Научная статья на тему 'Двигательная реабилитация подростков с детским церебральным параличом средствами туризма'

Двигательная реабилитация подростков с детским церебральным параличом средствами туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
493
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILDREN''S CEREBRAL PALSY / SPORTS TOURISM / MOTIVE REHABILITATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токмаков Александр Анатольевич, Ямалетдинова Галина Александровна, Котова Наталья Юрьевна

Представлена авторская методика для детей с детским церебральным параличом с использованием средств туризма. Приведены результаты реализации методики, представлены данные, позволяющие судить об эффективности разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токмаков Александр Анатольевич, Ямалетдинова Галина Александровна, Котова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVE REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE CHILDREN''S CEREBRAL PALSY MEANS OF SPORTS TOURISM

The author's technique for children with a children's cerebral palsy of c use of means of tourism is presented in article. Results of realization of a technique are given, the data allowing to judge efficiency of the developed technique are submitted.

Текст научной работы на тему «Двигательная реабилитация подростков с детским церебральным параличом средствами туризма»

SPORTS GAMES IN OPTIMIZA TION OF EXTERNAL BREA TH STUDENTS

V.A. Tishchenko, I.I. Terzieva

In the article the results of a study aimed at identifying the impact of breakout sessions on team sports on the functional state of the system of external respiration pupils aged 14-15. The results obtained in the study suggest that the dynamics of the external breathing system of young boys 14-15 years shows the positive effect of the sectional sessions in football, volleyball and basketball on these indicators.

Key words: indicators of external respiration, sports, physical health of students.

Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms. valeri 71 amail. ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University,

Terzieva Inna, student, ms. valeri7lamail.ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University

УДК 796.5:616.831

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА

А.А. Токмаков, Г.А. Ямалетдинова, Н.Ю. Котова

Представлена авторская методика для детей с детским церебральным параличом с использованием средств туризма. Приведены результаты реализации методики, представлены данные, позволяющие судить об эффективности разработанной методики.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спортивный туризм, двигательная реабилитация.

В последнее время во всем мире и в частности в Российской Федерации, наблюдается рост числа инвалидов, как взрослых, так и детей. Детская инвалидность в свою очередь является индикатором ухудшения состояния здоровья населения [1, 2]. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Известно, что именно здоровьем детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Поэтому инвалидность у детей - более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых [4].

По статистическим данным среди инвалидов особенно много лиц с поражением нервной системы, в том числе с таким сложным заболеванием как детский церебральный паралич, на долю которого в Российской Федерации приходится (59,8 %). Большинство существующих в настоящее время методов сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедохирургическим лечением [3, 5, 6]. К сожалению, использование этих мероприятий не являются залогом успешного восстановления

двигательных функций, потерянных в результате заболевания. Как свидетельствует мировой опыт, одним из наиболее целесообразных восстановительных мероприятий в этом плане является привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом. Занимаясь доступным видом спорта, инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения. Кроме этих, психологических, аспектов участия в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. Что в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида [8].

Среди инвалидов особой популярностью в виду своей доступности пользуется спортивный туризм. Помимо увеличения двигательной активности он может в значительной степени приблизить жизненное пространство инвалидов к жизненному пространству здоровых людей [7].

С точки зрения задач физического воспитания, наибольшее значение в туризме имеет разнообразие двигательной деятельности в естественных условиях природы. Передвижения по пересеченной местности, преодоление разнообразных препятствий и осуществления других необходимых движений значительно обогащается двигательный опыт и фонд двигательных умений и навыков. При этом большое значение имеет то, что организм приучается хорошо приспосабливаться к частым сменам содержания двигательной деятельности и условий ее осуществления. Разнообразная двигательная деятельность оказывает большое значение для физического развития и укрепления здоровья детей. Организованное передвижение и преодоление препятствий, работы по самообслуживанию и другие действия существенно влияют на развитие скелетной мускулатуры, укрепление внутренних органов и нервной системы и улучшение обмена веществ в организме. Эффективность влияния двигательных действий на организм значительно возрастает вследствие очень благоприятных в гигиеническом отношении внешних условий. Но нужно иметь в виду, что все эти влияния носят недифференцированный характер, поэтому очень важно обеспечить сочетание с общеразвивающими физическими упражнениями. Также занятия имеют очень большое воспитательно-образовательное значение. Он обеспечивает приобретение многих жизненно важных общеобразовательных и специальных знаний, способствует укреплению здоровья, разностороннему развитию интеллектуальных и волевых качеств [7].

Анализ развития детского туризма в стране показывает, что в российской школе средства туризма представляют эффективное социально-педагогическое средство физического воспитания и оздоровления детей. Однако в специальных коррекционных образовательных учреждениях, туризму, как средству физического воспитания детей-инвалидов уделено не достаточно внимания.

Между тем, существующие на данный момент программы занятий по туризму для детей инвалидов в большей степени направлены на

туристско-краеведческую работу, а такие базовые блоки как ОФП, СФП в них отсутствуют. Так же не разработана программа занятий спортивным туризмом на начальном этапе подготовки детей с ДЦП

На основании данных научно-методической литературы и собственных результатов исследований была разработана методика двигательной реабилитации подростков с ДЦП средствами спортивного туризма, которую рассматриваем как систему, включающую структуру, содержание занятий, принципы, методы, формы проведения занятий, комплекс условий.

В структурные характеристики программы входят учебный план занятий на 2 года подготовки, раскрывающий теоретическую подготовку -основы использования специального снаряжения в туризме; общую и специальную физическую подготовку - укрепление организма, развитие двигательных качеств, необходимых в спортивном туризме и быту; техническую - техника и способы вязания узлов, креплений, прохождения препятствий; тактическую - подбор специального снаряжения, преодоление сложного природного рельефа; ориентирование - овладение навыками определения своего местоположения в окружающем пространстве; выживание в экстремальных условиях - улучшение психо-эмоциональной сферы подростка.

Повышение эффективности разработанной нами методики двигательной реабилитации обеспечивается соблюдением комплекса организационно-педагогических; методических и информационных условий.

Учебно-тренировочные занятия по спортивному туризму с применением разработанной программы проводились на протяжении 2 лет, общее количество часов 216 в год, продолжительность занятий 2 академических часа, по 3 учебно-тренировочных занятий в неделю.

В первый год занятий особое внимание уделялось физической подготовке, адекватной возможностям каждого подростка с направленностью на развитие координации и общей выносливости. Использовались методы: строго-регламентированного упражнения, игровой и интервальный. Для развития координационных способностей применялись упражнения на реагирующую способность, на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния, симметричные и ассиметричные движения, парные и групповые. Для развития выносливости - бег 200-500 м, ходьба в быстром темпе.

На втором году обучения центральное место занимали специально-подготовительные упражнения, которые включали элементы соревновательной деятельности, а также действия приближенные к ним по форме, структуре и характеру физических качеств и деятельности функциональных систем организма.

Исследование проводилось на базе Республиканского детского оздоровительно-образовательного центра туризма и школы-интерната № 13

VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Исследованием было охвачено 66 подростков со спастической формой ДЦП в возрасте от 13 до 16 лет.

В контрольной группе (34 чел.) занятия проводились по стандартной программе спортивного туризма, в экспериментальной группе (32 чел.) занятия проводились по разработанной нами программе двигательной реабилитации для подростков с ДЦП.

Для оценки физических качеств использовались двигательные тесты, определяющие: выносливость, быстроту двигательной реакции и координацию, силовую подготовленность, гибкость.

Первое место среди физических качеств, необходимых для занятий спортивным туризмом, занимает выносливость, для определения уровня которой использовался тест - бег на 200 м. По его результатам наблюдалась значительная положительная динамика показателей - в ЭГ на 35,0 % по сравнению с КГ, что доказывает рациональное использование круговой формы организации занятий с применением интервального метода.

В тестах на координацию при метании резинового мяча в мишень: в экспериментальной группе выявлено существенное повышение координационных способностей у подростков с ДЦП по сравнению с исходными показателями к концу второго года обучения в среднем на 72 %. Это свидетельствует об эффективности подбора специальных упражнений и методов (игрового и строго регламентированного упражнения).

Помимо общепринятой методики определения координационных способностей, мы использовали тесты, применяемые в спортивном туризме и адаптированные к контингенту тестируемых - препятствие «гать». К концу второго года занятий наблюдалась тенденция к снижению количества срывов при прохождении этапа «гать». В конце педагогического эксперимента данный показатель в экспериментальной группе уменьшился на 51,6 %, а в контрольной - на 39,2 % по сравнению с началом исследования. Время прохождения препятствия «гать» уменьшилось соответственно на 58,2% и на 43,5%.

В тестах, определяющих силовые способности, также наблюдалась положительная динамика. К концу занятий в экспериментальной группе выявлено достоверное увеличение количества «отжиманий» по сравнению с исходными показателями на 74,5 %, а количество подтягиваний - на 81,3 %.

В спортивном туризме гибкости, как одному из необходимых физических качеств, отводят лишь 5 место. Однако, для подростков с ДЦП, развитие этого качества является необходимым для выполнения движений, как в спортивной практике, так и в быту.

Результаты в тесте на гибкость в экспериментальной группе улучшились в плечевых, локтевых и голеностопных суставах соответственно на 18 %, 28,5 %, 34,6 % и 18,7 %, что способствует повышению уровня двигательных возможностей подростков с ДЦП.

Психологические свойства личности оценивали по показателю

тревожности и агрессии. К концу эксперимента отмечены статистически достоверные положительные изменения между экспериментальной и контрольной группой в показателе тревожности - на 40,2 %, и показателях уровня агрессии на 28,2%, что способствует повышению уровня общительности и уровня социализации подростков с ДЦП.

Таким образом, можно отметить, что в целом результатом реализации методики явилась положительная динамика в показателях физической подготовленности; участие в соревнованиях различного уровня по спортивному туризму и спортивному ориентированию, в которых подростки неоднократно становились призерами и победителями; эффективная социализация и формирование бытовых навыков подростков с ДЦП.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограничениями в состоянии здоровья. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Андреева О.С. Организационные и методические основы формирования и развития государственной службы реабилитации инвалидов Российской Федерации: автореф. дис. ...д-ра мед. наук. М., 2002. 52 с.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Советский спорт, 2005. 224 с.

4. Дмитриев В.С. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание: автореф. .дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 47 с.

5. Кожевникова В.Т. Новые технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом в поздней резедуальной стадии: дис. .д-ра мед. наук. М., 2005. 262 с.

6. Котова Н.Ю. Особенности постурального контроля у подростков со спастической формой детского церебрального паралича при использовании авторской программы: дис. .канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 124 с.

7. Токмакова Н.Ю. Двигательная реабилитация подростков c детским церебральным параличом: дис. .канд. биол. наук. Тула, 2015. 124 с.

8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2007. 608 с.

Токмаков Александр Анатольевич, канд. пед. наук, доц., aleksandr. tokmakov@mail. ru, Россия, Уфа, Уфимский государственный нефтяной технический университет,

Ямалетдинова Галина Александровна., д-р пед. наук, зав. кафедрой, yamalga@mail. ru, Россия, Екатеринбург, Гуманитарный университет,

Котова Наталья Юрьевна канд. биол. наук, доц., начальник Центра научных исследований, здоровья и реабилитации, kny. 87@mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

MOTIVE REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE CHILDREN'S CEREBRAL PALSY

MEANS OF SPORTS TOURISM

A.A. Tokmakov, G.A. Yamaletdinova, N.Y. Kotova

The author's technique for children with a children's cerebral palsy of c use of means of tourism is presented in article. Results of realization of a technique are given, the data allowing to judge efficiency of the developed technique are submitted.

Key words: children's cerebral palsy, sports tourism, motive rehabilitations.

Tokmakov Alexander Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, aleksandr. tokmakovamail.ru, Russia, Ufa, Ufa State Oil Technical University,

Yamaletdinova Galina Aleksandrovna., doctor of pedagogical Sciences, manager of department, yamalgaamail. ru, Russia, Yekaterinburg, Humanities University,

Kotova Natalya Yurevna, candidate of biological Sciences, associate professor, chief of the Center of scientific researches, health and rehabilitation, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK

УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ВНУТРЕННЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.И. Файзрахманов, Т.Ф. Мифтахов

Проведен анализ социально-психологических особенностей представления об имидже учителя физической культуры. Выводы сделаны на основании анкетирования, проведенного у учащихся 9-11-х классов, студентов-выпускников профиля «Физкультурное образование» и учителе физической культуры. Установлено, что профессиональные качества занимают первое место среди личностных качеств учителя физической культуры. Знание своего предмета наиболее важно для учеников и студентов, чем прическа, одежда и возраст учителя.

Ключевые слова: имидж, учитель физической культуры, социально-психологические особенности.

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.

В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как определенной ценности, от которой зависит успешность той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.