Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губарева А. В.

Статья посвящена исследованию основных аспектов правового сопровождения внешнеэкономических сделок, что продиктовано нестабильным положением дел на международном рынке. Наличие наработанной практики заключения и исполнения внешнеторговых контрактов не отменяет необходимости в каждом конкретном случае учитывать ряд факторов, способных негативным образом сказаться на договорных отношениях контрагентов. Нельзя также не отметить, что особую актуальность выбранная тема приобретает в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда каждое из государств применяет комплексы различных мер с целью стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и меры эти по большей части касаются именно международной предпринимательской деятельности. Политика многих государств изменяла курс в связи с пандемией: вводился и отменялся запрет на экспорт медицинских товаров и защитных изделий, ограничивался экспорт существенно важных для внутреннего рынка как Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза товаров, вводились квоты на экспорт зерна. Принимались и меры административного характера: было приостановлено проведение всех выездных таможенных проверок, что позволило предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, нормализовать внутренний порядок работы и устранить мелкие недочеты в соблюдении таможенного законодательства. Наконец, несмотря на высокую степень изученности нормативного регулирования сделок с иностранным элементом, данная тема не теряет актуальности не только ввиду нестабильности мировой экономики на фоне коронавирусных ограничений, но и по причине постоянного развития инструментов внешнеторгового взаимодействия и необратимых процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LEGAL SUPPORT OF FOREIGN ECONOMIC TRANSACTIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the study of the main aspects of legal support of foreign economic transactions, which is dictated by the unstable state of affairs in the international market. Despite the existence of an established practice of concluding and executing foreign trade contracts, in each specific case it is necessary to take into account a number of factors that may negatively affect the contractual relations of counterparties. It should be noted that the chosen topic acquires particular relevance during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19, when each state applies a set of various measures in order to stabilize the situation in the domestic market, and such measures mostly relate specifically to international business activities. The policy of most states changed course in connection with the pandemic: a ban on the export of medical goods and protective products was introduced and canceled, the export of goods essential for the domestic market of both the Russian Federation and the EAEU was limited, and grain export quotas were applied. Administrative measures were also applied - all field customs inspections were suspended, which allowed enterprises engaged in foreign economic activity to normalize internal work procedures and eliminate minor shortcomings in compliance with customs legislation. Despite the high degree of knowledge of the regulatory regulation of transactions with a foreign element, this topic does not lose its relevance, not only due to the instability of the global economy against the background of coronavirus restrictions, but also due to the constant development of instruments for foreign trade interaction and irreversible processes of globalization.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

УДК 347.132.6:338(100)

DOI: 10.17072/2619-0648-2022-1-64-73

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

А. В. Губарева

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского права

Уральский государственный юридический университет 620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

E-mail: ashipova@mail.ru

Аннотация: статья посвящена исследованию основных аспектов правового сопровождения внешнеэкономических сделок, что продиктовано нестабильным положением дел на международном рынке. Наличие наработанной практики заключения и исполнения внешнеторговых контрактов не отменяет необходимости в каждом конкретном случае учитывать ряд факторов, способных негативным образом сказаться на договорных отношениях контрагентов. Нельзя также не отметить, что особую актуальность выбранная тема приобретает в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда каждое из государств применяет комплексы различных мер с целью стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и меры эти по большей части касаются именно международной предпринимательской деятельности. Политика многих государств изменяла

© Губарева А. В., 2022

курс в связи с пандемией: вводился и отменялся запрет на экспорт медицинских товаров и защитных изделий, ограничивался экспорт существенно важных для внутреннего рынка как Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза товаров, вводились квоты на экспорт зерна. Принимались и меры административного характера: было приостановлено проведение всех выездных таможенных проверок, что позволило предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, нормализовать внутренний порядок работы и устранить мелкие недочеты в соблюдении таможенного законодательства. Наконец, несмотря на высокую степень изученности нормативного регулирования сделок с иностранным элементом, данная тема не теряет актуальности не только ввиду нестабильности мировой экономики на фоне корона-вирусных ограничений, но и по причине постоянного развития инструментов внешнеторгового взаимодействия и необратимых процессов глобализации.

Ключевые слова: государственная поддержка, участники внешнеэкономической деятельности, меры нетарифного регулирования, ограничение экспорта

SOME ASPECTS OF LEGAL SUPPORT OF FOREIGN ECONOMIC

TRANSACTIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

A. V. Gubareva

Ural State Law University

21 Komsomol'skaya st., Yekaterinburg, 620137, Russia E-mail: ashipova@mail.ru

Abstract: the article is devoted to the study of the main aspects of legal support of foreign economic transactions, which is dictated by the unstable state of affairs in the international market. Despite the existence of an established practice of concluding and executing foreign trade contracts, in each specific case it is necessary to take into account a number of factors that may negatively affect the contractual relations of counterparties. It should be noted that the chosen topic acquires particular relevance during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19, when each state applies a set of various measures in order to stabilize the situation in the domestic market, and such measures mostly relate specifically to international business activities. The policy of most states changed course in connection with the pandemic: a ban on the export of medical goods and protective products was introduced and canceled, the export of goods essential for the domestic market of both the Russian Federation

and the EAEU was limited, and grain export quotas were applied. Administrative measures were also applied - all field customs inspections were suspended, which allowed enterprises engaged in foreign economic activity to normalize internal work procedures and eliminate minor shortcomings in compliance with customs legislation. Despite the high degree of knowledge of the regulatory regulation of transactions with a foreign element, this topic does not lose its relevance, not only due to the instability of the global economy against the background of coronavirus restrictions, but also due to the constant development of instruments for foreign trade interaction and irreversible processes of globalization. Keywords: government support, participants in foreign economic activity, non-tariff regulation measures, export restrictions

Невозможно в современных реалиях распространения новой коронави-русной инфекции COVID-19 не уделить внимание тому, как государства используют публично-правовые рычаги управления рынком внешней торговли для борьбы с распространением инфекции и предотвращения экономических потерь. В истории Новейшего времени мировое сообщество еще не сталкивалось с пандемией такого масштаба, поэтому особенно важно разобраться в том, как разные страны справляются с ее последствиями. В рамках настоящего исследования хотелось бы сосредоточиться на мерах нетарифного регулирования, вопрос о применении которых к внешнеэкономическим сделкам особо остро встал в этот непростой период.

Обращаясь к борьбе с пандемией и ее последствиями, стоит отметить, что нетарифные меры, применяемые государствами при эпизоотиях - массовом распространении инфекционных болезней среди животных, - не могут быть применены в ситуации резкого увеличения заболеваемости среди людей. В этой связи властными субъектами используется особое сочетание нетарифных мер, направленных не только на снижение случаев заболеваемости коронавирусной инфекцией, но и на стабилизацию экономики, в том числе на сохранение статус-кво между участниками внешнеторговых отношений.

В рамках борьбы с распространением COVID-19 Правительство РФ разработало План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (утв. 17.03.2020 г.)1, где определило основные направления работы министерств и ведомств, а также примерные сроки реализации предложенных мер.

Почти одновременно Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вынесла распоряжение от 25 марта 2020 г. № 11 «О реализации мер, направлен-

1 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

- 66 -

ных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19», которым странам-участницам поручалось проведение превентивных и защитных мероприятий во всех сферах общественной жизни. В рамках исполнения указанного распоряжения было вынесено новое - от 10 апреля 2020 г. № 6 «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19», уже более конкретизированное, выделившее как срочные стабилизационные меры, носящие временный характер, так и долгосрочные меры по созданию условий для восстановления экономики. К срочным нетарифным мерам, в частности, отнесено введение единых временных ограничений на экспорт критически важных товаров в третьи страны, а также смягчение условий для выпуска на внутренний рынок стран-участниц лекарственных средств и медицинских изделий, применяемых для противодействия распространению COVID-19, при несоответствии маркировки требованиям, установленным в Союзе требований. В качестве нетарифной меры по стабилизации экономики предложено расширение применения автоматизированных систем выпуска для импортных, экспортных и транзитных товаров.

Переходя к рассмотрению нетарифных ограничений в России, стоит отметить, что нетарифные ограничения, направленные на стабилизацию эпидемиологической обстановки, в Российской Федерации не отличались от мер, принятых остальными государствами. Так, согласно сведениям ЮНКТАД2, почти 80 стран ввели в той или иной форме ограничения на экспорт медицинских товаров.

Одной из первых нетарифных мер, принятых в Российской Федерации в рамках борьбы с пандемией коронавируса, стало введение временного запрета на экспорт ряда медицинских и защитных изделий - мера была утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2020 г. № 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации» (далее - Постановление № 223).

Перечень продукции, в отношении которой введен временный запрет на вывоз, содержит несколько десятков позиций. Среди них и специализированные изделия, обычно недоступные рядовому потребителю (например, противочумный костюм I типа многоразовый), и широко распространенные товары, такие как маски, бинты, вата, дезинфицирующие средства. Вместе с тем запрет не распространяется на экспорт вышеуказанной продукции для оказания гуманитарной помощи - в этом случае вывоз осуществляется на ос-

2 Trade officials equipped to manage non-tariff measures amid COVID-19 // UNCTAD. 2020. 20 July. URL: https://unctad.org/en/pages/newsdetails.aspx?OriginalVersionID=2435.

новании соответствующего решения Правительства РФ. Также право на вывоз медицинских и защитных изделий одноразового употребления, указанных в перечне, остается у физических лиц при условии их личного использования.

Позже пункт 1 Постановления № 223 дополняется: расширен круг товаров, на которые не распространяется временный запрет. В расширенный список включены товары, «перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации», а также российские товары, «перемещаемые между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств»3. Появление данных товаров в перечне можно объяснить тем, что их оборот никаким образом не сказывается на обеспеченности Российской Федерации медицинскими и защитными изделиями и установление запрета на вывоз таких товаров серьезно влияет на права и интересы как контрагентов, так и государства, на территорию которого должны быть ввезены вышеуказанные товары.

Поскольку Постановлением № 223 Министерству экономического развития Российской Федерации поручалось внести на рассмотрение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вопрос о введении временного запрета на вывоз медицинской и защитной продукции на таможенной территории ЕАЭС, уже 24 марта 2020 г. Коллегией Евразийской экономической комиссии принимается Решение «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 "О мерах нетарифного регулирования"», дополнившее перечень товаров (далее - Перечень), на которые распространяется запрет на ввоз/вывоз с территории Таможенного союза ЕАЭС.

Так, Перечень дополняется пунктом 1.10 «Средства индивидуальной защиты, защитные и дезинфицирующие средства, продукция медицинского назначения и материалы, запрещенные к вывозу по 30 сентября 2020 г. включительно», в который, помимо упомянутых в Постановлении № 223 товаров, вошли еще несколько позиций, в том числе (в последней редакции от 16.06.2020 г.) спирт пропиловый и изопропиловый, нетканые материалы, одежда и принадлежности к одежде. Важно отметить, что запрет не распространяется на те же товары, что указаны в Постановлении № 223.

Особый интерес представляет действие запрета на экспорт, введенного Постановлением № 223 и Решением ЕЭК от 24 марта 2020 г. № 41. Так, ограничительная мера в виде запрета на вывоз определенных категорий медицин-

3 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 223: постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 413.

ских и защитных товаров, введенная Постановлением № 223, действовала с момента подписания документа и была досрочно прекращена 30 апреля 2020 г. Пресс-служба Министерства промышленности и торговли Российской Федерации отметила, что «решение о приостановке действия постановления правительства, которое вводило ограничения на оптовую и розничную торговлю медицинскими масками и другими изделиями медицинского назначения, было принято по причине готовности регионов взять на себя ответственность за контроль над оборотом этой продукции»4. Запрет на экспорт, введенный Постановлением № 223, действовал на вывоз указанных категорий товаров как в страны - участницы ЕАЭС, так и на территории остальных государств, однако в связи с отменой данного постановления поставщики получили право на вывоз медицинских и защитных изделий в государства Евразийского экономического союза.

С 10 мая 2020 г. вступило в силу Решение Коллегии ЕАК от 28 апреля 2020 г. № 60 «О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза», смягчающее ранее установленные Решением от 24 марта 2020 г. № 41 ограничения: вновь разрешен экспорт в третьи страны некоторых видов тканей и дезинфицирующих средств. Решение о смягчении экспортных ограничений принято с учетом стремительного наращивания производства средств защиты в рамках следования международному принципу открытости торговли и направлено на оказание содействия в борьбе с пандемией коронавируса нуждающимся странам.

В связи с насыщением таможенного пространства ЕАЭС специализированными медицинскими и защитными товарами Правительство РФ продолжило тенденцию ослабления принятых экспортных ограничений: Постановлением от 9 июня 2020 г. № 840 «Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за принятие решения и выдачу подтверждения в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза, указанных в разделе 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, прилагаемого к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30» Министерство промышленности и торговли Российской

4 Власти объяснили отказ от ограничений на торговлю медицинскими масками. URL: https://www.rbc.ru/society/14/04/2020/5e95adc59a79473cc5f610c6.

Федерации наделяется полномочиями по принятию решений и выдаче подтверждений в отношении товаров из Перечня, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. Предоставление такого специального полномочия обусловлено интересом отраслевых компаний к экспорту товаров высокого спроса в условиях действующих ограничений; с учетом принятого постановления поставщики могут экспортировать товары, указанные в пункте 1.10 Перечня, при получении подтверждения Минпромторга.

Таким образом, при отсутствии подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ для продолжения поставок экспортерам пришлось дожидаться октября 2020 г. (Решение № 41 от 24.03.2020 г. действовало до 30 сентября 2020 г.).

Отдельно стоит отметить нетарифные меры социально-экономического характера, значение которых заключается не только и не столько в стабилизации цен на определенные категории товаров, а в обеспечении внутренних потребностей государства в таких товарах.

В качестве примера здесь следует привести Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 385 «О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, и установлении случая, при котором временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется». Данное постановление на период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. ввело квоту в размере 7 млн тонн на экспорт зерновых культур.

Говоря о квотировании вывоза зерновых культур, стоит сказать, что подобная мера принималась довольно давно, в 2010 г., а квотирование экспорта зерновых как таковое - впервые. Вводившийся десятилетие назад запрет на экспорт некоторых зерновых культур и продуктов их переработки, например муки, стал одной из мер по борьбе с последствиями пожаров и засухи, имевших место на большинстве сельскохозяйственных земель, и действовал более десяти месяцев.

Изначально, при разработке проекта постановления, законодатель не вкладывал большого социального смысла в названную нетарифную меру, основной целью называлась стабилизация цен на внутреннем рынке продовольствия. Отличался и размер квоты - предполагалось ограничить экспорт до 20 млн тонн. Планировалось, что с 1 июля по 31 декабря ежегодно отраслевики смогут вывозить зерно свободно, а с 1 января по 30 июня - уже с учетом квоты. Однако пандемия коронавирусной инфекции не только затормозила процесс принятия постановления, но и заставила законодателя пересчитать объемы квоты, которую государство могло позволить выбрать в новых эко-

номических условиях. В итоге размер квоты снизился до 7 млн тонн, и уже 26 апреля 2020 г. Минсельхоз объявил, что действующая с 1 апреля 2020 г. квота выбрана в полном объеме5 и экспорт зерна в государства за пределами ЕАЭС до 30 июня 2020 г. прекращен.

Решение об ограничении вывоза зерновых культур за пределы интеграционного объединения «в связи с исключительным случаем, требующим оперативного реагирования в целях недопущения рисков недостатка продовольственных товаров»6 приняла и ЕЭК. Так, в Перечень был введен пункт 1.11 «Отдельные виды продовольственных товаров, запрещенные к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно». Помимо зерновых культур, указанных в Постановлении № 385, в список вошли и стратегически значимые продовольственные товары, такие как чеснок, репа, рис, лук репчатый, готовые пищевые продукты из гречки и т.д. Здесь же стоит сказать, что параллельно с нетарифным регулированием внешнеторговых отношений по поставке продовольственных товаров вводились тарифные послабления: товары из перечня «критического импорта», такие как картофель, крупы, детское питание и т.д., освободили от обложения ввозными таможенными пошлинами.

В связи с достижением поставленной цели - стабилизации ситуации на внутреннем рынке за счет запрета экспорта и привлечения импорта - и уменьшением спроса на фоне снижения выявляемости случаев заражения СОУШ-19 ЕЭК не стала продлевать срок действия принятого документа, и уже с 1 июля 2020 г. участники внешнеторговой деятельности вновь обрели право на экспорт особых категорий продовольственных товаров в третьи страны.

Что касается нетарифных мер поддержки экономики, следует напомнить, что такие меры принимались еще во времена пандемии чумы в Европе: торговые законы Елизаветы II о регулировании ремесленной деятельности были направлены на привлечение во внутреннюю экономику звонкой монеты путем, например, субсидирования экспорта некоторых видов товаров, установления льготных цен для покупателей и т.д.

По результатам второй чрезвычайной встречи министров торговли стран G20 глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников отметил, что перед государствами сейчас стоит особенно важная задача - «не позволить

5 Квота на экспорт зерна из России выбрана в полном объеме // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. иИЬ: https://mcx.gov.ru/press-service/news/kvota-па-ек^роЛ-2егпа42-гс^и--ууЬгапа^-ро1пот-оЬете/.

6 О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 марта 2020 г. № 43 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

торговым конфликтам, необоснованным ограничениям и односторонним санкциям еще больше обострить кризисную ситуацию»7. Именно в рамках такой политики прозрачности в Совете ЕЭК принимается Решение от 3 апреля 2020 г. № 36 «О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-nCov» - о временном упрощении процедуры подтверждения страны происхождения, применяемой к товарам, импортируемым из развивающихся и наименее развитых стран, в том числе за счет возможности представления электронной или бумажной копии сертификата происхождения.

В рамках указанной меры импортер получает отсрочку в предъявлении подлинного сертификата о происхождении товара: при наличии электронной или бумажной копии за ним остается право на предъявление оригинала документа в течение шести месяцев с даты регистрации декларации на товары, сама же мера действует с 18 апреля по 30 сентября 2020 г. Член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев отметил, что указанная мера вводится с целью поддержания преференциального товарооборота со странами, нуждающимися в экономической поддержке, в рамках действия системы тарифных преференций ЕАЭС.

Среди принятых нетарифных мер по борьбе с COVID-19 на внутреннем рынке следует отметить еще одну - отмену и приостановление выездных плановых и внеплановых таможенных проверок, за исключением проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Названная мера введена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 (ред. от 28 июля 2020 г.) «Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не только для снижения риска заражения и распространения инфекции, но и для предоставления возможности юридическим лицам, осуществляющим в том числе внешнеторговую деятельность, привести внутреннюю документацию в соответствие с установленными тре-

7 Решетников: Торговые ограничения из-за пандемии нужно отменять, как только они утрачивают актуальность // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/reshetnikov_torgovye_ograni-cheniya_iz_za_pandemii_nuzhno_otmenyatkak_tolko_oni_utrachivayut_aktualnost.html.

бованиями, связаться с контрагентом и устранить возможные нарушения, возникшие в связи с началом пандемии.

В настоящее время для мирового сообщества, столкнувшегося с пандемией огромного масштаба и ее экономическими последствиями, одной из первоочередных задач является постепенное восстановление экономики, и мировой, и локальной. Введение государствами и межгосударственными объединениями таких нетарифных мер, как запрет или ограничение экспорта, защищает внутренний рынок от дефицита и стабилизирует ценовую политику. Однако в то же время создаются барьеры для капиталов, для сложившихся в течение долгих лет внешнеторговых отношений, что противоречит принципам международного сотрудничества в рамках как Всемирной торговой организации, так и иных объединений, например G20. Поэтому даже в условиях повсеместных ограничений экономического характера государства должны осуществлять постоянный мониторинг8 действующих торговых мер на предмет их соответствия ситуации здесь и сейчас, соразмерности и транспарентности. Ответственное отношение каждой страны к ревизии внутренних торговых мер, адекватная оценка собственных достижений и упущений и готовность пойти на компромисс с другим государством, без сомнения, смогут и восстановить глобальные цепочки внешнеторговых сделок, и привести в стабильное состояние внутренний рынок.

Информация для цитирования

V

^ Губарева А. В. Некоторые аспекты правового сопровождения внеш-^ неэкономических сделок в условиях пандемии COVID-19 // Ex jure. 2022. № 1. С. 64-73. DOI: 10.17072/2619-0648-2022-1-64-73.

И

W

Gubareva A. V. Some Aspects of Legal Support of Foreign Economic Transactions in the Context of the COVID-19 Pandemic. Ex jure. 2022. № 1. Pp. 64-73. DOI: 10.17072/2619-0648-2022-1-64-73.

8 Мониторинг принятых государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (C0VID-2019). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Documents/МОНИТОРИНГ%20на%2014% 2008.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.