ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
_Выпуск ХХХ (№ 30, 2016)_
© Терских М.А.
Посольство России во Вьетнаме
© Нархова Е.И.
МИД России
О ВЬЕТНАМО-КИТАЙСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ
Отношения с Пекином традиционно занимают особое место во внешнеполитической стратегии Ханоя. Неотъемлемой частью этой линии является развитие торгово-экономических связей, которые в последние годы получили существенный импульс. Во многом это было обусловлено высокими темпами экономического роста и стабильной политической ситуацией в обеих странах, их географической и культурно-идеологической близостью, завершением сложного процесса демаркации сухопутной границы1, а также запуском в 2010 г. механизма зоны свободной торговли АСЕАН-Китай .
С 2004 г. Пекин, обогнав Японию, прочно удерживает позиции крупнейшего торгового партнера Ханоя. За менее чем четверть века взаимный товарооборот увеличился в несколько тысяч раз - с 38 млн долл. США в 1991 г. до 66,6 млрд долл. в 2015 г3. В этот период определенных качественных изменений претерпела номенклатура вьетнамского экспорта (17,1 млрд. долл. в 2015 г.) - первую строчку удерживает электроника и вычислительная техника, однако в общем объеме по-прежнему доминирует сельхозпродукция и сырье - пряжа, овощи и фрукты, маниока, рис, сырая нефть и т.д. Основу китайского импорта (49,5 млрд. долл. в 2015 г.) составляют преимущественно товары с высокой добавленной стоимостью - станки и оборудование, телефоны и электроника, металлопрокат, нефтепродукты4.
Координация двусторонней кооперации в данной сфере находится в ведении Вьетнамо-Китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (9-е заседание состоялось в октябре 2015 г. в Пекине)5.
По объему прямых иностранных инвестиций в экономику СРВ континентальный Китай занимает девятую позицию, уступая Республике Корея, Японии, Сингапуру, Тайваню, Британским Виргинским островам, Гонконгу, Малайзии и США. К настоящему времени во Вьетнаме зарегистрировано 1284 проекта с китайским капиталом на сумму почти 10 млрд. долл., из них реализовано около 3,5 млрд долл. (в 2015 г. зарегистрировано 159 новых проектов на сумму 666 млн долл.)6. Основные сферы его приложения - разработка месторождений полезных ископаемых (около 60% средств), строительство небольших социально-бытовых объектов (рестораны, недорогая недвижимость), аграрный сектор и водный промысел. Особенность большинства китайских инвестиционных проектов - их сравнительно небольшой масштаб и территориальная привязка к регионам с развитой инфраструктурой и компактным проживанием этнических китайцев (города Хошимин, Ханой и Хайфон).
Наиболее продвинутой является кооперация Вьетнама с прилегающими регионами Китая - провинцией Юньнань и Гуанси-Чжуанским автономным районом. Последовательно реализуется утвержденная руководством двух стран в 2004 г. инициатива «Два экономических коридора - один пояс», нацеленная на расширение сотрудничества соседних областей, улучшение торгово-экономических отношений между двумя государствами в целом. Первый коридор - китайский г. Куньмин (пр. Юньнань), вьетнамская провинция Лаокай, Ханой, Хайфон и провинция Куангнинь; второй - китайский г. Наньнин (Гуанси-Чжуанский АР), Лангшон, Ханой, Хайфон. «Тонкинский экономический пояс» включает в себя 14 северовьетнамских провинций и три китайские административные единицы (Гуанси-Чжуанский АР, провинция Гуандун, островная провинция Хайнань7. Эта программа предусматривает ряд мер по совершенствованию и увязке в единую сеть приграничной инфраструктуры, упрощение таможенных формальностей и процедур, активизацию контактов между предпринимателями путем проведения различных выставок, ярмарок и презентаций. При этом принимается во внимание и китайская концепция «одна ось, два крыла» (под «осью» подразумевается Гуанси-
Чжуанский АР, «два крыла» - субрегион Большого Меконга и пояс вдоль Тонкинского залива.), предполагающая интеграцию с рынками Юго-Восточной Азии южных провинций КНР, прежде всего в контексте работы зоны свободной торговли Китай-АСЕАН. Не без интереса во Вьетнаме восприняли нашумевший проект «Морского Шелкового пути XXI века» , однако дальше громких заявлений дело пока не пошло.
«Морской шелковый путь» является наряду с инициативой «Экономического пояса Шелкового пути» частью масштабной программы нынешнего Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс - один путь». Концептуально инициатива «Два экономических коридора - один пояс» соответствует заявленным задачам данного проекта, которые включают комплексное выстраивание сухопутных и морских транспортных коридоров, наращивание торгово-инвестиционных связей, создание устойчивой системы финансового регулирования с использованием национальных валют во взаимной торговле, расширение социальной базы межгосударственных отношений, координация внешнеполитических подходов с зарубежными партнерами. Построение торгово-экономического коридора через китайско-вьетнамскую границу, таким образом, реализуется в фарватере проекта «Один пояс -один путь», демонстрируя значительную цельность внешней политики КНР.
В СРВ рассчитывают, что развитие совместно с китайскими и асеановскими партнерами транспортной инфраструктуры на севере Вьетнама вплоть до порта Хайфон (фактически, кратчайший путь поставок товаров из КНР на рынки стран АСЕАН) сделает эти регионы основными «воротами» для крепнущих связей «северного соседа» с ЮВА, придаст мощный импульс динамичному росту местной
9 г^
экономики . С другой стороны, с учетом негативного исторического опыта за этой линией прослеживается подспудная мысль о создании путем активного вовлечения китайских компаний в совместные инвестиционные проекты и программы своего рода социально-экономического буфера, призванного обеспечить безопасность национальных границ.
Несмотря на высокие показатели, вьетнамо-китайское взаимодействие в торгово-экономической сфере характеризуется значительным дисбалансом в пользу КНР, который из года в год только увеличивается (отрицательное сальдо в торговле с Пекином в период с 2002 по 2015 гг. выросло в 20 раз и достигло 32,4 млрд долл.). Вьетнамские эксперты отмечают растущую зависимость от торговли с КНР, доля которой во внешнеторговом обороте СРВ составляет почти 20%, в то время как у Пекина аналогичный показатель менее 1,5%. Китайские товары составляют около 30% от общего объема продукции, поставляемой на вьетнамский рынок, при этом их доля ежегодно растет - так, в 2010 г. она составляла менее 24%. Другой серьезной проблемой является ограниченность географии вьетнамского экспорта, сконцентрированного преимущественно на южнокитайских районах.
Особую актуальность тема чрезмерной экономической зависимости от Пекина приобрела после недавних событий в Южно-Китайском море, когда КНР в одностороннем порядке приняла решение о размещении морской буровой платформы «ЫЭ 981» в акватории Восточного моря (Вьетнамское название Южно-Китайского моря), которую во Вьетнаме относят к своей исключительной экономической зоне10. Ситуация усугубилась прокатившейся по стране волной антикитайских выступлений, в результате которых пострадали предприятия с китайским капиталом. Министерство промышленности и торговли СРВ заявило о необходимости снижения зависимости от «непредсказуемого северного соседа» через активизацию сотрудничества с другими крупными партнерам11. Однако, судя по высоким темпам роста в 2015 г. как китайского импорта (+12,8%), так и товарооборота в целом (+13,3%), в практическую плоскость реализацию данного вопроса пока перенести не удалось.
Кроме того все более серьезную озабоченность вьетнамских властей вызывает массовый характер в приграничных районах контрабанды, нелегальной торговли, распространения контрафактной продукции, особенно в рамках т.н. «малых сделок» (торговые сделки между частными предпринимателями на сумму, не превышающую 2 млн донгов
СРВ (около 100 долл. США), осуществляются по облегченному режиму, но содержат в себе значительные риски. По некоторым данным, доля «малых сделок» в общем объеме двустороннего товарооборота составляет лишь 30%, однако в торговле ряда вьетнамских провинций с КНР она достигает 70%). Немало вопросов вызывают используемые китайскими коммерсантами демпинговые механизмы экспорта товаров в СРВ, выстраивание «серых» коммерческих схем (искусственное занижение реальной стоимости товаров, заведомо неправильное таможенное декларирование товарных партий, использование фальшивых маркировок и цифровых кодов), а также сложившаяся в последние годы практика свободного хождения на территории северных провинций СРВ китайского юаня.
Существенный фактор, препятствующий, по мнению аналитиков, гармоничному развитию кооперации, - нестыковка инвестиционных и технологических интересов КНР с планами по модернизации экономики СРВ. Пекин нацелен, прежде всего, на подключение к разработке на территории Вьетнама месторождений полезных ископаемых с последующим вывозом сырья на переработку. Ханой, в свою очередь, такой подход отнюдь не приветствует. Кроме того, власти СРВ уже не раз сталкивались с попытками китайцев перевести в страну экологически грязные и технологически устаревшие производственные мощности.
Очевидно, что в силу объективных причин Ханою весьма сложно коренным образом изменить непростую ситуацию, сложившуюся в сфере торгово-экономического взаимодействия с Пекином. Для этого требуется, как минимум, скорректировать стратегию модернизации и индустриализации государства с учетом китайского фактора, что позволило бы максимально эффективно использовать немногочисленные сильные стороны местной экономики, дополнив их выгодами от сотрудничества с КНР. Продвигаемые в контактах с китайской стороной, в т.ч. на высшем уровне, тезисы о необходимости «выравнивания» торгового баланса хоть и получают позитивный отклик, тем не менее, в практическую плоскость пока не перерастают. Таким образом, перспективы существенных изменений в данной сфере сотрудничества КНР и СРВ остаются весьма туманными.
Таблица № 1
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ТОВАРООБОРОТЕ МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И КИТАЕМ
(составлено авторами по данным Главного таможенного
управления СРВ)
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Экспорт из СРВ в КНР (млрд долл. США) 7,7 (+49%) 11,6 (+50,7%) 12,4 (+6,9%) 13,1 (+5,7%) 14,9 (+13,7%) 17,1 (+14,8%)
Доля КНР в общем объеме экспорта товаров из Вьетнама 10,7% 12% 10,8% 9,9% 9,9% 10,5%
Импорт в СРВ из КНР (млрд долл. США) 20,2 (+22%) 24,9 (+23,2%) 28,8 (+15,7%) 36,8 (+27,8%) 43,9 (+19,3%) 49,5 (+12,8%)
Доля КНР в общем объеме импорта товаров во Вьетнам 23,8% 23,3% 25,3% 28% 29,6% 29,9%
Совокупный объем двустороннего товарооборота СРВ с КНР (млрд. долл. США) 27,9 (+28%) 36,5 (+30,8%) 41,2 (+12,9%) 49,9 (+21,1%) 58,8 (+17,9%) 66,6 (13,3%)
Доля КНР в общем объеме внешней торговли СРВ 17,8% 17,9% 18% 18,9% 19,7% 20,3
Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса СРВ с КНР (млрд долл. США) 12,5 13,3 16,4 23,7 29 32,4
Таблица № 2
СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И КИТАЕМ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОДУКЦИИ
(составлено авторами по данным Главного таможенного управления СРВ, млн. долл. США)
Экспорт из СРВ в КНР в 2015 г.
№№ Наименование товаров
Общий объем: 17 141
1. Электроника и вычислительная техника 2 647
2. Пряжа, сырье для швейной промышленности 1 364
3. Овощи и фрукты 1 195
4. Маниока и продукция из маниоки 1 168
5. Дерево и изделия из дерева 983
6. Рис 859
7. Нефть сырая 811
8. Каучук 763
9. Обувь 754
10. Станки и оборудование 721
Прочие виды продукции 5 876
Импорт в СРВ из КНР в 2015 г.
№№ Наименование товаров
Общий объем: 49 527
1. Станки и оборудование 9 028
2. Телефоны и комплектующие 6 902
3. Ткань 5 225
4. Электроника и вычислительная техника 5 205
5. Сталь 4 170
6. Давальческое сырье для легкой промышленности 1 778
7. Продукция из стали 1 321
8. Изделия из пластика 1 280
9. Продукция химической промышленности 1 152
10. Автомобили и комплектующие 1 045
Прочие виды продукции 12 421
1 China, Vietnam settle land border issue. Xinhua News [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/english/2009-02/23/content_10878785.htm (дата обращения: 21.01.2016)
2 ASEAN-China FTA Investment Agreement Signed. China FTA Network [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://fta.mofcom.gov.en/enarticle/enasean/chianaseannews/200911/1473_1.h tml (дата обращения: 21.01.2016)
Сайт Главного таможенного управления СРВ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.customs.gov.vn/ (дата обращения: 21.01.2016) 4 См. Таблицу № 2.
(В Пекине открылось 9-е заседание вьетнамо-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://zh.vietnamplus.vn/%E8%B6%8A%E4%B8%AD%E7%BB%8F%E8% B4%B8%E5%90%88%E4%BD%9C%E5%A7%94%E5%91%98%E4%BC% 9A%E7%AC%AC%E4%B9%9D%E6%AC%A1%E4%BC%9A%E8%AE% AE%E5%9C%A8%E5%8C%97%E4%BA%AC%E5%8F%AC%E5%BC%8 0/43602.vnp (дата обращения: 22.01.2016)
6 Сайт Министерства планирования и инвестиций СРВ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mpi.gov.vn/ (дата обращения: 21.01.2016)
Финансовый обзор: углубление китайско-вьетнамского торгово-экономического сотрудничества. Официальный сайт правительства КНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2015-11/03/content_2959293.htm (дата обращения: 22.01.2016)
8 Shannon Tiezzi. China Pushes 'Maritime Silk Road' in South, Southeast Asia [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://thediplomat.com/2014/09/china-pushes-maritime-silk-road-in-south-southeast-asia/ (дата обращения: 22.01.2016)
9 Совместное вьетнамо-китайское заявление по итогам официального визита Председателя КНР Си Цзиньпина в СРВ в ноябре 2015 г. Официальный сайт Коммунистической партии Вьетнама. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dangcongsan.vn/tieu-diem/tuyen-bo-chung-viet-nam-trung-quoc-329762.html (дата обращения: 22.01.2016)
10 Ernest Z. Bower, Gregory B. Poling. China and Vietnam Tensions High over Drilling Rig in Disputed Waters. Center for Strategic and International Studies. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://csis.org/publication/critical-questions-china-vietnam-tensions-high-over-drilling-rig-disputed-waters (дата обращения: 23.01.2016)
11 Интервью заместителя министра промышленности и торговли СРВ До Тханг Хая. Сообщение новостного агентства vnexpress.net. Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kinhdoanh.vnexpress.net/tin-tuc/doanh-nghiep/yeu-hang-viet-de-giam-phu-thuoc-trung-quoc-2999168.html (дата обращения: 23.01.2016)