Научная статья на тему 'ОЦЕНКИ МИНИМУМА ВЫПУКЛЫХ ФУНКЦИЙ с ОГРАНИЧЕННЫМ МНОЖЕСТВОМ ТОЧЕК ЭКСТРЕМУМА НА ЕВКЛИДОВЫХ КОМБИНАТОРНЫХ МНОЖЕСТВАХ'

ОЦЕНКИ МИНИМУМА ВЫПУКЛЫХ ФУНКЦИЙ с ОГРАНИЧЕННЫМ МНОЖЕСТВОМ ТОЧЕК ЭКСТРЕМУМА НА ЕВКЛИДОВЫХ КОМБИНАТОРНЫХ МНОЖЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гребенник Игорь Валериевич

Рассматривается задача оптимизации на комбинаторном множестве, отображенном в евклидово пространство. Для выпуклого продолжения целевой функции задачи, имеющего ограниченное множество точек экстремума, строятся оценки минимума на комбинаторном множестве. Приводятся классы целевых функций и комбинаторных множеств, для которых получены в явном виде решения вспомогательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Гребенник Игорь Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Convex functions minimum estimations with constraint extreme points set on Euclidian combinatorial sets

Optimization problems on the Euclidian combinatorial sets are considered. Goal function convex continuations on convex closed sets are built. Convex function minimum estimations on the combinatorial set which is the admissible solution set of the optimization problem are received. Auxiliary problems solutions for optimization problems classes are received.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКИ МИНИМУМА ВЫПУКЛЫХ ФУНКЦИЙ с ОГРАНИЧЕННЫМ МНОЖЕСТВОМ ТОЧЕК ЭКСТРЕМУМА НА ЕВКЛИДОВЫХ КОМБИНАТОРНЫХ МНОЖЕСТВАХ»

тельных чисел, над которыми задано линейное пространство. Из этого примера наглядно видно, что имея информацию о предикате e и не имея ее об операторе F, мы фактически знаем разбиение плоскости, осуществляемое предикатом e в виде семейства параллельных прямых {Mu}u єEj , т.е. знаем KerF неизвестного оператора, но никак не образ. Точнее, зафиксировав вектор e на оси ОХ, ImF = L можно получить в виде L' =Xe = OX . С другой стороны, зафиксировав другой вектор e'e E2, мы можем найти u ' =а' (x)e ', для которого

E (х,а' (x )e') = 1, т.е. образ оператора будет представлять прямую L'' = Ae', вообще говоря, не совпадающую с L', но изоморфную ей. Это обстоятельство зафиксировано в ходе доказательства теоремы. При этом оператор изменился, поскольку числа а(х) б и а' (х) не равны. Однако для нового оператора F' осталось равен-

ство E(х,y) = Dv(F'х,F'у). Связь междуF иF' осуществляется с помощью некоторого изоморфизма (р: L' ^ L' ' и выглядит F' = cpF . Подобный произвол вполне естественен с точки зрения идентификации компараторным способом и допустим с точки зрения математического моделирования (математическая модель получается с точностью до изоморфизма). Но поскольку выбор вектора e (это видно из примера) неоднозначен, зависит от исследователя и влияет на образ оператора (в данном примере число а(х)), то возникает два вопроса: 1) каким образом осуществлять этот выбор? 2) каким образом может быть найдена связь между ImF и ImF‘ при двух различных выборах? Ответ на первый вопрос можно получить, рассматривая наш пример. Действительно, вектор e в данном случае может быть любым с точностью до одного ограничения: Fe Ф 0, т.е. он должен принадлежать KerF .

Но оператор f нам неизвестен, и при произвольном выборе e наверняка обеспечить это условие невозможно. Однако если выбор e осуществляется наугад, то вероятность события, что Fe ф 0, будет равна 1, поскольку KerF подпространство более низкой размерности, чем l , а следовательно, мера его 0, если считать меру l равной 1. Этот факт наблюдается не только в нашем примере, но и в остальных ситуациях. Поэтому на практике выбор e, а в общем случае базисы e1,e2,...,enє L можно осуществлять произвольно. В этом заключается ответ на первый вопрос. Ответ на второй вопрос выходит за рамки данной статьи.

В заключение отметим, что набор свойств теоремы является необходимым и достаточным, другими словами, характеристическим для линейного предиката e , заданного на < L,P > . Проверка этих свойств в эксперименте позволяет классифицировать произвольный предикат как линейный. В этом смысле центральным результатом данной статьи является теорема существования линейных предикатов и процедура идентификации линейных операторов в произвольном линейном пространстве.

Литература: 1. Шабанов-Кушнаренко Ю.П. Теория интеллекта. Т.3. Харьков: Основа, 1989. 180 с. 2. Мальцев А.И. Алгебраические системы. М.: Наука, 1970. 392 с.

Поступила в редколлегию 02.11.2000

Рецензент: д-р техн. наук, проф. Шабанов-Кушнаренко С.Ю.

Воскобойник Олег Николаевич, соискатель ХТУРЭ. Научные интересы: математические методы анализа сложных систем. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 40-93-72.

Иващенко Валерий Владимирович, соискатель ХТУРЭ. Научные интересы: математические методы анализа сложных систем. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 40-93-72.

УДК 519.85

ОЦЕНКИ МИНИМУМА ВЫПУКЛЫХ ФУНКЦИЙ с ОГРАНИЧЕННЫМ МНОЖЕСТВОМ ТОЧЕК ЭКСТРЕМУМА НА ЕВКЛИДОВЫХ КОМБИНАТОРНЫХ МНОЖЕСТВАХ

ГРЕБЕННИК И.В._______________________

Рассматривается задача оптимизации на комбинаторном множестве, отображенном в евклидово пространство. Для выпуклого продолжения целевой функции задачи, имеющего ограниченное множество точек экстремума, строятся оценки минимума на комбинаторном множестве. Приводятся классы целевых функций и комбинаторных множеств, для которых получены в явном виде решения вспомогательных задач.

Рассмотрим задачу оптимизации вида

9>(х) ^ min, х є E с Rn, (1)

где E — евклидово комбинаторное множество [1],

отображенное в пространстве Rn. Элементами множества являются векторы, значения

координат которых представляют собой упорядоченные наборы из элементов множества

A = {«і,а2,---,am\ ai < ^ ^ ат. Примерами ев-

клидовых комбинаторных множеств являются множества перестановок, размещений с повторениями и без повторений, сочетаний и др. Элементы евклидовых комбинаторных множеств — это вершины комбинаторных многогранников, исследованию которых посвящены, в частности, работы [24].

Предположим, что существует выпуклое продолжение р{х) функции <р(х) на выпуклое замкнутое

множество X з conv E , где conv E — выпуклая оболочка множества e • В ряде случаев оно может быть

сделано с сохранением выражения ср(х). В то же время, для некоторых классов множеств удается

РИ, 2001, № 2

111

осуществить выпуклое (сильно выпуклое с параметром р> 0) продолжение на X з convE для

любых (р(х). В работе [5] доказывается существование такого продолжения для множеств, совпадающих с множеством вершин своей выпуклой оболочки, т.е. удовлетворяющих условию

E = vert convE . (2)

Заметим, что условию (2) удовлетворяют евклидовы комбинаторные множества перестановок, сочетаний, размещений без повторений из n элементов по n -1 , размещений с повторениями из 2 элементов по n и др. Евклидовы множества размещений с повторениями и без повторений общего вида путем декомпозиции могут быть разбиты на множества, удовлетворяющие условию (2). Методы построения выпуклых и сильно выпуклых продолжений для классов множеств, удовлетворяющих условию (2), приведены в работах [6-8].

В результате построения выпуклого продолжения может быть сформулирована задача оптимизации, эквивалентная (1):

і'p{x) ^ min, x є E c Rn, (3)

где i^(x) — выпуклая (сильно выпуклая) на выпуклом замкнутом множестве X з conv E функция, такая что p[x) = p(x) Vx є E.

Исследуем некоторые экстремальные свойства задачи (3). Заметим, что оценки минимума выпуклых функций на классах евклидовых комбинаторных

множеств рассмотрены в [7,9]. Пусть <p(x) — выпуклая функция, множество точек её минимума обозначим U* :

U* = {г є Rn\ ^x) = <?(/)}, у* = argminp(x). (4)

xeX ( )

Рассмотрим случай, когда множество U* ограничено. Справедлива следующая теорема.

где <pR = min 9>(x), SS* — граница множества S* ,

xedS*

x* = argmin||x-y||, xєX\ S*.

xsE

Доказательство. Получим вначале следующую оценку для ip(x):

Ax) ^

x - у

Vr -ф

R

У+,(Д,

(6)

где x є X \ S*, <pR — минимум 0>(x) на границе множества S* . Доказательство справедливости оценки (6) проведем по схеме доказательства теоремы в [10], приведенного там для аналогичной оценки в

случае, когда ^(x) выпукла на Rn .

Предположим, что множество S*, содержащее U* , построено и не пусто. Предположим также, что не пусто множество X \ S*. Случай X = S* свидетельствует либо о том, что p{x) = const на X, либо о том, что множество S* з U* может быть уменьшено и тогда X \ S* ^0. Возьмем любую точку x є X \ S*. Рассмотрим точку у є 5S* :

* п

у = у + R

x - у

R

x - у

x - у

• x +

1 -

R

x - у

• у

С учетом выпуклости cp{x) на X

имеем

у) <

R

x - у

р(x)-

1 -

R

x - у

4у*).

Отсюда сразу получаем неравенство (6). В обеих его частях возьмем минимум по x є E . Имеем

min 0^x) ^

xsE

min

xsE

x - у

Vr -¥

R

V*).

Теорема. Пусть cp(x) — выпуклая на выпуклом

замкнутом множестве X з conv E функция, U* — множество точек ее минимума, удовлетворяющее условию (4), причем U* ограничено, т.е. существует такое число R > 0, что

U *3 S*

x є Rn

*

x - у

< R

с X,

где у* — какая-либо фиксированная точка из множества U* . Тогда справедлива оценка

min'Кx) ^

xeE

*

x

*

- у

Vr

R

И+44

(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда непосредственно следует справедливость утверждения теоремы.

Рассмотрим решение задачи об отыскании миниму-

ма нормы разности

в правой части соотно-

x - у

шения (5). Решение задачи нахождения

* . II ||2 „n

x = arg min I|x - c|| , c є R определяется структу-

xsE

рой и комбинаторными свойствами класса множеств e , для которого решается задача. Решения ее для различных классов множеств Дт) приведены, например, в [7,9]. Так, для множества перестановок Enk из n элементов, k из которых различны,

порожденного числами aj < a2 <... < an, решение x* имеет вид [9]:

112

РИ, 2001, № 2

Xmj = °lj , mj , lJ Є Jn , J Є Jn ,

последовательности {mbm2,...,m^ и {lbI2,...,ln} таковы, что

.^m 1 ^ 2 ^ ••• ^ y*mn,

all ^al2 ^•••^aln,

a Jn = {l,2,..., n}.

Остановимся подробнее на способе построения множества S* и на определении минимума ^(х) на его границе (p*R . Отметим вначале, что если функция ^(х) строго выпукла (сильно выпукла), то множество U* состоит из единственного элемента у* . Такое множество U* можно получить, если построить сильно выпуклое с параметром р продолжение функции ^>(х) на выпуклое замкнутое множество X з convE , воспользовавшись способами, описанными в [6-8].

В случае, если U* n convE = 0иК, содержит более одного элемента, в качестве S* может быть принят любой шар с центром в точке u є U* , содержащий U* и имеющий с множеством E пустое пересечение. Если U* , содержащее более одного элемента, полностью содержится внутри многогранника convE, то в качестве S* может быть взят шар, границей которого является описанная вокруг многогранника сфера, если ее центр u0 є U*. В случаях, когда эти условия не выполняются или необходимо варьировать границы множества S* , всегда можно добиться сокращения количества элементов U* до одного путем построения сильно

выпуклого продолжения ср(х) на X з convE . Поэтому можем считать далее, что U* состоит из одного элемента у* . Случай, когда у* є E, не представляет интереса, так как тогда у * — решение задачи (3). В случае y*eE в качестве S* может быть

выбрана внутренность шара с центром в точке у*

и радиусом,

не превышающим r = m]n

xsE

*

х - у

Очевидно, что внутри такого шара не будет ни одной точки множества e и условие х є X \ S*, для которого получена оценка (5), будет выполнено. При этом остается свобода выбора значения R для

оценки (5) из интервала [є,r[, где е> 0 — близкое

к нулю число, минимальный радиус шара S* .

Задачу определения (pR — минимума ^(х) на сфере

S — границе шара S* — рассмотрим для двух случаев. В первом случае будем считать, что задача ір(х) ^ min, х є S может быть решена непосредственно. Решение такой задачи для случая, когда <р(х) — квадратичная функция вида

ір{х) = (W.х, х)+(v, х), где W — положительно-определенная эрмитова матрица n х n, а v є Rn, приведено в [7]. При этом отыскиваются локальные

экстремумы ^(х) на сфере ||х||2 = R2 , которые имеют следующий вид:

х=- І £ІХ i

2 £1Л-^ і

Я Ф X , і є

где ?i,hi,^Xn — собственные числа матрицы W ; li,і2,...,ln — соответствующие им собственные векторы, а 2 определяется как решение уравнения

2

= 4 Rz

(7)

На каждом из интервалов (-™Л\ {лъ (Лп ,+”)

функция, стоящая в левой части уравнения (7), является выпуклой. Поэтому корни уравнения, которых существует не более, чем 2n , могут быть легко определены.

Если v i = 0 для всех і є Jn, то точки локальных экстремумов ^(х) на сфере определяются как

хк) = ±ltR .

В случае, когда решение задачи отыскания минимума функции 0>(х) на сфере S затруднено, можно воспользоваться оценкой величины q)*R, которая может быть получена следующим образом. В сферу

S = 5S* впишем гиперкуб П * с центром в точке у*

у

таким образом, чтобы единичные базисные векторы пространства Rn были ортогональны его граням. Длина ребра такого гиперкуба р связана с радиусом описанной вокруг него сферы S соотношением [11]:

Р =

2 • R ■Jn

где r — радиус сферы S. Поскольку минимум ф{х) на X — точка у* — является центром гиперкуба П * , то отыскание минимума ^(х) на границе П * сведется к решению 2n задач оптимизации. Каждая из них представляет собой задачу определения

минимума выпуклой функции на грани П * - куба

113

РИ, 2001, № 2

в пространстве размерности n -1. Решение этих задач не представляет принципиальных трудностей. В результате получим <~>п - минимум ^(х) на границе гиперкуба П * . Ввиду выпуклости ^(х) и

того, что сфера с центром у* = arg min <р(х) описана

хеХ

значение матрицы W и рассмотрим в качестве Е

множество перестановок Е3 , порожденное числами 1,2,3:

10 1 2

1 9 -1

2 -1 10

вокруг гиперкуба П * , справедлива следующая оценка:

• (8)

Тогда найденное значение минимума <~п можно использовать для получения более слабой оценки, чем (5):

min ^(х) ^

хєХ

*

х

<Рп-<Р'

R

kl,(v*),

(9)

Матрица W является положительно-определенной. Подставим в соотношение (10) значения

= ■>114, R = 3.74 <-J14 и вычислим оценку для собственного вектора матрицы W , отвечающего минимуму на сфере радиуса R с центром в

нуле. Имеем тіп^(х) ^ 98 74 . При этом мини-

хеЕ3

мум R на множестве W достигается при х = (1,3,2) и равен 133.

которая непосредственно следует из (5) и полученного соотношения (8).

Рассмотрим вопрос выбора величины R радиуса шара S* в правых частях оценок (5) и (9). Как следует из доказанной теоремы, эти оценки справедливы при любых значениях R є [є, r[, а значит R можно выбрать таким образом, чтобы правые части неравенств (5) и (9) обратились в максимум.

Значение R , максимизирующее эти величины, выбирается неоднозначно. Его выбор зависит, в частности, от вида функции х). Так, если правая часть неравенства (5) или (9) является возрастающей или убывающей функцией r , то следует принять соответственно R = r или R = е. Для выяснения характера такой зависимости желательно иметь ее в явном виде, что далеко не всегда возможно. В качестве примера рассмотрим квадратичную функцию 0>(х) вида р{х) = ^х, х), где матрица W является положительно-определенной n х n матрицей. Подставим 0>(х) в правую часть соотношения (5). Учтем при этом, что точки экстремумов ф{х) на сфере радиуса r в этом случае имеют вид = ±JiR,

а безусловный минимум ^(х) достигается в точке у * = 0 и равен нулю. Тогда правая часть выражения (5) примет следующий вид:

*

х

(WRl,,Rlt) R

• rW , h),

х

(10)

где lt — собственный вектор матрицы W , соответствующий точке минимума р{х) на сфере, а х* є Е — ближайшая к у* = 0 точка множества Е. Зависимость оценки от R здесь возрастающая, так что можно принять R = r -є. Зададим конкретное

Полученные оценки минимума выпуклых функций с ограниченным множеством точек экстремума могут быть использованы при реализации различных методов оптимизации на евклидовых комбинаторных множествах.

Литература: 1. Стоян Ю.Г. Некоторые свойства специальных комбинаторных множеств. X., 1980. 22с. (Препринт АН УССР/Ин-т пробл. машиностроения; 85). 2. ЕмеличевВ.А., КовалевМ.М., КравцовМ.К Многогранники, графы, оптимизация. М.: Наука, 1981. 344с. 3. Стоян Ю.Г., Яковлев С.В. Математические модели и оптимизационные методы геометрического проектирования. К.: Наук. думка, 1986. 268с. 4. Стоян Ю.Г., Гребенник И.В., Емец О.А. Комбинаторные множества размещений и их свойства. X., 1990. 38с. (Препринт АН УССР\Ин-т пробл. машиностроения; 342). 5. Яковлев С.В. Теория выпуклых продолжений функции на вершинах выпуклых многогранников // ЖВМ и МФ. 1994. Т.34, №7. С. 1112-1119. 6. СтоянЮ.Г., Яковлев С.В., Емец

О.А., Валуйская О.А. Построение выпуклых продолжений для функций, заданных на гиперсфере // Кибернетика и системный анализ. 1998, №2. С.27-36. 7. Яковлев С.В., Гребенник И.В. О некоторых классах задач оптимизации на множествах размещений и их свойствах / / Изв. вузов. Математика. 1991. №11. С.74-86. 8. Стоян Ю.Г., Яковлев С.В. Построение выпуклых и вогнутых функций на перестановочном многограннике / / ДАН УССР, Сер .А. 1988. №5. С.68-70. 9. Стоян Ю.Г, Яковлев С.В. Свойства выпуклых функций на перестановочном многограннике // ДАН УССР, Сер.А. 1988. №3. С.238-240. 10. Васильев Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1988. 552с. 11. Розен-фельд Б.А. Многомерные пространства. М.: Наука, 1966. 648с.

Поступила в редколлегию 03.04.2001

Рецензент: д-р физ.-мат. наук Новожилова М.В.

Гребенник Игорь Валериевич, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры системотехники ХТУРЭ. Научные интересы: комбинаторная оптимизация, вычислительные методы, математическое моделирование. Увлечение: волейбол. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. 40-93-06.

114

РИ, 2001, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.