Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ БОКСА НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА) 13-14 ЛЕТ'

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ БОКСА НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА) 13-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАВНОВЕСИЕ / ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ / ДЦП / ГЕМИПАРЕЗ / МЕТОДИКА САН / ШКАЛА РАВНОВЕСИЯ БЕРГА / БОКС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова С.Ю., Анфиногенова А.Д., Сантьева Е.В.

В процессе исследования были оценены и приведены в сравнении различные методики САН, пробы и другие исследования. Цель исследования - оценить воздействие средств бокса на развитие функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков с церебральным параличом (гемипаретическая форма) 13-14 лет. В результате проведённого исследования было выявлено, что у контрольной и экспериментальной групп произошли достоверные изменения. В экспериментальной группе прирост составил 19%, а в контрольной 10%. Благодаря этому, мы сделали вывод, что у групп контрольной и экспериментальной улучшилась функция равновесия, у экспериментальной группы прирост почти в два раза больше, чем у контрольной группы. Данные, которые были получены ходе исследования, позволяют нам говорить об эффективности средств бокса для развития функции равновесия и ориентирования в пространстве. Статья представляет интерес специалистам, преподавателям по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова С.Ю., Анфиногенова А.Д., Сантьева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF BOXING ON THE DEVELOPMENT OF BALANCE AND ORIENTATION IN SPACE IN ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY (HEMIPARETIC FORM) 13-14 YEARS

In the course of the study, various SAN techniques, samples and other studies were evaluated and compared. The aim of the study was to evaluate the impact of boxing on the development of balance and spatial orientation in adolescents with cerebral palsy (hemiparetic form) aged 13-14 years. As a result of the study, it was revealed that significant changes occurred in the control and experimental groups. In the experimental group, the increase was 19%, and in the control group it was 10%. Due to this, we concluded that the equilibrium function improved in the control and experimental groups, the experimental group increased almost twice as much as in the control group. The data obtained during the study allow us to talk about the effectiveness of boxing tools for the development of the function of balance and orientation in space. The article is of interest to specialists, teachers of physical culture and sports. Due to this, we concluded that the equilibrium function improved in the control and experimental groups, the experimental group increased almost twice as much as in the control group. The data obtained during the study allow us to talk about the effectiveness of boxing tools for the development of the function of balance and orientation in space. The article is of interest to specialists, teachers of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ БОКСА НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА) 13-14 ЛЕТ»

20

East European Scientific Journal #2(87), 2023

Health and Physical Activity. - 2020. - № 19. -P. 3-4.

W Cao, The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China / W Cao, Z.

Fang, G. Hou, M. Han, X. Xu, J. Dong, J. Zheng // Psychiatry Res. - 2020. - № 287. - P. 7

УДК 796.417

Иванова С.Ю., Анфиногенова А.Д., Сантьева Е.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»,

Россия, Кемерово

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ БОКСА НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

(ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА) 13-14 ЛЕТ

Ivanova S. Yu, Anfinogenova A.D., Santieva E. V.

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF BOXING ON THE DEVELOPMENT OF BALANCE AND ORIENTATION IN SPACE IN ADOLESCENTS WITH CEREBRAL PALSY (HEMIPARETIC FORM)

13-14 YEARS

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2023.1.87.324

В процессе исследования были оценены и приведены в сравнении различные методики САН, пробы и другие исследования. Цель исследования - оценить воздействие средств бокса на развитие функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков с церебральным параличом (гемипаретическая форма) 13-14 лет.

В результате проведённого исследования было выявлено, что у контрольной и экспериментальной групп произошли достоверные изменения. В экспериментальной группе прирост составил 19%, а в контрольной 10%. Благодаря этому, мы сделали вывод, что у групп контрольной и экспериментальной улучшилась функция равновесия, у экспериментальной группы прирост почти в два раза больше, чем у контрольной группы. Данные, которые были получены ходе исследования, позволяют нам говорить об эффективности средств бокса для развития функции равновесия и ориентирования в пространстве. Статья представляет интерес специалистам, преподавателям по физической культуре и спорту.

In the course of the study, various SAN techniques, samples and other studies were evaluated and compared. The aim of the study was to evaluate the impact of boxing on the development of balance and spatial orientation in adolescents with cerebral palsy (hemiparetic form) aged 13-14 years. As a result of the study, it was revealed that significant changes occurred in the control and experimental groups. In the experimental group, the increase was 19%, and in the control group it was 10%. Due to this, we concluded that the equilibrium function improved in the control and experimental groups, the experimental group increased almost twice as much as in the control group. The data obtained during the study allow us to talk about the effectiveness of boxing tools for the development of the function of balance and orientation in space. The article is of interest to specialists, teachers of physical culture and sports.

Due to this, we concluded that the equilibrium function improved in the control and experimental groups, the experimental group increased almost twice as much as in the control group. The data obtained during the study allow us to talk about the effectiveness of boxing tools for the development of the function of balance and orientation in space. The article is of interest to specialists, teachers of physical culture and sports.

Ключевые слова: координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, ДЦП, гемипарез, методика САН, шкала равновесия Берга, бокс.

Keywords: coordination abilities, balance, orientation in space, cerebral palsy, hemiparesis, SAN technique, Berg equilibrium scale, boxing.

Введение: В наше время прослеживается тенденция увеличения количества детей с ОВЗ (инвалидностью). Большую долю среди них занимает детский церебральный паралич, который составляет от 1,6 до 2,8 случаев на 1000 живорожденных детей [1].

С самого рождения у детей с церебральным параличом нарушено развитие двигательных функций. Это происходит в связи с недостатком либо отсутствием контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Поскольку в управлении движениями участвуют многие отделы

IBj&S East European Scientific Journal #2(87), 2023

ЦНС, у детей с ДЦП нарушения координации движений могут быть разными: нарушения устойчивости при стоянии и ходьбе, нарушения точности выполнения движений по пространственным, силовым и временным параметрам, асимметрия движений правой и левой стороны. Необходимость поиска новых способов, позволяющих научить детей с ДЦП управлять своими движениями, обусловлена тем, что координация движений является важнейшим критерием успешности в психологическом и физическом плане [2]. Бокс - эффективное средство в разностороннем физическом развитии, средство воспитания гармонично развитой личности. Главным критерием эффективного развития ловкости с помощью средств бокса является вариативность средств и методов спортивной тренировки.

Цель исследования.

Исходя из выше сказанного, целью работы явилось: оценить воздействие средств бокса на развитие функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков с церебральным параличом (гемипаретическая форма) 13-14 лет.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования,

- оценить воздействие средств бокса на развитие функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков с церебральным параличом,

- разработать комплексы упражнений из средств бокса для освоения техники передвижений, ударов и защиты.

Материал и методы исследования.

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования, нами применялись следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы (проводился с целью изучения состояния проблемы);

- беседы;

- педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

Исследование проводилось нами в МБОУ

«Общеобразовательная школа №100» в г. Кемерово. Нами были внедрены специально подобранные упражнения из средств бокса в урочный процесс по физической культуре у экспериментальной группы. В подготовительную часть занятия во время ходьбы по кругу включались упражнения из средств бокса для освоения техники передвижений, ударов и защиты. В основной части урока выполнялись упражнения с предметами, партнером и без него. В исследовании всего приняли участие двенадцать человек, из них 6 подростков в экспериментальной группе и 6 в контрольной (все - мужского пола) в возрасте 13-14 лет с ДЦП (гемипаретическая форма). 3 раза в неделю по 40 минут проходили уроки по физической культуре у обеих групп.

_21_

Экспериментальная группа занималась по предложенной нами программе, контрольная - по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО с ОВЗ).

Результаты исследования и их обсуждение.

Использование методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения перед выполнением испытуемыми тестов для оценки функции равновесия и ориентирования в пространстве позволило нам исключить влияние на результаты выполнения тестов факторов, связанных с затруднением произвольных движений и ограничением движения мышц при усилении их тонуса в результате волнения или воздействия резких раздражителей.

Для обработки данных применялся ключ к методике САН. Крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивалась в 1 балл, а позитивного - в 7 баллов. Оценивая результаты примененной методики, можно сделать вывод о хорошем самочувствии и настроении испытуемых, их высокой работоспособности при прохождении тестирования. Полученные результаты свидетельствуют о возможности приступить к тестированию испытуемых для оценки функции равновесия и ориентирования в пространстве.

Функции равновесия и ориентирования в пространстве оценивались с использованием координаторных проб, разработанных на кафедре реабилитации и спортивной медицины РГМУ.

Заключение.

По результатам тестирования, направленного на удержание равновесия (поза Ромберга), дети, занимающиеся АФК и спортом, показали более высокий результат (нами были проведены беседы с испытуемыми во время проведения исследования).

Сопоставляя данные нашего исследования с данными, приведенными в статье [4] Тучкова В. Е., Семаевой Г. Н. и Киселева Д. А., мы пришли к следующему выводу. Уровень способности к ориентированию в пространстве у испытуемых заметно ниже с пораженной стороны, в сравнении со здоровой стороной (данный факт отмечен в статье [4]). Предполагаем, что причина связана с возникновением у подростков с ДЦП спастичности в мышцах при выполнении незнакомых двигательных действий. Результаты испытаний также выявили, что испытуемым сложнее ориентироваться в пространстве после выполнения различных движений.

Приведенные в научно-методической литературе данные, позволяют сделать вывод о наиболее объективной оценке результатов реабилитации детей с ДЦП на основании показателей классификационной шкалы передвижения и шкалы равновесия Берга [1]. Эти показатели помогают выявить проблемы конкретного человека, над которыми необходимо работать, а не только оценить состояние вестибулярного аппарата (результаты

представлены в таблице 1).

22

Шкала равновесия Берга

По результатам данного теста мы можем увидеть, что отклонение составило ±12.9 баллов у экспериментальной группы и ±10,7 у контрольной группы. Это говорит нам о разноуровневой физической подготовке испытуемых.

Все испытуемые показали

неудовлетворительные результаты в следующих тестах:

• «Положение стоя без поддержки с закрытыми глазами»;

• «Движение вперед с вытянутыми руками»;

• «Поднять предмет с пола. Пораженная сторона»;

• «Обернуться и посмотреть через левое и правое плечо»;

• «Оборот на 360 градусов»;

• «Положение стоя без поддержки, одна нога впереди»;

• «Положение стоя на одной ноге» [1].

Рассматривая каждый тест по отдельности, мы

пришли к выводу, чем сложнее выполняемые двигательные действия, тем хуже становятся результаты.

Отметим, что в исследовании Дейнеко В.В., приведенным автором в своей диссертации

Результаты исследования САН у подростков с ,

Из полученных данных мы видим, что показатели самочувствия у экспериментальной группы увеличились на 15%, активности на 22%, настроения на 7% от исходных значений. В экспериментальной группе произошли

достоверные изменения. В контрольной группе показатели статистически недостоверны, то есть, практически не различаются до и после эксперимента.

East European Scientific Journal #2(87), 2023

Таблица 1

КГ до эксперимента 41,9±10,7

«Моделирование прогноза физической реабилитации у детей с детским церебральным параличом» (2017 г., Санкт-Петербург) [5], также зафиксировано резкое ухудшение результатов по мере усложнения тестов. Это свидетельствует нам о низком уровне развития равновесия и ориентирования в пространстве.

По нашей оценке низкие результаты тестирования являются следствием недостаточного количества специальных упражнений,

направленных на формирование координационных способностей, ограниченным запасом

двигательных навыков.

С целью выявить эффективность воздействия средств бокса на развитие функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков с ДЦП 13-14 лет нами были внедрены в урочный процесс экспериментальной группы комплексы упражнений с использованием средств бокса (передвижения, удары, защита). В основной части урока в течение 15 минут выполнялись упражнения с предметами, партнером и без него.

По прошествии эксперимента нами были проведены контрольные испытания повторно (таблица 2).

Таблица 2

|,П (гемиопаретическая форма) в возрасте 13-14

Исследование функции равновесия и ориентирования в пространстве позволило выявить, что в экспериментальной группе произошли достоверные изменения во всех предложенных тестах (таблица 4). В контрольной группе существенных изменений в показателях не произошло (прирост составил ~ 0,2 балла) (таблица 5).

Шкала равновесия Берга (M±g)

ЭГ до эксперимента__

43,2±12,9

лет экспериментальной группы (М±о)

Показатели САН ЭГ до эксперимента ЭГ после эксперимента Р

Самочувствие 58,5±8 67,5±1,6 <0,01

Активность 52,2±9,7 63,7±5,2 <0,01

Настроение 58,3±10,6 65,2±5,9 <0,05

Таблица 3

Результаты исследования САН у подростков с ДЦП (гемипаретическая форма) в возрасте 13-14 лет _контрольной группы (М±о)_

Показатели САН КГ до эксперимента КГ после эксперимента Р

Самочувствие 58,3±10,3 60,3±9,6 —

Активность 51,7±9,1 54,3±6,2 —

Настроение 55,1±11 58±9,5 —

ц .J

SSiiË East European Scientific Journal #2(87), 2023

23

Таблица 4

Результаты исследования шкалы равновесия Берга у подростков с ДЦП (гемипаретическая _форма) в возрасте 13-14 лет экспериментальной группы (М±о)_

Шкала равновесия Берга ЭГ до эксперимента ЭГ после эксперимента Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43,2±12,9 51,2±4,6 <0,05

Таблица 5

Результаты исследования шкалы равновесия Берга у подростков с ДЦП (гемипаретическая _форма) в возрасте 13-14 лет контрольной группы (№±0)_

Шкала равновесия Берга КГ до эксперимента КГ после эксперимента Р

41,9±10,7 46,2±8,2 <0,05

В показателях, полученных в ходе теста «Шкала равновесия Берга» у обеих групп произошли достоверные изменения. В экспериментальной группе прирост составил 19%, а в контрольной 10%. Это говорит нам о том, что у обеих групп улучшилась функция равновесия. У экспериментальной группы прирост почти в два раза больше, чем у контрольной группы.

Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют нам говорить об эффективности средств бокса для развития функции равновесия и ориентирования в пространстве.

Список литературы

Анфиногенова А.Д. Оценка функции равновесия и ориентирования в пространстве у подростков 13-14 лет ДЦП (гемипаретическая форма). - Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Материалы симпозиума XVI (XLVIII) Международной научно-практической

конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса.

Том Выпуск 22 . Науч. ред. Н.В. Минникаева. Кемерово, 2021. - С. 11-13

Департамент образования города Москвы, «Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в

общеобразовательном учреждении»: Нестор-История, 2012 - 200 с.

Колчина А.Г., Особенности

самоидентификации подростков с церебральным параличом, Страховские чтения, Выпуск 26, 2018 -141 с.

Тучков В.Е., Семаева Г.Н., Киселев А.Д., Применение комплексной методики реабилитации детей с гемипаретической формой ДЦП, Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Vol 9, №2, 2017 - 11 с.

Дейнеко В.В., Моделирование прогноза физической реабилитации у детей с детским церебральным параличом, Санкт-Петербург, 2017 -135 с.

«Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей». Сборник тезисов. Москва, 2012 - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.