4. Хмельченко Е.Г. Технологии внедрения инноваций в комплексную систему управления предприятием / Е.Г. Хмельченко // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. № 4. С. 33-37.
5. Хмельченко Е.Г. Маркетинговые технологии в развитии территории на примере проекта "Сочи - 2014" // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. №22. С. 138-144.
6. Хмельченко Е.Г. Применение информационных технологий в маркетинге // В сборнике: Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 536-539.
Мысаченко В.И.1,Тимофеев М.И.2, Жеребцов В.И.3, Решетов К.Ю.4 -
Национальный институт бизнеса»
ОЦЕНКА ВЗГЛЯДОВ Ф. КОТЛЕРА НА ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
Аннотация. В статье раскрывается содержание исследований, проведенных с целью оценки взглядов Ф. Котлера на тенденции развития маркетинга. Актуальность данного исследования обусловливается тем, что в период наблюдаемого экономического кризиса коммерческие организации должны повышать свою конкурентоспособность с пересмотра стратегии управления маркетингом. При этом планирование должно начинаться с учетом тенденций в развитии маркетинга, которые показали положительные результаты. Научная новизна данной статьи заключается в том, что авторы рассматривали взгляды такого авторитета в теории маркетинга, как Ф. Котлер, с точки зрения применимости их в практике отечественного бизнеса.
Ключевые слова: тенденции развития маркетинга, конкурентные преимущества, протекционизм, маркетинг впечатлений, мета-рынок, эффективность маркетинговых мероприятий, интегрированная информация, себестоимость, частные марки, создание бренда, консолидация, инновационные прорывы в маркетинге.
Не секрет, что в конкурентной борьбе, при всех остальных равных условиях, выигрывает тот, кто действует на опережение [3,6,7]. Для этого надо отслеживать новые тенденции в маркетинге. С этой целью произведем анализ тех предложений, которые сформулировал Филип Котлер, в работе «300 ключевых
1 Мысаченко Виктор Иванович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и актуальных проблем экономики АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
2 Тимофеев Михаил Иванович - кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления на предприятии АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
3 Жеребцов Владимир Иванович - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
4 Решетов Константин Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»; профессор АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
вопросов маркетинга» [5]. Несомненно, Котлер - это непререкаемый авторитет в маркетинге, но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже». Тем не менее, требуются некоторые уточнения применимости его теории в практике отечественного бизнеса.
Котлер: «Гиперконкуренция означает большое число поставщиков, борющихся за одних и тех же потребителей, а это также ведет к снижению цены. Интернет позволяет людям быстро сравнить цены и воспользоваться самым дешевым предложением. Таким образом, задача маркетинга состоит в том, чтобы найти пути поддержания уровня цен и прибыльности в виду перечисленных макротенденций» [5, с.29]. Авторы: В РФ тоже большая конкуренция в большинстве сегментов рынка, тоже много пользователей Интернетом, но мы почему-то не видим заметного устойчивого снижения цен, не считая сезонных на некоторые овощи и фрукты.
Котлер: «Преимущество компании сохраняется недолго в условиях экономики, позволяющей быстро перенять любое новшество [5, с.29] Вероятно, единственное преимущество, которым компания может обладать, — это способность меняться быстрее, чем конкуренты». Авторы: С этим трудно поспорить, но новацией назвать нельзя. Новшества перенимались сравнительно быстро во все времена. Иначе в каждом случае заново изобретали бы «свое» колесо. В условиях ускоряющихся возможностей для копирования выигрывать будет тот, кто тщательно выращивает свое национальное «серое вещество» или собирает его со всего мира, как это делают США и другие развитые страны. В первую очередь постиндустриальные экономики будут непрестанно генерировать все новые конструкторские, технологические и гуманитарные идеи таким образом, что конкурирующие страны или корпорации будут не успевать за ними [9,11,15,20].
Котлер: «Различные мировые регионы, все более интегрируясь в мировую экономику, все чаще грешат протекционизмом. Но искусственные торговые преференции не могут существовать в течение длительного времени, не сопровождаясь значительным снижением ценности для потребителя» [5, с.30]. Авторы: Однако маэстро не раскрывает конечной глубины своей мысли. Если региональный участник рынка поставляет востребованный потребителями продукт, то какая разница - поддержан это продукт протекционизмом или нет? Например, Запад защищается от научных разработок наших ученых и изобретателей. Они получают медали на международных выставках, но внедрить свои изобретения в экономику Запада практически не могут. От России ждут сырье, а не готовые промышленные товары, которые имеют гораздо более высокие нормы прибыли. Таким образом, до тех пор, пока в отечественной экономике не будут осуществляться прогрессивные структурные преобразования, развитые страны будут предлагать нам ассиметричные отношения [8,13,16].
Ф. Котлер, как представитель США, - лидера глобализма, - разумеется, выполняет социальный заказ, пытаясь доказать, что протекционизм работает не на пользу потребителя. Обывателю вроде бы лучше более качественный и дешевый импорт. Но в один «прекрасный» день россиянин приходит на свою
родную фабрику, и видит замок на воротах. Оставшись без работы, этот обыватель едва ли оценит великие «потребительские ценности» импортного продукта, который он не сможет купить даже по низкой цене. Мы уже не берем в расчет опасность от санкций, манипулируя которыми, страны-поставщики могут политически и экономически шантажировать страну-импортера [1,12,19]. Кот-лер имеет в виду, что при ослаблении внешней конкуренции за счет протекционизма, снижается качество продукции местных производителей и поднимается цена. Но кто сказал, что при протекционизме исчезает внутренняя конкуренция? Котлер предложил список новых важных тенденций в маркетинге [5, с.31]. Мы отразили в таблице 1 свою оценку новизны тенденций, заявленных Ф. Котлером, как новых. Как видим, из 16 заявленных идей, «новой» нельзя назвать ни одной! По вопросу новых идей в маркетинге Котлер предлагает следующие положения.
1. В пользу «маркетинга впечатлений»: «Фирма REI, розничный продавец альпинистского снаряжения, предоставляет в своих магазинах стену для скалолазания и имитацию водопада.
Таблица 1
Оценка новизны тенденций, заявленных Ф. Котлером как новые
№ п/п Тенденции, заявленные Ф. Котлером как новые Оценка новизны тенденций
1. «От маркетинга типа "сделай и продай" к маркетингу "услышь и откликнись". Было у самого Котлера опубликовано еще в 1960-х годах в его подходе «маркетинг как удовлетворение потребностей покупателей» [21].
2. «От владения активами к владению брендами». Но этой концепции не менее 70 лет: «1930-1945 г.г. ознаменовались повсеместным внедрением маркетинговых технологий в управленческие механизмы фирм. Сформировалось самостоятельное направление в системе внутрифирменного управления - бренд-менеджмент. [17].
3. «От вертикальной интеграции к интеграции виртуальной (аутсорсинг)» Но аутсорсинг имеет как свои плюсы, так и минусы. Например, может снижаться оперативность бизнес-операций, поскольку внешнего исполнителя необходимо сначала ввести в курс дела; с другой стороны, исполнитель подчиняется своему работодателю, что также снижает оперативность исполнения операций.
4. «От массового маркетинга к маркетингу, ориентированному на запросы потребителя». Было у самого Ф. Котлера опубликовано еще в 1960-х годах.
5. «от деятельности только на рынке к дополнительной работе в ки-берпространстве». Формулировка не ясная: для чего же работа в киберпространстве как не для рыночных результатов, если речь идет о маркетинге?
6. «От конкуренции за долю рынка к конкуренции за потребителя». Но понятие «доля рынка» изначально бессмысленно без понятия «потребитель».
7. «От усилий по привлечению нового потребителя к сохранению и удовлетворению уже существующего». Однако программы лояльности по удержанию потребителей существуют уже десятки лет.
8. «От маркетинга сделок к маркетингу взаимоотношений с клиентами». Принцип улучшения сервиса и личного обслуживания применяется с незапамятных времен.
9. «От посреднического маркетинга к прямому». Посреднический, - по сути агентский, - маркетинг начал активно развиваться еще в XIX веке.
10. «От маркетингового монолога к диалогу с потребителем». Однако трудно представить, чтобы какой-то предприниматель прежде никогда не слушал своего потребителя.
11. «От раздельного планирования видов коммуникаций к интегрированным коммуникациям». И это не новация: «В начале 1950-х компания Martsteller Inc., в которую входил Burson-Martsteller PR, практиковала интегрированный маркетинг. Тогда это называлось "тотальные коммуникации" [4,18]
12. «От одноканального маркетинга к многоканальному». Это один из известных принципов маркетинговых коммуникаций, в число которых входит стимулирование дилеров, продажа лицензий, франчайзинг и пр.
13. «От маркетинга, сосредоточенного на товаре, к маркетингу на интересах потребителя». Странно, что Котлер не видит здесь абсолютного дублирования принципов, представленных в п.п. 1 и 4.
14. «От маркетинговой деятельности силами одного отдела к маркетингу, которым занимаются все сотрудники компании». Этот подход так же был объявлен Котлером еще в 1984г. в его упомянутых «Основах маркетинга».
15. «От эксплуатации поставщиков и дистрибьюторов к партнерству с ними». Но если цель бизнеса - увеличение прибыли, то почему бы не эксплуатировать рабочих и служащих, и т.д.
«Успешные компании должны заниматься мониторингом тенденций и разрабатывать сценарии развития событий».
Еще М.Портер в 1960-е годы подробно описал это направление [22].
Bass PRO, компания по розничной продаже снаряжения для рыбалки, предлагает в своих магазинах клиентам опробовать удочку в бассейне с рыбами» [5, с.33]. Однако цены на товары в этом офисе были в 2 раза выше средних по Москве. Так что цены при «маркетинге впечатлений» тоже впечатляют. И это противоречит тому, что было сказано Котлером выше: «задача маркетинга состоит в том, чтобы найти пути поддержания уровня цен».
2. «Придет время, когда процесс принятия маркетинговых решений станет объективным: достоверные (выделено нами, - авторы) данные будут поступать с рынка и анализироваться с помощью компьютерных программ поддержки решений, позволяющих моделировать последствия тех или иных действий» [5, с.34]. С получением «достоверных» данных в России как раз большая проблема. По оценкам Госкомстата, «в строительстве на теневой раздел приходится 63%, ну а в сельском хозяйстве и торговле - 75%» [23]. Подавляющее большинство публикуемых рейтингов фирм, организаций и марок/брендов являются ангажированными, и зачастую полностью противоречат друг другу. Так что роботизация маркетинга направление крайне важное, но в России - дело весьма отдаленного будущего.
3. «Мета-рынок позволяет ускорить все процессы, связанные с приобретением товара и его использованием [5,с.36]. Для того чтобы купить автомобиль, необходимо найти средства, сделать выбор и застраховать обновку. Другой пример — theknot.com, мета-рынок для приобретения всего, что связано с подготовкой к свадьбе, включая платья, приглашения, подарки и так далее». Это направление трудно назвать «новой идеей», поскольку комплексное обслуживание предлагается на рынке не одну сотню лет.
Далее Котлер указывает на основные вызовы маркетинга, к которым надо готовиться.
1. «Руководители высшего звена больше не хотят слушать, сколько знаний, осведомленности или предпочтений возникло в результате проведения маркетинговых программ. Они хотят знать, как изменились объемы продаж, прибыль и стоимость акций» [5, с. 37].
Проблема предсказания эффективности каждого задуманного маркетингового мероприятия действительно всегда является актуальной. Во-первых, по причине того, что используются, как правило, больше одного вида маркетинговых коммуникаций. Во-вторых, накладывается эффект синергии от одновременного воздействия на результат нескольких факторов влияния на потребителей. В-третьих, даже собственную маркетинговую активность предприниматель может контролировать лишь частично. Например, его рекламные коммуникации находятся под контролем. Вот какие ошибки делают его продавцы и
торговые представители, работающие «в поле», на выездах и в регионах - это трудно фиксировать. То же можно сказать и о франчайзи, которые по договору должны выполнять все корпоративные стандарты франчайзера, но в реальности это невозможно отследить на 100%, даже с помощью армии «таинственных покупателей». В-четвертых, всегда действуют внешние факторы - рыночная активность конкурентов. Для ее корректного мониторинга требуются слишком большие расходы.
В этих условиях единственным более-менее удовлетворительным методом определения эффективности маркетинговых мероприятий является поочередный замер динамики продаж по результатам одного какого-то вида коммуникаций, чтобы исключить влияние других видов. И, как правильно отмечает Котлер, необходимо вступать в диалог с покупателями на предмет: «откуда вы узнали о нашем предложении?».
2. Далее Котлер в числе новых тенденций в маркетинге называет «сбор более интегрированной информации о важных покупателях». Но такой сбор относится к маркетинговым исследованиям, которые никак нельзя назвать «новыми тенденциями в маркетинге».
3. В чем можно согласиться с Котлером, то это с той мыслью, подчеркнутой в данной публикации, что на практике отдел маркетинга занимается лишь продвижением (promotion), а должен определять и все остальные «p»: и вид продукта (product), и ценовую политику (price), и географию сбыта (place), и выбор целевой аудитории (people), и стимулирование персонала (personal), и взаимодействие с властями (politics). Для наших отечественных условий это особенно актуально - сплошь и рядом в структуре управления коммерческой организацией отделы рекламы и связей с общественностью (PR), а также отдел сбыта вынесены из подчинения отдела маркетинга.
4. «Умение противостоять конкурентам, предлагающим товар более высокого качества по более низкой цене. Этот фактор заставит многие американские компании перенести производство в Китай, что, в свою очередь, сократит количество рабочих мест в США» [5, с. 38 ]. Здесь надо учесть, что настоящая работа была опубликована в 2006г., а на конец 2016 г. в Китае средняя зарплата равнялась 740 дол. США в месяц [24] или в пересчете на рубли по курсу 59 руб./1 дол. США - 43 660 р. В большинстве российских регионах и за 20 000 руб. с охотой будут работать по 12 часов в день. Так что тенденция снижения себестоимости, скорее всего, будет обращена на перенос производства, в том числе и отечественного, в более бедные страны, чем Китай. Например, в Камбодже - средняя зарплата - 80-100 дол. США. Во Вьетнаме - около 150 дол. США [25]. На этом фоне и мы могли бы ожидать инвестиции, если бы не санкции США.
5. «Способность справляться с растущим влиянием и запросами мега-дистрибьюторов». [5, с.38]. Здесь Котлер имеет в виду распространение производства розничными сетями товаров под частными марками (private labels), которые конкурируют с брендами. Однако этой «новой» тенденции уже более 30 лет [26].
6. «Повсюду дефицит покупателей и избыток товаров. Лишние производственные мощности возникают в результате чрезмерного оптимизма компаний-производителей. Многие компании планировали 10-процентный рост продаж при том, что рост всего рынка составлял лишь 3%. Основные способы защиты [5, с.39]: создание мощного бренда; формирование аудитории лояльных потребителей, готовых заплатить более высокую цену; консолидация». Котлер не расшифровывает, что он имеет в виду под «консолидацией». По-видимому, это, с одной стороны, взаимовыгодные слияния для усиления за счет объединения ресурсов. С другой стороны, это различные формы кооперации, например, для малых и средних предприятий. И с третьей стороны, возможно, кобрендинг - кооперация брендов для достижения эффекта синергии через взаимоподдержку. И, в-четвертых, консолидация в виде профессиональных объединений в союзы и гильдии для лоббирования цеховых интересов в госструктурах, для отраслевой пропаганды, для обмена информацией, для обучения персонала и пр. Но все эти направления трудно назвать «новациями», поскольку вошли в практику маркетинга минимум двадцать лет назад, если говорить о кобрендинге.
7. «Власть на рынке захватили потребители. С приходом Интернета они получили огромный массив информации о брендах, ценах, качестве товара, характеристиках и услугах» [5, с.40]. Без большой натяжки можно было бы сказать, что в России уровень цен диктуют не потребители, а вступившие в ценовой сговор поставщики и коррупционеры. По разным данным доля коррупционной составляющей в цене в РФ составляет в среднем около 30%. Отметим, что и на Западе ценовой сговор не редкость.
Таким образом, анализ тех предложений, которые сформулировал Филип Котлер, позволяет нам заключить следующее. В последние 10-15 лет в мировом маркетинге не отмечается каких-то инновационных прорывов с реальной отдачей. Если растет доля компьютерной/цифровой торговли, то это не значит, что растет общий сбыт. В ближайшее время вряд ли стоит ожидать, что дело сдвинется с мертвой точки в направлении новых методов продвижения, не считая рекламы и событийного маркетинга, в которых время от времени всегда появлялись удачные нестандартные креативные находки. Дело в том, что в виду затянувшегося кризиса компании не только сокращают бюджеты на маркетинг, но и на эксперименты в этой области. Без научного подхода трудно ожидать прогресса в маркетинге. Из тех 26 тенденций, которые предложил Ф. Котлер, более-менее новыми можно считать только три: организация мета-рынков, которые предлагают более комплексные продукты в виде товаров и услуг для удовлетворения более широкого набора потребностей в одном месте; реальное расширение деятельности отделов маркетинга: от ограниченных функций только по продвижению - к маркетингу-микс; кобрендинг. С целью снижения себестоимости производства, по мнению авторов статьи, можно было бы обратить внимание на: перевод производства в страны с еще меньшей стоимостью рабочей силы, чем в Китае (Вьетнам, Камбоджа и пр.); однако на выбор таких стран должны влиять и такие показатели, как уровень политической стабильности, природные условия, минимально необходимый уровень инфраструктуры,
транспортных коммуникаций, источников энергии, уровень образования и квалификации рабочей силы [2,10,14]. Сточки зрения этих требований Россия является наиболее выгодным местом для инвестиций, если бы у нас удалось снизить уровень коррупции; другой путь - приглашение дешевой рабсилы в страну, что у нас и практикуется усиленно уже в течение 25 лет, да и в других странах. Отметим, что Котлер ничего не говорит о тенденции к повышению конкурентоспособности через принцип дивизиональной структуры управления большими предприятиями. Не упоминает он и о маркетинге в соцсетях, о маркетинге слухов, о тизерной рекламе и пр. новомодных тенденциях. Как и во многих других сферах науки, в российской экономике нельзя ожидать каких-то значительных прорывов, если государство будет продолжать смотреть сквозь пальцы на то, что наиболее талантливые кадры оказываются у наших геополитических конкурентов. При сохранении тех методов, которыми пользуется Росстат, и отсутствия реальной борьбы с теневой экономикой, маркетинг в России не сможет, наконец-то использовать все свои мощности в виду проблем с объективностью статистики. Отказ нашего государства от системы фиксированного валютного курса лишает маркетологов возможности формировать ценовую политику на долгосрочную перспективу. Российские товары и услуги могли бы стать на 20-30% более конкурентоспособными только за счет ликвидации коррупционной составляющей их цены, что также усилило бы эффективность маркетинга даже без затрат на повышение качества продуктов.
Список использованных источников и литературы
1. Крылова Е.Б., Беляева М.В. Отдельные аспекты в реализации полномочий государственных (муниципальных) органов в сфере осуществления финансового контроля // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 27. С. 267-276.
2. Крылова Е.Б. Отдельные аспекты финансирования государственных и муниципальных закупок в России // МИР (Модернизация, Инновации, Развитие). 2015. Т.6. № 2-1 (22). С. 24-29.
3. Ильюк В.В., Игнатов Н.Г. и др. Об особенностях инвестирования в развитие отечественной микроэлектронной промышленности. /Международная конференция «Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем»: сборник трудов. - М.: МИЭТ, 2017. С.318 - 328.
4. Жеребцов В.И., Миронова Н.Н. и др. В.В. Критика теоретических положений М.Портера по структурному анализу глобальной конкуренции //Микроэкономика. 2016. № 6. С. 57- 62.
5. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип. Кот-лер/Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
6. Мысаченко В.И. Как расти? Спроси у меня...Конкурентоспособность и реструктуризация промышленных предприятий // Российское предпринимательство.2008. № 7-2. С.120-124.
7. Мысаченко В.И., Колегов М.Н. Повышение конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли на основе совершенствования управления затратами - М.: Национальный институт бизнеса, 2007.
8. Мысаченко В.И. Технологическая перестройка отечественной промышленности// Вестник национального института бизнеса. 2008. №7. С. 262275.
9. Мысаченко В.И. Механизм структурных преобразований в промышленности России. - М.: Национальный институт бизнеса. 2009.
10. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский гуманитарный университет. - Москва, 2009.
11. Мысаченко В.И. Технологические инновации и структурная перестройка отечественной промышленности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 176-180.
12. Мысаченко В.И., Комаров В.Ю. Регулирование инвестиционных процессов в структурных преобразованиях машиностроительного комплекса // Бизнес в законе. 2011. №1. С. 225-228.
13. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий // Бизнес в законе. 2013. №2. С. 223-226.
14. Мысаченко В.И. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. С. 56-60.
15. Мысаченко В.И., Николаев Д.В. Теоретические подходы к бизнес-планированию //Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 80-82.
16. Мысаченко В.И. Экономико-правовые аспекты госрегулирования структурных преобразований в отраслях машиностроения // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 107-112.
17. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие/Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.
18. Тимофеев М.И., Жеребцов В.И. и др. Бессилие «Пяти сил М. Портера» / В сборнике: Ценности и интересы современного общества. Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. Т.1. С. 173-180.
19. Тимофеев М.И., Жеребцов В.И. и др. О причинах низкой предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91-2). С. 491-494.
20. Dudin M.N., Reshetov K.Yu., Mironova N.N., etc. Green technology and renewable energy in the system of the steel industry in Europe//International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. V. 7. № 2. P. 310-315.
21. Бренд и брендинг. Развитие концепции брендинга. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2867556/
22. Сколько бы стоили продукты, если бы не было коррупции. URL: https://republic.ru/economics/skolko_by_stoili_produkty_v_magazine_bez_korruptsii -963981 .xhtml#poll
23. Средняя зарплата в Китае в 2016-2017 году. URL: http : //zarplatyinfo .ru/v_mire/srednyaya-zarplata-v-kitae-v-2015-2016-godu.html
24. Зарплата во Вьетнаме. URL: http://pro-tailand.ru/vietnam/1632-zarplata-vo-vetname.html
25. Philip Kоtler Northvestern University Marketing Essentials. 1984 by Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, NJ 07632 ISBN-0-13-557232-0
26. Private label — Что это такое ? URL: http://7statey.ru/basic_marketing/osnovy_marketinga_2/private_label_-_chto_eto_takoe/
Пирогов Н.Л.1 - Национальный институт бизнеса Жеребцов В.И.2 - Национальный институт бизнеса
НАРОДНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ - ПРОГРЕССИВНУЮ ФОРМУ ОПЛАТЫ ТРУДА
Аннотация. Рассматривается мировой и российский опыт создания народных предприятий. На основе проведенного анализа выявлены основные преимущества народных предприятий по сравнению с частными компаниями, а также проблемы, с которыми сталкиваются народные предприятия в своем функционировании и развитии. Сформулирован вывод о целесообразности применения в условиях народных предприятий бестарифной системы оплаты труда его работников, позволяющей существенно повысить эффективность функционирования коллективной формы хозяйствования.
Ключевые слова: народное предприятие, мотивация труда, коллективная форма хозяйствования, бестарифная система оплаты труда эффективность производства.
Оплата труда прямо и непосредственно влияет на результаты труда. Однако, по большому счету, мотивы к труду лежат не только в вознаграждении, а в воспитании, культуре, традициях народа. Если человеку не хватает воспитания, культуры, то стимулировать его труд очень затруднительно.
Создание системы воспитания, традиций, повышение уровня культуры, которые были бы глубинной основой мотивации к труду — это дело долгих лет, а работать нужно сейчас, производить продукцию, имея дело с теми людьми, которые у нас есть. И этих людей нужно нацелить на высокоэффективный труд, создать действенные мотивы к достижению поставленных в организации
1 Пирогов Николай Леонидович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента АНО ВО «Национальный институт бизнеса».
2 Жеребцов Владимир Иванович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента АНО ВО «Национальный институт бизнеса».