Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КВОТИРОВАНИЯ ВВОЗА МЯСА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КВОТИРОВАНИЯ ВВОЗА МЯСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / NON-TARIFF REGULATORY MEASURES / МЕХАНИЗМ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА / THE MECHANISM OF IMPORT RESTRICTIONS / ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ / THE LIST OF GOODS / ЯВЛЯЮЩИХСЯ СУЩЕСТВЕННО ВАЖНЫМИ / WHICH IS ESSENTIAL / ТАРИФНЫЕ КВОТЫ / TARIFF QUOTAS / ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЪЕМОВ ТАРИФНЫХ КВОТ / PROCEDURE FOR CALCULATING THE VOLUMES OF TARIFF QUOTAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротынцева Татьяна Михайловна

В статье обосновывается необходимость совершенствования порядка квотирования ввоза мяса на таможенную территорию Таможенного союза. Проводится анализ динамики ресурсов, необходимости введения квот по наиболее чувствительным группам товаров, выявляются некоторые проблемы квотирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION IN THE FIELD OF IMPORT QUOTAS FOR MEAT

The article substantiates the necessity of improving the procedure of quotas on import of meat into the customs territory of the Customs Union. It gives an analysis of the dynamics of resources, the necessity of quotas on the most sensitive groups of goods, identifies some problems of quota arrangement.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КВОТИРОВАНИЯ ВВОЗА МЯСА»

обработки, хранения, поиска информации в автоматизированном режиме и применения программных продуктов.

Использованные источники

1. Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. II. М.: Государственное издательство политической литературы, 1963. С. 222.

3. Малышев П. А., Стерликов Ф. Ф. Законы экономической жизни. М.: Мысль, 1991. С. 46-68.

4. Экономическая мысль России: единство теории полезности и трудовой теории стоимости. Вып. 1. М.: Изд-во стандартов, 1994. С. 12.

5. Зяблюк Р. Т. Стоимость и полезность: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2003. С. 14.

Т. М. Воротынцева

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КВОТИРОВАНИЯ ВВОЗА МЯСА

В статье обосновывается необходимость совершенствования порядка квотирования ввоза мяса на таможенную территорию Таможенного союза. Проводится анализ динамики ресурсов, необходимости введения квот по наиболее чувствительным группам товаров, выявляются некоторые проблемы квотирования.

Ключевые слова: нетарифные меры регулирования; механизм ограничения импорта; перечень отдельных товаров, являющихся существенно важными; тарифные квоты; порядок расчета объемов тарифных квот.

Многие страны используют меры нетарифного регулирования в качестве инструментов, регулирующих внешнюю торговлю. Так, в Японии, США, странах Европейского союза (ЕС) в широких масштабах ограничивается импорт и дотируется экспорт сельскохозяйственных товаров.

Механизм ограничения импорта товаров с использованием нетарифных инструментов аналогичен тарифному регулированию, при котором происходят рост цен на импортные товары и снижение спроса на внутреннем рынке. При этом осуществляется переориентация покупателей на потребление товаров отечественного производства. Введение количественных ограничений на импорт товаров снижает их предложение на внутреннем рынке, увеличивает спрос и поднимает цены на импортные товары, что может способствовать повышению конкурентоспособности товаров отечественных товаропроизводителей.

Меры нетарифного регулирования являются инструментами прямого воздействия на ввоз товаров и устанавливают определенный объем импорта вне рамок рыночной конъюнктуры. В качестве одной из мер такого ограничения широко используется мера установления квот в виде ограничения количества или стоимости продукции, разрешенной к ввозу или вывозу за определенный период.

Т. М. Воротынцева

С экономической точки зрения применение квоты гарантирует ограничение ввоза товаров, что обеспечивает защиту интересов национальных товаропроизводителей, стабилизирует уровень внутренних цен. В качестве недостатков квотирования можно выделить его способствование монополизации экономики за счет ограничения ценовой конкуренции и недостаточной эффективности распределения лицензий.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые негативные последствия введения квот, возникают ситуации, когда целесообразно вводить количественные ограничения на отдельные товары [1].

Приведенная на рисунке динамика ресурсов и потребления мяса и мясопродуктов за период с 1992 по 2012 г. наглядно показывает обоснованность выбранного перечня отдельных товаров, являющихся существенно важными [2] для внутреннего рынка Таможенного союза, в отношении которых могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

14

12 10 8 6 4 2 0

-О" Потребление мяса по физиологической норме

-О Итого ресурсов

-Д- Запасы на начало года

-Х- Импорт

-Ж- Производство

1992 1995 2000 2003 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Год Потребление мяса по физиологической норме Итого ресурсов Запасы на начало года Импорт Производство

1992 12,23 10,7 1 1,4 8,3

1995 12,23 9,1 1 2,3 5,8

2000 12,06 7,1 0,6 2,1 4,4

2003 11,89 8,2 0,6 2,7 4,9

2005 11,78 8,6 0,6 3,1 4,9

2007 11,71 9,6 0,7 3,2 5,7

2008 11,7 10,1 0,7 3,2 6,2

2009 11,7 10,1 0,7 3 6,7

2010 11,69 10,6 0,8 3 7,2

2011 10,43 11,03 0,8 2,7 7,5

2012 10,44 11,59 0,79 2,7 8,1

Рис. Динамика ресурсов и потребления мяса за 1992-2012 гг. (в млн. т)

Из приведенных на рисунке данных следует, что, несмотря на то, что производство мяса и мясопродуктов увеличивается начиная с 2000 г. (в 2012 г. составило 8,1 млн. т), такой объем отечественного мяса не смог бы полностью удовлетворить потребности населения. Потребности мяса по физиологической норме в соответствии с нормами, определенными институтом питания РАМН (81,5 кг на душу населения в год), составили 10,44 млн. т. Представленные статистические данные ярко показывают, что для удовлетворения потребности населения в мясе необходимо или увеличить его производство, или ввозить недостающее количество из-за рубежа. Россия выбирает второй путь и увеличивает импорт мяса. При этом фактические ресурсы мяса и мясопродуктов в 2012 г. составили 11,59 млн. т, что дает возможность удовлетворить потребности населения. Опережающий прирост производства мяса по сравнению с ростом импорта является результатом государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК) как финансовыми ресурсами, так и за счет ограничения импорта мяса путем повышения ставок таможенных пошлин и введения квотирования. По мнению ученых, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и снижение ввозных пошлин на свинину могут принести большой ущерб отрасли животноводства.

Присутствие на российском рынке значительной доли импортного мяса обусловлено тем, что собственное производство не может полностью обеспечить потребности рынка страны. Учитывая то, что говядина, свинина и мясо птицы являются важными для внутреннего рынка Таможенного союза, импорт осуществляется в рамках тарифных квот.

Тарифные квоты представляют собой синтез мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Импорт мяса в пределах установленной тарифной квоты осуществляется при более низких ставках таможенного тарифа, а сверх установленного объема - при более высоких ставках, что через рыночные механизмы должно приводить к удорожанию импортных товаров, ввезенных сверх квоты.

Динамика размеров импортных квот на ввоз мяса в период с 2003 по 2010 г., установленных постановлениями Правительства РФ, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Размеры импортных квот на ввоз мяса за 2003-2010 гг.

Код ТН ВЭД ТС Наименование товара Размер импортных квот, тыс. т

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

0201 Говядина свежая или охлажденная 11,5 (с 01.08.2003) 27,5 27,5 27,8 28,3 28,9 29,5 30

0202 Говядина мороженая 315,0 (с 01.04.2003) 420,0 430,0 435,0 440,0 445,0 450,0 530

0203 Свинина 337,5 (с 01.04.2003) 450,0 467,4 476,1 484,8 493,5 502,2 500

0207 Мясо птицы 744,0 (с 30.04.2003) 1 050,0 1 050,0 1 130,8 1 171,2 1 211,6 1 252,0 780

Источники: [3; 4; 5].

В связи с введением ветеринарных запретов на ввоз мяса из отдельных государств-поставщиков установленные квоты на ввоз говядины, свинины и мяса птицы по государствам-поставщикам фактически не выполнялись

т. м. Воротынцева

участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По данным Мин-сельхоза России, в 2003-2005 гг. Государственной ветеринарной службой РФ было введено 83 запрета на ввоз из дальнего зарубежья продукции животного происхождения [6].

В создавшейся неблагоприятной эпизоотической обстановке участникам ВЭД, имеющим лицензию на ввоз мяса из государства-поставщика с неблагоприятной эпизоотической обстановкой, предоставлено право переоформлять лицензию на ввоз аналогичного мяса из другого государства-поставщика в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика.

Следует отметить, что действующая система регулирования импорта и распределения квот на ввоз мяса по странам не способствовала расширению возможности выбора российскими импортерами партнеров, обеспечивающих необходимое качество поставляемой продукции по сопоставимым ценам. Кроме того, закрепление объемов квот за странами-партнерами без учета их географического расположения необоснованно повышает транспортные расходы. Например, мясокомбинату в городе Хабаровске в соответствии с распределением квот предусмотрено закупать мясо в Европе, хотя этому предприятию рационально выбрать поставщиков из Китая.

Кроме количественных ограничений ввоза мяса нельзя не учитывать другие факторы, влияющие на рост потребительских цен на мясо:

- увеличение мировых цен на мясо;

- увеличение цен на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги;

- повышение платежеспособности населения и др.

Объемы производства мяса по видам за период с 2003 по 2012 г. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Производство мяса по видам за 2003-2012 гг., тыс. т

Наименование товара 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Говядина и телятина 440 398 329 305 287 280 242 242 185 173

Свинина 406 366 337 405 502 502 647 786 811 934

Мясо птицы 772 954 1 141 1 423 1 718 2 069 2 417 2 739 2 976 3 368

Из данных табл. 2 видно, что за период с 2003 г. объемы производства мяса птицы увеличились более чем в 4,3 раза, свинины - в 2,3 раза, а производство говядины снизилось в 2,5 раза. Снижение объемов производства говядины обусловлено низкой рентабельностью - на уровне 6-7%.

Количественное ограничение импорта мяса позволило отечественным товаропроизводителям повысить уровень рентабельности и конкурентоспособность отечественной продукции. В свою очередь, повышение рентабельности обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности отрасли, положительный эффект от которой уменьшает продолжительность воспроизводственного периода в отрасли. Положительная динамика развития отрасли птицеводства была отмечена уже с 2003 г., а рост производства свинины наметился с 2006 г. [7]. Механизм

квотирования с момента его введения постоянно совершенствуется, что дает положительные результаты.

Однако применяемый «исторический» принцип распределения квот имеет существенный недостаток, ограничивающий возможность доступа к квотам новых участников рынка. По данным Минэкономразвития России, основными импортерами, ввозившими мясо по лицензиям в рамках выделенных квот, являются крупные торговые фирмы, не учитывающие интересы мясоперерабатывающих предприятий. Так, в 2003 г. импортные квоты на ввоз говядины свежей или охлажденной были распределены между 131 участником ВЭД, в 2006 г. - между 31 участником ВЭД, в 2013 г. - между 29 участниками ВЭД [8].

При этом отдельные крупные торговые фирмы концентрируют значительные объемы поставок, например, в 2006 г. на пять участников ВЭД приходилось 74,2% всего объема квот на ввоз охлажденной говядины.

В целях совершенствования механизма тарифного квотирования импорта мяса предусмотрена возможность реализации части квот путем проведения аукционных торгов, участвовать в которых имеют право любые российские компании, независимо от «исторического» принципа, в том числе и мясоперерабатывающие предприятия. На современном этапе вопрос о целесообразности проведения аукционных торгов по реализации квот не имеет однозначного решения.

В связи со вступлением России в ВТО порядок квотирования подлежит изменению. Так, по требованиям ВТО государственная поддержка сельского хозяйства должна сокращаться. По информации Минэкономразвития России, после вступления России в ВТО на прежнем уровне сохранятся квоты на импорт птицы и говядины. Не изменится и размер пошлин: для говядины - 15% внутри квоты и 55% - вне квоты, в случае отмены квоты будет действовать плоский тариф 27,5%. Размер пошлины для птицы - 25 и 80% соответственно. В случае отмены квоты единая ставка для мяса птицы составит 37,5% [9].

В течение переходного периода квоты будут постепенно снижаться с 15 до 0%. При этом таможенный тариф вне квоты снизится на 10% и составит 65%. Однако, по расчетам ведущих экономистов по вопросам тарифного регулирования, ставка таможенного тарифа, защищающая отечественных товаропроизводителей, должна составлять не менее 120% [10].

Тарифные квоты на свинину будут действовать до 31 декабря 2019 г. После отмены тарифной квоты по свинине в 2020 г. предусматривается ввести единую импортную пошлину в размере 25%. Такие меры позволят избежать резкого падения цен на свинину, а также предотвратят снижение уровня рентабельности в хозяйствах, занимающихся свиноводством.

Информация по уровням ставок таможенного тарифа по некоторым товарным позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) после вступления России в ВТО на период до 2020 г. приведена в табл. 3.

На переговорах по присоединению России к ВТО стороны договорились сохранить действующую систему таможенного регулирования: для свинины - до 2020 г., а для птицы и говядины - и после 2020 г.

В целях повышения уровня защиты российского рынка и эффективности мер таможенного регулирования импорта мяса Президент РФ В. В. Путин поручил Минэкономразвития и Минсельхозу России до 15.08.2014 подготовить

Т. М. Воротынцева

предложения о внесении изменений в перечень тарифных уступок РФ, сделанных при вступлении в ВТО, в отношении импорта мяса и мясопродуктов [12].

Таблица 3

Уровни ставок таможенного тарифа на отдельные виды мяса по квотам и вне квот

Наименование позиции и код ТН ВЭД Текущие ставки пошлин Начальные уровни связывания Конечные уровни связывания

по квоте вне квоты по квоте вне квоты

Мясо крупного рогатого скота (свежее, охлажденное, мороженное): 0201, 0202 15%, но не менее 1 евро за кг 50%, но не менее 1 евро за кг 15% 55% 27,5% при условии отказа от тарифных квот

Свинина: 0203 15%, но не менее 0,25 евро за кг 75%, но не менее 1,5 евро за кг 0% 65% 25% с 01.01.2020

Свиной тримминг: 0203 29 15%, но не менее 0,25 евро за кг 75%, но не менее 1,5 евро за кг 0% 65% 25% с 01.01.2020

Источник: [11].

В соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) распределение тарифных квот между государствами-членами Таможенного союза на период 2011-2014 гг. приведено в табл. 4.

Из данных табл. 4 видно, что Республика Беларусь в 2013 г. и 2014 г. не выделяет квоты на мясо крупного рогатого скота; по свинине тарифные квоты составили 20 тыс. т против 60 тыс. т за предыдущие годы, а тарифные квоты на мясо птицы остались на уровне 10,9 тыс. т.

Для Республики Казахстан предусмотрена тарифная квота на мясо крупного рогатого скота практически на уровне 2013 г. в объеме 15,32 тыс. т; по свинине квоты также оставлены на уровне 2013 г. в объеме 9,7 тыс. т; по мясу птицы тарифная квота составила 110 тыс. т против 100 тыс. т в 2013 г.

Для России тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы оставлены на уровне 2013 г. и составили 570,0; 430,0 и 364,0 тыс. т соответственно [13].

Распределение тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии со сложившейся системой взаимодействия между Минэкономразвития России, Минпромторгом России и ФТС России по следующему алгоритму.

Минэкономразвития России формирует перечень участников внешнеторговой деятельности, ввозивших говядину, свинину или птицу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления за предыдущий год на основании данных, предоставленных ФТС России. Затем Минэкономразвития России предоставляет данные о распределении между участниками внешнеторговой деятельности объемов квот в Минпромторг России, который, в свою очередь, осуществляет выдачу лицензий участникам внешнеторговой деятельности на ввоз говядины, свинины и мяса птицы в пределах объемов распределенных тарифных квот.

Ol

Распределение тарифных квот на 2011-2014 гг.

Таблица 4

Наименование товара Объемы тарифных квот на 2011-2014 гг., тыс. т

Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (код ТН ВЭД ТС 0201) 2,5 2,5 - - 0,02 0,02 15,4 0,02 30,0 30,0 570,0 40,0 530,0

Мясо крупного рогатого скота, замороженное (код ТН ВЭД ТС 0202) 2,5 2,5 10,0 13.9 15,3 530,0 530,0

Свинина свежая, охлажденная или замороженная (код ТН ВЭД ТС 0203) 60,0 60,0 60,2 20,0 7,4 9.4 9,7 9,7 472,1 400,0 430,0 400 30

Свиной тримминг (коды ТН ВЭД ТС 0203 29 550 2; 0203 29 900 2)** 27,9 30,0

Замороженное обваленное мясо кур домашних (код ТН ВЭД ТС 0207 14 100 1) Замороженные необваленные половины или четвертины тушек кур домашних (код ТН ВЭД ТС 0207 14 200 1) Замороженные необваленные ножки кур домашних и куски из них (код ТН ВЭД ТС 0207 14 6001) 15,0 15,0 10,9* 10,9 110,0 110,0 100,0 110,0 350,0 70,0 (фарш) 364,0 364,0

250,0

* Мясо птицы механической обвалки.

** Свиной тримминг может ввозиться как в рамках тарифной квоты, установленной в отношении свиного тримминга, так и в рамках тарифной квоты, установленной в отношении свинины.

3 3

о

о

ы

т. м. Воротынцева

Для обеспечения обоснованного распределения тарифных квот приказом Минэкономразвития России от 27.12.2012 № 820 утвержден порядок расчета объемов тарифных квот [14], в соответствии с которым основными критериями являются:

- объемы квоты по основным странам-поставщикам (США, страны ЕС, Коста-Рика и др.);

- объемы ввоза говядины, свинины или птицы отдельными участниками ВЭД за предыдущие три года;

- доля участника ВЭД в общем объеме ввезенного мяса;

- классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Предусмотренные в методике основные критерии расчета объемов тарифных квот недостаточно полно учитывают интересы товаропроизводителей и потребителей, в том числе требования качества и безопасности ввозимого мяса. Так, на основании проведенного анализа, утвержденного порядка расчета объемов тарифных квот выявлены недостатки, приведенные ниже:

- отсутствует порядок перераспределения объемов квот по странам-поставщикам в случае ввода Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору запретов на ввоз мяса из отдельных государств;

- не предусмотрены критерии, обеспечивающие импорт безопасного и качественного товара;

- не предусмотрены санкции по невыполнению договорных обязательств партнеров;

- не предусмотрена обоснованная система снижения объема квотирования мяса;

- исторический принцип распределения тарифных квот на мясо не способствует объективности распределения объемов мяса между новыми предприятиями по его переработке.

На этапе подготовки законодательства к вступлению в ВТО Россия была вынуждена отказаться от применения жестких запретов и ограничений. После вступления в ВТО с учетом обязательств, принятых по снижению тарифной защиты, роль разрешенных мер нетарифного регулирования возросла [15]. Однако их применение затруднено в связи с недостаточным опытом специалистов по защите интересов товаропроизводителей.

На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения:

1. С момента введения система квотирования импорта говядины, свинины и мяса птицы оказала положительное влияние на состояние российского рынка мяса, способствовала увеличению объемов мяса отечественного производства.

2. Квотирование обладает рядом преимуществ по сравнению с тарифными мерами регулирования импорта мяса, так как квоты гарантируют ограничение объемов импорта.

3. Порядок расчета объемов тарифных квот требует корректировки, предусматривающей:

- возможность оперативного перераспределения объемов квот по странам-поставщикам в случае ввода Федеральной службой по ветеринарному и фитосани-тарному надзору запретов на ввоз мяса из отдельных регионов;

- применение системы критериев, обеспечивающих поставку безопасного и качественного товара;

- введение научно обоснованной системы уменьшения объемов квотирования

мяса;

- распределение объемов квот между участниками ВЭД с учетом обеспечения

интересов отечественных мясоперерабатывающих предприятий и исключения

монополизации импорта мяса на территорию РФ.

Использованные источники

1. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

3. Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 48 «О мерах по защите российского птицеводства».

4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2005 № 663 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах».

5. Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 № 1021 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах».

6. Бюллетень Счетной палаты РФ. 2007. № 5 (113) [Электронный ресурс]. URL: http://www. budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2007/ACH200703241722/ACH200703241722_p_012. htm.

7. Рынок мяса и мясных продуктов: ежемесячное информационно-аналитическое обозрение. 2013.

8. Воротынцева Т. М., Новиков В. Е, Андреева Е. И. Запреты и ограничения во внешней торговле мясными товарами. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 201 с.

9. Обязательства России перед ВТО [Электронный ресурс]. URL: ru.russia-wto. ru>commitments.html.

10. Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006. 248 с.

11. Лисицын А. Б., Захаров А. Н., Кубышко А. А. Мясная промышленность и ВТО: перспективы выживания «разменной карты» // Все о мясе. 2013. № 1.

12. kremlin.ru>Поручения>items?date=15.07.2014.

13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1260 «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2014 году».

14. Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.01.2014 № 2 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1260 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2014 году"».

15. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. 3-е изд., доп. М.: Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), 2012. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.