Научная статья на тему 'Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания'

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / FEDERAL STATE STANDARD OF GENERAL EDUCATION / METHODICAL READINESS / META-RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухих Александр Георгиевич, Фонарев Дмитрий Владимирович

Ставится задача рассмотреть основные проблемы, возникающие у учителей физической культуры при попытках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Обозначены мнения ученых и практиков по поводу причин ситуации сложившейся в физическом воспитании учащихся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухих Александр Георгиевич, Фонарев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION IN THE PRACTICE OF PHYSICAL CULTURE

The article seeks to consider the basic problems encountered by teachers of physical training in trying to implement the federal state educational standards of general education. Denoted the opinions of scholars and practitioners about the situation in physical training in basic school.

Текст научной работы на тему «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания»

труду и защите Отечества» в 2008-2010 гг. / В.А. Кабачков [и др.] // Вестник спортивной науки. 2010. № 2. С. 47-50.

7. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов техн. вузов. Красноярск, 2005.

8. Физическая культура в строительных вузах: учебник / под ред. Л.М. Крыловой. М.: Изд-во АСВ, 2009.

Славина Анастасия Юрьевна, преп., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный строительный университет

PHYSICAL CULTURE AS KOMPONET OF FORMATION OF THE SPECIALIST

OF TECHNICAL COLLEGE

A.Y. Slavina

In this article the concept physical culture of the person, the main objectives of physical training of students of SMG is considered, dynamics of change of number of groups of special group ofMGSUfor some years is given.

Keywords: physical training, health, special medical group, physical culture of the person, "GTO" complex.

Slavina Anastasia Yurevna, teacher, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State Construction University

УДК 796.011

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

А.Г. Сухих, Д.В. Фонарев

Ставится задача рассмотреть основные проблемы, возникающие у учителей физической культуры при попытках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Обозначены мнения ученых и практиков по поводу причин ситуации сложившейся в физическом воспитании учащихся средней школы.

Ключевые слова: федеральный государственный стандарт основного общего образования, методическая готовность, метапредметные результаты.

На сегодняшний день в системе школьного образовании трудно найти темы более значимые и обсуждаемые чем те, которые касаются внедрения и реализации на практике федеральных государственных образовательных стандартов. Практически в каждом регионе РФ организованы экспериментальные площадки, творческие группы, курсы повышения квалификации; проходят конференции, семинары и круглые

столы. Все внимание педагогической общественности сосредоточено на организационно-методическом аспекте реализации требований ФГОС [7].

Государственный образовательный стандарт основного общего образования, вводимый во всех школах Российской федерации с 2015 года и закрепленный в статье 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наряду с формированием личностных и предметных результатов изучения отдельных дисциплин содержит и требования иного характера. В частности, в нем говорится о необходимости формирования у школьников надпредметных (метапредметных) результатов, рассматриваемых в качестве системы универсальных учебных действий.

В каждом учебном заведении разрабатывается ряд документов, необходимых для работы по новым стандартам. Ключевым из них является «программа формирования универсальных учебных действий» [8].

Что касается предмета «Физическая культуры», то его содержание и специфика преподавания в современной школе, по мнению разработчиков ФГОС, теперь должны быть связаны с применением личностно -ориентированного подхода. При попытке его применения в практике учителя физической культуры, сталкиваются с рядом трудностей.

Во-первых, по мнению А.М Кондакова и А.А. Кузнецова это связано с тем, что стандарты не устанавливают образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, не содержат организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, не регулируют формы и способы получения образования [5].

Во-вторых, в образовательной области «Физическая культура» наблюдается изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основанные на новых дидактических методах и принципах, на совершенно иных формах взаимоотношений субъектов образовательного процесса [3].

В настоящее время, наряду с традиционным стандартно -нормативным подходом - системообразующим элементом существующей классно-урочной системы, существуют целый ряд научно обоснованных и введенных в практику физического воспитания основной школы технологических подходов: адаптивная физическая культура; здоровьесбережение средствами физического воспитания; здоровьеформи-рование средствами физического воспитания; спортизированное физическое воспитание; спортивно-валеологическое воспитание и др. [2].

Формирование планируемых результатов (предметных и метапредметных универсальных учебных действий) основной образовательной программы в основной школе, должны обеспечивать программы по отдельным учебным предметам и курсам, при условии, что будет применяться системно-деятельностный подход [4, 8].

С момента утверждения ФГОС основного общего образования было опубликовано ряд программ по предмету «Физическая культура». В первую очередь к ним относится «Примерная программа основного общего образования по «Физической культуре», в которой основное внимание по прежнему уделяется формированию предметных результатов, а формирование универсальных учебных действий, как надпредметных результатов, должно происходить совместно с другими образовательными дисциплинами. Вместе с тем каждый учитель физкультуры обязан в своей рабочей программе и тематическом плане, кроме выше упомянутых предметных результатов, представить средства и методы формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Это требует от учителя понимания сущности уже вышеупомянутого нами личностно ориентированного подхода.

История проникновения данного подхода в систему общего образования основана на теории и практике применения развивающего обучения таких авторов как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В области физического воспитания школьников, в рамках ФГОС, личностно ориентированный подход стал объектом внимания в работах Д.Д. Кечкина, К.А. Каинова, А.М. Тихонова и др.

Несмотря на накопленный опыт в современных реалиях преподавания физической культуры в школе наблюдается такое явление, как психологическая и гностическая не готовность учителей физической культуры к работе в новых условиях [3, 9].

В современной научно - теоретической и методической литературе существуют разные понимания и определения «готовности учителя к педагогической деятельности». Так, например, одни авторы считают, что под «готовностью» следует рассматривать интегральную модель, особое состояние личности педагога, проявляемое во взаимодействии мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-практического, эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов [10]. Другие считают, что «готовность учителя» определяется профессионально - педагогической, и методической подготовленностью. Авторы Г.Л. Копотева и И.М. Логвинова разработали модель методической готовности учителей общеобразовательных школ к реализации ФГОС, состоящую из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов.

Первый компонент - познавательный, который включает: наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

наличие умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС;

• способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС;

• способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их;

• владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС.

Второй компонент - эмоциональный:

• осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

• удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС;

• признание приоритетности субъект - субъектных отношений в процессе реализации ФГОС.

Третий компонент - мотивационный:

• интерес к методической работе, посвященной реализации ФГОС; постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной реализации ФГОС;

• наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;

• наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС [6].

В сложившейся ситуации с одной стороны введение ФГОС, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, и недостаточная готовность учителя физической культуры к его реализации, требуется модернизация содержания ряда компонентов системы физического воспитания в школе, которая позволила бы перейти к преподаванию предмета «Физическая культура» в соответствии с новыми реалиями.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 159 с.

2. Евсеев С.П., Комков А.Г., Шелков О.М. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 2 2006. URL: http://lib.sportedu.ru/ Press/FKVOT/2006N2/p24-26,39-41 .htm (дата обращения: 25.11.2014)

3. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. 2013. 24 с.

4. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011. 79 с.

5. Кондаков А.М, Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М.: Просвещение, 2010. 39 с.

6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 10. С. 8-12.

7. Ломакина Г.Р. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и практического применения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Вып. 3 (27). 2013. C. 185-193.

8. Никандров Н.Д., Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М.: Просвещение, 2008. 21 с.

9. Тихонов А.М. Процесс профессиональной подготовки по физической культуре в системе базовых дисциплин предметной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып. 98. 2009. С. 58-64.

10. Фатеев В.А. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к реализации личностно ориентированного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 6.

Сухих Александр Георгиевич, учитель, аспирант, [email protected], Россия, Краснокамск, МАОУ «СОШ№ 10»,

Фонарев Дмитрий Владимирович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

OF GENERAL EDUCATION IN THE PRACTICE OF PHYSICAL CULTURE

A.G. Suhih, D.V. Fonarev

The article seeks to consider the basic problems encountered by teachers of physical training in trying to implement the federal state educational standards of general education. Denoted the opinions of scholars and practitioners about the situation in physical training in basic school.

Key words: federal state standard of general education, methodical readiness, a meta-results.

Suhih Alexander Georgievich, teacher, graduate student, [email protected], Russia, Krasnokamsk, School № 10,

Fonarev Dmitrii Vladimirovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.