Научная статья на тему 'ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА П. ДРУКЕРА'

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА П. ДРУКЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

740
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Михаил Иванович, Мысаченко Виктор Иванович, Жеребцов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА П. ДРУКЕРА»

Список использованных источников

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.М.: -ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2012

2. Егоршин А. П. «Мотивация трудовой деятельности». 2010.

3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. - М.: Дело АНХ, 2008.

4. Селезнев В.Н., Жернакова М.Б. Человек и управление: социально-организационные основы инновационности российского менеджмента. Национальный институт бизнеса, 2012

Тимофеев М.И.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Мысаченко В.И.

АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

2

Жеребцов В.И.3 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА П. ДРУКЕРА

Аннотация. Цель данной статьи - оценить идеи одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, Питера Друкера (1909-2005г.). Положения и выводы нашего исследования, касающегося критического анализа труда Питера Друкера «Энциклопедия менеджмента», могут уберечь управленцев-практиков и теоретиков менеджмента от бездумного применения всех гипотез и идей, идущих к нам с Запада, которые могут принести вред российской экономической практике и отечественному образованию.

Ключевые слова: менеджмент, энциклопедия менеджмента, идеи П. Друкера, критика взглядов П. Друкера, маркетинг.

В настоящем исследовании мы продолжаем критический анализ работ западных специалистов и экспертов по рыночной экономике, в таких сферах знаний, как экономика, менеджмент и маркетинг [1,2,3]. Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что менеджмент не относится к точным наукам, поэтому его парадигмы от тех или иных теоретиков должны творчески перерабатываться или даже вообще пересматриваться с точки зрения современного момента. В частности, известный американский экономист австрийского происхождения Питер Друкер, безусловно, внес полезный вклад в систематизацию

1 Тимофеев Михаил Иванович - кандидат технических наук, доцент, профессор. АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Мысаченко Виктор Иванович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономической теории и актуальных проблем экономики». АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

3 '.Жеребцов Владимир Иванович - кандидат экономических наук, доцент АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

менеджмента как науки. Но, следуя заветам самого П.Друкера, нельзя следовать советам каких-либо ученых как догмам.

Авторы провели потекстовой анализ популярного труда Друкера «Энциклопедия менеджмента», и выявили ряд серьезных заблуждений и противоречий в изложении этого теоретика [4]. Думается, следует напомнить, что книга написана Друкером в возрасте 92 лет, что требует от читателей некоторой снисходительности к интеллектуальному творчеству автора таких преклонных лет.

Друкер: «Третий рейх проиграл — и этот проигрыш был обусловлен, прежде всего, просчетами в управлении» [4, с.25]. Авторы: Тут Друкер буквально притягивает «за уши» теоретический менеджмент, делая непонимающий вид, что Гитлер совершил не управленческий, а стратегический геополитический просчет, решившись напасть на СССР.

Друкер: «До последнего времени никто не знал, как организовать совместную профессиональную деятельность людей с разными знаниями и квалификацией, направленную на достижение общих целей» [4, с.21]. Авторы: Это явное преувеличение Друкером роли современного менеджмента как науки, похоже, с целью возвеличивания самого себя как «отца менеджмента». Все достижения в тех или иных странах, которые мы видим в истории мировой цивилизации за десятки тысяч лет, были бы невозможны без целенаправленной организации деятельности людей самых разных специальностей, и когда методы управления просто передавались из уст в уста без формирования всяких теорий.

Друкер: «Феноменальный рывок в развитии Японии и Южной Кореи обусловлен реформой производственного обучения» [4, с.23]. Авторы: но Друкер опять лукавит, делая вид, что не знает о мощной финансовой, технологической и политической поддержке этих стран со стороны США с целью выращивания альтернативных Китаю и Северной Корее политико-экономических систем. Кроме того, широко известно, что Япония в 50-60 г.г. 20 века смогла сделать рывок за счет высокой интенсивности низкооплачиваемого труда и политики скупки лицензий в сфере высоких технологий [5,6,7,8].

Друкер: «Именно социальные инновации ... намного важнее, чем любые научные или технические изобретения» [4, с.26]. «Эволюция и история менеджмента — его достижений и проблем — свидетельствуют о том, что менеджмент, помимо всего прочего, базируется на нескольких важных принципах». Ниже приводится краткое описание этих принципов.

1. «Менеджмент касается человека, и только человека. Задача менеджмента — обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки» [4, с.28]. Авторы: Это принципиально верный подход, за который следует похвалить Друкера. Однако, «только человека» касается лишь раздела менеджмента, называемый «Управление персоналом». Кроме этого необходимы знания теории планирования, теории принятия управленческих решений и др. [9,10,11,12].

2. «Одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в любой развивающейся стране, заключается в том, чтобы выявить элементы

собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать в менеджменте» [4, с.29]. Авторы: Однако насаждаемая последние 30 лет стратегия глобализма как раз требует универсификации и нивелирования национальных особенностей и традиций.

3. «Предприятие не достигнет успеха, если все его работники не будут стремиться к общим целям и разделять общие ценности» [4, с.29]. Авторы: Если строго следовать этому утверждению, то менеджерам всю жизнь пришлось бы посвятить исключительно созданию коллектива, все члены которого готовы отдавать все свои силы на «стремление к общим целям».

4. «Менеджмент должен давать возможность роста и развития как предприятию в целом, так и каждому из его работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей. Каждое предприятие представляет собой учреждение, где обучают и обучаются» [4, с.29]. Авторы: Это верно, но у нас даже добросовестные специалисты теряют надежду на карьерный рост, увеличивая показатели текучести кадров. Обучение в организациях сплошь и рядом сводится к тому, чтобы заполнять появляющиеся вакансии обучением новичков азам специальности, а не культивировать классных специалистов [13,14,15].

5. «Каждый работник должен подумать о том, что он должен своим товарищам по работе, каковы его обязанности перед ними, и сообщить им об этом. Каждый работник должен подумать о том, что ему должны его товарищи по работе, каковы их обязанности перед ним, и довести до их сведения, чего именно он ожидает от них» (4, с.30). Авторы: Досадно видеть, как гуру менеджмента уверен, что сотрудники должны друг другу объяснять, как им надо взаимодействовать. Это должно быть прописано в должностных инструкциях и правилах корпоративной культуры.

Друкер: «Наконец, самое важное: реальные результаты деятельности любого предприятия проявляются только вне этого предприятия. Результат деятельности любой компании — удовлетворенный потребитель» [4, с.30]. Авторы: Но как быть с научными учреждениями, работающими на далекую перспективу в области фундаментальных наук? Никто не может предсказать, найдет ли практическое применение та или иная научная гипотеза, но в науке ценен и отрицательный результат, на который не найдется никакой потребитель.

Друкер: «Когда речь идет о коммерческом предприятии, миссия предусматривает достижение определенных экономических результатов» [4, с.34]. Авторы: Пожалуй, эта формулировка честнее, чем вышеупомянутое популистское утверждение «Результат деятельности любой компании — удовлетворенный потребитель».

Друкер: «Любое коммерческое предприятие (или любое иное учреждение) располагает лишь одним подлинным ресурсом — людьми» [4, с.35]. Авторы: Но, помнится, какой-то диктатор, не читавший Друкера, сказал еще раньше, в речи, произнесенной 4 мая 1935 г. перед выпускниками военных академий РККА: «Кадры, овладевшие техникой, решают все!».

Друкер: «Именно деятельность предпринимателей формирует потребителя» [4, с.39]. Авторы: Это высказывание выдает некомпетентность Друкера в области психологии. Неужели никто не спросил его: как выживали древние люди якобы без потребления, когда не было ни рынков, ни предпринимателей? Как можно не понимать, что жизнедеятельность любого животного обеспечивается потреблением хотя бы с целью банального физиологического выживания? Генетический код предопределяет набор инстинктов, которые заставляют родившегося дитя искать способы их удовлетворения. Задача предпринимателей - изобретать не потребности, а только новые желания в виде продуктов-стимулов для удовлетворения набора фундаментальных потребностей, с которыми люди уже рождаются [16,17]. Бесполезно предлагать что-либо человеку, если это не будет удовлетворять какие-то его фундаментальные потребности -будь то физиологические, гедонистические, социальные, когнитивные или духовные.

Друкер: «Движение в защиту прав потребителей набирает такой размах, доказывает, что о широком применении маркетинговых подходов пока говорить не приходится» [4, с.40]. Авторы: Не верится, что это отражение простой не компетентности нашего гуру. Скорее это стремление «ученого кукушонка выпихнуть из гнезда всех конкурентов», которые могут объяснить любой организационный успех чем-либо еще, кроме друкеровских теорий менеджмента. Как Друкер может объяснить тот факт, что батончики «Сникерс» заполонили весь мир? Ответ прост - огромные рекламные вложения в этот продукт, в котором нет ничего, кроме сои, сахара, дешевого сорта орехов, пальмового масла и запаха шоколада от ароматизаторов. У «Сникерса» нет ни одной награды за качество при его-то феноменальной распространенности. И что-то мы не видим никаких результатов от деятельности защитников прав потребителей. В то же время, говоря о задачах в восьми ключевых областях, Друкер ставит маркетинг на первом месте [4, с.50], забыв своё утверждение о том, что «о широком применении маркетинговых подходов пока говорить не приходится». Какая, мягко говоря, непричесанность в логике изложения...

Друкер: «Определяя цель и миссию фирмы, прежде всего, нужно установить, кто будет ее потенциальным потребителем» [4, с.45]. Авторы: Однако определение целевых потребительских аудиторий как раз относится к стратегии маркетинга, (актуальность которого Друкер то ставит под сомнение, то признает), а не менеджмента.

Друкер: «Каждый клиент требует особого подхода» [4, с.45]. Авторы: Но это идеальный случай, который может осуществить только малое предприятие в сфере услуг, например, парикмахерская, стоматология, ателье и т.п. Обращает на себя внимание, что Друкер постоянно ставит в пример менеджмент «Sears» (Sears, Roebuck and Company, Sears Holdings) — американской компании, управляющей несколькими международными сетями розничной торговли. Но этот прекрасный менеджмент почему-то привел к тому, что сети сильно сузились, и им пришлось в 2005 г. (еще до кризиса 2008г.) слиться с торговой сетью Kmart [18].

Друкер: «Руководство фирм должно уметь прогнозировать изменения структуры рынка, которые являются следствием перемен в экономике, изменения моды и вкусов, а также действий со стороны конкурентов» [4, с.47]. Авторы: Здесь Друкер опять отступает от функций менеджмента вовсе, и уходит в вопросы стратегического маркетинга, и, в частности, в маркетинговые исследования.

Друкер: «Затраты можно компенсировать лишь с помощью получаемой прибыли; .. .для покрытия риска потенциальных убытков также требуется прибыль» [4, с.50]. Авторы: Не понятно, как объяснить такую экономическую не точность - то ли небрежностью в выражениях, то ли тем, что гуру не знает, что затраты компенсируются доходом предприятия в «точке безубыточности», когда прибыли еще нет [19,20,21]. Далее, перечисляя задачи в сфере маркетинга, Друкер не включает такие его важнейшие блоки, как разработка стратегии маркетинга, определение целевых аудиторий, маркетинговые исследования, ценовая политика, конкурентные стратегии, система маркетинговых коммуникаций [22,23,24,25].

Друкер: «Следует помнить о существовании так называемой "максимальной рыночной позиции", выше которой подниматься не рекомендуется — даже без оглядки на антимонопольное законодательство». [4, с.54]. Авторы: Далее следуют правильнее доводы: доминирующее положение на рынке усыпляет бдительность лидера, убаюкивает его, монополисты терпят фиаско не столько на противодействии со стороны общества, сколько на собственном самодовольстве. Согласимся, что длительное доминирование на рынке порождает колоссальное внутреннее сопротивление инновациям, чрезвычайно затрудняя адаптацию к структурным изменениям [26,27,28,29]. Однако в конкурентной борьбе обязательно появится один лидер - что же ему делать - искусственно снижать свои показатели? Или дробиться на несколько фирм? Но тогда потеряются многие плюсы от концентрации всех ресурсов «монстра» и его брендинга. Например, лидирующая позиция «Кока Колы» уж более сотни лет (с 1886г.) не мешает её успешному функционированию. Английский банк HSBC Holdings, учрежденный в 1865г., занимает почетное второе место в мире.

Друкер: «В принципе, всем предприятиям доступны примерно одни и те же ресурсы» [4, с.57]. Авторы: Это еще одно вводящее в заблуждение заявление. Стоит ли объяснять, что ресурсы (земля, недвижимость, бюджеты и целые предприятия) отдаются «своим» людям по семейным, коррупционным или дружеским каналам, прикрываясь фальшивыми тендерами. И это происходит во всем мире. Например, в США пробиваться к огромным госбюджетным «пирогам» помогает лоббистская деятельность - фактически узаконенный подкуп конгрессменов и сенаторов.

Друкер: «Прибыль нужна для того, чтобы оплатить выполнение задач, которые фирма поставила перед собой» [4, с.59]. Авторы: Это надо срочно сообщить нашим олигархам. Они по своей экономической наивности закупают яхты, замки и прочие Lamborghini и Bugatti, вместо того, чтобы вкладываться в развитие высоких технологий и в инфраструктуру нашей страны. За звание «отца менеджмента» борются многие ученые, но мы считаем, что, пожалуй, это

Фредерик У. Тейлор. Этот практик и теоретик прошел путь от рабочего на заводе гидрооборудования в Филадельфии, до президента Американского общества инженеров-механиков. Напомним, что он упорно настаивал на том, что львиная доля роста доходов в результате внедрения «научных методов управления» должна доставаться рабочим, а не владельцам предприятий.

Таким образом, если бы до П.Друкера и других теоретиков менеджмента не было термина «менеджмент», то это не значит, что люди не знали как управлять другими людьми, и достигать больших целей. В противном случае теоретикам нечего было бы систематизировать. Современное эффективное управление невозможно без основательных знаний теории принятия управленческих решений, теории планирования, в том числе финансового. [30,31,32]. Секрет успеха предприятия не в том, чтобы, по мнению Друкера, устремить всех работников к общим целям, а в том, чтобы убедить персонал, что достижение общих целей приведет к удовлетворению потребностей каждого работника в материальном достатке, в творчестве, в соревновании [33]. Утверждать, что для коммерческого предприятия подлинный ресурс - это только люди, не соответствующее истине преувеличение. Задача предпринимателей - изобретать не потребности, как считает Друкер, а только новые желания в виде продуктов-стимулов для удовлетворения фундаментальных потребностей, с которыми люди уже рождаются.

Друкер запутывает читателей, то заявляя, что маркетинг не может противостоять движению консьюмеризма, то выдвигая маркетинг на передний план. Рекомендуя особый подход для каждого клиента, Друкер не уточняет, что это возможно, скорее для персонифицированного маркетинга в сфере услуг. Перечисляя задачи в сфере маркетинга, Друкер не включает такие важнейшие блоки, как разработка стратегии маркетинга, определение целевых аудиторий, маркетинговые исследования, ценовая политика, конкурентные стратегии, система маркетинговых коммуникаций (Promotion). Крайне сомнительно мнение Дру-кера о том, что всем предприятиям доступны примерно одни и те же ресурсы.

Итак, мы еще раз показали уважаемому читателю, что нельзя каждое слово, пришедшее в Запада, считать истиной в последней инстанции.

Список использованных источников

1. Жеребцов В.И., Миронова Н.Н., Тимофеев М.И., и д.р. Критика теоретических положений М.Портера по структурному анализу глобальной конкуренции //Микроэкономика. 2016. № 6. С. 57-62.

2. Тимофеев М.И., Мысаченко В.И., Жеребцов В.И. Бессилие «Пяти сил М. Портера» / В сборнике: Ценности и интересы современного общества. Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. Т.1. С. 173-180.

3. Тимофеев М.И., Жеребцов В.И. и д.р. Критика взглядов М.Портера на ключевые положения конкурентной стратегии //Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81-2). С. 444- 448.

4. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. -М. : Издательский дом. "Вильямс", 2004.

5. Мысаченко В.И., Колегов М.Н. Повышение конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли на основе совершенствования управления затратами -М.: Национальный институт бизнеса, 2007.

6. Мысаченко В.И. Структурная перестройка промышленности и конкурентоспособность предприятий. Монография. -М.: Национальный институт бизнеса, 2007.

7. Комаров В.Ю., Игнатов Н.Г. К вопросу государственного регулирования структурного обновления отраслей обрабатывающей промышленности //Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 32-35.

8. Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. Развитие инновационной деятельности фармацевтической промышленности / В сборнике: Ценности и интересы современного общества. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2016. С. 91-98.

9. Мысаченко В.И., Николаев Д.В. Теоретические подходы к бизнес-планированию //Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 8082.

10. Игнатов Н.Г., Николаев Д.В. Бизнес - планирование как фактор инвестиционного развития энергетического машиностроения //Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67-2). С. 932-934.

11. Мысаченко В.И. Технологические инновации и структурная перестройка отечественной промышленности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 176-180.

12. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский гуманитарный университет. -Москва, 2009.

13. Мысаченко В.И. Формирование качества управленческой деятельности в организациях // Консультант директора. 2001. № 17 (149). С. 29-36

14. Миронова Н.Н., Жеребцов В.И., Тимофеев М.И. Рекомендации по повышению конкурентоспособности российской розничной торговли ювелирными изделиями на базе исследования мнений потребителей. // Знание. Понимание. Умение» №2. 2014. С.54-57.

15. Мысаченко В.И. Образование молодежи и современные тенденции изменений требований к персоналу на рынке труда / Высшее образование для XXI века: Вторая международная научная конференция, Москва, 20-22 октября 2005 г.: Доклады и материалы / Отв. ред. И. М. Ильинский. -М: Изд-во Моск. гума-нит. ун-та, 2006. С. 230-236.

16. Тимофеев М.И. Психология менеджмента. -М., РИОР, 2016.

17. Пирогов Н.Л. Оценка эффективности деятельности персонала//В Проблемы управления национальной экономикой материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2006. С. 51-55.

18. Sears, Roebuck and Company. https: //ru.wikipedia.org/wiki/Sears).

19. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства //Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). 290-297.

20. Дудин М.Н., Решетов К.Ю., Федорова И.Ю. Обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития банковского сектора в условиях реализации денежно-кредитной и макропруденциальной политики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-4 (65-4). С. 199-204.

21. Мысаченко В.И. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4. С. 56-60.

22. Dudin M.N., Mysachenko V.I., Mironova N.N., Divnenko O.V. etc. Green technology and renewable energy in the system of the steel industry in Eu-rope//International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 2. С. 310315.

23. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. Стимулирование инновационного развития фармацевтической отрасли // В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 29-37.

24. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий // Бизнес в законе. 2013. №2. 223-226.

25. Мысаченко В.И. Методы и инструменты государственного регулирования структурных преобразований промышленности //Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 268-272.

26. Мысаченко В.И., Елисаветченко И.В. Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2012. № 4. С. 20-23.

27. Комаров В.Ю., Игнатов Н.Г. Институциональные преобразования и структурная трансформация обрабатывающей промышленности //Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65-1). С. 150-152.

28. Гарковец К.А., Игнатов Н.Г. Формирование механизма инновационного развития предприятий фармацевтической промышленности [Текст] / К.А. Гарковец, Н.Г. Игнатов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 744-747.

29. Игнатов Н.Г, Лобовкин А.А. Совершенствование инновационного развития фармацевтической промышленности //В сборнике: Приоритетные научные исследования и разработки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 73-77.

30. Ильюк В.В., Игнатов Н.Г. и д.р. Об особенностях инвестирования в развитие отечественной микроэлектронной промышленности. Международная конференция «Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем: сборник трудов. // М.: МИЭТ, 2017. С.318 - 328.

31. Мысаченко В.И. Формирование фармацевтических кластеров как фактор реструктуризации отечественной фармацевтической промышленности // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 2-3. С. 22-25.

32. Лещинская А.Ф. Лещинская М.В. Система финансирования инновационных наукоемких технологий // Экономика в промышленности 2013. № 4. С. 34-38.

33. Мысаченко В.И К вопросу о социально - ориентируемой реструктуризации предприятий фармацевтической отрасли // Вестник академии. 2015. №4. С. 8084.

Тимофеев М.И.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Гусев А.К.2

АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности управления персоналом в малом бизнесе. Показано, что эти особенности имеют ряд принципиальных отличий от управления крупными предприятиями. Рассмотрена роль служебных инструкций на малом предприятии, особенности планирования и отчетности. Дан анализ причин и последствий приема на работу своих родственников и знакомых.

Ключевые слова: Особенности управления персоналом в малом бизнесе, роль служебных инструкций, роль планирования в управлении персоналом, роль ведения отчетности, стимулирование персонала, проблемы с родственниками и знакомыми.

От руководителей малого предприятия требуется высокий профессионализм в области управления персоналом в силу того, что эта организационная сфера имеет свои особенности [1]. Ниже рассмотрим специфику управления персоналом малого предприятия [2].

1. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом.

2. В виду ограниченности ресурсов от работников требуется способность к взаимозаменяемости и профессиональная универсальность, что обеспечивает оперативность и быструю адаптацию к ситуации на рынке.

3. Упрощенная организационная структура - максимум двухуровневая. Как следствие - главным стимулом для сотрудников становится не карьера, а приобретение опыта, рост профессионализма, увеличение заработной платы.

4. Достаточно высокая информированность коллектива работников о ситуации в коллективе. Такая прозрачность нередко оборачивается конфликтами или даже шантажом руководителя со стороны членов коллектива.

С другой стороны, при такой прозрачности вся деятельность работников (за исключением работающих удаленно, или на дому) проходит на глазах руководителя. Поэтому легче пресекать конфликты еще в зародыше.

1 Тимофеев Михаил Иванович- кандидат технических наук, доцент, профессор. АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

2 Гусев Андрей Константинович- кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства . АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.