6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2001. 96 с.
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
Сухих Александр Георгиевич, аспирант, fizruk. l989 anKtil.ni, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Фонарев Дмитрий Владимирович, д-р пед. наук, проф., dozent1974@,mail.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
RATIONALE GROUP DIFFERENTIATION TEENAGERS WITH POSITION BIOSOCIAL
APPROACH
A.G. Sukhih, D.V. Fonarev
Revealed levels of harmonious personality kernel based on the basic needs of adolescents. The characteristics of each group from the standpoint of a student-centered approach and biosocial.
Key words: Federal state educational standards, student-centered approach, biosocial approach, the core of personality, basic needs.
Suhih Alexander Georgievich, graduate student, [email protected], Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Fonarev Dmitrii Vladimirovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, dozent l974amail. ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
УДК 796.2
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ОПТИМИЗАТОР СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В.А. Тищенко, И.И. Терзиева
Рассмотрены результаты исследования, направленные на выявление влияния секционных занятий по игровым видам спорта на функциональное состояние системы внешнего дыхания школьников 14-15 лет. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что динамика показателей системы внешнего дыхания мальчиков 14-15 лет свидетельствует о положительном влиянии секционных занятий по футболу, волейболу и баскетболу на эти показатели.
Ключевые слова: показатели системы внешнего дыхания, спортивные игры, физическое здоровье школьников.
На сегодня в Украине сложились достаточно неблагоприятные условия, которые являются одной из главных причин существенного снижения физического и психического здоровья детей разного возраста [2]. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия,
наркомания и т. п.), и является интегративным предметом в школьной программе и вносит существенный вклад в общий процесс образования детей, воспитание гармонически развитой личности. Важнейшее значение в формировании здоровья человека на всю последующую жизнь имеет школьный период. Каждому ученику необходим индивидуальный" подход, минимизирующий риск и для здоровья в процессе обучения [1].
В связи с этим, в работах большинства специалистов говорится о громадной значимости привлечения детей школьного возраста к систематическим занятиям спортом, формированию у них устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. По мнению большинства авторов, решением этой проблемы является привлечение детей и подростков к занятиям спортивными играми во внеурочное время [1-3]. Важным при этом является изучение особенностей влияния различных видов спортивных игр на состояние основных физиологических систем организма, которые развиваются, и в частности, на систему внешнего дыхания. В связи с поставленной целью исследования, нами было проведено обследование 34 школьников 14-15 лет (9 класс), которые занимались в секциях по различным видам спорта: секционные занятия по футболу посещали 13 мальчиков; по волейболу - 11 мальчиков; по баскетболу - 10 мальчиков. Секционные занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа. Педагогическое наблюдение проводилось в течение всего исследования. Объектом наблюдения было поведение школьников, их реакция на предложенные нагрузки, степень выполнения двигательных задач. Определение уровня функционального состояния системы внешнего дыхания школьников 14-15 лет, посещавших секционные занятия по футболу, волейболу и баскетболу, проводилось два раза (в начале и в конце исследования) с помощью компьютерной программы «ШВСМ-интеграл» [4]. Все полученные в ходе исследования экспериментальные материалы были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Excel. Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) имели значение ниже нормы: 2300±83,59 у мальчиков секции по футболу; 2450±91,54 у мальчиков секции по волейболу; 2400±71,98 мл у мальчиков секции по баскетболу. Время задержки дыхания на вдохе (Твд, проба Штанге) и выдохе (Твыд, проба Генчи) находились в пределах возрастных норм составили 52±3,6 и 14±1,96 с; 15±2,2 и 15±2,2 с; 58±4,2 и 14,5±2 с. Индекс гипоксии (ИГ) был равен 0,2±0,05 у.е. и соответствовал среднему уровню у всех занимающихся. Эффективность функционирования кардиореспираторной системы по индексу Скибинского (ИНск) соответствовала среднему уровню и составил: 1513,9±142,1 у.е.; 1868,2±138,5 у.е.; 1762,1±129,3 у.е. Уровень функционального состояния системы внешнего дыхания в начале исследования у всех мальчиков 14-15 лет, посещавших секции по футболу, волейболу и баскетболу классифицировался как ниже среднего с соответствующими числовыми значениями: 39,8±2,96; 41,7±3,25; 37,6±2,9 баллов.
Показатели системы внешнего дыхания у мальчиков 14-15 лет, посещавших секции по футболу, волейболу и баскетболу в конце исследования имели лучше результаты по сравнению с началом. У мальчиков из секции по футболу статистически достоверные изменения были определены по показателям ЖЕЛ, Твд, Твыд, по величине ИНск и уровня функционального состояния системы внешнего дыхания. У мальчиков 14-15 лет, посещавших секцию по волейболу статистически достоверное улучшение показателей внешнего дыхания, было определено по результатам расчета индекса Скибинского и уровня функционального состояния системы внешнего дыхания. У мальчиков 14-15 лет, посещавших секцию по баскетболу статистически, достоверное улучшение получили показатели ЖЕЛ, Твыд, ИГ, ИНск и уровень функционального состояния системы внешнего дыхания (табл. 1). Динамика показателей системы внешнего дыхания мальчиков 14-15 лет свидетельствует о положительном влиянии секционных занятий по футболу, волейболу и баскетболу на эти показатели.
Таблица 1
Показатели системы внешнего дыхания мальчиков 14-15 лет, посещавших секционные занятия по футболу, волейболу и баскетболу в начале (Н) и в конце (К) исследование
Пок-ли Футбол Волейбол Баскетбол
Н К Н К Н К
ЖЕЛ, мл 2300±83,59 Ниже нормы 2500±52,8* Ниже нормы 2450±91,54 Ниже нормы 2630±49,8 Ниже нормы 2400±71,98 Ниже нормы 2590±52,5* Ниже нормы
Твд, с 52±3,6 61±2,5* 61±5,7 67±2,1 58±4,2 65±2,2
Твыд, с 14±1,96 22±1,82** 15±2,2 18±2,1 14,5±2 20±1,8*
ИГ, у.е. 0,2±0,05 средний 0,3±0,05 средний 0,2±0,05 средний 0,3±0,03 средний 0,2±0,03 средний 0,3±0,03* средний
ИНск, уе. 1513,9 ±142,1 средний 2147,9 ±154,2** Выше среднего 1868,2 ±138,5 средний 2447,4 ±141,5** высокий 1762,1 ±129,3 средний 2338,2 ±145,3** высокий
РФСзд, баллы 39,8±2,96 Ниже среднего 56,8±2,48*** средний 41,7±3,25 Ниже среднего 59,6±3,41*** средний 37,6±2,9 Ниже среднего 56±3,3*** средний
Примечание: *- р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 по сравнению с началом исследования.
Относительный прирост показателей системы внешнего дыхания достоверно отличался по Твд между мальчиками из секции футбола и волейбола и между мальчиками секции по футболу и по баскетболу. Относительный прирост Твыд и величины ИГ имели статистически достоверные различия между школьниками из разных секций. Не выявлены достоверные различия по показателям приростов ЖЕЛ, ИНск и РФСзд.
Максимальные относительные приросты параметров системы внешнего дыхания фиксировались по показателям Твид, ИГ, ИНск и уровня функционального состояния системы внешнего дыхания (от 20±2,1 до 72,22±4,6 %) (табл. 2).
Таблица 2
Относительные приросты показателей системы внешнего дыхания мальчиков 14-15 лет, посещавших секционные занятия по футболу,
волейболу и баскетболу, %
Тесты Футбол Волейбол Баскетбол t Ф-В t Ф-Б t В-Б
ЖЕЛ, мл 8,7±1,2 7,35±1,3 7,92±2,1 0,76 0,32 0,23
Твд, с 17,31±1,1 9,84±0,9 12,07±1,1 5,26 3,37 1,57
Твыд, с 57,14±3,8 20±2,1 37,93±3,2 8,55 3,87 4,68
ИГ, у.е. 72,22±4,6 31,58±3,9 55,56±4,2 6,74 2,68 4,18
ИНск, у.е. 41,88±5,3 31±4,8 32,69±4,9 1,52 1,27 0,25
РФСзд, баллы 42,65±4,9 42,94±5,1 48,65±5,3 0,04 0,83 0,78
Таким образом, на начальном этапе исследования уровень функционального состояния системы внешнего дыхания школьников 14-15 лет классифицировался, как ниже среднего. Под влиянием секционных занятий по футболу, волейболу и баскетболу у школьников 14-15 лет произошло значительное улучшение показателей системы внешнего дыхания.
Список литературы
1. Копейкина Н.А. Роль образа жизни в сохранении здоровья детей // Проблемы развития территории. 2012. № 57. С. 72-82.
2. Маликов Н.В. Адаптация: проблемы, гипотезы, эксперименты: монография. Запорожье, 2001. 359 с.
3 Чиженок Т.М., Коваленко Ю.О. Теорiя i методика фiзичного виховання: навчальний по^бник для студенлв напрямiв тдготовки «Фiзичне виховання», «Здоров'я людини», «Спорт». Запорiжжя: ЗНУ, 2012. 210 с.
4. Шаповалова В.А., Маликов Н.В., Сватьев А.В. Компьютерная программа комплексной" оценки функционального состояния и функциональной" подготовленности организма - «ШВСМ». Запорожье, 2003. 75 с.
Тищенко Валерия Алексеевна, канд. физ. восп., доц., [email protected], Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Терзиева Инна, студент, ms. valeri 71 @mail. ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
SPORTS GAMES IN OPTIMIZA TION OF EXTERNAL BREA TH STUDENTS
V.A. Tishchenko, I.I. Terzieva
In the article the results of a study aimed at identifying the impact of breakout sessions on team sports on the functional state of the system of external respiration pupils aged 14-15. The results obtained in the study suggest that the dynamics of the external breathing system of young boys 14-15 years shows the positive effect of the sectional sessions in football, volleyball and basketball on these indicators.
Key words: indicators of external respiration, sports, physical health of students.
Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms. valeri 71 amail. ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University,
Terzieva Inna, student, ms. valeri7lamail.ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University
УДК 796.5:616.831
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА
А.А. Токмаков, Г.А. Ямалетдинова, Н.Ю. Котова
Представлена авторская методика для детей с детским церебральным параличом с использованием средств туризма. Приведены результаты реализации методики, представлены данные, позволяющие судить об эффективности разработанной методики.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, спортивный туризм, двигательная реабилитация.
В последнее время во всем мире и в частности в Российской Федерации, наблюдается рост числа инвалидов, как взрослых, так и детей. Детская инвалидность в свою очередь является индикатором ухудшения состояния здоровья населения [1, 2]. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Известно, что именно здоровьем детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Поэтому инвалидность у детей - более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых [4].
По статистическим данным среди инвалидов особенно много лиц с поражением нервной системы, в том числе с таким сложным заболеванием как детский церебральный паралич, на долю которого в Российской Федерации приходится (59,8 %). Большинство существующих в настоящее время методов сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедохирургическим лечением [3, 5, 6]. К сожалению, использование этих мероприятий не являются залогом успешного восстановления