Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ ИЗЪЯТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ ИЗЪЯТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ПРЕПЯТСТВИЯ / БАРЬЕРЫ / ИЗЪЯТИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук И.Н.

Основные цели функционирования Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) определены Договором о Евразийском экономическом союзе. Среди них: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Главным принципом деятельности Союза выступает функционирование Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов. Целью исследования является выявление и характеристика основных преград на внутреннем рынке ЕАЭС, препятствующих достижению цели и реализации принципов Союза, анализ выполнения «дорожной карты» по их устранению. Исходная концепция, методология и методика исследования основываются на нормативных правовых актах, программных и прогнозных документах, определяющих важнейшие цели, направления и приоритеты социально-экономического развития стран-членов Евразийского экономического союза. Результаты исследования, полученные в ходе подготовки статьи на данном и последующем этапах, позволят выработать наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики, упреждать возможные риски появления препятствий во взаимной торговле, определять согласованные меры государств-членов ЕАЭС по увеличению объемов и повышению эффективности взаимной торговли. Выявлены основные препятствия (барьеры, изъятия, ограничения), действующие на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. Проанализирована практика фактического их устранения, осуществляемая в формате «дорожных карт». С целью дальнейшего развития региональной экономической интеграции предложены ключевые направления устранения изъятий и ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF IMPLEMENTATION OF THE MEASURES OF ELIMINATING EXCEPTIONS AND RESTRICTIONS EXISTING ON THE EURASIAN ECONOMIC UNION INTERNAL MARKET

The Treaty on the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the Union, the EAEU) declares the main goals of its functioning: creating conditions for the stable development of the economies of the member states conducting the improving the living standards of the population; the intention to form a single market for goods, services, capital and labor sources under the Union; the modernization, cooperation and increasing the competitiveness of national economies. The main principle of the Union's activities is the functioning of the Customs Union without exceptions and restrictions after the end of the transition periods. The aim of this research is to identify and to outline the characteristics and the main obstacles of the internal market of the EAEU that impede the achievement of the goal and implementation of the principles of the Union, and to analyze the implementation of the "roadmap" for elimination obstacles. The initial concept, methodology and research methodology are based on regulatory acts, programmes and forecasts that determine the most important goals, directions and priorities of the socio-economic development of the member states of the Eurasian Economic Union. The research results obtained during the working on the article at current and subsequent stages will make it possible to develop the most effective methods of conducting competition policy, to anticipate possible risks of obstacles in mutual trade, to determine the agreed measures of the EAEU member states to increase the volume and increase efficiency of mutual trade. As a result the main obstacles (barriers, exemptions, restrictions) operating in the internal market of the Eurasian Economic Union are identified; the actual practice of elimination obstacles "road maps" are analyzed, as well as the key directions for eliminating exceptions and restrictions are proposed in order to further development of the regional economic integration.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ ИЗЪЯТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 3

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ REGIONAL ECONOMICS STUDIES

Оценка выполнения мер по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза

The Assessment of Implementation of the Measures of Eliminating Exceptions and Restrictions Existing on the Eurasian Economic Union Internal Market

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-3-85

УДК339.923.02(1-6ЕС)+339.3.025.4(1-6ЕС)

И. Н. Жук, ГНУ «НИЭИМинистерства экономики Республики Беларусь» (Минск, Республика Беларусь)

I. N. Zhuk, State Scientific Institution «NIEI of the Ministry of Economy ofTHE Republic of Belarus» (Minsk, Republic of Belarus)

Основные цели функционирования Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС) определены Договором о Евразийском экономическом союзе. Среди них: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Главным принципом деятельности Союза выступает функционирование Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Целью исследования является выявление и характеристика основных преград на внутреннем рынке ЕАЭС, препятствующих достижению цели и реализации принципов Союза, анализ выполнения «дорожной карты» по их устранению.

Исходная концепция, методология и методика исследования основываются на нормативных правовых актах, программных и прогнозных документах, определяющих важнейшие цели, направления и приоритеты социально-экономического развития стран-членов Евразийского экономического союза.

Результаты исследования, полученные в ходе подготовки статьи на данном и последующем этапах, позволят выработать наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики, упреждать возможные риски появления препятствий во взаимной торговле, определять согласованные меры государств-членов ЕАЭС по увеличению объемов и повышению эффективности взаимной торговли.

Выявлены основные препятствия (барьеры, изъятия, ограничения), действующие на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. Проанализирована практика фактического ихустранения, осуществляемая в формате «дорожных карт». С целью дальнейшего развития региональной экономической интеграции предложены ключевые направления устранения изъятий и ограничений.

Ключевые слова: региональная экономическая интеграция, Евразийский экономический союз, внутренний рынок, препятствия, барьеры, изъятия, ограничения.

The Treaty on the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the Union, the EAEU) declares the main goals of its functioning: creating conditions for the stable development of the economies of the member states conducting the improving the living standards of the population; the intention to form a single market for goods, services, capital and labor sources under the Union; the modernization, cooperation and increasing the competitiveness of national economies. The

main principle of the Union's activities is the functioning of the Customs Union without exceptions and restrictions after the end of the transition periods.

The aim of this research is to identify and to outline the characteristics and the main obstacles of the internal market of the EAEU that impede the achievement of the goal and implementation of the principles of the Union, and to analyze the implementation of the "roadmap" for elimination obstacles.

The initial concept, methodology and research methodology are based on regulatory acts, programmes and forecasts that determine the most important goals, directions and priorities of the socio-economic development of the member states of the Eurasian Economic Union.

The research results obtained during the working on the article at current and subsequent stages will make it possible to develop the most effective methods of conducting competition policy, to anticipate possible risks of obstacles in mutual trade, to determine the agreed measures of the EAEU member states to increase the volume and increase efficiency of mutual trade.

As a result the main obstacles (barriers, exemptions, restrictions) operating in the internal market of the Eurasian Economic Union are identified; the actual practice of elimination obstacles "road maps" are analyzed, as well as the key directions for eliminating exceptions and restrictions are proposed in order to further development of the regional economic integration.

Keywords: regional economic integration, Eurasian Economic Union, internal market, obstacles, barriers, exemptions, restrictions.

Введение

Евразийский экономический союз, как и все процессы интеграции в масштабе Большой Евразии, вступает в новый этап своего развития. Прошедшее 5-летие в целом не только укрепило интеграционный базис ЕАЭС, но и обнаружило новые вызовы.

За время существования Союза была выстроена интеграционная модель многостороннего сотрудничества, создан значительный объем наднационального законодательства, которое обеспечивает свободное движение факторов производства на 1/7 части мировой суши. Успешно функционирует общий рынок товаров и услуг ЕАЭС в 53 экономических секторах. Рынок капитала находится на этапе формирования и в дальнейшем будет включать не только сферу банковских операций, но и страховые, брокерские и прочие финансовые услуги. Созданы общие рынки фармакологии и медицинской техники, приняты 48 технических регламентов Союза. Около 85 % товаров, включенных в единый союзный перечень, объединены едиными требованиями к безопасности и качеству продукции [1, с. 20].

В результате Евразийский экономический союз демонстрирует устойчивый экономический рост. По итогам 2019 г. темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) ЕАЭС составил 1,6 % (рис. 1—2).

110 108 106 104 102 100 98 96 94 92 90

2015 2016 2017 2018 2019

9 Армения 9 Беларусь 9 Казахстан 9 Кыргызстан 9 Россия 9 ЕАЭС

Рис. 1. Индексы объема ВВП, в процентах к предыдущему году.

Источник: рассчитано на основе: О макроэкономической ситуации в государствах — членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития // Аналитический доклад. URL: http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/national.asp

(дата обращения: 25.05.2020).

Объем взаимной торговли товарами между государствами-членами ЕАЭС за 2019 г. составил 61 млрд долл. США, или 101,3 % к уровню 2018 г. В государствах евразийской «пятерки» улучшается инвестиционный климат, растет привлекательность экономик для инвесторов как из третьих стран, так и из Союза. Об этом свидетельствует и место стран-членов Союза в международных рейтингах.

Так, в рейтинге «Ведение бизнеса — 2020» Евразийский экономический союз из 190 экономик занимает 29-е место. Положительная динамика в рейтинге крупнейших экономик Союза — Казахстана и России — обусловила улучшение на две позиции (третий год подряд) по сравнению с рейтингом 2019 г. ЕАЭС занимает 44-е место в рейтинге Индекса глобальной конкурентоспособности 2019 г. из 141 экономики. Наиболее высокую позицию среди государств-членов ЕАЭС занимает Российская Федерация (43), далее — Республика Казахстан (55), Республика Армения (69) и Кыргызская Республика (96). По «Индексу эффективности логистики» ЕАЭС переместился с 98-го на 76-е место по сравнению с показателями двухлетней давности [1, с. 20—21; 2].

2500

2015 2016 2017 2018 2019

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ЕАЭС

Рис. 2. Валовой внутренний продукт стран ЕАЭС, млн долл. США.

Источник: рассчитано на основе: О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития // Аналитический доклад. URL: http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/ Pages/national.asp (дата обращения: 25.05.2020).

Вступление в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС упростило процедуру перемещения товаров через таможенную границу Союза, сделало ее прозрачной, в том числе благодаря внедрению си -стемы электронного декларирования. Унифицированы все процедуры, связанные с попаданием товаров на общий рынок ЕАЭС. Благодаря Кодексу время выпуска товаров в свободное обращение, регистрации таможенной декларации сократилось в несколько раз.

Вместе с тем, несмотря на сохраняющийся высокий интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал, огромные природные ресурсы, выгодное геостратегическое положение и отсутствие языковых барьеров, в процессе интеграции еще не достигнута должная синергия, прежде всего в экономической сфере межгосударственного сотрудничества для выхода на уровень мирового лидерства.

В результате все острее стали проявляться серьезные вызовы для интеграционного развития, важнейшими из которых являются препятствия во взаимной торговле, произвольное их возведение на внутреннем рынке ЕАЭС.

Необходимо отметить, что в исследовании проблем региональной экономической интеграции в целом, становления и развития Евразийского экономического союза в частности значимую роль сыграли работы Ю. Александрова, Л. Б. Вардомского, Т. С. Вертинской, С. Глазьева, С. Глазьевой, А. В. Данильченко, Г. Г. Мокрова, Е. А. Семак, И. Ю. Ткаченко, К. В. Якушенко, B. Balassa, HosnyAmrSadek, G. Myrdal, P. Robson,

J. L. Wilson [3—14], в которых присутствует устойчивый научный интерес к общим вопросам функционирования международных интеграционных объединений и ЕАЭС. Однако до настоящего времени отсутствуют обобщающие теоретические и практические разработки в области ограничений на внутреннем рынке Союза.

Таким образом, выявление и характеристика основных преград на внутреннем рынке ЕАЭС, препятствующих достижению цели и реализации принципов Союза, анализ выполнения «дорожной карты» по их устранению представляется актуальным и целесообразным.

Теория/методология исследования

Для обеспечения функционирования внутренних рынков без препятствий с 1 марта 2016 г. в составе Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия, ЕЭК) действует структурное подразделение — Департамент функционирования внутренних рынков. Данным подразделением сформирован единый реестр (далее — Реестр) препятствий в рамках общей интегрированной информационной системы Союза, включающий различные области регулирования, которые п. 3 Приложения № 1 к договору о ЕАЭС сформулированы достаточно широко: таможенно-тарифное и нетaрифное регулирование; техническое регулирование; статистика внешней и взаимной торговли; санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; макроэкономическая политика; финансовые рынки и т. д. (всего в ведении ЕЭК находится 20 сфер экономической интеграции).

С учетом специфики евразийской экономической интеграции Департаментом функционирования внутренних рынков определены значения терминов «изъятия», «ограничения», «барьеры».

Барьеры — препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза. В силу того что барьеры являются нарушением права ЕАЭС и в отношении них сразу применяются меры по устранению, в рамках данного исследования они в дальнейшем не будут рассматриваться.

Изъятия — предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неиспользовании государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения — препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.

Евразийской экономической комиссией при участии государств-членов ЕАЭС с целью систематизации препятствий и разработки мер по их устранению подготовлена «Белая книга» — аналитический доклад, который содержит два ключевых подхода к устранению препятствий: 1) в отношении изъятий и ограничений: «дорожные карты» с перечнем мероприятий и сроками их реализации; 2) в отношении барьеров: безотлагательное устранение путем межгосударственного взаимодействия. И хотя, по мнению экспертов, разъяснения и рекомендации «Белой книги» не решают всех выявленных (выявляемых) проблем, эффективность выбранного способа подтверждена, что делает актуальным продолжение работы в данном направлении.

В результате устранено значительное количество препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения количества препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС в 2018—2020 гг.

Препятствия 01.01.2018 Выявлено Устранено 01.01.2019 23.07.2020

Барьеры 11 15 -10 16 15

Ограничения 37 4 -3 38 34

Изъятия 17 0 0 17 13

Всего 65 19 -13 71 62

Источник: составлено на основе: Ликвидация барьеров, ограничений и изъятий во взаимной торговле в ЕАЭС // Министерство экономики Республики Беларусь. Минск, 2020. URL: https://www.economy.gov.by/ru/likv_izjatij-ru/ (дата обращения: 15.05.2020); Реестр препятствий ЕАЭС (по состоянию на 23.07.2020). URL: https://barriers. eaeunion.org/ru-ru/Pages/home.aspx (дата обращения: 23.07.2020).

Только в 2017—2019 гг. ликвидировано порядка 40 препятствий во внутренней торговле. Из 62 существующих преград 47 было установлено ранее и занесено в Реестр с момента его образования (3 марта 2017 г.), из них 40 препятствий выявлено во всех странах-членах ЕАЭС (в основном это ограничения).

Барьерам присуща другая тенденция: 13 из 15 барьеров устанавливаются странами индивидуально, а 2 применяются всеми государствами.

Из 13 изъятий 8 применяются индивидуально, 5 изъятий являются общими для всех стран-участниц Союза (в области трудовой миграции, технического регулирования, транспортной и энергетической политики).

На начало 2020 г. преграды для интеграции экономик государств-членов ЕАЭС имелись в 15 сферах, наибольшее количество препятствий зафиксировано в сферах технического регулирования и энергетики — 17 и 13 соответственно.

Анализ показал, что реестр преград пополняется, как правило, за счет барьеров. Этому способствуют несколько причин: отсутствие юридической ответственности за нарушение права Союза; меры стран в отношении защиты своих внутренних рынков, ведущие к нарушению права интеграционного объединения; неимение конкретного механизма устранения барьера.

Деятельность по отмене ограничений и изъятий осуществляется в форме «дорожных карт». В современных условиях действует План мероприятий («дорожная карта») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018—2019 гг., принятый распоряжением Евразийского межправительственного совета «О плане мероприятий («дорожной карте») по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018—2019 гг.» от 25.10.2017 г. № 17. Результаты выполнения «дорожной карты» отражены в табл. 2.

Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018—2019 гг. выполнена на 54,3 %, 14,3 % мероприятий карты находится в работе, 31,4 % — просрочено. Наибольшее количество невыполненных мероприятий относится к ограничениям в сферах агропромышленного комплекса и технического регулирования.

При этом следует обратить внимание на то, что некоторые мероприятия «дорожной карты» выполнены, однако препятствия по-прежнему не устранены. Например, по изъятию в сфере трудовой миграции (необходимость прохождения трудящимися государств-членов Евразийского экономического союза установленной законодательством государств-членов процедуры признания документов об ученых степенях и ученых званиях, выданных уполномоченными органами государств-членов) намечена проработка вопроса о подготовке международного договора о взаимном признании документов об ученых степенях и ученых званиях, в том числе проведение оценки эквивалентности регулирования в данной сфере с ожидаемым результатом в виде доклада на заседании Евразийского межправительственного совета. Безусловно, доклад был представлен, а изъятие осталось.

Нельзя отрицать, что работа проделана большая. Тем не менее по факту 17 мероприятий «дорожной карты» способствовали устранению только двух ограничений: отсутствие признания пробирных клейм государств-членов ЕАЭС при осуществлении взаимной торговли ювелирными изделиями на таможенной территории Союза и определение государствами-членами ЕАЭС пунктов пропуска, через которые допускается ввоз на таможенную территорию Союза грузов, перемещаемых в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. и которые не задействованы для такой перевозки с точки зрения сложившихся транспортно -логистических связей.

Таблица 2

Результаты выполнения «дорожной карты» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на 2018—2019 гг.

Область регулирования Количество препятствий Количество мероприятий по устранению препятствий Степень выполнения

Выполнено Просрочено В работе

1 2 3 4 5 6

Изъятия

Трудовая миграция 1 1 1 - -

Налоговая политика 1 1 1 - -

Ограничения

АПК 2 13 5 3 5

Внутренний рынок 2 4 2 2 -

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 3

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6

Таможенное 3 3 1 2

регулирование

Техническое регулирование 4 9 5 4 -

Трудовая миграция 1 1 1 - -

Налоговая политика 1 1 1 - -

Государственные закупки 2 2 2 - -

Всего 17 35 19 11 5

Таким образом, принимая во внимание значимость устранения препятствий на внутреннем рынке для государств-членов Союза представляется целесообразным выполнение следующих мероприятий:

- доработка нормативно-правовой базы ЕАЭС в части решения вопросов, которые регулируются национальным законодательством;

- ежегодное внесение изменений в Единый таможенный тариф ЕАЭС на основе согласованных позиций государств-участников;

- постоянная работа с препятствиями, ее совершенствование, например путем рассмотрения вопроса о включении в Реестр препятствий без согласования со всеми странами-членами Союза [2, с. 68];

- в случае невыполнения государством-членом ЕАЭС актов органов Союза разработка мер воздействия на него, включая возможность привлечения к ответственности при повторном установлении барьера;

- организация мероприятия и определение срока для достижения поставленных целей «Дорожной картой» с учетом готовности государств-членов Союза минимизировать имеющиеся изъятия и ограничения;

- рассмотрение возможности сокращения сроков устранения препятствий, особенно в области формирования общих энергетических рынков;

- проработка вопроса о «пакетном» устранении большинства изъятий и ограничений.

Представляется, что реализация указанных мер позволит создать условия для скорейшего достижения основных целей Евразийского экономического союза, его развития согласно требованиям современной мировой экономики, обеспечит стимулирование деловой активности и позитивные изменения в жизни населения государств-членов ЕАЭС.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведенного исследования выявлены основные препятствия (барьеры, изъятия, ограничения), действующие на внутреннем рынке Евразийского экономического союза. Проанализирована практика фактического их устранения, осуществляемая в формате «дорожных карт». С целью дальнейшего развития евразийской экономической интеграции предложен ряд направлений по устранению изъятий и ограничений, что позволит выработать наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Значимость проведенного научного исследования заключается в обосновании необходимости продолжения работы на постоянной основе по выявлению и устранению препятствий. Предложенные меры будут способствовать повышению уровня взаимодействия и конкурентоспособности национальных экономик стран-членов ЕАЭС и позволят реализовать основной принцип функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза — отсутствие барьеров для взаимного доступа на внутренний рынок и минимальное количество изъятий и ограничений на нем.

Благодарности

Статья подготовлена в ходе выполнения отделом интеграционных отношений в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь» научной работы «Исследовать перспективы дальнейшего социально-экономического развития национальной экономики

в условиях выполнения мер по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.

Список литературы

1. 5 лет Евразийскому экономическому союзу. М.: ЕЭК, 2019. 182 с.

2. Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2019 году: международные рейтинги. Аналитический доклад. М.: ЕЭК, 2019. 107 с.

3. Александров Ю. Евразийская экономическая интеграция ЕАЭС. М.: Квадрига, 2018. 178 с.

4. Вардомский Л. Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 4. С. 110—126.

5. Вертинская Т. С. Теоретические и практические основы экономической интеграции регионов стран-членов ЕАЭС : на примере участия Республики Беларусь : монография. Минск: Изд. Беларуская навука, 2018. 371 с.

6. Глазьев С., Глазьева С. Большое евразийское партнерство как форма становления мирохозяйственного уклада // Экономист. 2019. № 7. С. 3—27.

7. Данильченко А. В., Семак Е. А., Якушенко К. В. Формирование единой внешнеторговой политики регионального интеграционного объединения // БЭЖ. 2019. № 4. С. 139—149.

8. Мокров Г. Г. Евразийский экономический союз. Общий рынок. Формирование, регулирование, защита : монография. М.: Проспект, 2018. 446 с.

9. Ткаченко И. Ю. Перспективы общей экономической повестки ЕАЭС — ШОС — АСЕАН // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 12. С. 7—21.

10. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood, Illinois: Richard D. Irwin. Inc. London, 1961. 304 p.

11. Hosny A. S. Theories of Economic Integration: A Survey of the Economic and Political Literature // International Journal of Economy, Management and Social Sciences. 2013. № 2(5). Pp. 133—155.

12. Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped regions. London: Duckworth, 1957. 167 p.

13. Robson P. The Economics of International Integration. London, 1987. 285 p.

14. Wilson J. L. The Eurasian Economic Union and China's Silk Road: Implications for the Russian-Chinese Relationship // European Politics and Society. 2016. № 17 (1). Pp. 113—132. DOI: 10.1080/23745118.2016.1171288.

15. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза. М.: ЕЭК, 2018. 154 с.

References

1. 5 let Evrazijskomu jekonomicheskomu sojuzu [5 years of the Eurasian economic Union]. Moscow: ECE, 2019. 182 p. (In Russian).

2. Ekonomicheskoe razvitie Evrazijskogoj ekonomicheskogo sojuza Igosudarstv-chlenov v 2019 godu: mezhdunarodnye re-jtingi [Economic development of the Eurasian economic Union and its member States in 2019: international ratings]. Analit-icheskij doklad [Analytical report]. Moscow: ECE, 2019. 107 p. (In Russian).

3. Aleksandrov Ju. Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija EAJeS [Eurasian economic integration of the EAEU]. Moscow: Quadriga publishing house, 2018. 178 p. (In Russian).

4. Vardomskij L. B. Evrazijskaja integracija: nekotorye itogi I vozmozhnye scenario razvitija [Eurasian integration: some results and possible development scenarios]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik [Russian foreign economic Bulletin], 2019, no. 4, pp. 110—126. (In Russian).

5. Vertinskaja T. S. Teoreticheskie I prakticheskie osnovyj ekonomicheskoj integracii regionov stran — chlenov EAJeS : na primere uchastija Respubliki Belarus' [Theoretical and practical bases of economic integration of the regions of the EAEU member States: on the example of participation of the Republic of Belarus]. Minsk: Belorusskay aNavuka publishing House, 2018. 371 p. (In Russian).

6. Glaz'ev S., Glaz'eva S. Bol'shoe evrazijskoe partnerstvo kak forma stanovlenija mirohozjajstvennogo uklada [The Great Eurasian partnership as a form of formation of the world economic order]. Ekonomist [Economist], 2019, no. 7, pp. 3—27. (In Russian).

7. Danil'chenko A. V., Semak E. A., Jakushenko K. V. Formirovanie edinoj vneshnetorgovoj politiki regional'nogo integra-cionnogo obedinenija [Formation of a unified foreign trade policy of a regional integration Association]. Belarusskij Ekonomich-eskijZhurnal [Belarusian Economic Journal], 2019, no. 4, pp. 139—149. (In Russian).

8. Mokrov G. G. Evrazijskijj ekonomicheskij sojuz. Obshhijrynok. Formirovanie, regulirovanie, zashhita [Eurasian economic Union. Common market. Formation, regulation, protection]. Moscow: Prospect publishing house, 2018. 446 p. (In Russian).

9. Tkachenko I. Ju. Perspektivy obshhejj ekonomicheskoj povestki EEC — SHOS — ASEAN [Prospects for the common economic agenda of the EAEU-SCO-ASEAN]. Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik [Russian foreign economic Bulletin], 2019, no. 12, pp. 7—21.1. (In Russian).

10. Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood, Illinois: Richard D. Irwin. Inc. London. 1961. 304 p.

11. Hosny A. S. Theories of Economic Integration: A Survey of the Economic and Political Literature. International Journal of Economy, Management and Social Sciences, 2013, no. 2(5), pp. 133—155.

12. Myrdal G. Economic Theory and Underdeveloped regions. London: Duckworth, 1957. 167 p.

13. Robson P. The Economics of International Integration. London, 1987. 285 p.

14. Wilson J. L. The Eurasian Economic Union and China's Silk Road: Implications for the Russian-Chinese Relationship. European Politics and Society, 2016, no. 17 (1), pp. 113—132. DOI: 10.1080/23745118.2016.1171288.

15. Doklad o realizacii osnovnyh napravlenij integracii v ramkah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza [Report on the implementation of the main directions of integration within the framework of the Eurasian economic Union]. Moscow: ECE, 2018. 154 p. (In Russian).

Для цитирования: Жук И. Н. Оценка выполнения мер по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 3. С. 85—92. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-3-85.

For citation: Zhuk I. N. The Assessment of Implementation of the Measures of Eliminating Exceptions and Restrictions Existing on the Eurasian Economic Union Internal Market / / Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North. Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 3. Р. 85—92. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-3-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.