Научная статья на тему 'Применение креативных телесно ориентированных практик в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича'

Применение креативных телесно ориентированных практик в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3515
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНЫЕ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАН-НЫЕ ПРАКТИКИ / ИНВАЛИДЫ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / DISABLED PEOPLE WITH CHILDREN''S CEREBRAL PARALYSIS / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / CREATIVE CORPORAL FOCUSED PRACTICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябина Галина Ивановна

В статье рассмотрена возможность комплексного применения средств адаптивной физической культуры и креативных телесно ориентированных практик при построении физкультурно-оздоровительной методики занятий с инвалидами, имеющими детский церебральный паралич. Представлены результаты влияния предлагаемой методики на показатели физического развития, физической подготовленности и психическое состояние подростком с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дерябина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CREATIVE CORPORAL FOCUSED PRACTICES IN THE COMPLEX WITH SPORTS AND CORRECTIONAL ACTIVITY WITH THE DISABLED PEOPLE HAVING CONSEQUENCES OF CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

In article possibility of complex application of means of adaptive physical culture and creative corporal focused practices at creation of sports and improving technique of occupations with the disabled people having children's cerebral paralysis is considered. Results of influence of an offered technique on indicators of physical development, physical readiness and a mental condition by the teenager with children's cerebral paralysis are presented.

Текст научной работы на тему «Применение креативных телесно ориентированных практик в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича»

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК В КОМПЛЕКСЕ С ФИЗКУЛЬТУРНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ИНВАЛИДАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА1

Г. И. ДЕРЯБИНА

В статье рассмотрена возможность комплексного применения средств адаптивной физической культуры и креативных телесно ориентированных практик при построении физкультурно-оздоровительной методики занятий с инвалидами, имеющими детский церебральный паралич.

Представлены результаты влияния предлагаемой методики на показатели физического развития, физической подготовленности и психическое состояние подростком с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, креативные телесно ориентированные практики, инвалиды с детским церебральным параличом.

По мнению С. В. Дмитриева, парадигмальные сдвиги, происходящие в системе вузовского образования, ставят ее перед лицом новых теоретикометодологических проблем и «опережающих инноваций» [1]. Инновации должны быть не только в программных продуктах, но прежде всего в технологиях и системах управления. Образовательные технологии в сфере спортивной и адаптивной физической культуры (АФК-технологии) требуют методологической разработки и перехода на научно обоснованную концепцию междисциплинарной интеграции учебных предметов - «сквозной дидактической интеграции» как фундаментальных, так и специальных дисциплин.

Становится важным осуществить переход от проблем физической адаптации инвалида к среде к идеологии толерантности - возможности каждого быть иным, оставаясь самим собой, позитивно переживать собственный недуг, не теряя себя, быть непохожим на других. Это - самостояние, самость, индивидуальность и одновременно это толерантность - готовность понимать и принимать другого человека без агрессии и унижения, давая ему возможность самоутвердиться и реализовать себя в социуме. Здесь важна «совместная интенциональ-ность» (термин немецкого психолога М. Томасел-ло) - понятие об ожиданиях других, из которых

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проведение научных исследований, проект № 12-1668004).

возникает чувство общности, альтруизм, способность к кооперации и сотворчеству [1].

Необходимы АФК-технологии, способные осуществить переход к формированию человека интеллектуально и телесно-развитого, социокультурного, ориентированного в социум, способного преодолеть в своей оздоровительно-коррекционной деятельности границы между сферой физического, ментального и духовного.

По этой причине включение в физкультурнооздоровительные методики креативных телесно ориентированных практик становится все более актуальным. Рассмотрим основные виды телесно ориентированных практик, которые использовались при построении, основанном на комплексном применении средств адаптивной физической культуры и креативных телесно ориентированных практик.

Арттерапия (терапия искусством) - это метод психологического воздействия, использующий возможности искусства с целью положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Случается так, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся -задача арттерапии [3].

Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и

о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, т. е. языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности человека, реализуемые в процессе арттерапии, - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности [6].

Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

Востребованность такого рода деятельности в последнее время объясняется тем, что арттерапия, базируясь на интернациональном языке искусства, способна сыграть роль катализатора социальных процессов.

Для России терапия искусством по-прежнему является новой областью научной и практической деятельности, так как отсутствуют четко отработанные методики, обучающие программы. Также одной из малоизученных областей деятельности является танцтерапия [3].

Танцевально-двигательная терапия, концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие танцтерапии педагог помогает инвалидам развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию [4]. Методики танцтерапии используются в клинической работе, научных исследованиях и в сфере образования. Танцевально-двигательные клиницисты работают с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец-

школах. Среди пациентов также могут быть умственно-отсталые, геронтологические больные, лица с задержками психоэмоционального развития. Работа танцевально-двигательных терапевтов успешно применяется в программах учебных заведений различных уровней.

Основные цели танцевально-двигательной терапии:

1. Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа «Я».

2. Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания ребенком-инвалидом собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.

Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной, двигательной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

Танцтерапия делит психосоматические отношения на четыре категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение. Осознание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной. С таким человеком танцтерапевт может выбрать для работы движение покачивания руками, чтобы расслабить мышцы, связанные с определенным эмоциональным состоянием, которое пациент отрицает. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств [2].

Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Людям можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств.

Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Танцте-рапия дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности.

Танцевальная терапия действительно восстанавливает право жить полной жизнью и быть полностью самим собой. Танцтерапия предназначена для работы со всеми типами населения, включая инвалидов различных нозологических групп, невротических и психотических пациентов, работают с хронической болью, умственноотсталыми, глухими и слепыми. Танцтерапия работает через универсального посредника - движение, поэтому она адаптивна к очень широкому спектру медико-педагогических воздействий.

Исторически сложилось так, что терапия искусством представляла собой альтернативный вариант работы с тяжелобольными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом было затруднено. Необходимо отметить, что при проведении групп другого типа также можно извлечь пользу из терапевтического использования изобразительного материала. Упражнения из области терапии искусством могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с инвалидами вследствие детского церебрального паралича, для уменьшения их изолированности путем организации взаимодействия во время творческой работы.

Разновидностями танцевально-двигательной терапии являются двигательная пластика и танцевально-экспрессивный тренинг [4].

Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность. Поэтому включение элементов танцевальнодвигательной терапии, арттерапии, двигательной пластики и танцевально-экспрессивного треннин-га в физкультурно-оздоровительные занятия помогает преодолению барьеров в общении, развитию лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию благоприятного фона и настроя для занятий физическими упражнениями.

В нашей работе педагогический эксперимент являлся основным методом исследования. На основании изучения литературных источников, обобщения опыта работы тренеров, а также анализа данных предварительного обследования мы предположили, что применение специально разработанной, комплексной методики физической

реабилитации, основанной на использовании общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттера-пии и танцевально-двигательной терапии, позволит улучшить состояние здоровья, физической работоспособности, повысить двигательные возможности и оптимизировать психическое состояние детей-инвалидов с последствиями ДЦП. В связи с этим целью педагогического эксперимента являлось определение эффективности предложенной методики физической реабилитации.

В процессе эксперимента конкретизировались задачи, основные средства и методические приемы физической реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом.

Начало исследования было положено в 2003/2004 учебном году на базе Реабилитационно-оздоровительного комплекса семьи «Большая Липовица» в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» и в Оздоровительно-коррекционном центре Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Исследование было продолжено в 2011-2012 гг. на базе Оздоровительнокоррекционного центра Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, на этом этапе было уточнено и дополнено содержание креативных телесно ориентированных практик адаптивной физической культуры.

Важным фактором проводимого нами эксперимента являлась идентичность методов исследования и однородность экспериментальных и контрольных групп (по форме ДЦП, по возрасту). В нашей работе эти вопросы не представили особого труда и решались относительно просто, так как нами исследовалось, в основном, влияние реабилитационных воздействий на однородном контингенте инвалидов с ДЦП.

Дети 11-14 лет с последствиями церебрального паралича (основной диагноз - спастическая диплегия), исследуемые в нашей работе на протяжении 9 месяцев, вошли в состав двух групп: контрольной - 28 человек и экспериментальной -31 человек.

Контрольная группа проходила стандартный курс реабилитационных мероприятий, включающих в себя лечебную физическую культуру, массаж, лечение положением, медикаментозное лечение, аэрофитотерапия, гидромассаж, электромассаж.

Экспериментальными факторами, т. е. факторами, специально вводимыми в реабилитационный процесс экспериментальной группы, являлись различные мероприятия, включающие:

1. Специальные физические упражнения направленного воздействия.

2. Дыхательные упражнения.

3. Подвижные и спортивные игры.

4. Танцтерапию (танцевально-двигательную терапию, двигательную пластику, танцевальноэкспрессивный треннинг).

5. Арттерапию.

Педагогический эксперимент по направленности был последовательным и сравнительным. В одной и той же однородной группе испытуемых доказывалась эффективность вводимого нами экспериментального фактора.

Учебно-тренировочные занятия по предложенной нами методике в экспериментальной группе проводились три раза в неделю автором данного исследования. Контрольная группа проходила стандартный курс реабилитации, предлагаемый Центром реабилитации. С целью определения эффективности разработанной комплексной методики физической реабилитации проведен сравнительный анализ данных, полученных до и после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

Проведение курса реабилитационных мероприятий по комплексной методике физической

реабилитации, основанной на использовании общеразвивающих упражнений, подвижных игр и элементов спортивных игр, в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцтерапии в Центре реабилитации детей и подростков «Солнышко» и в Оздоровительно-коррекционном центре Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина с инвалидами вследствие ДЦП позволило получить следующие результаты.

За период формирующего педагогического эксперимента в опытной группе, по сравнению с контрольной, произошло значительное улучшение всех показателей (рис. 1а, 1б).

Наиболее выраженные изменения наблюдаются в экспериментальной группе - улучшение в прыжках на правой ноге на 55,6 %, на левой ноге -на 45,1 %, на двух ногах - на 64,8 %, в равновесии на правой - на 49,5 %, в равновесии на левой - на

49,1 %, в контрольной группе - соответственно на 29,5 %, 29,3 %, 30,6 %, 33,0 %, 30,9 % (рис. 1а) (результаты достоверны р<0,05). При этом высокий процент прироста показателей объясняется низким начальным уровнем показателей (например, в начале эксперимента испытуемый выполнял задание теста один раз, а по окончании цикла занятий два и более раза).

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

прыжки на левой прыжки на правой ноге ноге

прыжки на двух ногах

равновесие на правой ноге

равновесие на левой ноге

Рис. 1а. Изменение показателей контрольных тестов инвалидов с ДЦП в экспериментальной и контрольной группах

Таким образом, по результатам контрольных испытаний мы можем говорить о позитивном влиянии предложенной методики на развитие координационных способностей и скоростно-силовых качеств, а также об общем повышении уров-

ня двигательной подготовленности исследуемого контингента.

При определении быстроты простой двигательной реакции в экспериментальной группе нами было выявлено улучшение этого показателя

на 30,6 %, в то же время в контрольной группе данный показатель улучшился всего на 10,7 %.

Прирост результатов в поднимании туловища составил 29,1 % в экспериментальной группе (результаты не достоверны р>0,05), и 17,3 % в контрольной.

В упражнении «разгибание туловища в положении лежа на бедрах на гимнастической скамей-

ке» также произошли значительные сдвиги. Результаты в опытной группе улучшились на 40,2 %, в контрольной - на 20,8 %.

В тесте, характеризующем координационные способности, инвалиды экспериментальной группы также имели больший прирост результатов, чем представители контрольной группы (41,0 % и 21,3 % соответственно) (рис. 1б).

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Быстрота реакции Пространственная Поднимание туловища Разгибание туловища ориентация

Тесты

Рис. 1б. Изменение показателей двигательных тестов в контрольной и экспериментальной группах

Рисунки 1а и 1б показывают, что разработанная нами методика оказала положительное влияние на результаты контрольных тестов в экспериментальной группе.

Изменение показателей спирометрии и кистевой динамометрии инвалидов вследствие ДЦП в экспериментальной и контрольной группах в результате занятий реабилитационных мероприятиями, представлено на рис. 2.

□ Экспериментальная группа

□ Контрольная группа

Тесты

Рис. 2. Изменение показателей физического развития инвалидов с ДЦП по данным кистевой динамометрии и спирометрии

В результате проведенных мероприятий в экспериментальной группе было отмечено повышение показателей физического развития по данным кистевой динамометрии и спирометрии (на

31,2 %, 30,1 %, 25,7 % соответственно), в контрольной группе несколько ниже - соответственно на 24,4 %, 22,8 %, 13,6 %.

Перед исследованием после расшифровки опросника Спилбергера-Ханина [5] нами получе-

□ Высокий передний 0Низкий □

10%

25%

Рис. 3. Результаты психологического тестирования экспериментальной группы до эксперимента

И Высокий ПСредний □ Низкий □

25 %

Рис. 5. Результаты психологического тестирования контрольной группы до эксперимента

После проведенных занятий (занятия проводились в течение 9 месяцев) картина с состоянием уровня психологической тревожности изменилась. Так, в контрольной группе у 58 % детей уровень тревожности по-прежнему остался высоким, у 34 % - средним и у 16 % - низким (рис. 6). В экспериментальной группе процент уровня тревожности заметно снизился. Так, у 35 % реабили-тантов он оказался высоким, у 40 % - средним и у 25 % - низким (рис. 4).

В результате психологического тестирования (с различной степенью достоверности) подтвердилось улучшение психического состояния инвалидов с ДЦП в экспериментальной группе, прошедших полный курс занятий.

ны следующие результаты: в контрольной группе у 67 % испытуемых оказался высокий уровень тревожности, как свойства личности и как эмоционального состояния, у 25 % - средний и у 8 % низкий уровень тревожности (рис. 5); в экспериментальной группе у 65 % инвалидов уровень тревожности был высоким, у 25% - средним и у 10 % низким (рис. 3).

□ Высокий ПСредний □ Низкий ■

25 % 35 %

40%

Рис. 4. Результаты психологического тестирования экспериментальной группы после эксперимента

□ Высокий передний ПНизкий П

Рис. 6. Результаты психологического тестирования контрольной группы после эксперимента

Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об улучшении и повышении приведенных показателей физического развития и физической подготовленности у инвалидов экспериментальной группы. Это свидетельствует о целесообразности внедрения разработанной нами методики, основанной на применении общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии в процесс реабилитации инвалидов 11 -14 лет с детским церебральным параличом.

Литература

1. Дмитриев С. В. Образовательное пространство и объектно-предметная область спортивной и адаптив-

ной физической культуры - дискурс-анализ / Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 48-60.

2. Желенкова В. П. Реабилитация инвалидов с поражением органов опоры и движения средствами физической культуры и спорта. М., 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Практикум по арт-терапии / под. ред. А. И. Ко-пытина. СПб., 2001.

4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / авт.-сост. О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев / под ред. С. П. Евсеева. М., 2004.

5. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М., 1980.

6. Moloy F. Art, Psychotherapy and Psychiatric Rehabilitation. Arts Psychotherapy and Psichosis / Killick K., Schaverien J. (eds.). L.; N. Y., 1997.

* * *

APPLICATION OF CREATIVE CORPORAL FOCUSED PRACTICES IN THE COMPLEX WITH SPORTS AND CORRECTIONAL ACTIVITY WITH THE DISABLED PEOPLE HAVING CONSEQUENCES OF CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

G. I. Deryabina

In article possibility of complex application of means of adaptive physical culture and creative corporal focused practices at creation of sports and improving technique of occupations with the disabled people having children's cerebral paralysis is considered. Results of influence of an offered technique on indicators of physical development, physical readiness and a mental condition by the teenager with children's cerebral paralysis are presented.

Key words: adaptive physical culture, creative corporal focused practices, disabled people with children's cerebral paralysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.