Научная статья на тему 'Оценки потребности в инвестициях и возможности привлечения из-за рубежа'

Оценки потребности в инвестициях и возможности привлечения из-за рубежа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Дык

According to the author, the strategy of foreign capital formation of any country, including Vietnam, should be based first of all on the study of the potential and interests of foreign investors and possibilities of the satisfaction of their needs on the basis of cooperation with national organizations for the sake of economic development of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evaluation of financing requirement and possibilities of capital formation from abroad

According to the author, the strategy of foreign capital formation of any country, including Vietnam, should be based first of all on the study of the potential and interests of foreign investors and possibilities of the satisfaction of their needs on the basis of cooperation with national organizations for the sake of economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Оценки потребности в инвестициях и возможности привлечения из-за рубежа»

теллектуальной собственности, в режиме реального времени отреагировать на конкретную ситуацию и предотвратить риск ввоза и реализации контрафактной продукции.

Принимая во внимание, что в регионе деятельности таможенных органов находятся детские дома, которые являются муниципальными образовательными учреждениями для содержания, обучения, воспитания де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учитывая низкое материальное обеспечение детских домов и отсутствие у них собственных средств, автор предлагает: таможенным органам при вынесении Арбитражными судами решений об обращении контрафактных товаров в федеральную собственность, осуществлять по письменному согласованию с правообладателями безвозмездную передачу изъятой по делам об АП контрафактной продукции (спортивной обуви, одежды и других предметов обихода) в детские дома при условии соблюдения требований безопасности в отношении изъятых товаров и процедуры приема-передачи. Некачественная изъятая контрафактная продукция должна подлежать уничтожению.

Совершенствование деятельности таможенных органов в указанных направлениях позволит внести определенный вклад в сокращение части огромных потерь, которые

несет государство от недопоступления таможенных платежей из-за ввоза контрафактной продукции, в решение проблемы качества и безопасности импортируемых товаров, а также в защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции.

1. Об утверждении Концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 2225-р.

2. Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Приказ ГТК РФ от 27.10.2003 г. № 1199.

3. ПауковА.А., Макрусев В.В. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: моногр. М., 2005.

4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003.

5. Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (AGREEMENT ON TRADE-RELATED ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS). Источник в сети Интернет: http://www.wto.ru.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003.

7. Kyoto Convention. General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls. 1999.

Поступила в редакцию 23.09.2006 г.

ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ИНВЕСТИЦИЯХ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Чан Дык

Chan Dyk. The evaluation of financing requirement and possibilities of capital formation from abroad. According to the author, the strategy of foreign capital formation of any country, including Vietnam, should be based first of all on the study of the potential and interests of foreign investors and possibilities of the satisfaction of their needs on the basis of cooperation with national organizations for the sake of economic development of the country.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей реализации. Этот мотив вполне сочетается с интересами вьетнамской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов

прибыль распределяется между сторонами-партнерами.

В соответствии с курсом на развитие открытой рыночной экономики вьетнамское правительство уделяет большое внимание расширению внешней торговли и экономического сотрудничества на взаимовыгодных

условиях со всеми странами, независимо от их государственной системы и политической ориентации.

Приняты меры по поощрению производства экспортной продукции и расширению экспорта на внешние рынки. Если раньше государству принадлежало монопольное право на внешнюю торговлю, то с 1992 г. предоставлена полная свобода импорта и экспорта для всех экономических секторов, 2004 г. - экспорт 20,176 млрд. долл., импорт 31,523 млрд. долл., дефицит бюджета 5,52 млрд. долл. Государственное регулирование внешнеторговых операций осуществляется лишь с помощью таможенных пошлин и импортно-экспортных налогов. За исключением небольшого числа запрещенных к ввозу и вывозу товаров: оружие и боеприпасы, наркотики и яды, антиквариат и драгоценные металлы, редкие животные и некоторые другие, в настоящее время требуется лицензия только на экспорт риса, а лицензии на импорт - для автомашин до 12 мест, деталей и узлов для сборки электронно-бытовых товаров, мотоциклов, сырья и материалов для производства сигарет.

В целях поощрения производства продукции для экспорта предприятиям дается право импортировать необходимое оборудование и материалы непосредственно или через специализированные внешнеторговые компании. В этих случаях предприятия освобождаются от уплаты импортного налога с прибылей, полученных от экспорта, если эти прибыли используются для расширения экспортного производства. Предприятия, выпускающие импортозамещающие товары, освобождаются от налога с оборота (налога на добавленную стоимость) и налога с прибылей за весь период освоения продукции (от 2 до 5 лет). Предприятия, выпускающие продукцию для иностранных фирм из давальческого сырья и материалов, освобождаются от импортного налога, а с доходов, полученных за переработку продукции, не взимается налог с оборота. Товары, экспортируемые в счет погашения государственных задолженностей, полностью освобождаются от уплаты налогов.

Детальный план по импорту и экспорту государством не устанавливается как раньше, но по ряду важнейших экспортных товаров ведущие внешторговые компании получают

план-заказ, для выполнения которого им обеспечивают соответствующие условия, в том числе валютно-финансовую поддержку.

Для импорта и экспорта комплексного оборудования и специальной техники по проектам экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами Министерство торговли и отраслевые министерства заключают протоколы и контракты с иностранными фирмами и компаниями. При импорте товаров, с которыми связаны проблемы государственной безопасности и экологической защиты, лицензии выдаются только с согласия заинтересованных министерств и ведомств.

Согласно новому постановлению о контроле и регулировании внешней торговли, право выхода на мировой рынок получили все государственные, кооперативные и частные хозяйственные организации, имеющие патенты (разрешения), выданные Министерством торговли при регистрации таких организаций.

Политика либерализации внешней торговли дала толчок значительному росту внешнеторгового оборота страны. В 2004 г. даже в условиях распада советского и социалистического рынков объем экспорта Вьетнама впервые превысил 26 млрд. долл. США, а в 2005 г. составил 32 млрд. долл., за 2006 г. экспорт, по оценкам, превысил 34 млрд. долл. США. Впервые страна добилась активного торгового сальдо.

Однако наблюдались и отрицательные явления, остаются еще некоторые нерешенные проблемы и проблемы в политике либерализации внешней торговли.

Так, с 1992 г. многочисленные коммерческие и некоммерческие организации стали заниматься закупкой продукции на экспорт и в обмен на полученную валюту ввозить всякие товары для последующей перепродажи, не принимая во внимание общегосударственные интересы. Для того чтобы победить в конкуренции между собой, они нередко экспортировали товары по демпинговым ценам. Очень оживилась контрабанда, особенно на северных и юго-западных границах. В результате из страны утекло большое количество валюты, золота и драгоценных камней, а поступление иностранных товаров высокого качества и импортируемых во многих случаях по демпинговым ценам создает трудную

ситуацию для многих отечественных производителей.

Осталась нерешенной проблема валютных расчетов с предприятиями и компаниями, экспортирующими товары в счет погашения государственной задолженности, в частности России. Из-за падения курса рубля к доллару и отсутствии согласованной методики расчетов по вьетнамским донгам часто во вьетнамских и российских портах залеживались товары, из-за чего вьетнамские предприятия и компании терпели большие убытки.

Заслуживает рассмотрения и практика привлечения иностранных инвестиций. Для решения задач развития страны на период с 2006 до 2010 гг. требуются капитальные вложения в сумме не менее 55 млрд. долл., а внутренние накопления в лучшем случае смогут обеспечить четвертую часть необходимого. Поэтому без использования иностранных капиталовложений не обойтись.

Закон об иностранных инвестициях, принятый в 1987 г., призван обеспечить самые благоприятные условия для вложения иностранного капитала в экономику Вьетнама.

Так, законом предусматриваются полная гарантия сохранности иностранного капитала, широкий выбор выгодных отраслей и сфер деятельности для иностранного предпринимательства, вложение капитальных средств в любом размере и любых формах участия капитала (вплоть до 100 % доли иностранного капитала); льготные условия предпринимательства для совместных и иностранных предприятий, возможность получения высоких прибылей и их перевода в свою страну, возможность компенсации в случаях внезапного прекращения деятельности предприятия по не зависящим от иностранного инвестора причинам, многие другие льготы при импорте и экспорте.

Благодаря Закону об иностранных инвестициях, а также стабильности выгодных условий предпринимательства во Вьетнаме к настоящему времени уже 850 иностранных фирм и компаний из 48 стран вложили свой капитал в различные отрасли экономики. Реализуется более 1100 проектов, общая сумма инвестиций по которым в конце 2005 г. достигла 6,2 млрд. долл., прогноз 2006-2010 гг. достигнуть 22 млрд. долл. Все эти проекты -иностранных инвестиций в той или иной мере отвечают интересам и возможностям развития

вьетнамской экономики, обеспечивают передачу относительно новой техники и технологии, позволяют трудоустроить около 170 тыс. рабочих и менеджеров. Они начали приносить стране сотни миллионов долларов.

Однако при осуществлении проектов иностранных инвестиций обнаружилось немало проблем, требующих устранения и разрешения.

При всей либеральности и привлекательности Закона об иностранных инвестициях его осуществление на местах иногда искажалось «местными законами», приводящими к неоправданным ограничениям, бюрократической волоките и даже коррупции. Пользуясь недостатком технических знаний и опыта вьетнамских проектировщиков и инженеров, иностранные фирмы иногда поставляли устарелое или изношенное, но подновленное снаружи оборудование по завышенным ценам.

Иностранные предприниматели после регистрации и получения разрешения на реализацию проектов иностранных инвестиций во Вьетнаме стали заниматься преимущественно другими видами деятельности, вплоть до контрабанды, вывоза антиквариата и других запрещенных к вывозу товаров экономического и политического шпионажа. В связи с этим за последние годы пришлось аннулировать более 100 проектов иностранных инвестиций.

Согласно Закону об иностранных инвестициях, при создании совместных предприятий в качестве делового вклада вьетнамская сторона может вносить земельные участки и право на использование природных ресурсов. Но плата за пользование землей и природными ресурсами установлена неточно и чрезмерно занижена. Так, арендная плата установлена от 5 до 30 долл. в год за квадратный метр земли первой категории и от 10 до 24 долл. в год за один квадратный метр земли пятой категории, что является самой низкой ставкой в мире. Для исправления этих просчетов недавно стали применять корректировочные коэффициенты внутреннего накопления необходимо постепенно увеличивать долю участия вьетнамского капитала, причем в виде финансово-валютных средств вместо земли и природных ресурсов, а также разработать новые нормативы эксплуатации и охраны вьетнамских природных ресурсов.

Оплата труда вьетнамских рабочих на совместных предприятиях также требует пересмотра и уточнения. В настоящее время средний оклад этих работников составляет 250 долл. в месяц. В пересчете на вьетнамские деньги такой оклад оказался выше среднего уровня в стране, но в два-три и даже пять раз ниже, чем на аналогичных предприятиях других стран Азии и Африки. К тому же вьетнамские работники на совместных предприятиях не пользуются никакими льготами государственной системы социального страхования. 60,8 % ПИИ в экономику Вьетнама с Азии.

Наконец, в Законе об иностранных инвестициях следовало бы предусмотреть дополнительные льготы, поощряющие инвестиции вьетнамских эмигрантов.

На ноябрь 1998 г. инвестиции 6 стран -учредителей АСЕАН в экономику СРВ воплотились в 380 проектах с совокупным зарегистрированным капиталом в 9527 млн. долл., при этом реализованные капиталовложения составили 3033 млн. долл.

Прямые инвестиции стран - членов АСЕАН были сконцентрированы главным образом в сфере услуг (офисы, гостиницы), в отраслях, занимающихся разработкой полезных ископаемых (нефть, газ), добычей, переработкой и производством морепродуктов. Такое положение сохраняется и по сегодняшний день. Масштабы инвестиционных проектов АСЕАН (во Вьетнаме) в целом невелики, если сравнивать с инвестиционными проектами индустриально-развитых стран. Подавляющее большинство проектов имеют капиталы всего в 2-5 млн. долл. Используемые в инвестиционных проектах АСЕАН технологии не относятся к категории высоких технологий, их реализация сопряжена с большими затратами труда и расходованием природных ресурсов. Среди инвесторов -членов АСЕАН только Сингапур предложил несколько проектов с использованием высоких технологий.

Несмотря на еще существующие ограничения, прямые инвестиции стран - членов АСЕАН внесли существенный вклад в социально-экономическое развитие нашей страны в прошедшие годы. На сегодняшний день прямые иностранные инвестиции стран -членов АСЕАН в нашу страну составили 500 млн. долл.: это и прибыль от экспорта, и

решение проблем трудовой занятости - работу получили 70 тыс. человек.

В то время как экономическое сотрудничество Вьетнама со странами группы АСЕАН-6 успешно развивалось, в Юго-Восточной Азии разразился валютно-финансовый кризис, который оказал сильное влияние на экономику Таиланда, Индонезии и Малайзии, т. е. на те страны, которые вели с нашей страной активную торговлю, осуществляли дальнейшие инвестиции (в этом плане они уступали только Сингапуру). В результате экономического спада, охватившего другие страны - члены АСЕАН, сократились их потребности в импорте товаров из Вьетнама. По оценкам Министерства торговли СРВ, ущерб, нанесенный нашей стране в результате сокращения торговли со странами группы АСЕАН-6 из-за разразившегося валютно-финансового кризиса, составил 500 млн. долл.

Также существенно сократились и прямые инвестиции стран группы АСЕАН-6. По данным Министерства планирования и инвестиций СРВ, за первые 6 месяцев 1998 г. страны группы АСЕАН-6 получили разрешение только на 15 новых инвестиционных проектов с капиталом в 1,8 млрд. долл., из которых 1,6 млрд. долл. приходится на инвестицию, но сингапурские представители пока не изъявили желание получить эти лицензии.

Воздействие валютно-финансового кризиса в Юго-Восточной Азии на нашу страну наглядно показало, что вьетнамская экономика стала испытывать на себе влияние региональной экономики. Интеграция в региональную экономику не только приносит пользу, но в то же время является серьезным испытанием. Вьетнамская экономика не сможет нормально развиваться, если в региональной экономике будет продолжаться СПД. Это новое явление во взаимоотношениях нашей страны с экономикой региона, если сравнивать данный период с периодом холодной войны. В настоящее время, после вступления СРВ в АСЕАН и начала участия в зоне АФТА, вьетнамская экономика испытывает воздействие со стороны региональной экономики независимо от того, хотим мы этого или нет.

1. Итоги деятельности сектора с участием иностранного капитала: доклад Центрального комитета статистики. Ханой, 1997.

2. Во Дай Лыок. Торгово-инвестиционная программа и развитие основных отраслей промышленности Вьетнама. Ханой, 1998.

3. Во Тханъ Тху. Торгово-инвестиционные отношения между Вьетнамом и странами АСЕАН. Ханой, 1998.

4. Ву Тьи Лок. Иностранные инвестиции. Ханой, 1997.

5. Ву Туан Ань. Экономическая реформа во Вьетнаме: достижения и проблемы. Ханой, 1994.

Поступила в редакцию 30.10.2006 г.

УКРЕПЛЕНИЕ КОРМОВОЙ БАЗЫ ПТИЦЕВОДСТВА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

P.A. Смыков

Smykov R.A. Strengthening of forage reserve in poultry farming as a basis of the branch further development. The author gives the analysis results of poultry farming in Russia. Basic reasons restricting the branch development and having a negative influence on competitiveness of the production are revealed. There are given proposed basic perfection directions of poultry farming forage reserve.

В продовольственном обеспечении России важное место принадлежит мясному подкомплексу, основной целью развития которого является увеличение объемов производства, переработки и реализации высококачественной продукции. Основа рассматриваемого подкомплекса - отрасли животноводства (обеспечивающие производство мяса), которые в силу их хозяйственно-биологических особенностей и высокой капитало-и трудоемкости предопределяют масштабы развития других функционирующих подразделений подкомплекса.

Птицеводство как отрасль наиболее скороспелого животноводства, дающая высококачественные продукты, играет большую роль в увеличении производства продуктов питания. До 1990 г. в стране отрасль устойчиво развивалась и по основным параметрам достигла мирового уровня. С начала аграрной реформы, как и в других отраслях животноводства, в птицеводстве наблюдалась устойчивая тенденция спада производственного потенциала. Реализация курса на полную либерализацию экономических отношений и устранение поддержки государства аграрной сферы явилась одной из причин кризисного состояния, в котором оказались АПК России и большинство ее регионов в первой половине 90-х гг. Регулируемые начала присутствовали в проводимых в те годы аграрных преобразованиях, однако в боль-

шей мере они были подчинены задаче создания свободного рынка. Так, были далеко не адекватны реальным условиям и интересам работников сельского хозяйства настойчиво проводимые управленческими структурами политика перехода к частной собственности и связанные с ней ликвидация крупных хозяйств с коллективными формами организации производства, часто искусственное насаждение фермерства. Выработанный центральными властями порядок приватизации перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство предприятий отстранил товаропроизводителей от участия в управлении этими предприятиями, еще в большей мере усилил разногласия партнеров в продовольственной цепи.

В настоящее время основными отечественными поставщиками мяса птицы на рынок являются бройлерные птицефабрики, яичные птицефабрики и личные подсобные хозяйства населения. В 2005 г. во всех категориях хозяйств было произведено 1112 тыс. т мяса птицы в убойной массе (77,8 % от производства в 1992 г.). По численности птицы Россия отброшена на уровень 1971 г., потребление мяса птицы отечественного производства в 2005 г. составило 6,8 кг, а в 1990 г. - около 12 кг. Если десять лет назад в структуре потребления доля импортного мяса не превышала 6 %, то сегодня она составляет более 50 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.