Научная статья на тему 'Применение дыхательных упражнений на занятиях по лыжной подготовке в школе'

Применение дыхательных упражнений на занятиях по лыжной подготовке в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1679
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / RESPIRATORY EXERCISES / GENERAL ENDURANCE / A SECTIONAL SCHOOL / SKI TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ивко Ирина Анатольевна, Бульба Александр Викторович

Представлены исследовательские данные функционального состояния и взаимосвязи показателей внешнего дыхания и уровня развития выносливости школьников 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки. Разработана методика развития общей выносливости у занимающихся лыжным спортом на секционных занятиях в школе с использованием комплекса специальных дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ивко Ирина Анатольевна, Бульба Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BREA THING EXERCISES IN THE CLASSROOM FOR SKI TRAINING SCHOOL

The article presents research data of functional status and the correlation between the indicators of external respiration and the level of development of endurance of pupils of 13-14 years, engaged in section of the ski training on the basis of which the methodology of development of General endurance in skiing in sectional lessons at the school with special breathing exercises.

Текст научной работы на тему «Применение дыхательных упражнений на занятиях по лыжной подготовке в школе»

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020 годы. URL: http: //www. sakha. gov.ru/node/17692. (дата обращения: 11.11.2016).

7. Хроника Министерства спорта РФ // Спорт для всех: всероссийская газета № 592 от 22 ноября 2015. С. 3-5.

Гуляева Светлана Степановна, канд. пед. наук, проф., ssvjakutija@yandex.ru, Россия, Чурапча, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

THE DEVELOPMENT OF SPORTS AND WELLNESS ACTIVITIES IN THE REPUBLIC

OF SAKHA (YAKUTIA)

S.S. Gulyeva

Studied the main trends of development of sports and recreational activities in the country and in the Republic of Sakha (Yakutia). The dynamics of the growth in the number of regularly engaged in physical culture and sports, development of youth sport. The author provides recommendations for further improvement of this sphere of activity.

Key words: physical culture and sports and Wellness activities, the dynamics of development, the Republic of Sakha (Yakutia), clubs and associations, and recommendations.

Gulyeva Svetlana Stepanovna, candidate of pedagogical Sciences, professor, ssvjakutija@yandex. ru, Russia, Churapcha, Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports

УДК 796.92:373

ПРИМЕНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ШКОЛЕ

И.А. Ивко, А.В. Бульба

Представлены исследовательские данные функционального состояния и взаимосвязи показателей внешнего дыхания и уровня развития выносливости школьников 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки. Разработана методика развития общей выносливости у занимающихся лыжным спортом на секционных занятиях в школе с использованием комплекса специальных дыхательных упражнений.

Ключевые слова: дыхательные упражнения, общая выносливость, секционные занятия в школе, лыжная подготовка.

Проблема развития выносливости, по мнению ряда исследователей, является одной из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Столь пристальное внимание специалистов к развитию выносливости может быть объяснено многими причинами и, в первую очередь, тем, что достижение высокого ее уровня в школьном возрасте обусловливает

расширение функциональных возможностей жизненно важных физиологических систем: дыхания, кровообращения, энергообмена; оказывает содействие совершенствованию и закреплению адаптационных свойств растущего организма.

Вопросы, связанные с разработкой методики воспитания выносливости в научно-методической литературе, в равной мере обсуждались Д.В. Посоховым (2009), Л.С. Барановым (2009), Е.Б. Мякинченко (2005), В.Г. Слушкиным (2011) и др. В частности, Д.В. Посоховым проводились исследования по применению специальных дыхательных упражнений в качестве дополнительного средства развития выносливости у спортсменов-лыжников. Вместе с тем, до настоящего времени проблема развития общей выносливости у школьников на секционных занятиях по лыжной подготовке требует своего дальнейшего изучения. Остается открытым вопрос рационального выбора и сочетания существующих средств и методов воспитания выносливости в процессе секционных занятий. В этой связи большое внимание, на наш взгляд, заслуживает применение дыхательных упражнений в сочетании с движением, позволяющие расширить функциональные возможности кардиореспираторной системы [2].

В связи с вышеизложенным проблемой исследования является недостаток сведений о применении дыхательных упражнений на секционных занятиях по лыжной подготовке для развития общей выносливости у детей 13-14 лет.

Объектом исследования выбран процесс секционных занятий по лыжной подготовке школьников 13-14 лет, направленный на развитие общей выносливости.

Предметом исследования является содержание комплекса дыхательных упражнений для секционных занятий по лыжной подготовке школьников 13-14 лет.

Целью исследования является составление комплекса дыхательных упражнений для секционных занятий по лыжной подготовке в качестве вспомогательного средства при развитии общей выносливости у школьников 13-14 лет.

Гипотеза исследования: изучение уровня развития показателей общей выносливости и дыхательной системы у школьников 13-14 лет, выявление их взаимосвязи, позволит составить комплекс специальных дыхательных упражнений, направленных на развитие показателей дыхательной системы, что будет способствовать эффективному развитию общей выносливости в процессе секционных занятиях по лыжной подготовке.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы применения дыхательных упражнений на секционных занятиях по лыжной подготовке для развития общей выносливости у школьников в данных теории и практики.

2. Изучить уровень развития общей выносливости и показателей внешнего дыхания у школьников 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки, и выявить взаимосвязь показателей.

3. Составить комплекс дыхательных упражнений для секционных занятий по лыжной подготовке, направленный на развитие общей выносливости у школьников 13-14 лет.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования, представленные на слайде: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, антропометрические измерения, методы врачебно-педагогического контроля, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе БОУ «Тевризская СОШ №2» с сентября 2015 по июнь 2016 г. В нем принимали участие 20 мальчиков в возрасте 13-14лет.

Для контроля за функциональным состоянием системы дыхания в процессе секционных занятий определялась частота дыхания в покое, а также использовался ряд показателей, характеризующих вентиляцию легких: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ), пробы Штанге и Генчи. Оценка по всем показателям внешнего дыхания осуществлялась по данным А.В. Мазурина, И.М. Воронцова (1999).

В начале эксперимента нами был выявлен исходный уровень развития общей выносливости и показателей внешнего дыхания у школьников 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки в течение 2-3 лет. Среднегрупповые данные показателей внешнего дыхания и общей выносливости (по данным 6-минутного бега) показали уровень средний, а в пробе Штанге - низкий (табл. 1).

Таблица 1

Оценка среднегрупповых показателей общей выносливости и внешнего дыхания мальчиков 13-14 лет, посещающих секцию лыжной подготовки

Показатели Среднегрупповое значение Возрастная норма Оценка

Бег, 6 мин, м 1177,3 1150-1300 Средний

ЖЕЛ, мл 2535 2500-2700 Средний

Проба Штанге, с 44,7 51-64 Низкий

Проба Генчи, с 20,7 19-25 Средний

ЖИ, мл/кг 51,4 51-60 Средний

ЧД в покое, раз/мин 19 16-19 Средний

Оценка индивидуальных показателей детей позволили распределить их по уровням развития (табл. 2). Так, по показателям частоты дыхания (ЧД) в покое, ЖЕЛ, 6-минутного бега, проб Штанге и Генчи школьники в основном показали уровни средний и низкий. Анализ результатов ЖИ показал, что из 20 занимающихся в секции детей 14 имеют показатели нормы и 6 чел. - показатели ниже нормы.

Таблица 2

Распределение мальчиков 13-14 лет, посещающих секцию лыжной подготовки, по уровням развития показателей общей выносливости

и внешнего дыхания (кол-во чел.)

Показатели Уровни

Низкий Средний Высокий

Бег, 6 мин 7 7 6

ЖЕЛ 8 8 4

Проба Штанге 12 6 2

Проба Генчи 7 8 5

ЧД в покое 8 9 3

Для выявления взаимосвязи показателей общей выносливости и внешнего дыхания, нами был проведён корреляционный анализ показателей 6-минутного бега с показателями ЖЕЛ, ЖИ и гипоксических проб. Изучив взаимосвязь показателей выносливости и дыхательной системы у мальчиков 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки в течение 2-3 лет, мы выявили среднюю силу корреляционной связи показателей ЖЕЛ и общей выносливости(г=0,68) и высокую силу корреляционной связи показателей общей выносливости и ЖИ(г=0,71); общей выносливости и пробы Штанге (г=0,75); общей выносливости и пробы Генчи (г=0,76).

Результаты корреляционного анализа изучаемых показателей внешнего дыхания и общей выносливости позволили сделать вывод, что применение дополнительных средств, направленных на развитие дыхательной мускулатуры в процессе развития общей выносливости повысит эффективность этого процесса.

Полученные результаты были положены в основу составления комплекса дыхательных упражнений, применение которых на секционных занятиях по лыжной подготовке позволит наиболее доступно и эффективно развивать выносливость у детей 13-14 лет.

Разработанный комплекс направлен на: обучение правильному ритму дыхания и возможности использования дыхательных упражнений со специальными упражнениями лыжников, совершенствование дыхательных механизмов в процессе передвижения на лыжах, развитие дыхательной мускулатуры; укрепление и сохранение здоровья занимающихся детей, и, как следствие, улучшение спортивных результатов.

Предложенный нами комплекс дыхательных упражнений состоит из четырёх групп специальных упражнений (табл. 3):

1. Упражнения, направленные на развитие дыхательной мускулатуры.

2. Упражнения, направленные на совершенствование ритма дыхания.

3. Дыхательные упражнения в сочетании с передвижением на лыжах.

4. Упражнения трехфазного дыхания в сочетании с произношением речевок во время передвижения на лыжах.

Таблица 3

Содержание комплекса дыхательных упражнений для секционных занятий по лыжной подготовке, направленных на развитие общей выносливости у школьников 13-14 лет

№ п/п Название блока 1 -й этап 2-й этап 3-й этап

1. Упражнения на увеличение мощности дыхательной мускулатуры

1 1. Надувание шаров 2-3 мин 3-4 мин 5-6 мин

2 2. Дыхание через трубки для плавания 1-2 мин 3-4 мин 5-6 мин

2. Упражнения, направленные на совершенствование ритма дыхания

3 1. Циклические упражнения с активным вдохом или выдохом на короткое количество циклов шагов или движения рук 5-10 мин 10-15 мин В процессе передвижения по УТ кругу

4 2. Активный вдох или выдох на определенных отрезках заданной дистанции 10-15 мин 15-20 мин В процессе передвижения по УТ кругу

3. Дыхательные упражнения в сочетании с лыжной подготовкой детей

5 1. Имитация лыжных ходов с использованием дыхательных упражнений. - 10-15 мин 15-20 мин

6 2. Выполнение дыхательных упражнений во время передвижения на лыжах - 10-15 мин 15-20 мин

4. Упражнения трехфазного дыхания в сочетании с произношением речевок во время передвижения на лыжах

7 1. Упражнения на освоение трёхфазного дыхания В процессе передвижения по учебно-тренировочному (УТ) кругу

8 2. Выполнение трёхфазного дыхания с произношением звукосочетаний в покои и во время передвижения на лыжах - 2-5 мин, 3-4 повтор. -

9 3. Выполнение трёхфазного дыхания с произношением речевок в покои и во время передвижения на лыжах - - 10-15 мин

Основной задачей упражнений, направленных на развитие дыхательной мускулатуры является развитие мускулатуры внешних межрёберных мышц, мускулатуры диафрагмы. Именно эти мышцы вызывают увеличение объёма грудной клетки и лёгких. При выполнении дыхательных упражнений осуществлению вдоха способствуют мышцы: лестничные и грудинно-ключично-сосцевидная, а также грудные. С их помощью рёбра поднимаются выше, чем при обычном дыхании. При выполнении этих дыхательных упражнений более активным процессом становится выдох. Внутренние межрёберные мышцы активно тянут рёбра вниз. Им помогает широчайшая мышца спины. Для развития дыхательной мускулатуры в комплексе с общеразвивающими упражнениями были включены следующие упражнения:

1. Надувание воздушных шаров. Дети выполняют 3-5 надуваний воздушных шаров, после каждого надувания - отдых 20-30 с. Время выполнения упражнений в начале применений составляет 2-3 мин, в дальнейшем 4-6 мин.

2. Дыхание через увеличенное «мертвое» пространство. Дыхание через трубки для плавания или шланги длиной 1-1,5 м, диаметром 2 см. На трубках или шлангах размещены гигиенические загубники. Упражнение применяется в конце основной части занятия в течение 1-2 мин через плавательную трубку, впоследствии осуществляется переход на шланг, нагрузка доводится до 5-6 мин.

Упражнения, направленные на совершенствование ритма дыхания, применяются на начальном этапе обучения дыхательным упражнениям и по мере их совершенствования. Их отличают простота в методике использования, доступность, лёгкость в определении применения дозировки. Ритмичность выполнения дыхательных упражнений создается с помощью вербальных и визуальных методов:

1. Циклические упражнения с активным вдохом или выдохом на короткое количество циклов шагов или движения рук. Преподавателем задается задание на выполнение вдоха или выдоха, согласование дыхания с циклами движения рук или ног. Например, ходьба - на четыре цикла движения рук - вдох, на четыре - выдох. На начальном этапе время выполнения упражнения составляет 5-10 мин и 10-15 мин по мере совершенствования.

2. Активный вдох или выдох на определённых отрезках заданной дистанции. На подъёмах или спусках учебных кругов задаются отрезки расстоянием 3-5-8 м, где обозначены условные метки. Занимающиеся на каждом отрезке делают активный вдох и выдох. Время выполнения упражнения 10-15 мин на начальном этапе и 15-20 мин по мере совершенствования.

По мере освоения предыдущих упражнений и повышения уровня подготовленности занимающиеся могут приступать к выполнению

дыхательных упражнений совмещённых со специальными упражнениями лыжников. В основе применения были положены упражнения на ритм дыхания с совершенствованием глубины и частоты дыхательных движений (эти упражнения требуют определённого уровня подготовленности):

1. Имитация лыжных ходов с использованием дыхательных упражнений. Тренер дает задание на выполнение активного вдоха и выдоха, согласование дыхания с циклами движения рук или ног при имитации лыжных ходов на учебно-тренировочном кругу. Время выполнения упражнения составляет от 10-15 мин в начале применения и до 15-20 мин по мере освоения материала.

2. Выполнение дыхательных упражнений во время передвижения на лыжах. При передвижении на лыжах на каждое кратное движение рук или ног делается активный вдох и выдох. Время выполнения упражнения составляет от 10-15 мин в начале применения и до 15-20 мин по мере освоения материала.

Упражнения трехфазного дыхания в сочетании с произношением речевок во время передвижения на лыжах можно применять, начиная со 2-го этапа. В начале обучения специальные дыхательные упражнения на освоение трехфазного дыхания необходимо выполнять отдельно без произношения речёвок:

1. Выдох-пффф, пауза, возврат дыхания (вдох); пффф, пауза, возврат дыхания (вдох); пффф, пауза, возврат дыхания (вдох).

Произнесение речёвок на фоне выдоха можно начинать по мере освоения трехфазного дыхания. Так, вначале использовать дыхательные упражнения в сочетании с произношением звуков или звукосочетаний:

2. Выдох-пффф, пауза, возврат дыхания; му-ххх, пауза, возврат дыхания; мо-ххх, пауза, возврат дыхания; выдох-пффф, пауза, возврат дыхания.

Затем задания можно усложнять произношением на одном выдохе слогов и слов. И в последнюю очередь осваивать дыхательные упражнения с произношением словосочетаний, предложений и не больших стихотворных текстов.

3. Выдох-пффф, пауза, возврат дыхания; полнОчной+порОю+

в болОтной+глушИ+ бесшУмно+чуть слЫшно+ шуршАт+камышИ; выдох-пффф, пауза, возврат дыхания.

Применение упражнений дыхательно-речевой гимнастики на секционных занятиях направлено на постановку физиологически правильного рационального вдоха и естественного выдоха,

совершенствование функциональных возможностей внешнего дыхания: формирование навыков правильного рационального дыхания в покое и в движении, развитие произвольной регуляции дыхания, координации дыхательной и моторной функций, укрепление дыхательной мускулатуры, развитие силы и выносливости дыхательной мускулатуры, координации дыхания и движения.

Упражнения трёхфазного дыхания необходимо выполнять по ходу передвижения на лыжах, по команде тренера. Если упражнения вызывают усталость, затруднения дыхания или любое другое неприятное ощущение, его выполнение следует тотчас прервать.

Предложенный комплекс рекомендуется использовать в течение всего учебного года на занятиях 3 раза в неделю. В разработку комплекса были включены данные исследований Д.В. Посохова (2009). Комплекс составлялся с учетом доступности использования дыхательных упражнений для данного возраста и форме занятий, отсутствием дополнительного технического оборудования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения преподавателями физической культуры в разделе «Лыжная подготовка», тренерами по лыжной подготовке комплекса дыхательных упражнений для повышения общей выносливости в процессе практических занятий с занимающимися 13-14лет.

Список литературы

1. Баранов Л.С., Фролов В.М., Корчевой Л.Н. Исследование эффективности средств развития скоростной и силовой выносливости // Ученые записки Дальневосточной государственной академии физической культуры. 2009. №4. С. 11-14.

2. Гришина И.А. Совершенствование речевой моторики и функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 2004. 23 с.

3. Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. М.: ТВТ Дивизион, 2005. 335 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Посохов Д.В. Развитие выносливости юных лыжников на основе комплекса дыхательных упражнений при выполнении физических нагрузок: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 34 с.

5. Слушкин В.Г., Слушкина Е.А. Исследование развития выносливости в лыжных гонках // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 7. С. 147-151.

Ивко Ирина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., iivkaanKtil.ni, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Бульба Александр Викторович, магистрант, aleksander.Ьи1Ьа. 1995@,таИт, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

THE USE OF BREA THING EXERCISES IN THE CLASSROOM FOR SKI TRAINING

SCHOOL

I.A. Ivko, A. V. Bulba

The article presents research data of functional status and the correlation between the indicators of external respiration and the level of development of endurance of pupils of 13-14 years, engaged in section of the ski training on the basis of which the methodology of development of General endurance in skiing in sectional lessons at the school with special breathing exercises.

Key words: respiratory exercises, General endurance, a sectional school, ski training.

Ivko Irina Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, iivka@mail.ru, Russia, Moscow, Siberian State University of Physical Culture and Sports,

Bulba Alexander Viktorovich, graduate student, aleksander.bulba. 1995@mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

УДК 797.2:796.001.3

СОДЕРЖАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ

Е.О. Кашмина

Рассмотрены проблемы разработки и практического использования дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной медицинской группы, занимающихся плаванием.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, плавание, студенты специальной медицинской группы.

Исследования многих авторов свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья и снижении уровня физической работоспособности студенческой молодежи [5, 7, 9, 11]. Снижение уровня здоровья современных студентов ставит перед преподавателями вузов трудно решаемые задачи дозирования физических нагрузок, необходимых для достижения максимального оздоровительного эффекта.

Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы (СМГ) определяется содержанием и методикой проведения занятий. Методики физического воспитания для студентов СМГ [5-7] носят узконаправленный характер, разделяя занимающихся по имеющимся диагнозам [1, 8, 10], строятся по принципу исключения нагрузок, которые могут оказать неблагоприятное влияние на физическое состояние занимающихся. В остальном же они строятся по стандартной схеме, без учета индивидуального уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.