Научная статья на тему 'Церковь Англии: проблемы определения вероисповедной идентичности'

Церковь Англии: проблемы определения вероисповедной идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ / ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОКТРИНА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / CHURCH OF ENGLAND / CHURCH ADMINISTRATION / DOCTRINE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерохин В. Н.

Рассмотрены проблемы изучения, характеристики и определения вероисповедной идентификации Церкви Англии. Автор показал, что Церковь Англии занимает особое место среди протестантских церквей, поскольку доктрина и церковно-административная организация Церкви Англии из всех реформированных церквей в наибольшей степени сохранили преемственность с Римско-католической церковью, в результате чего есть основания утверждать, что Церковь Англии представляет собой самостоятельное направление в христианстве, нетождественное протестантизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church of England: Problems of Defining of Confessional Identity

The article deals with problems of study, description and defining of Church of England’s confessional identification. The author shows that the Church of England occupies a special place among Protestant churches because doctrine and church administration of the Church of England preserved continuity with Roman Catholic Church most of all among Protestant churches. As a result there are reasons to maintain that Church of England represents an independent trend in Christianity which is not identical with Protestantism.

Текст научной работы на тему «Церковь Англии: проблемы определения вероисповедной идентичности»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 51-53. УДК 882

В. Н. Ерохин

ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Рассмотрены проблемы изучения, характеристики и определения вероисповедной идентификации Церкви Англии. Автор показал, что Церковь Англии занимает особое место среди протестантских церквей, поскольку доктрина и церковно-административная организация Церкви Англии из всех реформированных церквей в наибольшей степени сохранили преемственность с Римско-католической церковью, в результате чего есть основания утверждать, что Церковь Англии представляет собой самостоятельное направление в христианстве, нетождественное протестантизму.

Ключевые слова: Церковь Англии; церковно-административная организация; доктрина; идентичность.

V. N. Yerokhin

CHURCH OF ENGLAND: PROBLEMS OF DEFINING OF CONFESSIONAL IDENTITY

The article deals with problems of study, description and defining of Church of England's confessional identification. The author shows that the Church of England occupies a special place among Protestant churches because doctrine and church administration of the Church of England preserved continuity with Roman Catholic Church most of all among Protestant churches. As a result there are reasons to maintain that Church of England represents an independent trend in Christianity which is not identical with Protestantism.

Keywords: Church of England; church administration; doctrine; identity.

Церковь Англии (в рамках изучения ре-формационного и постреформационного периодов британской истории в отечественной научной литературе обычно упоминаемая как Англиканская церковь) - одно из интереснейших духовных явлений и институциональных установлений в истории западного христианства. Реформированная Церковь Англии начала оформляться в результате разрыва церковно-административных отношений между Англией и Римом в 1534 г. Становление институциональных структур Церкви Англии, богословских основ её доктрины происходило во второй половине XVI-XVII в. Доктринальные основания деятельности Церкви Англии сформулированы в нескольких источниках: «Книге общей молитвы» ("The Book of Common Prayer", 1549, 1662), 39 статьях англиканского вероисповедания ("The Thirty Nine Articles of Religion",

© Ерохин В. Н., 2017

1571) и в «Ординале» - руководстве для возведения в духовный сан епископов, священников и дьяконов ("The Ordinal", 1550, или "The Ordering of Bishops, Priests and Deacons", 1662) [1, с. 23]. К настоящему времени все эти основополагающие документы, а также Каноны Церкви Англии доступны на сайте Церкви Англии [2]. При этом большинство отечественных исследователей, как правило использующих понятия «Церковь Англии» и «англиканство» как синонимы, не осознаёт должным образом и даже не обращает внимания на то, что слово "Anglican" не употребляется ни в одном из этих важнейших исторических документов Церкви Англии. Поэтому определение конфессиональной идентичности Церкви Англии -сложный вопрос, обсуждаемый по сей день.

Церковь Англии со времени своего становления в середине XVI века, по сути дела,

В. Н. Ерохин

тщательно избегала детальной формулировки собственной доктрины и конкретной самоидентификации. Доктринальные документы, появлявшиеся в постреформационный период в Церкви Англии, начиная с 39 статей (1563-1571), избегали какой-либо привязки доктринальной позиции Церкви Англии к той или иной реформированной богословской доктрине. Учитывая влияние политического фактора на происхождение Реформации в Англии, начавшейся с разрывом связей с Римом в 1534 году по инициативе правившего монарха Генриха VIII Тюдора (15091547), такая неопределённость Церкви Англии в вопросах доктрины была также политической по характеру позицией. Вместе с тем этот подход является и продуктивной экклесиологической позицией, дающей возможность не оттолкнуть от Церкви Англии сомневающихся клириков и прихожан, склонных к рефлексии и размышлениям над доктринальными вопросами. Фактически Церковь Англии определялась прежде всего как церковная структура, признающая своим главой монарха и конституируемая тем, что она действует на территории, подвластной английскому монарху. По сути дела, в первую очередь для членства в Церкви Англии требовалось признание монарха главой церкви, а глубокого интереса к богословским взглядам духовных лиц, к тому, что они думают на самом деле, светская власть фактически не проявляла, и в этом прослеживалась даже не пренебрежительность, а своего рода административно-политическая дальновидность.

После Реставрации Стюартов в 1660 г. в Церкви Англии в качестве общезначимых и авторитетных были признаны труды Ричарда Хукера (1554-1600). Высказанная этим богословом идея, согласно которой в организации церковной жизни важна опора на разум, а формы церковного устройства вторичны по своему значению, стала конгениальной для всей дальнейшей истории Церкви Англии. Главное сочинение Р. Хукера «О законах церковной организации» в восьми книгах публиковалось частями с 1593-го по 1662 г. [3, р. 29].

При широте доктринальных позиций Церкви Англии в ней найдётся место и людям с католическими убеждениями, и людям,

симпатизирующим евангелическому протестантизму [4]. Как думается, эта позиция в практике жизни Церкви Англии вполне отчётливо коррелирует с характерной для английской политики манерой ориентироваться не на абстрактные доктрины, а на практические политические интересы своей страны, своей партии и т. п. Достаточно точно идентифицировать богословскую доктрину Церкви Англии трудно ещё также из-за её чрезвычайной гибкости. Церковь Англии и в настоящее время продолжает интегрировать все значимые тенденции общественной жизни, в частности далеко продвинулась в интеграции феминистских принципов в свою церковно-административную организацию.

Епископ Церкви Англии Генри МакАду утверждал, что «англиканство не богословская система» и его самобытность «проистекает не из систематического богословия, но из духа, в рамках которого решаются богословские вопросы» [5, p. 5]. Это напоминает католицизм с его опорой на коллективный разум церкви, церковную традицию, как и в православии. Подобные рассуждения среди православных религиозных философов и богословов наглядно представлены, например, у П. А. Флоренского: нет православной церковности как понятия, «но есть сама она, и для всякого живого члена церкви жизнь церковная есть самое определённое и осязательное, что знает он... Есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению того, что православно, а что нет» [6, с. 6-8].

Для обозначения индивидуального членства в Церкви Англии понятие "Anglican" используется лишь с 1797 г. (самый ранний пример). Согласно Колину Подмору, термины «англиканин», «Англиканское сообщество» в современном значении становятся общепринятыми только с 1867 г., когда была созвана первая Ламбетская конференция [7, p. 37]. По мнению И. А. Фадеева, фи-лософско-религиоведческий анализ эккле-сиологии Церкви Англии заставляет сделать вывод о том, что последняя представляет собой самостоятельное явление в христианстве, что не позволяет отнести её к категории «протестантизм» в рамках существующей на сегодняшний день традиции типологизации

Церковь Англии: проблемы определения вероисповедной идентичности

основных направлений христианства. Для идентичности Церкви Англии важно, что она не является самодостаточной, так как осмысливается как часть чего-то большего: Церковь Англии есть часть единой, святой кафолической и апостольской церкви. Для Церкви Англии характерна также преемственность, апостольское преемство через исторический епископат. В Церкви Англии существует трёхступенчатая иерархия вероучительного авторитета: Писание, в котором христианская вера раскрыта уникальным образом, учение древних Отцов и соборов Церкви, в которых эта вера установлена, и исторические документы, которые несут свидетельство этой веры. И. А. Фадеев сравнил каноническое право Церкви Англии и Католической церкви и показал их практическую идентичность в понимании служения священников, епископов, пресвитеров, диаконов с различием лишь в частностях [8, с. 42-44, 69, 236, 259].

Для Церкви Англии важно понимание Римской церкви как материнской, и такая трактовка их связи становилась всё более значимой в течение Х1Х-ХХ вв. В настоящее время идёт активный диалог между Церковью Англии и Римско-католической церковью. В 2016 г. исполнилось 50 лет после открытия Англиканского центра в Риме. В духе развития этих контактов 5 октября 2016 г. Папа Римский Франциск и архиепископ Кен-терберийский Джастин Уэлби совместно отслужили вечернюю службу в римской церкви

Св. Григория на холме Целий [9]. Католицизм в начале XXI века активно восстанавливает своё влияние в Великобритании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерохин В. Н. Формирование англиканской идентичности: история и современность // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «История». - 2016. - № 1. - С. 23-33.

2. Canon of the Church of England. - URL: https:// www.churchofengland.org/about-us/structure /churchlawlegis/canons.aspx (дата обращения: 29.01.2016).

3. Perrot M. Richard Hooker and the Problem of Authority in the Elizabethan Church // Journal of Ecclesiastical History. - 1998. - Vol. XLIX, № 1. - P. 29-60.

4. Anglicanism // The Encyclopedia of Protestantism : in 4 vol. / ed. by H. J. Hillerbrand. - N. Y. ; L. : Routledge, 2004. - Vol. I. - P. 110-114.

5. McAdoo H. The Spirit of Anglicanism. A Survey of Anglican Theological Method in the Seventeenth Century. - N. Y. : Charles Scribner's Sons, 1965. - 422 p.

6. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины : в 2 т. - Т. 1. - М. : Правда, 1990. - 490 с.

7. Podmore C. Aspects of Anglican Identity. - L. : Church House Publishing, 2005. - 196 p.

8. Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе / под общ. ред. И. П. Давыдова, О. В. Осиповой ; предисл. И. П. Давыдова ; послесл. А. М. Прилуцкого. - М. : ООО «ИПЦ "Маска"», 2015. - 416 с.

9. Впервые в истории Папа Римский и архиепископ Кентерберийский вместе отслужат вечерню // Terra Mariana. Независимый католический портал. - URL: http://terramariana.org /index.php/vpervye-v-istorii-papa-rimskij-i-arxiepiskop-kenterberijskij-vmeste-otsluzhat-vechernyu/ (дата обращения 05.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.