Научная статья на тему 'Факторы взаимодействия государства и церкви в британском социокультурном пространстве'

Факторы взаимодействия государства и церкви в британском социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
427
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / РЕЛИГИЯ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВО / GREAT BRITAIN / RELIGION / ANGLICAN CHURCH / SOCIO-CULTURAL SPACE / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахметгареев Алмаз Ильшатович

В данной статье автор анализирует причины взаимодействия государства и церкви в социокультурном пространстве Великобритании начиная со средних веков и до современности. Рассматриваются основные модели функционирования взаимоотношений государства и церкви. Анализируется роль Англиканской церкви в политической и социальной сферах. Также дается определения неоднозначного понятия социокультурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of interaction between the state and the church in the British socio-cultural space

In this article, the author analyzes the reasons for the interaction of the state and the church in the sociocultural space of Great Britain from the Middle Ages to the present. The basic models of the functioning of relations between the state and the church are considered. The role of the Church of England in the political and social spheres is analyzed. The definition of the ambiguous concept of sociocultural space is also given.

Текст научной работы на тему «Факторы взаимодействия государства и церкви в британском социокультурном пространстве»

Факторы взаимодействия государства и церкви в британском социокультурном

пространстве

Factors of interaction between the state and the church in the British socio-cultural space

Ахметгареев Алмаз Ильшатович

Студент, Самарский Государственный Технический Университет

Россия, Самара akhmetgareev. 98@mail.ru

Akhmetgareev Almaz Ilshatovich

Student, Samara State Technical University

Russia, Samara akhmetgareev. 98@mail. ru

Аннотация.

В данной статье автор анализирует причины взаимодействия государства и церкви в социокультурном пространстве Великобритании начиная со средних веков и до современности. Рассматриваются основные модели функционирования взаимоотношений государства и церкви. Анализируется роль Англиканской церкви в политической и социальной сферах. Также дается определения неоднозначного понятия социокультурное пространство.

Annotation.

In this article, the author analyzes the reasons for the interaction of the state and the church in the sociocultural space of Great Britain from the Middle Ages to the present. The basic models of the functioning of relations between the state and the church are considered. The role of the Church of England in the political and social spheres is analyzed. The definition of the ambiguous concept of sociocultural space is also given.

Ключевые слова: Великобритания, религия, Англиканская церковь, социокультурное пространство, государство.

Key words: Great Britain, religion, Anglican church, sociocultural space, state.

Рассматривая роль религии, ее место и назначение в социальной, культурной системах общества, очень важно сначала определить существующие типы конфессиональных отношений в государстве. Существует особая классификация государственно-конфессиональных отношений: сепарационная модель, кооперационная модель и идентификационная модель (или же другое название - система государственных церквей) [1; 111]. Сепарационной модель подразумевает полное отделение государства от церкви, ее задача сводится к институту, реализующему только лишь частные интересы граждан [2; 89]. Такая модель действует во Франции, Нидерландах, США, Российской Федерации. Кооперационная модель взаимодействия государства и церкви никак не зависит от политической системы государства, т.к. в идеальном стечении обстоятельств церковь и государство при такой модели выступают как равные партнеры [4; 56].

И идентификационная модель, которая действует в Великобритании, подразумевает сотрудничество государства и религии. Здесь государственной религией является англиканство - одно из направлений протестантизма. Главой англиканской церкви является Английская королева. Система государственной церкви охватывает различные сферы общественных отношений, кроме того государственной религии предоставляется ряд привилегий, не доступных для других конфессиональных объединений. Для идентификационной модели также характерен ряд признаков. Церковь имеет право на земельную собственность, собственность на здания, сооружения и т.д. Государственная церковь и ее деятели имеют привилегированное материальное положение [5; 730]. Также представители высших чинов духовенства имеют право состоять в парламенте, а именно в палате лордов.

Теперь, используя идентификационную модель, можно определить как происходит взаимодействие государства и церкви в Великобритании именно в социокультурном пространстве. Однако, для начала стоит определить то самое социокультурное пространство. Несмотря на то, что данное понятие широко употребляется в философской, социальной, культурологической литературе, оно не имеет исчерпывающего теоретического определения. Данная категория должна вместить и организовать все разнообразие описаний сущности социальных и культурных преобразований. Кроме того, данный термин правомерен вследствие неотрывности социального и культурного пространств. Сущность и специфику социокультурного пространства устанавливают близкие, однако не сводимые к одному «социальное пространство» и «культурное пространство». В общем случае с данных категорий можно начать определение социокультурного пространства, однако главной проблемой является то, что в науке еще не сложилось устоявшегося мнения насчет определения взаимодействия социального и культурного пространств. Поэтому многие ученые проводили исследования на эту тему. В итоге сложилось четкая позиция, что социокультурное пространство - это создаваемая человеком пространственная среда - своего рода физическое и ментальное выражение организации пространства человеком. Именно человек, его социальные связи образуют социокультурное пространствокак специфическую пространственно-временную целостность. Через коммуникативную среду человек формирует и социокультурное пространство города. Горожане являются главными носителями социальной и культурной специфики [10]. Здесь значимо все: и этническая принадлежность, и уровень образования, и возраст и характер деятельности и т.д.

Формирование взаимоотношений государства и религии в Великобритании происходило с очень давних времен, поэтому основные факторы взаимодействия британского государства и церкви можно выявить на протяжении исторического развития государства и церкви. Еще в 1534 году в Англии была проведена церковная реформа. В соответствии с «Актом верховенства» короля и наследников принято рассматривать как единственного верховного главу церкви, именуемой «Англиканская экклезия» [6]. Таким образом, с того момента англиканская церковь начала свое главенство в религиозной системе Англии. Акт веротерпимости 1689 года был отправной точкой становления толерантности к другим вероисповеданиям. Людям, которые по каким-то причинам не признавали англиканскую церковь, была обеспечена лояльность монарха.

Для Англии второй половины ХУШв. характерной чертой являлось то, что англиканская церковь принимала активное участие в политической жизни государства [11; 151-154]. Она как бы являлась связующим звеном между государством и народом, а роль духовного ориентира для общества отходила на второй план. Проанализировав внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в Англии ХУШв. можно с уверенностью говорить, что большая часть англиканского духовенства считало себя подчиненными монарху. Священнослужители подчеркивали важность верноподданичества и опоры на сильную королевскую власть [7].

Новым этапом в развитии государственно-церковных отношений стало принятие ряда законов 1828-1829 гг. В 1828 году «Акт об отмене статутов, которые вынуждают принимать таинство святого причастия в качестве необходимого условия при поступлении на государственную службу» снял ограничения для протестантских меньшинств. С этого момента не нужно было принимать причастие для участия в общественной и политической жизни государства, однако необходимо было подписать декларацию о превосходстве Англиканской церкви [8].

В 1905 и 1907 годах были проведены собрания либеральных евангелистов, итогом которых стало основание малого объединения «Братская община». Это объединение выпустило небольшое количество брошюр, оставаясь тем не менее незначительной организацией. Либеральные евангелисты полагали, что пора «переосмыслить евангельские доктринальные позиции и сформулировать новыми словами тот вклад, который они могут внести в современную жизнь и мышление». В конце XIX - начале XX вв. ветви англиканства начали

объединяться. Это выражалось, например, в создании в 1919 году единого Церковного Синода - национального собрания церкви Англии. Зависимое положение Церковного Синода состояло в том, что его законодательные решения прежде чем вступить в силу должны пройти процедуру одобрения и принятия в парламенте. Изучение законопроектов Церковного Синода осуществляла специальная комиссия, состоящая из 30 членов. Половина назначалась лордом-хранителем прессы, а другая - членами палаты общин. И только после решения комиссии данный закон отдается на утверждение в парламент [9].

В XX - XXIвв. начинает зарождаться религиозное многообразие. Это произошло за счет большого количества колоний, которыми владела Британия в XXв. В результате этого в страну прибыли представители индусов, мусульман, сикхов. Культура населения Великобритании складывается из культур Англии, Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии. Северная Ирландия является единственной автономией Соединенного Королевства, где дискриминация на религиозной почве запрещена законом. «Закон о занятости» 1976 года сделал религиозную дискриминацию полностью незаконной. Однако, что интересно, безработных среди мужчин, проповедующих протестантизм, в два раза меньше, чем среди католиков. Анализируя исторически сложившиеся государственно-церковные отношения в Великобритании, можно сделать вывод, что свобода вероисповедания развивалась медленно. Ограничения, в основном, касались религиозных меньшинств. Неоднозначны также их убеждения на приверженность к собственным традициям. Несмотря на признанный нейтралитет в религиозных вопросах, Англиканская церковь способна воздействовать на законодательство и защищена правом, что для других религий является невозможным. Большая часть праздников соответствует христианскому календарю. Христианам проще исповедовать собственную веру, нежели представителям других конфессий. Например, для людей, представляющих не государственную религию, не предусмотрено свободное время для молитв и религиозных праздников. Данное решение является следствием сложившегося исторического развития, однако для многоконфессионального общества такая ситуация может принести дополнительные проблемы в условиях усиления всеобщего равенства и толерантности.

В Англии, Уэльсе и Шотландии все школы обязательнообучают детей основным мировым религиям. При этом при обучении ставится акцент на христианство и терпимость к представителям других вероисповеданий. В государственных школах ученики обязаны каждый день принимать участие в школьной молитве. Однако, родители, если захотят, могут освободить своих детей от изучения религиозных дисциплин.

В Северной Ирландии тоже существует определенный минимум знаний о вероисповеданиях, которые нужно усвоить ученику. Активно поощряется объединенное обучение - обучение детей католиков и протестантов совместно, но на практике протестанты ходят в протестантские школы, а католики - в католические. О религиозной принадлежности при опросах интересуются только в Северной Ирландии. Однако, при готовности Англия и Уэльс тоже могут принять соответствующий указ, позволяющий добавить пункт о религиозной принадлежности в анкеты.

Опрос общественного мнения показал, что 76% населения верит в реальность бога, 69% - в существование греха, 68% - души, 60% -рая, 49% - жизни после смерти, 37% - сатаны, 31% - ад. Данные цифры, безусловно, не способствуют определению облика среднего верующего британца, но они несомненно указывают на присутствие веры в сознании большинства населения. Однако стоить отметить, что вопросы религии в повседневной жизни британцев вытесняются вопросами морали и гражданской ответственности. Несмотря начасто возникающие различия между старшими и младшими поколениями и между полами, британцы довольно четко осознают, что правильно, а что неправильно, хотя это знание необязательно основывается на любой из признанных христианских церквей. Опросы показали, что большая часть населения считает аморальным

употребление героина и марихуаны, а также других наркотиков, бесчинству футбольных фанатов, экспериментированием над людьми и животными в целях науки. Недовольство небольшой части населения вызывает гомосексуальные отношения и порнография.

Британцы в большинстве своем положительно относятся к бракам, обладают традиционными взглядами на любовь и семейные отношения. Но в то же время растет число поддерживающих большее равноправие внутри брака, верность, взаимное уважение и взаимопонимание, которые являются первенствующими аспектами супружества. Что касается гражданской ответственности, то соцопросы общественного мнения демонстрируют традиционное отношение к власти британцев, и большинство полагают, что закону должны повиноваться все без исключения. Большинство опрошенных считает, что детей надо воспитывать в почтении к власти и родителям, порядочными, почтительными и уважительными по отношению к другим людям. Многие осуждают тех, кто нарушает закон, противится обществу и воспитывают детей в непослушании. Малая часть опрошенных одобряет идею всеобщей забастовки. Большинство респондентов соглашается, что школы должны приучать детей к уважению к институту власти, а также считает, что условная цензура нужна, чтобы сохранить моральные стандарты общества.

Данные суждения населения Великобритании показывают, что после периода вседозволенности в 70-х-80-х годах многие вернулись к традиционным моральным ценностям. Большинство поддерживает "старые ценности" и идею гражданской ответственности. Таким образом, можно сделать вывод, что основными факторами взаимодействия государства и церкви во все времена в Великобритании является социальное партнерство, с помощью которого осуществляется более полное социальное и политическое развитие народа страны. Целью религии является «спасение людей», похожая задача стоит и перед государством, поэтому церковь и государство объединяются, и в Великобритании существует государственная религия.

Список используемой литературы:

1. Феррари С.Ц. Государство в Западной Европе: итальянская модель и мровой опыт государственно -церковных отношений. М., 1998. - С. 111.

2. Дворэки К. Свобода совести: модель США // Под редакцией В. Еленского. Киев: Научное издательство, 1996. - С. 89.

3. Колсон Ч. Конфликт Царств. / Перевод с английского Ю. Табака. М.: Гендальф, 1996. - С. 34.

4. Шипков А. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб.: РХГИ, 1998. - С. 56.

5. Конституции зарубежных государств. М. БЕК. 1997. - С. 701, 730.

6. Томсинов В.А. Часть первая. История государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс]. - режим доступа - URL: Ь11р://Ют5тоу.сот/ЮР28/1Моге.р^(Дата обращения: 24.10.2019)

7. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины ХУШв. // Вояджер: мир и человек. 2018. № 11. - С. 146-156

8. An act of Repealing so nuch of the several Acts as imposes the Necessity of Receiving the Sacrament of the Lord's Supper as a Qualification for Certain Offices and Employments // The Statutes. Vol. VI. L., 1875. - P. 492

9. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976. - С.51

10. Макаров Е.П. Гордоновский бунт и религиозно-политическая борьба в Великобритании 1778-1780 гг. // автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2013

11. Макаров Е.П. Социология толпы городского бунта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-2 (14). С. 151154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.