Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ССЫЛОК В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТИПОЛОГИЯ ССЫЛОК В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСЫЛОЧНЫЙ СПОСОБ / БЛАНКЕТНЫЙ СПОСОБ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / НОРМА ПРАВА / ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / КОНКУРЕНЦИЯ НОРМ ПРАВА / ОТСЫЛОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеботарева Ирина Александровна

Статья посвящена одному из юридико-технических средств Гражданского кодекса РФ. Предложена классификация ссылок, в том числе с точки зрения выполняемых ими функций, характера изложения, типа правовых регуляторов и др. Автор показывает, что правовая конструкция ссылок влияет на определение правовой основы разрешения юридического вопроса, очередность и пределы применения правовых регуляторов. Следование общим правилам юридической техники способно нивелировать риски использования ссылок. Однако для ГК характерны иные проблемы, связанные с использованием ссылок, которые требуют решения в ходе текущей правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE TYPES IN THE RUSSIAN FEDERATION CIVIL CODE

The article is devoted to one of the legal and technical means of the Russian Federation Civil Code. The references are classified according to their functions, types of presentation, a legal regulator, etc. The author shows that the legal structure of references influences the legal basis definition for considering a legal issue, as well as the sequence and limits of legal regulators application. When following general rules of legal technique one can reduce risks at using references. However, the Civil Code is characterized by other problems associated with the use of references that require solution in the course of current law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ССЫЛОК В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

14 октября 2019 г. № 618/пр Электронный фонд правовых и научно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/564412834#7D20K3 (дата обращения 15.09.2021).

4. О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью

16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ // Рос. газ. 2020. 11 дек.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: в ред. от 01.07.2021 // Рос. газ. 2001. 31 дек.

6. Письмо Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23и относительно применения положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ в части кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/pismo_minekonomrazvitiya_rossii_ot_7_noyabrya_2018_g_32363_vad23 i.html (дата обращения 12.08.2021).

7. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ // Рос. газ. 2017. 2 авг.

8. Садов А. С., Котова Е. В. Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года // Абонент Консалт. URL: https://abonentconsult.ru/analiz-federalnyy-zakon- %E2 %84 %96-217-fz-ot-29-iyul-2017-god/ (дата обращения: 12.09.2021).

9. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ // Рос. газ. 2015.

17 июля.

10. О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 // Рос. газ. 1992. 05 мая. © Никиташина Н. А., 2021

УДК 340.113

ТИПОЛОГИЯ ССЫЛОК В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чеботарева Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена одному из юридико-технических средств Гражданского кодекса РФ. Предложена классификация ссылок, в том числе с точки зрения выполняемых ими функций, характера изложения, типа правовых регуляторов и др. Автор показывает, что правовая конструкция ссылок влияет на определение правовой основы разрешения юридического вопроса, очередность и пределы применения правовых регуляторов. Следование общим правилам юридической техники способно нивелировать риски использования ссылок. Однако для ГК характерны иные проблемы, связанные с использованием ссылок, которые требуют решения в ходе текущей правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: юридическая техника частного права, отсылочный способ, бланкетный способ, законодательные ссылки, юридический язык, норма права, правовые коллизии, конкуренция норм права, отсылочное регулирование.

REFERENCE TYPES IN THE RUSSIAN FEDERATION CIVIL CODE

Chebotareva Irina Aleksandrovna

Ph. D. in Legal Sciences, Associate Professor, Civil Law and Criminal Law Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to one of the legal and technical means of the Russian Federation Civil Code. The references are classified according to their functions, types ofpresentation, a legal regulator, etc. The author shows that the legal structure of references influences the legal basis definition for considering a legal issue, as well as the sequence and

limits of legal regulators application. When following general rules of legal technique one can reduce risks at using references. However, the Civil Code is characterized by other problems associated with the use of references that require solution in the course of current law enforcement activities.

Key words: legal technique of private law, referential technique, blanket technique, legislative references, legal language, legal norm, legal conflicts, legal norms collision, referential regulation.

Ссылки занимают особое место в структуре Гражданского кодекса РФ. Несмотря на то, что эта правовая конструкция известна издавна, в отечественной юриспруденции теория разных видов ссылок в гражданском законодательстве разработана явно недостаточно [1, с. 29-34, 44-49, 52-55; 2, с. 64-65; 3, с. 55], хотя, несомненно, применительно к конкретным видам гражданских правоотношений те или иные ссылки подвергались юридическому анализу. Специально-юридические исследования проводились преимущественно на материале уголовного [4-6], международного публичного [7; 8, с. 59-63, 9, с. 125-130, 154-169; 10, с. 58-87] и частного права [11-13; 14, с. 146-157].

Говоря о юридических ссылках, следует понимать, что в основном они рассматриваются сквозь призму так называемого библиотеч-но-библиографического подхода [15, с. 49], то есть в общем виде как средство юридической техники, используемое в тексте правового акта, которое указывает на иные правоположе-ния, содержащиеся в том же правовом акте (внутренние ссылки) или ином правовом регуляторе (внешние ссылки). Использование ссылок рассматривается как «способ логического и формально-юридического суммирования различно расположенных частей в единое правило» [16, с. 14]. Однако такой подход нуждается в нескольких уточнениях с учётом следующих моментов.

1. Ссылки присущи различным видам юридических актов: нормативным, правореализа-ционным, правоприменительным, интерпретационным. Применительно к сфере частного права также можно вести речь о ссылках в корпоративных актах, сделках и др. Следовательно, различаются и субъекты, формулиру-

ющие данные ссылки, и виды юридической деятельности. Ссылки в ГК РФ - это результат федеральной законодательной деятельности, они имеют юридически обязательную силу не только для субъектов гражданского оборота, но и для субъектов гражданского правоприменения.

2. ГК РФ, состоящий из принятых в разное время посредством различных федеральных законов четырёх частей, воспринимается как единый нормативный правовой акт. Следовательно, ссылки на статьи любой части ГК РФ -это внутренние ссылки.

3. Неоднозначно решается в отечественной доктрине вопрос о правовой природе ссылок. В основе его решения лежит дискуссия о соотношении структурных частей нормативных правовых актов и правовых норм, а также о структуре правовой нормы. Следует согласиться с Д. А. Керимовым, что в основе выделения отсылочных, бланкетных и тому подобных правовых норм лежит их смешение со статьями закона (структурными единицами нормативных правовых актов) [17, с. 46]. Однако стоит отметить, что в судебной практике их отождествление весьма распространено, что демонстрирует следующая позиция Конституционного суда: «Сама по себе статья 783 ГК Российской Федерации, будучи по своему характеру отсылочной нормой, предполагает её применение в системной связи с иными положениями действующего законодательства, не содержит какой-либо неопределённости, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в обозначенном в его жалобе аспекте» [18].

4. Выделяют три способа изложения нормативных правовых актов: прямой, отсылочный

и бланкетный. При этом ссылки традиционно считаются признаком второго и третьего способов [19, с. 201-202]. Отсюда вытекают, по крайней мере, два вопроса: каково их соотношение, и возможны ли ссылки при прямом способе изложения текста правового акта.

Разграничение бланкетного и отсылочного способов видится авторами по-разному. Одни исследователи полагают, что при отсылочном способе в текст закона включаются ссылки к другим нормам этого же правового акта, при бланкетном - к другим правовым актам [20, с. 26-27]. По мнению других ученых, при отсылочном способе ссылка предельно конкретна, а при бланкетном - сформулирована общим образом [21, с. 283]. В зависимости от подхода результаты квалификации могут различаться.

Пример. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке (1), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (2).

Если придерживаться первого подхода, то ссылка 1 - это бланкетная норма, а ссылка 2 -отсылочная; при втором подходе обе ссылки бланкетные.

В структуру ГК РФ включен раздел VI «Международное частное право», основное содержание которого составляют коллизионные нормы, основная цель которых - определить компетентный правопорядок (российский или иностранный). Эта цель достигается путём отсылок, и это является яркой иллюстрацией возможности использования ссылок при прямом способе изложения текста закона. Это нетипичная ситуация, однако в условиях включения коллизионных норм и в акты публичного законодательства (см. п. 2 ст. 2141, п. 1 ст. 280 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 399, 400 ГПК РФ) соответствующие положения теории права нуждаются в корректировке.

5. Основными видами ссылок являются бланкетные и отсылочные положения. Однако понятно, что это далеко не весь технико-юридический инструментарий ГК РФ. Не характерны для ГК РФ примечания и сноски. Оперативные положения, то есть прекращающие действие других предписаний либо изменяющие сферу их действия, для ГК в основном вынесены в отдельные, так называемые вводные, законы (федеральные законы о введении в действие соответствующих частей ГК РФ). Однако с точки зрения теории права этот перечень должен быть дополнен дефинициями [22, с. 216-219]. ГК РФ изобилует положениями, закрепляющими юридические понятия и раскрывающими их юридически значимые признаки (например, п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 48 ГК). Следовательно, иные положения, содержащие соответствующие термины, требуют обращения к таким дефинициям, тем самым являя собой скрытые ссылки.

6. Ссылки могут относиться к любому элементу гражданско-правовой нормы: гипотезе, диспозиции и даже санкции, допустимо и сочетание отсылок в нескольких элементах нормы.

Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 1452 ГК, «лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию топологии (заявитель), несёт ответственность за разглашение сведений о топологии, содержащей государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Логическая норма выглядит следующим образом:

- гипотеза: если лицо подаёт заявку на государственную регистрацию топологии, содержащей государственную тайну;

- диспозиция: то оно не должно разглашать сведения о такой топологии;

- санкция: в противном случае наступает ответственность, предусмотренная законодательством.

Явная отсылка содержится в санкции, неявную (скрытую) можно усмотреть и в других элементах нормы.

В ст. 1165 ГК РФ ссылка «к соглашению о разделе наследства применяются правила настоящего Кодекса о форме сделок и форме договоров» относится к диспозиции нормы.

7. В ряде случаев действие или применение ссылок может быть ограничено сроком.

Пример (ч. 2 ст. 1164 ГК): «К общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 настоящего Кодекса об общей долевой собственности с учётом правил статей 1165 - 1170 настоящего Кодекса. Однако при разделе наследственного имущества правила статей 1168 - 1170 настоящего Кодекса применяются в течение трёх лет со дня открытия наследства». При изложении обоих предложений используется отсылочный способ, но во втором предложении применение отсылочных исключений ограничено тремя годами.

8. Еще больше вопросов может вызвать деление ссылок на явные и скрытые. Зачастую скрытыми ссылками называют ситуации, когда законодатель включает в текст закона термины, содержание которых раскрывается в других нормативных правовых актах, без указания на это [23, с. 23-24]. Такой подход не безупречен, поскольку, во-первых, речь идёт о других формах правового мышления: не о суждениях, а о понятиях; во-вторых, возникает вопрос о разграничении отсылочного способа и аналогии закона, особенно при использовании терминов из правовых актов, относящихся к другим отраслям законодательства.

Конечно, сложно объяснить содержание абз. 2 п. 1 ст. 10 без обращения к законодательству о защите конкуренции: «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на

рынке». Однако гипотетически вполне возможна ситуация наполнения этой нормы иным содержанием, нежели тем, которое предлагает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Именно отсутствие в ст. 426 ГК ссылки на законодательство о защите прав потребителей, в отличие от, например, п. 6 ст. 4341, позволило Верховному суду РФ дать расширительное толкование понятию «потребитель» как стороне публичного договора: «Физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм» (п. 16) [24].

Сказанное не означает отсутствие скрытых ссылок. Например, п. 2 ст. 18 ГК содержит скрытую отсылку не только к Семейному кодексу РФ, но и к актам семейного законодательства субъектов РФ, снижающим брачный возраст (ст. 14 СК РФ). В ст. 23 содержится скрытая ссылка на Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ, так называемый закон о самозанятых).

Потребовалась конкретизация и п. 1 ст. 63 ГК: «Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами». В п. 3 ст. 211 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уже уточнен вид СМИ - печатное издание, а приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ определено такое СМИ -это журнал «Вестник государственной регистрации», там же указан и состав публикуемых сведений. Кстати, совершенно в ином порядке было определено официальное издание, в котором опубликовываются сведения о банкрот-

стве, - распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р (газета «Коммерсантъ»).

9. С точки зрения типа правовых регуляторов можно говорить о ссылках на нормативные правовые акты (их совокупности), обычаи, международные договоры РФ и др.

Особняком стоят ссылки на обычаи и их разновидности (торговые обычаи, обычаи, применяемые в банковской практике и т. д.). Их следует отличать от ссылок на практику взаимоотношений сторон. Внешне такие отсылки вполне сопоставимы со ссылками на нормативные правовые акты, в обоих случаях речь идёт о ссылках на формы права, но отсылки к обычаям также можно рассматривать и как форму санкционирования этого вида регуляторов отношений. Так, ст. 19 ГК санкционирует национальные обычаи о составе имени гражданина.

Ссылки на договоры, односторонние акты участников гражданского оборота - это показатель диспозитивного регулирования, и в этом качестве они заслуживают отдельного рассмотрения.

10. Содержание ссылок на нормативные правовые акты (их совокупности) в ГК весьма разнообразно. Встречаются конкретные названия законов, отраслей законодательства (правила отрасли законодательства) или группы правовых актов и самые общие ссылки на законодательство РФ (или просто «законодательство», «закон»).

Это относительно-определённые или даже неопределённые бланкетные ссылки. Могут включаться и абсолютно-определённые ссылки: «Однако требования, предъявленные по истечении трёх лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

(ст. 208 ГК). «Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса» (п. 4 ст. 54 ГК). «Юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя» (п. 3 той же статьи). «При продаже с публичных торгов собственнику передаётся вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ч. 2 ст. 240).

Среди упоминаемых в ГК отраслей (подотраслей, институтов) законодательства - арбит-ражно-процессуальное и гражданско-процессуальное (или просто процессуальное) (ст. 11 и т. д.), семейное (ст. ст. 31, 256, 858), земельное (ст. 258, 264, 279, 280 и др.), антимонопольное (ст. 1033, 1244, 1252, 1362), бюджетное (ст. 817), жилищное (ст. ст. 288, 292, 672, 673, 687), валютное, (ст. 845), банковское (ст. 349), законодательство о техническом регулировании (ст. 474), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 527), о защите прав потребителей (ст. 434.1), об исполнительном производстве (ст. 349, 382, п. 3 ст. 551), о национальной платёжной системе (ст. 845), о несостоятельности (банкротстве) (ст. 61-63, 174.1, 382), о налогах и сборах (ст. 64.2, 1249), об адвокатской деятельности и об адвокатуре (ст. 123.16-1, ст. 123.16-2), о нотариате

(ст. 123.16-3, 123.20-2, 189, 327, 339.1, 349, 350.1, 1171) или о нотариате и нотариальной деятельности (ст. 1124), о государственном кадастровом учёте (ст. 130), об оценочной деятельности (ст. 238), о потребительских кооперативах (ст. 1177), об информации (ст. 1302), о государственной тайне (ст. 1390, 1401-1405), о противодействии коррупции (ст. 235), о противодействии терроризму (ст. 235), о внешнеэкономической деятельности (ст. 1551).

Конечно, выглядит странным, когда вместо обобщённого предмета регулирования или конституционной формулировки из ст. ст. 7172 Конституции РФ ГК использует рядом со словом «законодательство» название конкретного нормативного правового акта, или, вместо названия конкретного нормативного акта используется обозначение структурной части законодательства (например, вместо указания на Семейный кодекс РФ - ссылка на семейное законодательство по вопросам, которые не могут регулироваться субъектами РФ и регулируются в настоящее время только Семейным кодексом РФ, - ст. 256 об общей собственности супругов).

Очевидную идеологическую нагрузку несут положения ст. 1355 и 1417 ГК РФ о государственном поощрении изобретательской, селекционной и т. п. деятельности путём предоставления льгот в соответствии с законодательством. Вопрос даже не в отсутствии непосредственно регулятивного характера, а в предмете регулирования этих статей - административных отношениях.

Ссылки на конкретные законы в ГК представлены тремя видами ссылок: с указанием реквизитов, с указанием наименования и самым общим образом. Полные данные указаны в отношении федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 284), «Об общественных объединениях» (ст. 123.7-1), «О государственной службе российского казачества» (ст. 123.15), «О противодействии терроризму» (п.2 ст. 196, ст. 208), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ч. 2 ст. 240), «О банке развития» (ст. 970). Без реквизитов названы Конституция РФ (п. 3 ст. 61), Семейный кодекс РФ (ст. 34), федеральные законы «Об опеке и попечительстве» (ст. 34), «Об инвестиционном товариществе» (ст. 1041), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1123) и т. д.

Общим образом поименованы законы о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131), о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 23), об актах гражданского состояния (п. 4 ст. 47), о Центральном банке Российской Федерации (п. 4 ст. 48), о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51), о страховании вкладов граждан в банках (ст. 64), об акционерных обществах (п. 3 ст. 66.3, п. 4 ст. 67.2, ст. 96-104), об ООО (п. 3 ст. 87, ст. 89, 90 и т. д.), о производственных кооперативах (ст. ст. 106.1, 106.3), о негосударственных пенсионных фондах (п. 4 ст. 123.17), о свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 123.26-123.28), о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 141), о переводном и простом векселе (п. 3 ст. 146), о недрах (п. 3 ст. 261), об ипотеке (п. 4 ст. 334), о ломбардах (ст. 358), о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801), о потребительском кредите (займе) (п. 1 ст. 819), об обязательном страховании вкладов (ст. 840) и о страховании вкладов физических лиц (ст. 844), о рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 926.6), об обязательном экземпляре документов (п. 4 ст. 1275), о взаимном страховании

(ст. 968) и многие др. Пока сохраняет старое название закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ст. 674. Законом об использовании воздушного пространства, упомянутым в п. 3 ст. 261 ГК, выступает Воздушный кодекс РФ, а законом о товариществах собственников жилья, названным в п. 2 ст. 291 ГК, является Жилищный кодекс РФ.

Отказ от конкретных наименований законов в условиях нестабильности правовой базы кажется более предпочтительным, и не вполне понятен существующий терминологический разнобой, когда к одинаковому результату (один законодательный акт) можно прийти и при ссылке на конкретный закон, и при ссылке на закон, поименованный общим образом, и при ссылке на предметное законодательство.

ГК может дать понять, что законов с соответствующим предметом регулирования может быть несколько: законы о приватизации (п. 3 ст. 66.2, п. 5 ст. 98, п. 8 ст. 113, ст. ст. 217, 235), законы о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3, п.п. 2 и 7 ст. 97, п. 2 ст. 339.1, п. п. 8, 10 ст. 342.1, ст. 358.16, 381.2, 382), законы о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129), законы, регулирующие деятельность транспорта (п. 3 ст. 513), транспортные уставы, кодексы и законы (гл. 40), законы о страховании (ст. 938), законы об обязательном государственном страховании (ст. 969) и т. д.

Однако такое указание делается не всегда. Примером являются ссылки на закон о (несостоятельности) банкротстве, а равно закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 25 ГК РФ). Помимо собственно Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», есть Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» и другие законы, содержащие нормы о банкротстве.

Непонятна ссылка на законы о защите прав потребителей в п. 3 ст. 492, в п. 6 ст. 503, п. 3 ст. 730 ГК. Если бы это было сделано применительно к договору возмездного оказания услуг, то такую ссылку ещё можно было бы объяснить существованием большого числа законов, посвящённых отдельным видам услуг, в отношении же подряда, а тем более купли-продажи, остаётся только догадываться о перспективах развития законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Наиболее разнообразные уровни обобщения используются при регламентации вопросов статуса юридических лиц: законы о кооперативах (п.2 ст. 26), законы о корпорациях отдельных организационно-правовых форм (ст. 65.2, п. 4 ст. 65.3), законы о хозяйственных обществах (п. 5 ст. 65.3, п. п. 1 и 4 ст. 66.2, п. 3 ст. 66.3, п. 1 ст. 358.15 и др.), законы о некоммерческих организациях (п. 6 ст. 1242). Обобщённо обозначены законы о соответствующих видах юридических лиц в абз. 5 п. 1 ст. 57 ГК: «Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций». Аналогичный приём использован и в п. 7 ст. 66. Несколько иначе сформулирован п. 1 ст. 65, где речь идёт о невозможности признания банкротами фондов в силу законов, регули-

рующих создание и деятельность соответствующих фондов («таких фондов»).

11. Можно выделять ссылки на нормативные правовые акты, имеющие равную с ГК юридическую силу, и иерархические ссылки.

Что касается так называемых иерархических ссылок на акты меньшей юридической силы, нежели федеральные законы, то необходимо исходить из того, что их основное назначение - конкретизация законодательных положений, а не передача правотворческих полномочий на нижестоящий уровень. Именно конкретизация «даёт возможность отразить в своих результатах (правовых актах) особенности конкретных видов общественных отношений (действий, фактов, субъектов и т. д.), их развитие, не изменяя при этом исходной нормы» [25, с. 7]. Особенно выпукло это обозначено в п. 3 ст. 3 ГК применительно к постановлениям Правительства РФ, содержащим нормы гражданского права, - «на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента РФ». Ссылки на подзаконные правовые акты даются либо с конкретным обозначением категории (указ Президента РФ, постановление Правительства РФ), либо общим образом («иные правовые акты», «акт уполномоченного государственного органа»).

12. Категорически нельзя к числу иерархических относить ссылки на международное право (ст. 7 ГК РФ), поскольку системы российского права и международного не являются подчинёнными друг другу, их источники не находятся в одной системе. Речь может идти лишь о применении источников одной системы в сфере действия другой. ГК РФ содержит не только нормы, направленные на разрешение коллизий международных договоров и гражданского законодательства, но и другие типы отсылок к международным договорам РФ, к общепризнанным принципам и нормам международного права: однозначные, включая

а) простые - ссылки к международным регуляторам или их исключение; б) сложные - ссылки, предполагающие совместное применение международных регуляторов и внутригосударственных [7, с. 15-16]. Так, часть 4 ГК РФ содержит комплекс норм о патентовании изобретений или полезных моделей в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией (ст. 13951397). В отличие от ГК, в иных актах гражданского законодательства можно встретить вариативные ссылки, то есть ссылки, допускающие ситуативное применение либо международных регуляторов, либо гражданского законодательства. Так, согласно Федеральному закону от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «ответственность перевозчика за вред, причинённый при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством» (ст. 113).

13. Формулы ссылок также разнообразны: «в соответствии с требованиями», «в порядке, установленном», «порядке, определённом», «случаях, предусмотренных», «других случаях, предусмотренных», «правила, предусмотренные», «правила о», «формы предусмотренные», «если иное не предусмотрено», «соответствующие права определяются» и др.

За счёт использования различных грамматических конструкций ссылки могут выполнять различные функции:

а) ограничение случаев, на которые распространяется соответствующее правило, путём установления изъятий или исключений (гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом, и только (ст.8 ГК));

б) запрет или допущение иного (приоритетного, или равнозначного или субсидиарного) варианта регулирования («особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определённых сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (ст.49 ГК));

в) запрет или допущение иного варианта поведения участников отношений («предмет и определённые цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным» (ст. п. 4 ст. 52 ГК));

г) сообщение формы, порядка регламентации соответствующих вопросов («органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом», решения, касающиеся самовольной постройки (ст. 222); «предельные размеры вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом устанавливаются Правительством Российской Федерации» (п. 6 ст. 1171); «порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству» (п. 2 ст. 1294 ГК));

д) определение формы, порядка реализации соответствующих предписаний («в решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом» (ст. 501 ГК)).

Выделение этих функций носит условный характер. Обобщённо говоря, функции сводятся к дополнению, конкретизации или изъятию. Крайне редко законодатель возлагает на ссылку исключительно информационную функцию (сообщить о существовании нормативного

правового акта), так как это загромождает текст.

Например, в ст. 52 ГК определено: «Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации». В контексте названия данной статьи это означает, что учредительным документом этой организационно-правовой формы юридических лиц является только федеральный закон, причём по каждой государственной корпорации - свой.

С точки зрения юридического значения выделяются два вида ссылок: ориентирующие (имеют чисто комментаторское, пояснительное значение) и регулятивные [26, с. 138]. Несколько иная система функций отсылок была предложена О. В. Ткачук, которая выделяла следующие сферы реализации функций ссылок: социально-мировоззренческую, инструментальную, аксиологическую, гносеологическую, функционально-юридическую и методологическую [16, с. 17-20].

14. Следует заметить, что не всякое упоминание законодательства представляет собой ссылку. Наглядно это демонстрирует формула «общие начала и смысл гражданского законодательства» (п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 8 ГК). Есть и другие примеры. Так, правила ст. 6 и 7 определяют действие гражданского законодательства (любого) во времени и при коллизиях с международными договорами РФ. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК, «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Основной смысл нормы в том, что отступление от этого правила невозможно на основании подзаконного акта, а в силу особого места законодательных актов в системе источников

российского права презюмируется не ограничиваемый характер гражданских прав.

Основная идея п. 2 ст. 3 не в определении законодательных актов, составляющих гражданское законодательство, а в программировании законодательных властей на принятие законов, регулирующих гражданские отношения, не противоречащих ГК, и в установлении приоритета применения ГК.

Ст. 422 «Договор и закон» имеет в виду не конкретный закон, а любой нормативный правовой акт, содержащий императивные нормы.

В ряде случаев термин «закон» является элементом устойчивых словосочетаний, отражающих специальные юридические понятия, такие как «обход закона» (ст. 10), «охраняемые законом интересы» (ст. 13, 67.2, 177, 194.2, 222, 292, 429.3, 566, 663, 1134 ГК и др.), «охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности» (ст. 18, 26, 128 ГК, ст. 5, 6, 9-11, 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии»), «в силу закона» или «на основании закона» (как понятие, противоположное основанному на волеизъявлении субъектов отношения - например, представительство в силу закона в ст. 32, залог на основании закона или залог в силу закона в ст. 334.1, в п. 3 ст. 335, ст. 340, законная неустойка - в ст. 332, наследование по закону - раздел V, хранение в силу закона - ст. 906) и т. п.

15. В российском праве (доктрине, правовых актах, регулирующих правотворческую деятельность) сложился ряд правил использования ссылок. Кратко они могут быть сформулированы как запрет ссылок на ссылки и на недействующие правовые акты (не принятые или отменённые).

Однако следование этим правилам может лишь предотвратить проявление явных правовых дефектов, но не решает другие проблемы, связанные с квалификацией отношений, с определением юридической основы дела и толкованием правовых норм.

I. Выявление круга нормативных правовых актов, охватываемых ссылкой, с точки зрения сферы их действия.

В п. 3 ст. 2 содержится допущение применения гражданского законодательства к налоговым и другим финансовым и административным отношениям в случаях, предусмотренных законодательством. Возникает вопрос: каким законодательством - соответствующим или любым?

О каком федеральном законодательстве идёт речь и зачем содержится конкретизация уровня регулирования в п. 2 ст. 281 ГК РФ - не ясно.

П. 2 ст. 272 ГК исключает из сферы своего действия прекращение прав на земельный участок ввиду его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации. До принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 354-ФЗ такое исключение сопровождалось указанием на ст. 286, где регулировалось такое изъятие. Регламентация сохранена, указание изъято. Во-первых, это нарушает логику изложения перечня исключений (для остальных исключений ссылки на статьи ГК сохранены). Во-вторых, это затрудняет системное восприятие статьи в её соотношении со ст. 284 - 287, регулирующими изъятие земельного участка ввиду его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.

II. Определение характера и правовой природы регуляторов, упомянутых в ссылке.

Согласно п. 2 ст. 3 термин «законодательство», в отличие от ст. 71 Конституции РФ, используется в узком смысле, охватывая только законодательные акты, однако нет никаких оснований полагать, что узкий подход характерен и для других статей (яркий пример -ст. 1 и 2). Тем не менее, очевидно только одно: если речь идёт о регулировании отношений, отвечающих признакам ст. 2 ГК, то это долж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ны быть нормативные правовые акты федерального уровня.

Ссылки на законы субъектов РФ - это исключительные случаи (ст. 34 - вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей; ст. 590, 597, 602, 1091 -величина прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ), хотя вряд ли ГК - это тот закон, который призван определять нормотворческую компетенцию органов государственной власти субъектов РФ.

Другой аспект. В ряде статей гл. 44 - 46 ГК упоминаются банковские правила (ст. 358.12, п. 2 ст. 835, п.1 ст. 836, ст. 845-849, 859, 859.1, 861-866, 867, 870.1, 876-879). Из текста ст. 861 и 862 вытекает их подзаконный характер, однако существуют два подхода к их пониманию: а) это ведомственные нормативные правовые акты Банка России; б) это внутренний документ кредитной организации (п. 11.1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И), т.е. локальные правовые акты. Следует уточнить, что поскольку в отдельных статьях применительно к банковским правилам речь идёт об устанавливаемых или принимаемых в соответствии с законом правилах, то это вряд ли локальные акты, по крайней мере, по смыслу соответствующих статей ГК (п. 2 ст. 835, п. 1 ст. 836, п. 2 ст. 846, п. 1 ст. 847, п. 1 ст. 848, ст. 849, ст. 859.1, п. п. 2 и 3 ст. 861, п. 5 ст. 877, п. 2 ст. 878).

Какова правовая природа типовых уставов юридических лиц? Общее правило п. 2 ст. 52 говорит об утверждении уполномоченным государственным органом, поэтому юридическая сила и форма акта может быть различной. Правда, невольно возникает вопрос - почему органы местного самоуправления лишены возможности утверждать типовые уставы муниципальных учреждений?

Еще сложнее обстоят дела с толкованием так называемых «обязательных правил» (ст. 517, 539, 542, 543).

III. Определение юридической основы для разрешения дела при отсылке «в никуда» - к несуществующим, в том числе отменённым правовым актам, статьям правовых актов (так называемая неопределённая отсылка [16,

c. 21]).

До сих пор не принят закон об иммунитете государства и его собственности, о котором идёт речь в ст. 127 ГК. С учётом территориального характера действия российского гражданского законодательства, положений абз. 2 и 4 п. 1 ст. 2 и ст. 1203 ГК, перспективы принятия такого закона выглядят сомнительными. Кстати сказать, и гражданско-правовой характер одного из вариантов отношений, охватываемых ст. 127 (РФ - иностранное государство) более чем спорен. В настоящее время действует Федеральный закон от 03.11.2015 № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», предмет регулирования которого лишь частично пересекается со ст. 127 ГК.

Трудна судьба проекта закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, до сих пор такого закона нет (ст. 788), ситуацию смягчает то, что отдельные нормы имеются в других законодательных актах.

По ст. 265 ГК право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Но Земельный кодекс РФ в настоящее время обходит вниманием этот вопрос, регламентируя, главным образом, прекращение этого права. Более того, с 1 марта 2015 г. не действует и ст. 21 Земельного кодекса РФ, допускавшая единственное основание возникновения такого

права, как наследование. Сейчас вопрос о наследовании такого права - предмет регулирования ст. 266 и 1181 ГК РФ.

Статья 970 ГК устанавливает субсидиарное применение гл. 48 ГК к отдельным видам страхования, однако при условии, что законами об этих видах страхования не установлено иное. Из закрепленного в статье перечня вызывают вопросы два вида страхования: страхование пенсий и страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Во-первых, элементарное филологическое толкование позволяет усомниться в тождестве страхования пенсий и пенсионном страховании, урегулированном законодательно. Во-вторых, закон, содержащий регламентацию страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, - это Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 46.1). Может ли он по смыслу ГК считаться законом о данном виде срахования в связи с тем, что предмет его существенно шире? Поскольку, в отличие от законов об обязательном страховании, к такого рода законам ГК не предъявляет никаких требований, то на последний вопрос следует ответить утвердительно.

IV. Возможность возникновения коллизий актов равной юридической силы и необходимость их решения.

Несмотря на общее правило приоритета ГК, установленное ст. 3 ГК, в специальных положениях может быть предусмотрен иной вариант, который не всегда фиксируется именно той статьей, которая является объектом правоприменительной деятельности.

Так, в отношении юридических лиц, создаваемых Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, коллизионная норма содержится в п. 5 ст. 49 ГК: «По-

ложения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице».

Правило о субсидиарном применении ГК к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), определено в п. 6 ст. 50: «Правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное».

Потенциальным источником коллизии может считаться п. 1 ст. 264 ГК, согласно которому «земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством». Тем более, что п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ исходит из приоритета земельного законодательства.

V. Несоответствие уровня принятия упоминаемых правовых актов требуемой норме.

В ст. 1185 регулируется наследование государственных наград, почётных и памятных знаков, при этом производится дифференциация в зависимости от того, распространяется на них действие законодательства о государственных наградах Российской Федерации или нет. Оно же должно регулировать и порядок передачи наград, не являющихся объектом наследования, однако этот вопрос решён не на уровне законодательства, а на уровне указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 861 ограничения на расчеты наличными деньгами должны устанавливаться законом и принимаемыми в соответствии с ним правилами. В настоящее время

этот вопрос регулирует Банк России, уполномоченный на то ст. 4 и 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Эта ситуация больше отвечает формуле установления ограничений «банковскими правилами, принятыми в порядке, установленном законом», то есть не соответствует ГК.

VI. Возможность возникновения пробелов в правовом регулировании.

Как правило, ссылаясь на иные правовые акты, законодательные блоки, ГК закрепляет нормы, рассчитанные на случаи отсутствия «иного» регулирования. Однако в ряде статей содержатся отсылки, не подкреплённые «запасным» вариантом. Например, серьёзный «пробельный» потенциал имеет регулирование отношений по перевозке.

VII. Несогласованность терминологии ГК и специального законодательства, в том числе в названиях нормативных правовых актов.

Так, в ст. ст. 679, 680, 685 упоминаются требования законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека, а в ст. 50 и 76 Жилищного кодекса РФ регулируются норма предоставления и учётная норма площади жилого помещения.

Другой пример. В ст. 53.2 ГК аффилиро-ванность определяется через связанность, при этом отношения связанности должны быть установлены на основании закона. По сути, единственный закон, который содержит дефиницию аффилированных лиц, - это Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон 1991 г. из всех форм связанности придаёт значение только способности лица оказывать влияние на других лиц. Этот закон существенно сокращён, из него действующей осталась только статья с понятиями, при этом оговорки об универсальности их использования не содержится.

Из ст. 768 ГК вытекает необходимость принятия закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд, однако законодатель пошёл иным путём, урегулировав в нескольких единых законодательных актах закупку и товаров, и работ и услуг, тем самым, сводя на нет вытекающее из ГК разграничение подряда и возмездного оказания услуг.

VIII. Сложность толкования статьи, содержащей отсылку, особенно при многократных ссылках.

В соответствии с п. 2 ст. 368 ГК независимая гарантия выдаётся в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности её выдачи определённым лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

Может возникнуть вопрос - к чему относится «в порядке»: к определению условий гарантии, удостоверению подлинности или к выдаче?

Трудноуловимыми для обыденного понимания являются различия между первым и вторым предложениями п. 2 ст. 784 ГК: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное». Очевидно, что речь идёт во втором случае о договорных условиях и необходимости их соответствия законодательству, а в первом случае очерчивается круг правовых актов, регулирующих отношения по перевозке.

Иначе решается вопрос о различии предмета регулирования п.п. 3 и 4 ст. 539 ГК:

«3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. 4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». В первом случае очерчивается круг регуляторов, во втором определяется их соотношение с правилами ГК, но только в отношении одного вида договора энергоснабжения.

И ещё одно упражнение для ума даёт п. 2 ст. 525 ГК: «К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы». По отдельности каждое предложение вполне понятно: первое говорит о субсидиарном применении правил параграфа 3, а второе - о субсидиарном применении иных законов. Однако первое правило действует, если иное не предусмотрено всем Кодексом, а второе - только в части, не урегулированной параграфом 4 главы 30. Принимать ли во внимание ссылку на параграф 3 как регламентацию параграфом 4? И зачем дублирующая ссылка на статьи параграфа 3 в п. 1 ст. 531 ГК? Понятно, что это лишь «интеллектуальные изыски», и судебная практика подходит к решению вопроса о системе регуляторов поставки для публичных нужд гораздо проще.

IX. Необходимость учёта системных связей соответствующего законодательства (межотраслевых, внутриотраслевых и др.) при квалификации отношений.

X. Сложность определения компетентных государственных органов в связи с достаточно регулярным изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, сопровождающимся передачей полномочий, административным правопреемством, изменением характера, формы и порядка принятия т.н. ведомственных нормативных правовых актов.

Многие статьи ГК упоминают уполномоченные государственные органы, хотя, конечно, далеко не всегда при этом их акты называются в числе нормативных правовых регуляторов соответствующих гражданских отношений (п. 2 ст. 52), чаще речь идёт о правоприменительных. Заметим, что понятие «уполномоченный государственный орган» шире понятия «федеральный орган исполнительной власти». Согласно п. 7 ст. 3 ГК министерства и иные ФОИВ наделены правом «издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах», предусмотренных вышестоящими правовыми актами.

XI. Необходимость определения и учёта существа отношения (п. 2 ст. 1811, п. 3 ст. 254), существа предмета регулирования при определении юридической основы дела, что предполагает коррекцию правоприменительной деятельности, а именно конкретизацию правовых положений, их адаптацию в соответствии с обстоятельствами.

Так, согласно ст. 783 ГК «общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг». Следствием учёта особенностей предмета договора, регулируемого гл. 39 ГК, стало то, что в отличие от договора подряда, условие о сроке не признается существенным условием договора возмездного оказания услуг и отсутствие такого

условия восполняется применением п. 2 ст. 314 ГК.

Таким образом, ссылки - это перспективный технико-юридический инструмент ГК РФ, они имманентно присущи ему как кодифицированному акту [27, с. 67]. Его использование способно сократить число пробелов, обеспечить выстраивание межотраслевых связей ГК РФ, очертить пределы применения различных правовых регуляторов, спрогнозировать

направления правотворческой деятельности в сфере гражданского права, обеспечить разрешение коллизий и конкуренцию правовых норм. В то же время он существенно осложняет правоприменительную деятельность, требует от правоприменителя обладания высоким уровнем юридической грамотности и широким правовым кругозором, зачастую ставя его в зависимость от уровня профессионализма операторов справочных правовых систем.

Библиографический список

1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М.: Статут, 1998. 682 с.

2. Казанина Т. В. Система и языковые особенности гражданского законодательства. Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 92 с.

3. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права (Корпоративное и договорное нормотворчество): учебное пособие. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 288 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/518426 (дата обращения: 20.12.2021).

4. Боровиков Н. С. Бланкетные нормы в уголовном праве: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2009. 22 с.

5. Сельский А. В. Бланкетные нормы в уголовном законодательстве России: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2010. 32 с.

6. Михайлова И. А. Бланкетные нормы в уголовном законе и их применение органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2009. 19 с.

7. Гериханов И. Б. Отсылочные нормы внутригосударственного права к международным договорам и их роль во взаимодействии двух правовых систем: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Киев, 1991. 25 с.

8. Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982. 135 с.

9. Марочкин С. Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации:. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 288 с.

10. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. Москва: Статут, РАП, 2010. 416 с.

11. Борисова А. Н. Доктрина обратной отсылки и отсылки к праву третьего государства (renvoi): автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2008. 25 с.

12. Варавенко В. Е. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2009. 22 с.

13. Кичигина И. Л. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1987. 23 с. .

14. Международное частное право: современные проблемы. М.: ТЕИС, 1994. 507 с.

15. Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М.: Юрид. лит., 1981. 144 с.

16. Ткачук О. В. Отсылки в российском законодательстве: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Нижний Новгород, 2008. 33 с.

17. Керимов Д. А. Законодательная техника: научно-методическое и учебное пособие. М.: Норма: ИНФРА-М. 2019. 128 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/987340 (дата обращения: 20.12.2021).

18. Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 63-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЗападЭнергоСетьСтрой» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

19. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник. М: КНОРУС, 2014. 384 с. .

20. Дёмин А. В., Кипарисов Ф. Г. Бланкетный и отсылочный способы формирования правовых норм: понятие, систематизация, проблематика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 25-32. .

21. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2 т. Т. II. М.: Юрид. лит., 1982. 359 с.

22. Кузнецова О. А. Специализированные нормы гражданского права: теоретические проблемы: дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 430 с. .

23. Соловьева И. А. Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, или немного об отсылочных и бланкетных нормах права // Юридическая гносеология. 2016. № 1. С. 20-25.

24. О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Шмелева Г. Г. Конкретизация юридических норм в правовом регулировании. Львов: Издательское объединение «Выща школа», 1988. 106 с.

26. Нормография: теория и методология нормотворчества: научно-методическое и учебное пособие / под ред. Ю. Г. Ар-замасова. М.: Академический Проект, 2007. 480 с.

27. Барсукова В. Н. Основы структурирования кодифицированных актов / под ред. И. Н. Сенякина. М.: Статут, 2011. 204 с.

Статья подготовлена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

© Чеботарева И. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.