Научная статья на тему 'Оценки роли англиканства в истории и культуре Великобритании'

Оценки роли англиканства в истории и культуре Великобритании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
545
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИКАНСТВО / ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕФОРМАЦИЯ / ANGLICANISM / CHURCH OF ENGLAND / ANGLICAN CHURCH / REFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курилов Н. А.

Статья посвящена влиянию англиканства на историческое развитие, культуру и повседневную жизнь Великобритании. В статье рассмотрены вопросы становления и развития Англиканской Церкви. Религиозные традиции Англиканской Церкви были призваны стать оплотом христианской веры в Англии. В статье также уделено внимание анализу государственно-церковным взаимоотношениям, приведены данные по состоянию церкви Англии на современном этапе и ее перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessments of the role of Anglicanism in the history and culture of the UK

The article is devoted to the influence of Anglicanism on the historical development, culture and everyday life of Great Britain. The article deals with the formation and development of the Anglican Church. The religious traditions of the Anglican Church were called to become the stronghold of the Christian faith in England. The article also pays attention to the analysis of state-church relations, provides data on the state of the Church of England at the present stage and its prospects.

Текст научной работы на тему «Оценки роли англиканства в истории и культуре Великобритании»

Оценки роли англиканства в истории и культуре Великобритании Assessments of the role of Anglicanism in the history and culture of the UK

Курилов Н.А.,

студент,

2 курс, факультет «Нефтетехнологический» Самарский Государственный Технический Университет

Россия, г. Самара kurilov. nikolay@mail.ru

Kurilov N.A.

student,

Samara State Technical University Samara, Russia kurilov. nikolay@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена влиянию англиканства на историческое развитие, культуру и повседневную жизнь Великобритании. В статье рассмотрены вопросы становления и развития Англиканской Церкви. Религиозные традиции Англиканской Церкви были призваны стать оплотом христианской веры в Англии. В статье также уделено внимание анализу государственно-церковным взаимоотношениям, приведены данные по состоянию церкви Англии на современном этапе и ее перспективы.

Annotation.

The article is devoted to the influence of Anglicanism on the historical development, culture and everyday life of Great Britain. The article deals with the formation and development of the Anglican Church. The religious traditions of the Anglican Church were called to become the stronghold of the Christian faith in England. The article also pays attention to the analysis of state-church relations, provides data on the state of the Church of England at the present stage and its prospects.

Ключевые слова: англиканство, церковь Англии, англиканская церковь, реформация.

Keywords: Anglicanism, Church of England, Anglican Church, Reformation.

Англиканством называют одно из направлений христианской веры, которое появилось в Англии во времена Реформации и далее получило распространение сначала в Британских колониях, а позже по всему миру.

На сегодня англиканское вероисповедание насчитывает до 70 млн. человек в мире [1].

Англиканством также часто называют государственную Англиканскую Церковь в Англии, которая, как и Пресвитерианская Церковь в Шотландии, носит официальный правовой и политический статус в рамках Конституции страны. В Уэльсе и Северной Ирландии, также входящих в состав Великобритании, на современный момент государственных религий нет [4].

История Англиканской Церкви берет свое начало со времен диктата римских пап на британских островах в XII веке. Резкое ухудшение отношений с Римом произошло во время правления Генриха VIII. Поводом стал развод короля с Екатериной Арагонской, которая была родственницей римского императора Карла. Папа отказался отменить заключение брака и в итоге конфликта Генрих VIII фактически привел Англию к Реформации страны. Власть религиозная, как и светская, стала принадлежать королю, который был провозглашен верховным Главой Церкви Англии.

При Генрихе VIII теология и практика церкви были по своей сущности католическими. При его сыне Эдуарде VI стало прослеживаться движение в протестантском направлении [2].

Значительный этап в становлении Англиканской Церкви принадлежит времени правления королевы Елизаветы I, когда были сформулированы основы англиканского вероучения, сформирована структура церкви.

По существу, Елизавета I окончательно узаконила власть над церковью. С этого момента церковь в Англии стала государственной.

Королева Елизавета I, как и последующие правители страны, придерживалась «среднего пути» реформации церкви. В рамках такого пути появились возможности вести политику маневрирования между многочисленными ветвями англиканства, существовавшими к тому времени [1]. Политика Елизаветы I по религиозному вопросу, направленная на поддержание компромисса, максимально сгладила существующие в обществе противоречия.

Одной из рано проявившихся особенностей Церкви Англии после выхода из подчинения Риму стало то, что Англиканская церковь видела в нечеткости своего вероучения достоинство, способ предотвращения острых дискуссий и расколов. Англиканство всегда было в достаточной степени открыто по отношению к новым идеям.

Доктринальная неопределенность и сочетание положений католицизма и протестантизма сделали Англиканскую Церковь максимально открытой и лояльной к различным вариантам вероисповедания. Таким образом, относительная свобода вероисповедания позволила людям объединятся вокруг идей патриотизма и национальной гордости, и способствовала росту национального самосознания.

Англиканству присущ не только догматический подход к спорным вопросам, но и внимание к историческому контексту в понимании вопросов церковной жизни.

Религиозные противоречия, имевшие политическое и социальное происхождение, всегда играли заметную роль в истории Британии.

Религиозные традиции Англиканской Церкви были призваны стать оплотом христианской веры в Англии. Тем не менее, в истории стран британских островов ХУП-ХУШ веков найдется немало примеров проявления народного недовольства, происходящие на основе обострений религиозных противоречий.

Для Англии второй половины XVIII века важно отметить, что Англиканская Церковь была активным участником политических процессов в стране. Она представляла собой связующее звено во взаимоотношении государства и общества, и лишь потом заявляла о своей роли духовного ориентира для граждан [3].

Англиканское духовенство Великобритании XVIII века в подавляющем большинстве было не только лояльно британскому монарху, но и считало себя его непосредственными подчиненными. Священнослужители различных уровней, являясь сторонниками авторитарных принципов управления государством, с одной стороны проповедовали идеи послушания, с другой стороны подчеркивали важность верноподданичества и опоры на сильную королевскую власть. Такие принципы считались залогом успешного существования и развития государства. Существовала система контроля, доступная англиканской церкви и гарантированная официальной властью. Таким образом, Церковь стремилась контролировать духовную жизнь граждан, и на государственном уровне сохраняла религиозную монополию. То есть, церковь требовала от прихожан не только регулярного посещения богослужений, но также проникала во все сферы их жизни, регламентируя поведение жителей [3].

Е.П. Макаров в статье «Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины VIII века» выделяет три аспекта деятельности церкви, неразрывно связанные между собой: религиозный, политический и социальный. Религиозный аспект затрагивал фундаментальные доктрины и догматические особенности деятельности церкви, касающиеся областей морали и нравственности. Политический аспект был связан с взаимоотношениями государства и церкви и касался общих политико-религиозных особенностей деятельности англиканской церкви как общественного института, который официально санкционировало и поддерживало государство. Социальный аспект затрагивал большей частью деятельность на

местном уровне и был связан с церковным просвещением, образовательной и воспитательной деятельностью, а также церковной благотворительностью.

Можно заключить, что морально-этическая, и доктринальная составляющие англиканской церковной практики формировали установки на то, каким идеалам должна отвечать жизнь простых британцев [1]. Опыт англиканской церкви показывал, каким образом можно приводить общество к послушанию, и посредством контроля образовательной и воспитательной деятельности формировать мировоззрение подрастающего поколения.

С. П. Федотов в статье «Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность» отмечает, что в конце XIX - началу XX века проявились мощные тенденции к объединению всех ветвей англиканства. В 1919 г. был создан Церковный Синод - Национальное Собрание Церкви Англии, который также был полностью зависим от государства: законодательные решения синода, прежде чем вступить в силу, проходили утверждение в парламенте и должны были быть одобрены королем.

Государственно-церковные взаимоотношения в Великобритании достаточно специфичны. Например, парламентарии не обязательно должны быть приверженцами англиканства, они могут исповедовать другую религию или даже быть неверующими [5]. Церковь коронует монарха, который является «высшим правителем Церкви». Как глава Англиканской Церкви, король является гарантом «среднего пути» англиканства, как религиозной организации. Со времен Реформации монарх назначает духовенство на церковные должности.

В то же время зависимость Англиканской Церкви от государства сглаживается привилегиями, которыми она пользуется в отличии от других конфессий, среди них участие в коронации, число мест в парламенте, статус благотворительной организации и другие [1].

На сегодняшний день главой Церкви Англии является королева Елизавета II. Духовным главой Англиканской церкви является архиепископ Кентерберийский.

В.Н. Ерохин в статье «Формирование англиканской идентичности: история и современность» анализирует современное состояние Церкви Англии: «Церковь Англии за несколько веков прошла большой путь в своем развитии. К настоящему времени Англиканская Церковь состоит из 40 национальных или региональных церквей, действующих в 164 странах мира».

В последние несколько десятилетий Англиканская Церковь изумляет христианский мир различными авангардистскими новациями [6]. В 1986 году руководящий орган Англиканской церкви, генеральный Синод, узаконил ординацию (возведение в сан) женщин в дьяконы, а с 1992 г. разрешил возведение женщин в сан священника. В 2013 году в Генеральном Синоде принято решение в поддержку плана о возведении женщин в сан епископа, которое было в дальнейшем утверждено в парламенте Великобритании.

Англиканская Церковь занимает значимое место не только в политической, но и в духовной и культурной жизни британцев. Официальная государственная религия присутствует на всех уровнях жизни граждан - в правительстве, образовании, общественной деятельности, искусстве, архитектуре и т.д. Англиканская церковь на протяжении своей истории устанавливала основные обряды и регламентировала жизнь простых граждан. Принадлежность к англиканской церкви была важной и широко распространенной особенностью английского общества. Англиканская церковь имела реальную возможность приводить к послушанию значительную часть общества [3].

Великобритания - страна, которая славится своей историей, консервативными ценностями, приверженностью традициям.

М.М. Кривоносов в статье «Религия в жизни британцев» отмечает, что присутствие англиканства наблюдается в различных аспектах повседневной жизни: это и строки государственного гимна «Боже, храни королеву», и латинские изречения на британских монетах «Божьей милостью королева, защитница Веры», и надпись на гербе королевской семьи «Бог и мое право» [4].

Серьезно ощутимо участие национальной церкви в общественной и культурной жизни страны. В различных городах Англии можно наблюдать, что церковные помещения используют для различных благотворительных мероприятий, например, распродаж, театральных постановок, праздников и т.д. В соборах часто проводят светские мероприятия - концерты классической музыки, выставки картин.

Религия и церковь традиционно играют большую роль в жизни практически каждого гражданина Великобритании, особенно это заметно в вопросах воспитания подрастающего поколения. Здесь весьма популярны детские воскресные школы, стремящиеся дать религиозно-нравственное воспитание детям. И в обычных школах религиозному воспитанию отведено большое место. Во всех школах занятия начинаются и заканчиваются чтением Библии и молитвой, преподавание всех предметов проникнуто религиозной идеологией.

Духовенство Англиканской Церкви стремится влиять и на внешкольный досуг молодежи, организуя многочисленные ассоциации, союзы, клубы и вечера. Церковь ведет активную пропаганду среди женщин, вовлекая их в массовые религиозные организации, объединения и т.д. Духовенство использует всевозможные средства пропаганды: прессу, книги, собрания, проповеди и другие мероприятия, как светские, так и духовные. Излюбленным методом воспитательной работы церкви является христианская благотворительность, создающая видимость заботы правящих классов о нуждающихся.

Можно смело говорить, что религия по-прежнему занимает большое место в жизни каждого британца. Духовное воспитание здесь начинается с детских лет и затем прочно укрепляется в сознании, благодаря чему количество верующих британцев заметно превышает число атеистов.

Выбор вероисповедания в Великобритании абсолютно свободен. Тем не менее, большинство местных жителей - около 70% населения принадлежат к наиболее распространенной англиканской государственной церкви.

Но число приверженцев Англиканской Церкви постепенно снижается - явным становится противоречие между теми, кто думает о себе как о протестанте и теми, кто является активным прихожанином.

Британская газета «The Guardian» отмечает, что согласно статистическим данным Англиканскую Церковь ждет спад в течение ближайших 30 лет. Причинами этого аналитики называют увеличение среднего возраста прихожан и скептическое отношение к официальной религии со стороны молодежи [7].

В Британии даже многие из тех, кто не верит в христианство, чувствует свою сопричастность Англиканской Церкви. Для отдельных людей англиканство, проявляясь в обрядах, литургиях, гимнах, музыке, является отчетливым культурным выражением «английскости». Для большинства населения, независимо от того, насколько активно тот или иной житель придерживается христианства, окружающие элементы религии являются выражением национальной идентичности [4].

Список используемой литературы:

1. Федотов С.П. Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность // Вестник государственного и муниципального управления - 2018. - Т.7. №3. С.22-27.

2. Булгаков А.Я. К вопросу об англиканской иерархии //ТКДА. - 1898. - №8 - с.554-574.

3. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII в. // Вояджер: мир и человек. - 2018. - №11. - С.146-156.

4. Кривоносов М.М. Религия в жизни британцев - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.lib.knigi-x.ru/23yuridicheskie/240198-1-mm-krivonosov-religiya-zhizni-britancev-nalichie-gosudarstvennih-cerkvey-kak-naprimer-anglikanskaya-cerkov-anghiphp

5. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976. С.51.

6. Ерохин В.Н. Формирование англиканской идентичности: история и современность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - №1. С.23-33.

7. Рублев - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL.: http://rublev.com/novosti/anglikanskuiu-tserkov-v-blizhaishie-30-let-zhdet-snizhenie-kolichestva-prikhozhan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.