Научная статья на тему 'Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической диплегии'

Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической диплегии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
298
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ / ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ / СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY / SPASTIC DIPLEGIA / RESIDUAL SYMPTOMS / FORMATION OF MOTIVATION / MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / METHODOLOGICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Ситкина Мария Григорьевна

The article analyzes the influence of generally accepted and innovative technologies of physical rehabilitation for the formation of motivation for physical exercises among 11-16 year old girls with the residual symptoms of cerebral palsy in the form of spastic diplegia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грец Георгий Николаевич, Ситкина Мария Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the motivation for physical exercises among the girls aged 11-16 years old with the effects of cerebral palsy in the form of spastic diplegia

The article analyzes the influence of generally accepted and innovative technologies of physical rehabilitation for the formation of motivation for physical exercises among 11-16 year old girls with the residual symptoms of cerebral palsy in the form of spastic diplegia.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической диплегии»

мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайеров : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / Лазарева Эльвира Александровна ; [Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова]. - Ульяновск, 2002. - 23 с.

13. Полозов, А. А. Рейтинг в спорте : вчера, сегодня, завтра [Текст] / А. А. Полозов. - М. : Советский спорт, 2007. - 316 с.

14. Попова, О. А. Обоснование ведущих критериев индивидуализации подготовки бегунов на 400 метров групп спортивного совершенствования СДЮШОР : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Попова Оксана Александровна ; [Рос. гос. акад. физ. культуры]. - М., 1994. - 24 с.

15. Хасин, Л. А. Планирование спортивной тренировки с использованием экспертных систем : на примере бега на 800 м [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Хасин Леонид Александрович ; [Московская гос. акад. физ. культуры]. -Малаховка, 2003. - 18 с.

Контактная информация: genchay@mail.ru УДК 612.1:796

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕВОЧЕК 11-16 ЛЕТ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ

Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, доцент,

Мария Григорьевна Ситкина, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье рассматривается влияние общепринятой и инновационной технологий физической реабилитации на формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у девочек 11-16 лет с последствиями детского церебрального паралича в форме спастической дипле-гии.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, остаточные явления, формирование мотивации, средства адаптивной физической культуры, методические приемы.

FORMATION OF THE MOTIVATION FOR PHYSICAL EXERCISES AMONG THE GIRLS AGED 11-16 YEARS OLD WITH THE EFFECTS OF CEREBRAL PALSY IN THE FORM OF SPASTIC DIPLEGIA

Georgy Nikolaevich Gretz, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

Maria Grigorjevna Sitkina, the post-graduate student,

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article analyzes the influence of generally accepted and innovative technologies of physical rehabilitation for the formation of motivation for physical exercises among 11-16 year old girls with the residual symptoms of cerebral palsy in the form of spastic diplegia.

Keywords: children with cerebral palsy, spastic diplegia, residual symptoms, formation of motivation, means of adaptive physical culture, methodological techniques.

Известно, что важным фактором, определяющим эффективность физической реабилитации у детей и подростков с остаточными проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП) в форме спастической диплегии, является их положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями [6].

Рассматривая методические особенности технологий применения физических упражнений для коррекции психосоматических нарушений при последствиях ДЦП, можно выделить принципиальные различия в подходе к личности детей и подростков. При так называемом «манипуляционном» подходе [1,4,7,8,10,11,12] ребенок является

объектом, который подвергается определенным механическим воздействиям на опорно-двигательный аппарат (активные и пассивные движения, ортопедические средства, физиотерапевтические процедуры). При «лечебно-педагогическом» подходе ребенок и его родители становятся партнерами специалистов физической реабилитации. Возникают субъективные, равноправные отношения с ребенком, который должен положительно относиться к занятиям физическими упражнениями и принимать в них сознательное участие.

Представление о «лечебно-педагогическом» подходе существенно расширяют работы ряда авторов [2,3,6,9]. Они считают, что при всем многообразии современных педагогических теоретико-методологических подходов к педагогическим технологиям физической реабилитации, их главным системообразующим звеном является комплекс личностных социально-психологических и морфо-функциональных показателей индивидуума. Поэтому технологии физической реабилитации, в первую очередь, должны отражать философско-культурологический подход к лечебно-педагогическому процессу, ориентацию на гуманистические идеалы, причем приоритетной является актуализация педагогических воздействий на все компоненты личности больных [3].

Для оценки эффективности влияния общепринятой (контрольная группа) и инновационной технологий физической реабилитации (экспериментальная группа) на мотивацию девочек 11-16 лет с последствиями ДЦП по отношению к занятиям физическими упражнениями проведено анкетирование исследованных лиц при поступлении и при выписке из реабилитационного центра. Судя по ответам респондентов из контрольной группы, при поступлении в реабилитационный центр хотят заниматься физическими упражнениями 41%, при выписке - 53%.

Занятия физическими упражнениями нравятся при поступлении 35%, при выписке -47%, затрудняются ответить при поступлении 53%, при выписке - 47%. Не нравятся занятия физическими упражнениями при поступлении 23% респондентов, при выписке - 12%. Установлено, что одной из причин низкой эффективности формирования положительной мотивации являются недостатки в проведении занятий физическими упражнениями в реабилитационном центре. Основными из них исследованные лица считают:

1) не интересные занятия - 35%;

2) трудные упражнения - 65%;

3) слишком легкие упражнения - 12%.

По мнению респондентов, в процессе физической реабилитации следует использовать элементы степ-аэробики (35%), элементы йоги (41%), нетрадиционные виды дыхательных упражнений (23%), музыкальное сопровождение (82%).

Для того чтобы повысить эффективность формирования положительной мотивации девочек 11-16 лет с остаточными проявлениями ДЦП к занятиям физическими упражнениями, в инновационной педагогической технологии физической реабилитации предусматривалось использование теоретической подготовки и методики «опе-рантного научения» [5].

В процессе теоретической подготовки изучались следующие темы:

- основы здорового образа жизни;

- механизмы лечебного действия физических упражнений;

- средства адаптивной физической культуры;

- особенности занятий физическими упражнениями при последствиях ДЦП;

- самоконтроль в процессе физической реабилитации

В соответствии с концепцией «оперантного научения» для формирования положительной мотивации исследованных лиц к занятиям физическими упражнениями, применялась система так называемых «бонусов», то есть различных видов поощрения за отношение исследованных лиц к занятиям физическими упражнениями (активность, дисциплинированность, выполнение указаний методиста ЛФК и др.). Система «бонусов» позволяет производить итоговое рейтинговое оценивание формирования мотива-

ции по отношению к занятиям физическими упражнениями с последующим поощрением (вручение грамот и призов).

Результаты анкетирования исследованных лиц из экспериментальной группы свидетельствуют, что при поступлении в реабилитационный центр хотят заниматься физическими упражнениями 40% девочек, при выписке - 80%.

Позитивно относятся к занятиям физическими упражнениями при поступлении 60% исследованных, при выписке - 93%, затрудняются определить свое отношение к занятиям физическими упражнениями при поступлении - 40% девочек, при выписке -13%.

Большинство респондентов (93%) считают, что теоретические занятия, применение элементов степ-аэробики в облегченных условиях под музыкальное сопровождение повышают их мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, целенаправленное комплексирование общепринятых и нетрадиционных способов воздействия на психическую сферу девочек 11-16 лет с последствиями ДЦП в форме спастической диплегии с учетом их интересов позволяет более эффективно формировать у них положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд. - Л. : Медицина. Ленингр. отд., 1971. - 247 с.

2. Грец, Г.Н. Физическая реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов на основе применения средств физической культуры и специализированных тренажеров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Грец Г.Н. ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - СПб., 2008 - 45 с.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник : в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт. 2002. - 448 с. : ил.

4. Семенова, К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича / К.А. Семенова. - М. : Антидор, 1999. - 384 с.

5. Скиннер, Б.Ю. Оперантное научение // История зарубежной психологии : тексты. - М., 1986. - С. 60-95.

6. Теория и организация адаптивной физической культуры : примерная программа дисц. для спец. 022500 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) / авт.-сост. С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова ; М-во образования Рос. Федерации. - М. : Ред.-изд. отдел Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2003. - 46 с.

7. Bobath, W. Treatment principles and planning in cerebral palsy // Physiotheray. -1963. - № 4. - P. 1-4.

8. Bobath, K., Bobath, B. The diagnosis of cerebral palsy in infansy: dis. / Child. -1956. - P.736.

9. Cotton, E. Integration of treament and education in Cerebral Palsy // Phisiother-apy. - 1971. - V. 2. - P. 143-147.

10. Kabat, H. Proprioteptive facilitation in therapeutic exercise // S Licht s «Thera-peuic Exercise», New Haven, Conn. E. Licht. 1958. - 301 p.

11. Kabat, H. Proprioceptive Facilitation Techniques for Treament of Paralysis / H. Kabat, M. Knott // Phys. Nher. Pev. - 1953. - P. 53.

12. Vojta, V. Das Vojta-Prinzip : Muskelspiele in Reflexfortbewegung und motorischer Ontogenese / V. Vojta. - Berlin : Springer, Auflage : 3. vollstandig uberarbeitete Auflage, 2007. - 169 p.

Контактная информация: irisha1237@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.