ОЦЕНКА ВЫДАННЫХ КВОТ
А.В. Сергеев, студент Д.С. Дайкер, студент
Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-173-176
Аннотация. В настоящее время важным вопросом является регулирование внешней торговли и международной внешнеэкономической деятельности. Квотирование является непосредственным инструментом в регулировании товаров, поступающих на национальный рынок или убывающих с него. Статья посвящена основным особенностям квотирования как ограничительной меры нетарифного регулирования ЕАЭС. Определены основные понятия, условия и функции квотирования, приведены примеры выдачи квот. Также в статье выявлены существующие недостатки системы предоставления квот, а также приведены мероприятия, которые определяют будущее состояние системы квотирования в условиях санкций.
Ключевые слова: нетарифное регулирование, ограничительные меры, квотирование, экспорт, импорт, таможенные органы, ЕАЭС.
Нетарифное регулирование, в отличие от таможенно-тарифного регулирования, влияет на поставки импорта и экспорта непосредственно на партии товара, а не на фискальную составляющую. К мерам нетарифного регулирования относят: лицензирование, добровольное ограничение экспорта, квотирование, технические ограничения, антидемпинговое законодательство. Данные меры направлены на прямое воздействие и ограничение импорта. Особое значение играют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.
Количественные ограничения, такие как квотирование, считаются «дискриминационной» мерой, их особенность состоит в том, что они направлены исключительно на экономическую составляющую, и они используются только в торговом обороте.
Введение квотирования становится результатом проведенного расследования и расчетов, а также оценки ситуации на внутреннем рынке. Из этого следует, что квотирование, заключающийся в установлении количественных ограничений в отношении определенного вида товара и направления его перемещения, но без конкретной страны происхождения или назначения, позволяет избежать дискриминации и реализовать уменьшения из-
лишка товаров или недопущения вывоза товаров, которые в данный момент необходимы для внутреннего потребления. Это обеспечивает экономические интересы государства.
Разница между видами квот заключается в следующем: специальная квота представляет собой более гибкий инструмент, в отличие от импортной, поскольку предполагает возможность осуществления импорта товара сверх установленного квотой в течение определенного периода времени с уплатой специальной пошлины, а импортная квота ограничивает импорт в конкретном временном отрезке только тем количеством, которое образует квоту, без возможности осуществления импорта, свыше определенного [2].
В настоящий момент квота. Которая является мерой нетарифного регулирования рассматривается в двух ипостасях:
- мера как стоимостное выражение объема продукции
- мера как количественное выражение, которое разрешено к ввозу или вывозу из страны за определенный период времени.
Вывозная/экспортная квота - это ограничение, которое принимается в соответствии с международными договорами и актами. Её размер составляет определен-
ную долю продукции от валового производства в стране.
Перечни товаров, на которые вводится квота, а также объемы квот устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и иными нормативно-правовыми актами отдельных государств-членов ЕАЭС. Введению специальных защитных мер при импорте товара предшествует расследование, проводимое органом, определенным Комиссией. К целям проведения такого расследования относят:
- наличие возросшего импорта;
- наличие нанесенного ущерба или возможности его нанесения национальной экономике или ее отрасли;
Таблица 1. Отдельные виды сельскохозяйственных товаров, ввозимые в 2023 году на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых установлены тарифные квоты, и объемы тарифных квот на 2023 год в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза [41_
Товары, в отношении которых введены тарифные квоты Объемы та рифных квот (тыс. тонн)
Россия Киргизия Армения Беларусь Казахстан
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное 40 5,0 11,3 0 21
Свинина свежая, охлажденная или замороженная 0 3,0 7,5 20 0
Отдельные виды молочной сыворотки и видоизмененной молочной сыворотки, в порошке, гранулах или в других твердых видах, без добавления сахара или других подслащивающих веществ 15 0 1,2 0 0
- замедления создания такой отрасли государства-члена Союза [3].
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2022 г. № 119 «Об установлении на 2023 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза» установлены тарифные квоты на 2023 год, которые представлены в таблице 1.
Постановлением Правительства РФ № 390 от 17.03.2022 был расширен список стран, в которые можно вывозить любые товары без предоставления каких-либо разрешений независимо от их происхождения. А именно, ограничения не распространяются на вывоз в Республику Беларусь, Абхазию, Южную Осетию, Донецкую и Луганскую Народные Республики.
К товарам, ограниченным к вывозу, относятся:
- сельскохозяйственная техника: бочки, цистерны, тракторы, печи хлебопекарные и кондитерские, машины и оборудование сельскохозяйственные;
- транспортные средства, их части и комплектующие: двигатели, летательные
аппараты и их части, суда и плавучие конструкции и тому подобное;
- отдельные виды промышленной продукции: холодильники, кондиционеры, компьютеры, станки, оборудование, счетчики газа, и прочие товары;
- телекоммуникационное оборудование: телефоны, устройства хранения информации, мониторы, кабели и так далее;
- отдельные виды лабораторного, добычного, геологоразведочного, геофизического оборудования: оборудование для фильтрации жидкостей, бетономешалки, арматура, машины для добычи угля или горных пород, инструменты для бурения, печи и камеры промышленные или лабораторные, газо- или дымоанализаторы, и прочие товары;
- товары медицинского назначения: если отсутствуют причины для использо-гипс, средства дезинфицирующие, реаген- вания других мер регулирования [6]. ты диагностические или лабораторные, Таким образом, можно сделать вывод,
ампулы из стекла, колготы/гольфы для что нетарифное регулирование включает страдающих варикозным расширением все различные меры и методы регулирова-вен, одноразовые халаты и простыни, ре- ния внешней торговли, которые направле-зиновые перчатки и тому подобное [5]. ны свободному движению товаров в меж-
Что касается квот на вывоз, то такая ме- дународной торговле. Увеличение примера является особой мерой нетарифного ре- нения мер нетарифного регулирования гулирования внешней торговли. Многие связано с популярностью таможенной по-эксперты считают, что квотирование экс- литики протекционизма. К недостаткам порта основано на обязательстве одного из квотирования можно отнести то, что они партнеров по торговле не ограничивать и приводят к ограничению конкурентной не расширять объем производства. Поря- борьбы между поставщиками, искажению док квотирования экспорта из России яв- структуры товарооборота и увеличению ляется основанием для «добровольного» издержек производителей. ограничения поставок товаров на вывоз,
Библиографический список
1. Гурова, Е.С. Количественные ограничения как одна из мер нетарифного регулирования в ЕАЭС. Виды квот и их особенности // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2020. - №3 (40). - С. 3-10. - EDN TAOWKS.
2. Очкина, А.С. Действие мер нетарифного регулирования в ЕАЭС в условиях пандемии COVID-19 // Взаимодействие таможенных органов с иными участниками таможенных отношений: особенности и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2020. - С. 163166. - EDN NWPJHW.
3. Интернет-портал Федеральной Таможенной Службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/.
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2022 г. N 119 «Об установлении на 2023 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/22kr0119/?ysclid=l8er6o56am581097981.
5. Баранова, П.А. Квотирование как инструмент защиты внутреннего рынка в условиях санкций // Цифровая трансформация учетно-контрольных и аналитических процессов бизнеса: Материалы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. XII Международная научно-практическая конференция, Москва, 10-12 декабря 2020 года. - М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. - С. 69-73. - EDNBOJJIZ.
6. Бурнашева, Н. Р. Нетарифное регулирование внешней торговли // Молодые учёные России: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 07 июня 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - С. 112-114. - EDN AOMFMN.
EVALUATION OF ISSUED QUOTAS
A.V. Sergeev, Student D.S. Dyker, Student
Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Currently, an important issue is the regulation of foreign trade and international foreign economic activity. Quotas are a direct tool in regulating goods entering or leaving the national market. The article is devoted to the main features of quotas as a restrictive measure of non-tariff regulation of the EAEU. The basic concepts, conditions and functions of quotas are defined, examples of quota issuance are given. The article also identifies the existing shortcomings of the quota system, as well as provides measures that determine the future state of the quota system under sanctions.
Keywords: non-tariff regulation, restrictive measures, quotas, export, import, customs authorities, EAEU.