Научная статья на тему 'Обоснование групповой дифференциации подростков с позиции биосоциального подхода'

Обоснование групповой дифференциации подростков с позиции биосоциального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЯДРО ЛИЧНОСТИ / БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / STUDENT-CENTERED APPROACH / BIOSOCIAL APPROACH / THE CORE OF PERSONALITY / BASIC NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухих Александр Георгиевич, Фонарев Дмитрий Владимирович

Выявлены уровни гармоничности ядра личности на основе базовых потребностей подростков. Дана характеристика каждой группы с позиции личностноориентированного и биосоциального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухих Александр Георгиевич, Фонарев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE GROUP DIFFERENTIATION TEENAGERS WITH POSITION BIOSOCIAL APPROACH

Revealed levels of harmonious personality kernel based on the basic needs of adolescents. The characteristics of each group from the standpoint of a student-centered approach and biosocial.

Текст научной работы на тему «Обоснование групповой дифференциации подростков с позиции биосоциального подхода»

COMPARA TIVE STUDY OF PHYSICAL ACTIVITIES ON PHYSICAL EDUCA TION CLASSES AT GIRLS-STUDENTS WHO ARE ENGAGED CYCLICALLY, GAMING, POWER

AND AEROBIC EXERCISES

A.I. Rakhmatov, I. V. Mashonina, O.A. Shvachun

A comparative analysis of motor activity of female students involved in athletics, basketball, rhythmic gymnastics, pilates, aerobics, power sports in terms of: the number of locomotion, energy consumption, the amount of heartbeats for the purpose of optimization of the physical exertion. Correlation relationship between the functional response of the body's systems and the parameters of physical activity.

Key words: health, exercise, students, teaching methods, cyclic, game, power, aerobic exercise.

Rakhmatov Akhmedzhan Ibrahimovic, candidate of pedagogical Sciences, professor, Master of Sports of the USSR, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, head of Department, axmed-20-06-09ayandex. ru, Russia, Moscow, Moscow State University of ways of the message of the Emperor Nicholas II (MGUPS (MIIT),

Mashoshina Irina Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Master of Sports of Russia, irofanamail. ru, Russia, Voronezh, GPS Voronezh institute of Emercom of Russia,

Shvachun Oksana Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, oksana.shvachun amail.ru, Russia, Voronezh, Russian State University of Justice, Central branch (Voronezh)

УДК 796.011

ОБОСНОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИИ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

А.Г. Сухих, Д.В. Фонарев

Выявлены уровни гармоничности ядра личности на основе базовых потребностей подростков. Дана характеристика каждой группы с позиции личностно-ориентированного и биосоциального подхода.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, личностно-ориентированный подход, биосоциальный подход, ядро личности, базовые потребности.

Реализация на практике Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования предусматривает следования, прописанных в нем требований к реализации основной образовательной программы в части формирования личностных, предметных результатов и метапредметных универсальных учебных действий, наличие которых у выпускника позволит согласовать целевые установки и потребности личности подростка, общества и государства в целом [1].

Организация педагогического процесса и его наполнение в современных условиях переориентации образовательной парадигмы с «процессуальной» на «результативную», основанную на прописанных во ФГОС методологических принципах, предусматривает понимание каждым учителем основ личностно-ориентированного обучения и его полноценное применение в своей деятельности.

Несмотря на то, что в научно-методической литературе среди ученых, занимающихся проблемой организации личностно-ориентированного обучения и воспитания нет единого мнения, большинство соглашается с тем, что первоочередной задачей является разработка согласованных схем ориентировки в личности ребенка и конструирование с их учетом специфического педагогического пространства (Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Сериков В.В., Плагин А.А.).

Одним из основных положений при таком конструировании, по мнению авторов личностно-ориентированного обучения, является концентрация внимания на специфической природы личности, признание личностных, индивидуальных различий между учащимися. Авторами декларируется первостепенная необходимость учета специфической природы личности при организации и содержательном наполнении образовательного процесса на различных его ступенях (Якиманская И.С., Сериков В.В.).

Принимая во внимание тезаурус И.С. Якиманской термина «индивид», «...человек, представитель рода, с присущими ему генотипическими, психофизиологическими, анатомо-биологическими особенностями..», и термина «индивидуальность», «.неповторимость, уникальность самобытность каждого «индивида.», организация личностно - ориентированного обучения возможна при условии распределения детей по однородным группам, на основании их особенностей, стремлений, склонностей, успеваемости и т. д. [6, 7].

Критерием распределения обучающихся, по нашему мнению, должна стать характеристика, обладающая: во-первых, наибольшим уровнем устойчивости в процессе перестроения структур личности при переходном возрастном периоде; во-вторых, отражающая специфику развития и функционирования личности в рамках биосоциального подхода.

Обоснование применения биосоциального подхода, в части «интегральной концепции личности» (Мотков О.И.), при организации образовательного процесса в основной школе, рассматривалась на ранних этапах нашего исследования [3, 4], на которых нами было доказано наличие корреляционных связей между предлагаемым нами критерием распределения обучающихся по группам и предметными результатами освоения физкультурно-спортивной деятельности наряду с уровнем их умственного развития [5].

В рамках «интегральной концепции личности», универсальный

природный каркас личности (УПКЛ) представлен природной, генетически детерминированной основой личности, на фундаменте которой в процессе общения, обучения, образования и т. д., под воздействием социальных доминант развития формируется вся сложная система целей, мотивов, стремлений и потребностей, реализация, осуществление которых является основной целью личности.

В структуре УПКЛ системообразующим и наиболее устойчивым компонентом является блок базовых потребностей, его природное ядро -природный центр всего внутреннего мира человека.

Диагностика базовых потребностей личности заключается в исследовании четырех пар полярных потребностей:

1. Стремление жить и продолжать жить - стремление к саморазрушению.

2. Потребность в сильной личности - потребность в слабой личности.

3. Потребность в свободе - потребность в зависимости.

4. Потребность в развитии - тенденция к стереотипному функционированию.

Каждая из потребностей представляет собой целый комплекс определенных характеристик, связанных общей метанаправленностью [2].

У каждой личности по-разному активированы базовые положительные и отрицательные потребности, и центральной, комплексной диагностируемой характеристикой блока базовых потребностей, являющейся основой для дифференциации обучающихся, выступает уровень гармоничности ядра личности. Он заключается в соотношении уровня гармоничности силы проявления (мотивационная сила) положительно выраженных базовых потребностей личности и уровня гармоничности реализации положительно выраженных базовых потребностей в процессе жизнедеятельности.

Согласно результатам пилотного исследования, проведенного на базе МАОУ «СОШ № 10» г. Краснокамска, Пермского края, среди обучающихся 5-х классов имеются дети с псевдо-высоким (3,2 %), высоким (20,3 %), средним (59,3 %), и низким (17,2 %) уровнями гармоничности ядра личности, распределенные по трем группам, каждая из которых обладает специфическими характеристиками.

Дети с псевдо-высоким и высоким уровнями гармоничности ядра личности, отнесенные в результате дифференциации в первую группу обучающихся (23,5 %), характеризуются высоким и средним уровнями влияния положительно активированных базовых потребностей на формирование устойчивых мотивов и псевдо-высоким и высоким уровнем их реализации в поведении. Они обладают завышенной самооценкой, неспособностью адекватно оценивать силы, низким уровнем способности к самоанализу, рефлексии и стремления разобраться в причинных поступков окружающих, чрезмерной уверенностью в своей правоте, высокими

амбициями, эгоистичны. Наблюдается низкий уровень такой переменной, как показатель противоречивости между наличным состоянием личности и желаемым состоянием, обусловленным степенью активации базовых потребностей детерминирующих, в свою очередь, силу личностных мотивов. Уровень мотивации, в том числе и учебной мотивации, на высоком уровне.

Для запуска механизмов личностного развития и мотивирования к развитию таких обучающихся, по мнению О.И. Моткова, рекомендуется активная проблематизация индивидуального поведения, систематическое включение в новые виды деятельности, требующие применения новых знаний и неавтоматизированных умений и навыков.

В физкультурно-спортивной деятельности такие дети предпочитают индивидуальные виды спорта, учебный процесс по физическому воспитанию для детей первой группы универсального природного каркаса личности организуется преимущественно с большой долей индивидуализации. В силу низкой способности к самоанализу при формировании предметных и метапредметных результатов обосновано применение методов строго регламентированного упражнения. Так в ситуации взаимодействия «ученик-учитель», используя метод расчленено-конструктивного упражнения, предлагать учащимся готовые критерии оценивания двигательных действий как одной части, так и всего упражнения в целом. Это будет способствовать формированию у занимающихся регулятивных универсальных учебных действий.

Обучающихся отнесенных ко второй группе (17,2 %), можно охарактеризовать как индивидуума с низким уровнем реализации положительных потребностей и низким уровнем гармоничности ядра личности. Уровень противоречивости между личностными стремлениями и индивидуального состояния личности высокий, что свидетельствует о наличии устойчивых угнетенных состояний, депрессии, заниженной самооценки. Слабая личностная удовлетворенность, низкая поведенческая реализация положительных тенденций приводит к невозможности проявить себя в том или ином роде деятельности, творчески самореализоваться. Длительный низкий уровень противоречия «я желаемого» и «я наличного», невозможность реализации положительно активированных базовых потребностей, угнетенное состояние приводят к трансформации положительного баланса в стремлениях в отрицательный, соответственно к низкому уровню мотивации, в том числе и учебной.

Процесс физического воспитания для данной группы универсального природного каркаса личности характеризуется рядом особенностей: групповая и индивидуальная организация деятельности обучающегося на уроке с преимущественным применением методов частично-регламентированного упражнения, направленных на создание ситуации успеха; увеличение удельного времени на освоение теоретического материала предмета «Физическая культура» и смежных областей знаний с

целью формирования ценностно-мотивационной базы эмпирического познания изучаемой сферы деятельности.

Ориентация внимания детей рассматриваемой группы УПКЛ направлена на: качественные изменения собственных физических качеств, уровень собственной технико-тактической подготовленности в видах спорта, включенных в программу, создание условий для развития умения анализировать себя, а после чужую деятельность.

В третью группу УПКЛ (59,3 %) отнесены обучающиеся со средним уровнем как гармоничности силы позитивно детерминированных базовых стремлений, так и их реализации в жизни. У таких обучающихся средний уровень гармоничности ядра личности.

Гармоничное состояние личности среднего уровня характеризуется наличием некоторой степени противоречивости, стимулирующей процесс саморазвития и вкус к жизни. Обучающиеся данной группы имеют подвижную иерархию ведущих мотивов. Активно протекающие процессы саморазвития и самоиспытания также являются характеристиками третей группы УПКЛ. Процесс физического воспитания, в частности, воспринимается школьниками данной группы как возможность самоактуализации, самоиспытания, направленные на устранение упомянутой ранее противоречивости. Общая метанаправленность в интересах обучающихся открывает возможность ориентации данных детей на освоение ценностей физкультурно-спортивной деятельности.

Список литературы

1. Кондаков А.М, Кузнецов, А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2010. 39 с.

2. Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие. Самара: ИД «Бахрах-М», 2008. 160 с.

3. Сухих А.Г. Фонарев Д.В. Организация и содержание физического воспитания школьников в контексте «интегральной модели личности» // Спортивно ориентированное физическое воспитание и олимпийское образование - новые педагогические технологии XXI века: сб. статей Х-й Всерос. науч.-практ. конф. (3 апреля 2015 г.) / под ред. В.Н. Чумакова, Т.В. Кугушевой, Д.В. Фонарева, К.В. Чедова. Чайковский, 2015. С. 92-97.

4. Сухих А.Г., Фонарев Д.В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2014. № 4. С. 60-64.

5. Фонарев Д.В., Сухих А.Г. Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 12 (130). 2015. С 274-277.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2001. 96 с.

7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.

Сухих Александр Георгиевич, аспирант, fizruk. l989 anKtil.ni, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,

Фонарев Дмитрий Владимирович, д-р пед. наук, проф., dozent1974@,mail.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры

RATIONALE GROUP DIFFERENTIATION TEENAGERS WITH POSITION BIOSOCIAL

APPROACH

A.G. Sukhih, D.V. Fonarev

Revealed levels of harmonious personality kernel based on the basic needs of adolescents. The characteristics of each group from the standpoint of a student-centered approach and biosocial.

Key words: Federal state educational standards, student-centered approach, biosocial approach, the core of personality, basic needs.

Suhih Alexander Georgievich, graduate student, fizruk.1989@mail.ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,

Fonarev Dmitrii Vladimirovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, dozent l974amail. ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

УДК 796.2

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ОПТИМИЗАТОР СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.А. Тищенко, И.И. Терзиева

Рассмотрены результаты исследования, направленные на выявление влияния секционных занятий по игровым видам спорта на функциональное состояние системы внешнего дыхания школьников 14-15 лет. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что динамика показателей системы внешнего дыхания мальчиков 14-15 лет свидетельствует о положительном влиянии секционных занятий по футболу, волейболу и баскетболу на эти показатели.

Ключевые слова: показатели системы внешнего дыхания, спортивные игры, физическое здоровье школьников.

На сегодня в Украине сложились достаточно неблагоприятные условия, которые являются одной из главных причин существенного снижения физического и психического здоровья детей разного возраста [2]. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.