взаимодействие норм права, а порой - и межотраслевое. Особенно ярко такая тенденция просматривается при регулировании однородных общественных отношений, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Пензенской области «О государственной гражданской службе Пензенской области» от 09 марта 2005 г. № 751-ЗПО, за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются поощрения и награждения, предусмотренные ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также -иные виды поощрений и награждения. И далее, в последнем абзаце ч. 3 этой же статьи указывается, что размер, порядок и условия выплаты единовременного поощрения, предусмотренного частью 5.1 ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливаются Губернатором Пензенской области с учетом положений статьи 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приведенный пример позволяет сделать вывод о том, что отсылочные нормы можно рассматривать как особое средство коммуникативных связей между нормативными правовыми актами. Любая правовая коммуникация опосредована правовым текстом, который зачастую находится в норме права [1, с. 24-25]. Именно информация, содержащаяся в отсылочных нормах, выступает предметом коммуникативного взаимодействия различных нормативных правовых актов. Причем, такая информация может содержаться в текстах нормативных правовых актов различной

или одинаковой юридической силы. Следовательно, цель коммуникативного свойства отсылочной нормы - обеспечение упорядоченного взаимодействия действующего законодательства.

Вместе с тем, коммуникативный аспект отсылочных норм не всегда реализуется эффективно. Причинами такого проявления могут быть неполнота и недостоверность правовой информации, рассогласованность системы нормативных правовых актов. Так, ч. 1 ст. 85 Семейного кодекса РФ закрепляет за родителями обязанность содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей. Понятие «нетрудоспособный гражданин» раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», где под таковыми применительно к совершеннолетним детям понимаются инвалиды, в т.ч., инвалиды с детства; дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, потерявшие одного или обоих родителей. Поскольку в законе не уточняется группа инвалидности, в юридической литературе, преимущественно, по семейному праву, высказываются различные мнения по поводу выплаты алиментов совершеннолетним детям, признанным инвалидами III группы. В частности, одни склоняются признавать нетрудоспособными совершеннолетними детьми только лиц, имеющих инвалидность I или II групп [9, с. 254]. Другие, напротив, признают за инвалидами III группы право на алименты при условии невозможности их трудоустройства [7, с. 253]. Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве разграничения правовых последствий для совершеннолетних детей инвалидов в зависимости от установленной им той или иной группы инвалидности, прокурорская практика следует принципу защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи, включая в их число инвалидов не только I и II, но и III группы [11].

Таким образом, несмотря на некоторые противоречия при формулировании отсылочных норм в действующем законодательстве, отсылочные государственные установления можно рассматривать в качестве особого средства правового регулирования, обеспечивающего тесную взаимосвязь нормативных правовых актов. Их наличие в праве способствует правовой экономии, благодаря чему, законодателю не приходится каждый раз воспроизводить текст содержания нормативного предписания в конкретном нормативном правовом акте, поскольку отдельные элементы нормы права уже сформулированы в конкретных статьях иного источника права.

Сложившаяся система и иерархия нормативных правовых актов делают невозможным отказ от использования отсылочных норм.Вместе с тем, к их применению следует подходить очень взвешено, поскольку, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, «перегруженность

отсылочными нормами ... не только снижают эффективность нормативного регулирования, но и выводят его за пределы конституционного поля» [6].

Более того, в 2010 году Правительство РФ в своем Постановлении «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26 февраля 2010 г. № 96 отнес наличие отсылочных норм к коррупционным факторам. Однако, на наш взгляд, сами по себе, отсылочные нормы нельзя считать коррупционным фактором. Только в совокупности с широтой дискреционных полномочий органов публичной власти, выборочным изменением объема права, определением компетенции по формуле «вправе» и др. условиями отсылочные нормы могут выступать коррупционными факторами. Но отмеченные условия могут сочетаться и с «прямыми» нормами права, а не только отсылочными.

В этой связи, мы уверены, что наличие отсылочных норм не приводит к разорванности отдельных структурных элементов системы права. Напротив, отсылочные нормы находятся в тесной взаимосвязи с иными государственными установлениями. Подобное упорядочение общественных отношений происходит компактно и комплексно, во взаимосвязи с общими и конкретными специальными нормативными предписаниями. Более того, особенность отсылочных норм заключается в том, что они не могут быть реализованы в практической деятельности вне связи с иными положениями, содержащимися в этом или ином нормативном правовом акте. Поэтому рост масштабов использования отсылочных норм - явление вполне закономерное и объективное. Такая тенденция является следствием расширения и укрепления внутриотраслевых и межотраслевых связей в правовой системе общества.

Литература:

1. Баринов П.С. Коммуникативная функция права / П.С. Баринов, В.А. Катомина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4(147). С. 22-29.

2. Болдырев С.Н. Отсылка как прием юридической техники / С.Н. Болдырев // Философия права. 2014. № 5(66). С. 27-30.

3. Голунский С.А. Теория государства и права : учебник / С.А. Голунский, М.С. Строгович. М. : Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. 304 с.

4. Денисов А.И. Теория государства и права. М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. 532 с.

5. Законодательная техника Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М. : Го-родец, 2000. 272 с.

6. Информация Конституционного Суда Российской Федерации «Методические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)» (одобрено

Отсылочные нормы способствуют целостности и системности правовой системы общества. Благодаря существованию отсылочных норм, обеспечивается гармонизация нормативного материала и его устойчивость.

Несмотря на широту использования отсылочных норм в праве, их не должно быть много. Ведь, необоснованно большое количество отсылочных государственных установлений может привести к коллизиям, неясностям и пробелам. В этой связи, отсылочные нормы могут быть полезны лишь в том случае, если они в практической деятельности будут постоянно востребованы.

Резюмируя сказанное, сделаем следующие выводы.

Отсылочная норма является особой разновидностью норм права. Отсылочная норма представляет собой общеобязательное нормативное государственное предписание, обеспечивающее отраслевое и межотраслевое взаимодействие нормативных правовых актов.

Отсылочные нормы характеризуются тем, что выступают специфическим средством коммуникативных связей между нормативными правовыми актами; особым средством правового регулирования, благодаря которому, обеспечивается целостность, компактность и системность правовой системы общества, гармонизация нормативного материала и его устойчивость.

В настоящее время невозможно представить современное законодательство без отсылочных норм. Однако отсылочные государственные установления могут быть полезны лишь в том случае, если они в практической деятельности будут постоянно востребованы.

Literature:

1. Barinov P.S. The communicative function of law / P.S. Barinov, V.A. Katomina // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2022. № 4(147). P. 22-29.

2. Boldyrev S.N. Reference as a method of legal technique / S.N. Boldyrev // Philosophy of Law. 2014. № 5(66). P. 27-30.

3. Golunsky S.A. Theory of state and law : textbook / S.A. Golunsky, M.S. Strogovich. M. : Legal publishing house of the NKYU of the USSR, 1940. 304 p.

4. Denisov A.I. Theory of State and law. M. : Legal Publishing House of the Ministry of Justice of the USSR, 1948. 532 p.

5. Legislative technique Scientific and practical manual / Edited by Yu.A. Tikhomirov. M. : Gorodets, 2000. 272 p.

6. Information of the Constitutional Court of the Russian Federation «Methodological aspects of constitutional control (to the 30th anniversary of the Constitutional Court of the Russian Federation)» (approved

решением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2021 г.). URL : http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_399426 (дата обращения 27.10.2022).

7. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И.М. Кузнецова. М. : БЕК, 1996. 512 c.

8. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц; Под ред. Д.А. Ке-римова, А.В. Мицкевича; Пер. с рум. И. Фодор. М. : Прогресс, 1974. 256 c.

9. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М. : Изд. группа «Юристъ», 1998. 332 с.

10. Общая теория государства и права : учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма: Инфра-М, 2010. 591 с.

11. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей / Официальный сайт прокуратуры Ярославкой области. Прокурор разъясняет, новость от 30 апреля 2020 г. URL : https://epp.gen proc.gov.ru/ru/web/proc_76/activity/legal-education/ explain?item=51588604 (дата обращения 28.10. 2022).

12. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Ма-тузова, А.В. Малько. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Юристъ, 2007. 540 с.

13. Ткачук О.В. Типичные дефекты отсылок законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности России / О.В. Ткачук // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. № 1(8). С. 238-241.

14. Черников В.В. Нормотворческие ошибки: виды, предупреждение и выявление (из опыта МВД России) / В.В. Черников // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах. Материалы Международного научно-практического круглого стола (29-30 мая 2008 года). М. : Проспект, 2009. С. 41-57.

by the decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 19.10.2021). URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399 426 (date of the application 27.10.2022).

7. Commentary to the Family Code of the Russian Federation / Ed. I.M. Kuznetsova. M. : BECK, 1996. 512 p.

8. Nashits A. Lawmaking. Theory and legislative technique / A. Nashits; Ed. by D.A. Kerimov, A.V. Mi-ckiewicz; translation. from the room. I. Fodor. M. : Progress, 1974. 256 p.

9. Nechaeva A.M. Family law. Course of lectures. M. : Publishing house of the group «Jurist», 1998. 332 p.

10. General theory of State and law : Textbook / Edited by V.V. Lazarev. 5th ed., reprint. and additional M. : Norm : Infra-M, 2010. 591 p.

11. The right to alimony for disabled adult children. The official website of the Prosecutor's office of the Yaroslavl region. The prosecutor explains the news from April 30, 2020. URL : https://epp.genproc.gov. ru/ru/web/proc_76/activity/legal-education/explain? item=51588604 (date of the application 28.10.2022).

12. Theory of State and Law / Edited by N.I. Matuzov, A.V. Malko. 2nd Ed., reprint. and additiona. M. : Jurist, 2007. 540 p.

13. Tkachuk O.V. Typical defects of references of legislation in the sphere of ensuring economic security of Russia / O.V. Tkachuk // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. № 1(8). P. 238-241.

14. Chernikov V.V. Rule-making errors: types, prevention and detection (from the experience of the Ministry of Internal Affairs of Russia) / V.V. Chernikov // Law-making errors: concept, types, practice and technique of elimination in post-Soviet states. Materials of the International Scientific and Practical Round Table (May 29-30, 2008). M. : Prospect, 2009. P. 41-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.