Научная статья на тему 'Влияние иппотерапии на двигательную активность детей с детским церебральным параличом'

Влияние иппотерапии на двигательную активность детей с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / CHILDREN’S CEREBRAL PARALYSIS / IPPOTHERAPY / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Ольга Владимировна, Ярошинская Алевтина Павловна, Ермолина Наталья Владимировна

Уникальность иппотерапии заключается в ее способности одновременно позитивно оказывать воздействие через два мощных фактора психогенный и биомеханический. Была обследована группа детей из 10 человек в возрасте 6-7 лет с детским церебральным параличом. Изучалось влияние иппотерации на динамику двигательной активности у детей с детским церебральным параличом. Отслеживались в динамике антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В результате проведенного обследования было установлено, что использование иппотерапии значительно улучшает функционирование опорно-двигательного аппарата, координационные способности и развивает психоэмоциональную сферу ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Ольга Владимировна, Ярошинская Алевтина Павловна, Ермолина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние иппотерапии на двигательную активность детей с детским церебральным параличом»

эмбриологии. - 1988. - Т. 95, № 8. - С. 73-78.

2. Наумова, Е. И. Функциональная морфология пищеварительной системы грызунов и зайцеобразных / Е. И. Наумова. - М. : Наука, 1981. - 261 с.

3. Соболева, М. В. Морфофункциональные изменения ЕС-клеток двенадцатиперстной кишки белой крысы при голодании / М. В. Соболева // Морфология. - 1995. - Т. 108, № 1. - С. 69.

4. Тельцов, Л. П. Закономерности развития тканей органов пищеварения в онтогенезе / Л. П. Тельцов, П. А. Ильин, В. А. Столяров // Морфология. - 1996. - Т. 109, № 2. - С. 94-95.

5. Шубич, М. Г. Гликопротеины и протеогликаны. Методы их гистохимического анализа / М. Г. Шубич, Г. М. Могильная // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1979. - № 8. -С. 65-71.

6. Яцковский, А. К. Закономерности морфо-функциональной организации дуоденальных желез: сравнительно-морфологическое и экспериментальное исследование : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А. К. Яцковский. - М., 1994. - 43 с.

7. Pearse, A. Histochemistry. Teoretical and applied / A. Pearse. - London : Churchill, 1968. - 561 p.

Могильная Г алина Михайловна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гистологии с эмбриологией, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4, тел.: (861) 268-67-66, e-mail: corpus@ksma.ru.

Пейливаньян Элеонора Г еоргиевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гистологии с эмбриологией, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4, тел.: (861) 268-67-66, e-mail: corpus@ksma.ru.

УДК 616-036.821.85

© О.В. Морозова, А.П. Ярошинская, Н.В. Ермолина, 2013

О.С. Морозова, А.П. Ярошинская, Н.В. Ермолина

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Уникальность иппотерапии заключается в ее способности одновременно позитивно оказывать воздействие через два мощных фактора - психогенный и биомеханический. Была обследована группа детей из 10 человек в возрасте 6-7 лет с детским церебральным параличом. Изучалось влияние иппотерации на динамику двигательной активности у детей с детским церебральным параличом. Отслеживались в динамике антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В результате проведенного обследования было установлено, что использование иппотерапии значительно улучшает функционирование опорно-двигательного аппарата, координационные способности и развивает психоэмоциональную сферу ребенка.

Ключевые слова: иппотерапия, детский церебральный паралич, двигательная активность.

O.S. Morozova, A.P. Yaroshinskaya, N.V. Ermolina

THE IPPOTHERAPY INFLUENCE ON THE MOTOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS

The uniqueness of ippotherapy consists in its ability positively affect through two powerful factors - psychogenic and biomechanical. The group of children in 10 persons at the age of 6-7 with cerebral paralysis was observed. The influence of ippotherapy on dynamics of motor activity on children with cerebral paralysis was studied. Anthropometric, functional and physiometric indicators were traced in dynamics. As the result of the carried observation was established, ippotherapy use considerably improved locomotor function, coordinative abilities and developed the psychoemotional sphere of the child.

Key words: ippotherapy, children’s cerebral paralysis, motor activity.

Введение. Проблема реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), на протяжении многих лет привлекает к себе особое внимание. Уникальность иппотерапии заключается в ее способности одновременно позитивно воздействовать и на физический статус пациента с ДЦП, и на его психоэмоциональную сферу. Воздействие оказывается через два мощных фактора - психогенный и биомеханический [3, 5].

Цель: исследовать влияние иппотерапии на двигательную активность детей с детским церебральным параличом.

Материалы и методы исследования. Исследовательская работа проводилась на базе Астраханского Социально-реабилитационного центра «Русь». Была обследована группа детей из 10 человек в возрасте 6-7 лет с детским церебральным параличом, занимающихся иппотерапией и две контрольные группы - группа детей с ДЦП, не занимающихся иппотерапией, и группа здоровых детей. Занятия проводились в течение всего учебного года 2 раза в неделю по 30 мин, индивидуально с каждым ребенком. Темп обучения определялся физическим и психическим состоянием ребенка. У всех детей сохранена способность к самостоятельному передвижению. В занятиях принимал участие ип-потерапевт, его помощник, коневод, инструктор и доброволец.

Все полученные данные подвергались статистической обработке. Для определения достоверности различия использовали критерий Стьюдента (^), (^) > (Ъ).

Результаты исследования и их обсуждение. В основе предлагаемой программы лежит использование иппотерапии как метода нетрадиционной реабилитации детей с ДЦП.

В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы [6] применялись специфические методы оценки, отслеживающие в динамике антропометрические, функциональные и фи-зиометрические показатели (состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки). В результате исследования было выявлено, что для детей с ДЦП характерны низкие показатели двигательной активности (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение двигательных умений детей до исследования

В основе предлагаемой программы лежит использование иппотерапии как метода нетрадиционной реабилитации детей с ДЦП. Занятия проводились с детьми трех групп, их составляли: дети с тяжелыми двигательными нарушениями (тетрапарез, спастическая диплегия, гемипарез); незрячие или слабовидящие дети; дети с генетическими синдромами.

Для детей первой группы первоочередными являются коррекционные двигательные задачи, уменьшение фобических расстройств при самостоятельном перемещении, нормализация мышечного тонуса. Основной целью для них становится способность расслабиться во время верховой езды. В зависимости от уровня моторного развития ребенка используются различные исходные положения верхом

на лошади, смена аллюров, изменение направления движения, игры с мячом и другими предметами, во время которых развивается умение визуального отслеживания, умение ловить и бросать. В занятия включена как самостоятельная езда, так и езда вдвоем с инструктором.

Для детей второй группы наибольшее значение приобретает расширение сенсорных переживаний: колебательные движения лошади при ходьбе, более высокая температура тела животного, новые тактильные ощущения (хвост, грива, шерсть) [2]. Для детей третьей группы первоочередными задачами являются укрепление тонуса мышц тела, сохранение равновесия, а также расширение контактов и кругозора.

В сфере сенсомоторных навыков основной упор делается на сам процесс развития качественных форм движений и двигательных способностей. Для каждого ребенка для составления индивидуальной программы необходимо: оценить уровень способностей ребенка; определить цели и задачи каждого направления работы в зоне ближайшего развития ребенка; определить стратегию; отслеживать динамику при проведении занятий, чтобы при необходимости вводить корректировку в задачи; закреплять результаты занятий [1, 4].

Иппотерапия проводится в несколько этапов: 1) адаптационный этап; 2) создание общего функционального базиса; 3) специальные реабилитационные мероприятия; 4) заключительный этап, на котором закрепляют результаты и ставят новые задачи.

После проведения занятий с группами детей по описанным выше методикам динамика состояния детей была обследована вновь (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение двигательных умений детей после исследования

В результате проведенного обследования состояния группы детей было установлено, что иппо-терапия оказала эффективное воздействие на детей. В их состоянии прослеживается положительная динамика - значительно повышается уровень развития двигательной активности посредством специально созданной программы.

Для детей с ДЦП иппотерапия является оптимальным условием для осуществления физических упражнений и развития движений, что является обязательным компонентом современной реабилитации.

Заключение. Иппотерапия как средство адаптивной физической культуры для детей с церебральным параличом оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, координационных способностей, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что иппотерапия является эффективным методом реабилитации и наряду с медицинским воздействием включает в себя психологический компонент, 162

влияющий на развитие двигательной активности детей с детским церебральным параличом, что является условием для формирования моторных навыков.

Список литературы

1. Вайнер, Э. Н. Адаптивная физическая культура / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 132 с.

2. Джосвик, Ф. Вопросы и ответы : пособие по терапевтической верховой езде / Ф. Джосвик, М. Киттередж, Л. Макковен и др. - М. : Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 231 с.

3. Дремова, Г. В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Г. В. Дремова, П. Л. Соколов, В. И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - М. : Гуманитарный Центр «СпАрт» Российской государственной академии физической культуры, 1997. - Вып. 8. - С. 130-174.

4. Заикина Г. Т. Обзор методов физической реабилитации детей с церебральным параличом / Г. Т. Заикина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - Т. 1, № 1. - С. 156-162.

5. Носко, Н. А. Влияние средств гравитационных взаимодействий на состояние биомеханических свойств мышц больных церебральным параличом / Н. А. Носко, В. И. Пасечник, В. И. Синиго-вец // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2002. - № 2. - С. 70-75.

6. Шипицына, Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. -СПб. : Дидактика Плюс, М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 272 с.

Морозова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Россия, 404056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а, тел.: (8512) 59-48-60, e-mail: OV-Fomina@ya.ru.

Ярошинская Алевтина Павловна, доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивных игр и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Россия, 404056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а, тел.: (8512) 59-48-60, e-mail: ayaroshinskaya@mail.ru.

Ермолина Наталья Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», Россия, 404056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а, тел.: (8512) 59-48-60, e-mail: tomara-72_64@mail.ru.

УДК 616.37-002-06-078.73:612.017.1

© Р.Р. Мухамеджанов, И.З. Китиашвили, Н.В. Костенко, 2013

Р.Р. Мухамеджанов1, И.З. Китиашвили1’2, Н.В. Костенко2

КОРРЕКЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГУМОРАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА И ЦИТОКИНОВОГО КАСКАДА У ПАЦИЕНТОВ С ОСЛОЖНЕННЫМИ ФОРМАМИ ПАНКРЕАТИТА

:НУЗ «Медико-санитарная часть», г. Астрахань 2ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России

Проблема лечения осложненных форм острого панкреатита в настоящее время остается одной из наиболее актуальных. В рандомизированное исследование включены 39 пациентов в возрасте 42-67 лет, которым в экстренном порядке выполнялись оперативные вмешательства по поводу острого панкреатита. В группе пациентов, получавших иммуномодулятор имунофан, наблюдалось достоверное повышение уровня интегрального фагоцитарного индекса, иммуноглобулинов ^А, IgG и снижение уровня цитокинов ГЬ-2, ГЬ-6, ТОТа, что привело к снижению частоты послеоперационных воспалительных осложнений.

Ключевые слова: панкреонекроз, гуморальный иммунитет, цитокины, иммуностимуляторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.