Научная статья на тему 'Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность'

Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5118
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СССР / АНГЛИЯ / АДЕПТЫ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ANGLICAN CHURCH / RUSSIAN EMPIRE / USSR / ENGLAND / ADEPTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотов Сергей Петрович

В данной статье проанализирована взаимосвязь между Англиканской церковью и государственной властью в Англии в период становления англиканства после отделения от Ватикана в XVI веке. Англиканская церковь имеет статус государственной церкви. Ее руководство сосредоточено как в руках короля Англии, так и архиепископа Кентерберийского. Англиканская церковь имеет свои представительства в странах, которые раньше входили в состав колониальной системы Англии. В статье рассмотрены международные контакты англиканских адептов с Русской православной церковью в XVI XIX веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANGLICAN CHURCH AND GOVERNMENT IN ENGLAND: HISTORY AND MODERNITY

The article analyzes the relationships between the Anglican Church and the government in England in the period of the formation of Anglicanism after the separation from the Vatican in the XVI century. The Anglican Church has the status of a state church. Its leadership is concentrated both in the hands of the King of England and the Archbishop of Canterbury. The Anglican Church has its offices in countries that used to be part of the colonial system of England. The article discusses the international contacts of Anglican adherents with the Russian Orthodox Church in the XVI XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность»

УДК: [261.7:283]: 94(410)

Федотов Сергей Петрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: 79192014630@yandex.ru

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В АНГЛИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В данной статье проанализирована взаимосвязь между Англиканской церковью и государственной властью в Англии в период становления англиканства после отделения от Ватикана в XVI веке. Англиканская церковь имеет статус государственной церкви. Ее руководство сосредоточено как в руках короля Англии, так и архиепископа Кентерберийского. Англиканская церковь имеет свои представительства в странах, которые раньше входили в состав колониальной системы Англии. В статье рассмотрены международные контакты англиканских адептов с Русской православной церковью в XVI - XIX веках.

Ключевые слова: РПЦ, Англиканская церковь, Российская Империя, СССР, Англия, адепты.

FEDOTOV S. P. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: 79192014630@yandex.ru

ANGLICAN CHURCH AND GOVERNMENT IN ENGLAND: HISTORY AND MODERNITY

The article analyzes the relationships between the Anglican Church and the government in England in the period of the formation of Anglicanism after the separation from the Vatican in the XVI century. The Anglican Church has the status of a state church. Its leadership is concentrated both in the hands of the King of England and the Archbishop of Canterbury. The Anglican Church has its offices in countries that used to be part of the colonial system of England. The article discusses the international contacts of Anglican adherents with the Russian Orthodox Church in the XVI - XIX centuries.

Keywords: Russian Orthodox Church, Anglican Church, Russian Empire, USSR, England, adepts.

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее время англикане объединены в 40 «поместных церквей».

Обособленность Англии в связи с ее географическим положением сказалась как на политическом развитии страны, так и на специфике ее церковной жизни. В связи с этим прохождение церковных реформ приняло здесь особую форму.

В XVI веке в Западной Европе наметился процесс противодействия отдельных национальных государств политике вмешательства Ватикана в их государственные дела. Это выразилось в требованиях, которые были выдвинуты местными национальными церквями, выступившими против подчинения Ватикану. В Англии противодействие диктату римских пап стало прослеживаться еще с XII века.

Корни Англиканской церкви связаны со временем пребывания на британских островах римлян. Тогда Христианская церковь появилась в римской провинции Британия. По сведениям христианских авторов Тер-туллиана и Оригена, сведения о присутствии христианства на британских островах относятся к III веку.

Политическим подтекстом ухудшения отношений английской короны с Римом стал развод Генриха VIII с королевой Екатериной Арагонской, которая была родственницей императора Священной Римской империи Карла V. Папа отказался отменить заключение брака между Генрихом VIII и Екатериной Арагонской. В результате противоборства Генриха VIII и римского папы произошло провозглашение первого верховным главой Церкви в Англии. Это озна-

чало, что английский король взял в свои руки духовную и светскую власть в стране. В конечном итоге это стало причиной реформации в Англии. В 1534 году был принят акт о супрематии. Согласно этому акту власть над Англиканской церковью перешла в руки английских монархов.

Во время правления Генриха VIII теология и практика Церкви Англии были по своей сущности католическими. Однако при его сыне, Эдуарде VI, стало прослеживаться движение в протестантском направлении [2, с. 554-574].

Специфика реформации в Англии имеет тесную связь с тем, что большую роль в духовной жизни занимал монарх, в руках которого оказалась религиозная власть. Значительные изменения в Англиканской церкви произошли при королеве Елизавете I. Это отразилось на формировании догматических основ англиканского вероучения, канонического устройства и структуры Англиканской церкви. При королеве Елизавете I был составлен Символ веры англиканства - 39 статей вероучения.

Королева Елизавета I, как затем и последующие английские монархи, оставалась на позиции «среднего пути» (via media) реформации церкви. В рамках этого пути, который отличался своей доктри-нальной неопределённостью, появились широкие возможности для маневрирования королевской власти между разными ответвлениями англиканства. Монархическая власть шла на компромисс с прокатолическими и пропротестантскими партиями. В результате этого компромисса английским монархам удалось встретить много своих приверженцев, которые были из числа анг-ликан. Реформация в Англии имела менее

радикальный характер по сравнению с другими европейскими странами.

В 1559-1560 годах сложилась новая система управления церковью в Англии. По велению королевы по епархиям были проведены визитации с целью изучения выполнения новых порядков. Кроме этого бы па создана специальная центральная церковная комиссия, через которую действовала королева Елизавета. Из этой комиссии впоспедствии возник суд Высокой комиссии. Он активно вел борьбу с королевской оппозицией [6, с. 70-73].

Королева Елизавета вепа активную экономическую деятельность с церковной собственностью. Доходы церкви стали облагаться высоким уровнем доходов. Часть придворных того периода времени могла получить в аренду церковную собственность.

Необходимо отметить, что в этот период различия между пуританами, стремившимися к радикальному разрыву с католицизмом, и англиканами практически не просматривались. В основном пуританские настроения поднимались за счет пуритант-ски настроенных клириков. При определенных обстоятельствах пуритане могли угрожать действующему режиму, так как на них вполне могла бы опереться королевская оппозиция. Елизавета чувствовала это и приложила все усилия к тому, чтобы никто не считал себя вправе оспаривать установленный церковный строй.

Елизавете I за свой период правления удалось оформить комплексную власть над церковью, то есть по сути сделать ее полностью государственной. Стоит заметить, что королева Елизавета I занимала твердые позиции в отношении подчинения церкви Англии королю. Следующие прави-

тели будут вести политику маневрирования между католиками и англиканами, а в отдельных случаях пытаться отдавать привилегии католикам, как, например, в начале XIX века. Однако в любом случае в построении взаимоотношений королевской власти и церкви Англии соблюдался «серединный путь», по которому ее направили их предшественники.

В XVII веке развивающиеся тенденции в религиозной среде привели к английской Гражданской войне. Церковь ассоциировалась с роялистами, которые терпели поражение. В период установления Республики (1645-1660) епископат был отменен, Книга молитв, Книга Общей Молитвы (The Book of Common Prayer) были запрещены. После реставрации монархии части клириков, которые не приняли подобного пересмотра, пришлось покинуть свои посты. Эти клирики подвергались преследованию вплоть до 1689 года, когда был принят Акт о Толерантности (the Toleration Act). Он предоставил легальную базу для существования тем протестантским группам вне церкви Англии, которые принимали учение Библии о Троице.

Акт о Толерантности 1689 года стал с тех пор базисом для конституционного положения Церкви Англии. Церковная организация в Англии осталась государственной церковью с рядом особых узаконенных привилегий и обязанностей, но при постоянно расширяющихся гражданских и религиозных правах [6, С. 146-156].

Новый импульс государственно-церковным отношениям придали три реформы, которые историки справедливо называют «конституционной революцией» Англии 1828-1832 годов: отмена ограничительных статутов против протестантских

диссентеров (священников и мирян, отстаивавших свою независимость от государственной Церкви) в 1828 году и против католиков в 1829 году (католическая эмансипация), парламентская реформа 1832 года. Все три реформы были названы «революционными», ибо они изменяли фундаментальные основы Конституции [7, с. 64-72].

В конце XIX - начале XX века проявились мощные тенденции к объединению всех ветвей англиканства. В начале XX века объединительные тенденции нашли выражение, в частности, в создании в 1919 году единого Церковного синода - National Assembly of the Church of England.

Зависимость Церковного синода Англии от государства заключается в том, что его законодательные решения, которые так или иначе затрагивают общеанглийское законодательство, прежде чем приобрести силу закона, должны пройти процедуру утверждения в парламенте и быть одобрены монархом. Для рассмотрения решений Синода Англии существует специальная парламентская комиссия, состоящая из 30 членов: 15 членов назначаются лордом -хранителем печати, а остальные 15 - спикером палаты общин. Лишь после заключения комиссии подготовленный закон передается для одобрения в палаты парламента. Специфика государственно-церковных взаимоотношений в Англии состоит в том, что эти парламентарии не обязательно должны быть приверженцами англиканства. Они могут исповедовать иную религию или же вообще быть неверующими.

Монарх, коронуемый Церковью, является «высшим правителем Церкви». Как гла-

ва Англиканской церкви, монарх является также и гарантом «среднего пути» англиканства как религиозной организации, вероучение которой представляет собой синтез исторически сложившихся направлений в Церкви. «Я приветствую государственную церковь, т.к. она сохраняет Англию протестантской, - заявлял по этому поводу член парламента Джоан Кордл. - Королева является главой Церкви, и согласно клятве, которую она дает при коронации, она обязана сохранять протестантское наследство».

По английскому законодательству монарху Великобритании запрещается вступать в брак с католиком [или католичкой). Поэтому в 1978 году двоюродный брат королевы принц Майкл Кентский публично отказался от своего права на престол после того, как женился на католичке. Подобные проблемы в недавнем прошлом возникали и у принца Чарльза.

Со времен Реформации монарх назначал архиепископов, епископов, деканов и каноников на церковные должности. Но с 1976 года произошли определенные изменения в системе избрания высших иерархов Церкви. Существенную роль в избрании теперь стала играть Королевская комиссия, состоящая из двух архиепископов, шести членов Синода и четырех представителей того прихода, в котором освобождалось место епископа. Комиссия рассматривает 10-12 кандидатов и после обсуждения оставляет двух из них. И уже эти кандидатуры архиепископ Кентерберийский передает премьер-министру для окончательного назначения [4, с. 227-242].

Зависимость Церкви от государства прослеживается и в системе ее финанси-

рования. Еще в XIX веке был создан государственный институт, носивший название «Духовные уполномоченные», который занимался централизованным накоплением церковных капиталов. В 1948 г. институт Духовных уполномоченных был преобразован в институт Церковных уполномоченных, которые получили право распоряжаться всеми церковными финансами. Эта организация, ответственная только перед парламентом, включает в себя англиканских епископов, настоятелей соборов, а также мирян (членов правительства, лорд-мэра Йорка, представителей законодательных органов, университетов Оксфорда и Кембриджа), которые составляют треть Церковных уполномоченных [3, с. 148-159].

Исполнительную власть осуществляет Совет уполномоченных (27 человек, из них 16 - служители Церкв)]. Помимо различных источников финансирования институт Церковных уполномоченных владеет различной недвижимостью, а также земельными угодьями, занимая третье место среди землевладельцев в Англии (после королевы Елизаветы II и государственного управления лесным хозяйством). В функции Церковных уполномоченных входит следующее: выплата жалований церковным иерархам, финансирование строительства новых церквей и печати, организация новых приходов, обучение священнослужителей и т.д.

Определенная зависимость Англиканской церкви от государства нивелируется другими формами государственно-конфессиональных отношений. Статус Англиканской церкви подразумевает, что она пользуется привилегиями, в которых отказано другим конфессиям (принимать участие в коронации монарха; 24 места в

парламенте; наличие статуса благотворительной организации; государственный статус христианских праздников и т.д.). Стоит отметить, что оба англиканских архиепископа и епископы Лондона, Дурхама и Винчестера, а также 21 другой (по очередности их назначения) епископ входят в верхнюю палату парламента Великобритании - палату лордов [1, с. 46-51].

В Англиканской церкви практикуется пастырство в армии, в местах заключения. Кроме этого вводится богослужение в школах, хотя сами уроки религии в стране были введены еще в 1946 г.

В Англии такая практика наблюдается до сегодняшнего дня. Главой Церкви Англии остается королева Елизавета II. Духовным главой Англиканской церкви является архиепископ Кентерберийский.

Библиография:

1. Бондаренко Ю.В. Особенности статуса Англиканской церкви в Великобритании (историко-правовой аспект) II Вестник ВЭ-ГУ.-2016.-№2(82).-С. 46-51.

2. Булгаков А.Я. К вопросу об англиканской иерархии II ТКДА. - 1898. - № 8. -С. 554-574.

3. Давыдов И.П., Фадеев И.А. Философ-ско-религиоведческие аспекты канонического права церкви Англии в свете проблемы англиканской идентичности II Религиоведение.-2015.-№ 1.-С. 148-159.

4. Козыренко Л.В. Генезис и эволюция Англиканской церкви II Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2006. - Т. 24. - № 1-2. - С. 227-242.

5. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII в. II Вояджер: мир и человек,-2018.-№ 11.-С. 146-156.

6. Марков В.А. Англиканская церковь и пауперизм в XVI - начале XVII в. II Современные тенденции развития науки и технологий.-2015. - № 2-3.-С. 70-73.

7. Фазлеева A.B. Оксфордское движение как попытка контрреформации Англиканской церкви II Рязанский богословский вестник. - 2010. - № 2 (3). - С. 64-72.

References:

IBondarenko Yll.V. Osobennosti statusa Anglikanskoj cerkvi v Velikobritanii (istoriko-pravovoj aspekt) II Vestnik VEGU. - 2016. -№ 2 (82). - S. 46-51. (InRuss.)

2. Bulgakov A.YA. К voprosu ob anglikanskoj ierarhii II TKDA. - 1898. - №8. -S. 554-574. (In Russ.)

3. Davydov I.P., Fadeev I.A. Filosofsko-religiovedcheskie aspekty kanonicheskogo prava cerkvi Anglii v svete problemy anglikanskoj identichnosti II Religiovedenie. -2015. - № 1. - S. 148-159. (InRuss.)

4. Kozyrenko L.V. Genezis i ehvolyuciya Anglikanskoj cerkvi II Gosudarstvo, religiya, Cerkov' v Rossii i za rubezhom. - 2006. -T. 24. - № 1-2. - S. 227-242. (In Russ.)

5. Makarov E.P. Anglikanskaya cerkov' vo vnutripoliticheskom razvitii Anglii vtoroj poloviny XVIII v. II Voyadzher: mir i chelovek.

- 2018. - № 11.-S. 146-156. (InRuss.)

6. Markov V.A. Anglikanskaya cerkov' i pauperizm v XVI - nachale XVII v. II Sovre-mennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij.

- 2015. - № 2-3. - S. 70-73. (In Russ.)

7. Fazleeva A.V. Oksfordskoe dvizhenie kak popytka kontrreformacii Anglikanskoj cerkvi II Ryazanskij bogoslovskij vestnik. -2010. - № 2 (3). - S. 64-72. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.