Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ СПОРТСМЕНОВ С ДЦП В ПАРАЛИМПИЙСКОЙ ВЫЕЗДКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ СПОРТСМЕНОВ С ДЦП В ПАРАЛИМПИЙСКОЙ ВЫЕЗДКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ВЫЕЗДКА / ТЕХНИКА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ / ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Порошенкова Дарья Олеговна, Громова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом, научному обоснованию системы спортивной подготовки в данном виде спорта. В исследовании принимали участие 16 спортсменов-конников с ДЦП 10-12 лет. В ходе эксперимента в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена экспериментальная методика обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом. В программу занятий в оптимальном и рациональном соотношении были включены следующие блоки упражнений: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая подготовка. После применения экспериментальной методики выявлено более значимое повышение показателей технической подготовленности спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Порошенкова Дарья Олеговна, Громова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF TEACHING HORSE RIDING TECHNIQUE TO PARALYMPIANS WITH INFANT CEREBRAL PALSY AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS TRAINING

The article is devoted to the problem of teaching the technique of riding to the Paralympic athletes with cerebral palsy, the scientific substantiation of the system of sports training in this sport. The study involved 16 equestrian athletes with cerebral palsy aged 10-12 years old. During the experiment, the experimental program for teaching the technique of riding Paralympic athletes with infantile cerebral palsy was introduced into the training process of the experimental group. The following blocks of exercises were included in the training program in an optimal and rational ratio: the general physical training, special physical training, technical training. After applying the experimental methodology, significantly more pronounced positive change in the indicators of the technical training of athletes in the experimental group was revealed in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ СПОРТСМЕНОВ С ДЦП В ПАРАЛИМПИЙСКОЙ ВЫЕЗДКЕ»

2. 55% прыгунов в воду и 95% баскетболистов характеризуются подвижным типом высшей нервной деятельности.

3. Баскетболисты обладают лучшей способностью к обработке сложной информации и быстрому принятию правильных решений по сравнению с прыгунами в воду.

4. У почти 90% прыгунов в воду и баскетболистов выявлено преобладание возбуждения над торможением.

5. 76% прыгунов в воду имеют нервную систему промежуточного типа между средней и слабой силы, а 75% баскетболистов - нервную систему слабого типа.

6. Необходимость оценки свойств нервной системы спортсменов обусловлена важностью данной информации для эффективного планирования тренировочного процесса и повышения результативности соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коломиец, О.И. Особенности функционального состояния Центральной нервной системы у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, Е.В. Быков, И А. Якубовская // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 217-225.

2. Плешкань, А.В. Изучение свойств нервной системы по психомоторным показателям у спортсменов сложно-координационных, командных и циклических видов спорта / А.В. Плешкань, В.В. Шульга // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2021. - Т. 23. - С. 192-200.

3. Попова, И.Е. Успешность выступления легкоатлетов на соревнованиях в зависимости от типологических особенностей нервной системы / И.Е. Попова, С.И. Спесивцева, В.Н. Калаев // Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. -Воронеж : Истоки, 2017. - С. 2100-2102.

4. Чистоедова, Ю.А. Оценка и сравнение психофизиологических характеристик спортсменов различных видов спорта / Ю.А Чистоедова., А.А. Кылосов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 575-581.

REFERENCES

1. Kolomiets, O.I. and all (2017), "Features of the functional state of the Central nervous system in athletes with different orientations of the training process", Journal of Pedagogical-psychological and medical-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 12, No.2, pp. 217-225.

2. Pleshkan, A.V., Shulga, V.V. and Shulga, V.V. (2021), "Studying the properties of the nervous system according to psychomotor indicators in athletes of complex coordination, team and cyclic sports", Journal of Actual problems ofphysical culture and sports, Vol. 23, pp. 192-200.

3. Popova, I.E. and all (2017), "Successful performance of athletes at competitions depending on the typological features of the nervous system", Proceedings of the XXIII Congress of the Physiological Society. I.P. Pavlova with international participation, September 18-22, 2017, Voronezh, pp. 2100-2102.

4. Chistoedova, Yu.A. and Kylosov, A.A. (2017), "Evaluation and comparison of the psychophysiological characteristics of athletes in various sports», Journal of Scientific and methodological electronic journal «Concept". Vol. 2, pp. 575-581.

Контактная информация: delta8080@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УКД 798.22

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ СПОРТСМЕНОВ С ДЦП В ПАРАЛИМПИЙСКОЙ ВЫЕЗДКЕ

Дарья Олеговна Порошенкова, магистрант, Ольга Владимировна Громова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Статья посвящена проблеме обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом, научному обоснованию системы спортивной подготовки в данном виде спорта. В исследовании принимали участие 16 спортсменов-конников с ДЦП 10-12 лет. В ходе эксперимента в тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена экспериментальная методика обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом. В программу занятий в оптимальном и рациональном соотношении были включены следующие блоки упражнений: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая подготовка. После применения экспериментальной методики выявлено более значимое повышение показателей технической подготовленности спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной.

Ключевые слова: адаптивный спорт, паралимпийская выездка, техника верховой езды, церебральный паралич, начальная спортивная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p430-434

METHOD OF TEACHING HORSE RIDING TECHNIQUE TO PARALYMPIANS WITH INFANT CEREBRAL PALSY AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS

TRAINING

Daria Olegovna Poroshenkova, master's student, Olga Vladimirovna Gromova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Russian university sport (SCOLIPE), Moscow

Abstract

The article is devoted to the problem of teaching the technique of riding to the Paralympic athletes with cerebral palsy, the scientific substantiation of the system of sports training in this sport. The study involved 16 equestrian athletes with cerebral palsy aged 10-12 years old. During the experiment, the experimental program for teaching the technique of riding Paralympic athletes with infantile cerebral palsy was introduced into the training process of the experimental group. The following blocks of exercises were included in the training program in an optimal and rational ratio: the general physical training, special physical training, technical training. After applying the experimental methodology, significantly more pronounced positive change in the indicators of the technical training of athletes in the experimental group was revealed in comparison with the control group.

Keywords: Paralympians, riding technique, Paralympic dressage, cerebral palsy, initial sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Вовлечение в занятия спортом лиц с инвалидностью является на современном этапе важной задачей в системе адаптивной физической культуры и спорта. Одним из наиболее привлекательных и востребованных видов адаптивного спорта является паралимпийская выездка. Выездка - это комбинация элегантности, точности, силы и умения, что делает ее наиболее эффектным видом из всех конноспортивных дисциплин. Это вид спорта, в котором человек не только делает усилие над собой, осваивает новые умения и навыки, но и управляет животным, подчиняя его себе. Человек и лошадь становятся одним целым и работают сообща [4].

Паралимпийская выездка включает в себя демонстрацию подготовки лошади путем выполнения предписанных элементов с системой оценок. Пары всадник-лошадь должны демонстрировать гармонию при выполнении тестовых схем, оцениваемых судьями с использованием заранее определенных критериев [1, 3].

В нашей стране развиты такие виды спорта, в которых участвуют люди с ДЦП, как плавание, велоспорт, бочча, лёгкая атлетика и др. В связи с этим, существует множество рабочих программ по вышеперечисленным видам адаптивного спорта, так как они давно развиваются и интегрированы в систему подготовки спортсменов с ДЦП. Однако в до-

ступных нам литературных источниках не было обнаружено достаточное количество описанных методик, направленных на обучение технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом на этапе начальной спортивной подготовки, это является малоизученным направлением, представляющим теоретический и практический интерес [2, 5].

Цель исследования. Повысить эффективность методики обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом на этапе начальной спортивной подготовки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 2 группы испытуемых - контрольная и экспериментальная. Испытуемые были подобраны в группы с учётом уровня физической подготовленности, они прошли этап ознакомления и на момент начала эксперимента занимались 6 месяцев. В каждой группе было по 8 девочек от 10 до 12 лет с гемипаретической формой ДЦП (1 уровень двигательных функций по шкале GMFCS). Контрольная группа занималась по программе тренера по конному спорту в иппотерапевтической конюшне «Инвакон». Занятия в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю по 90 минут, из которых 30 минут -в спортивном зале и остальные 60 - верхом на лошади.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Перед началом проведения педагогического эксперимента необходимо было определить исходный уровень технической подготовленности спортсменов. В связи с этим в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группе проводился констатирующий эксперимент, использовались следующие группы тестов: «средний шаг» (баллы); «вольт» (баллы); «остановка» (баллы); «средняя линия» (баллы). Результаты прошли статистический анализ, достоверность различий определялась по и-критерию Манна-Уитни, различия достоверны при р<0,05 (икр.= 15), р<0,01 (икр.=9).

Таблица 1 - Исходные показатели технической подготовленности у испытуемых контрольной (п=8) и экспериментальной (п=8) групп до эксперимента

Показатель ЭГ КГ и

25% Ме 75% 25% Ме 75%

«Средний шаг» (баллы) 1,2 2,4 3,6 1,2 2,4 3,6 31,5

«Вольт» (баллы) 1,2 2,4 3,6 1,1 2,3 3,4 29,5

«Остановка» (баллы) 1,7 3,4 5,1 1,6 3,3 4,9 29,5

«Средняя линия» (баллы) 1,3 2,5 3,8 1,4 2,8 4,1 28

икр.=15 при р<0,05; Шр.=9 при р<0,01.

По результатам констатирующего эксперимента достоверных различий между группами не было обнаружено, что подтверждает корректность подбора испытуемых.

Методика обучения технике верховой езды спортсменов с детским церебральным параличом на этапе начальной спортивной подготовки складывается из трех больших блоков упражнений: первым блоком являлась «общая физическая подготовка», включающая в себя упражнения на координацию, выносливость, гибкость, скоростно-силовые упражнения, а также коррекционные упражнения, в которые входили упражнения для профилактики травм и заболеваний ОДА, для коррекции осанки, дыхательные упражнения. Второй блок «специальная физическая подготовка» включал упражнения в зале, туда вошли упражнения на координацию, выносливость и гибкость, а также верхом на лошади: суставная гимнастика, упражнения на координацию и тренировку вестибулярного аппарата, упражнения на разгрузку опорно-двигательного аппарата, дыхательные упражнения. Третий блок «техническая подготовка» включал в себя теоретическую и

практическую подготовку. В теоретическую подготовку входили занятия по темам «Техника безопасности» и «Правила соревнований по паралимпийской выездке», в практическую подготовку мы включили: обучение управлению лошадью, посадке, технике выполнения элементов, освоение аллюров «шаг», «рысь», «галоп».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что по результатам педагогического эксперимента у спортсменов с ДЦП наблюдается положительная динамика исследуемых показателей. Рассмотрим динамику изменений после педагогического эксперимента по сравнению с результатами, полученными в начале исследования.

Таблица 2 - Сравнительные показатели технической подготовленности у испытуемых контрольной (п=8) и экспериментальной (п=8) групп после эксперимента_

Показатель ЭГ КГ U

25% Me 75% 25% Me 75%

«Средний шаг» (баллы) 3,7 7,4 11,1 1,5 3,0 4,5 0*

«Вольт» (баллы) 3,8 7,5 11,3 1,5 3,0 4,5 0*

«Остановка» (баллы) 4 8 12 2 4 6 0*

«Средняя линия» (баллы) 3,9 7,9 11,8 1,6 3,3 4,9 0*

Из таблицы 2 видно, что все тесты испытуемые экспериментальной группы выполнили лучше, чем контрольная группа. В таких тестах, как «средний шаг», результат улучшился на 4,4 балла, «вольт» - на 4,5 балла, «средняя линия» - на 4,6 балла, тест «остановка» экспериментальная группа выполнила лучше контрольной в 2 раза.

У обеих групп тест «вольт» и «средний шаг» дали наибольший прирост. Это обусловлено тем, что обе группы много ездили верхом, и много времени уделялось разучиванию элементов паралимпийской выездки как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Все показатели у экспериментальной группы достоверно улучшились, это говорит об эффективности нашей методики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение в тренировочном процессе спортсменов с ДЦП 10-12 лет на этапе начальной спортивной подготовки грамотно выстроенной программы с использованием блоков «общая и специальная физическая подготовка», а также «техническая подготовка» позволило значительно повысить результаты технической подготовленности спортсменов с ДЦП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балаклеец В.В. Верховая езда как средство реабилитации / В.В. Балаклеец // Аллея науки - 2019. - Т. 1, № 1 (28). - С. 262-265.

2. Головина Т.Н. Интегрированная модель конного образования детей и взрослых / Т.Н. Головина, В.И. Саморуков, А.Ю. Крылова // Научное обеспечение развития АПК в условиях им-портозамещения. // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции СПбГАУ - Санкт-Петербург, 2020. - С. 154-156.

3. Коростелева Е.Н. Аспекты общефизической подготовки спортсмена с нарушениями ода в конном спорте / Е.Н. Коростелева // Конная индустрия и современное общество: перспективы, тенденции, регулирование: Материалы национальной научно-практической конференции (форума), Санкт-Петербург - Пушкин, 29 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург - Пушкин : Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2021. - С. 15-19.

4. Слепченко Ю.А. Методы абилитации и реабилитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культуры / Ю.А. Слепченко // Адаптивная физическая культура. - 2019. -N0. 1 (77). - С. 3-7.

5. A new method to quantify harmony of the horse-rider system in dressage / C. Peham, T. Licka, M. Kapaun, M. Scheidl // Sports Engineering. - 2001. - Vol. 4, No 2. - P. 95-101.

REFERENCES

1. Balakleyets, V.V. (2019), "Riding as a means of rehabilitation", Alley of Science, Vol. 28, No. 1, pp. 262-265.

2. Golovina, T.N., Samorukov, V.I. and Krylova A.YU., (2020), "An integrated model of equestrian education for children and adults", Collection of scientific papers on the materials of the international scientific-practical conference of St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg, pp. 154-156.

3. Korosteleva, Ye.N. (2021), "Aspects of general physical training of an athlete with od disorders in equestrian sports", Equestrian industry and modern society: prospects, trends, regulation: Proceedings of the National Scientific-Practical Conference (Forum), St. Petersburg - Pushkin: St. Petersburg State Agrarian University, pp. 15-19.

4. Slepchenko, Yu.A. (2019), "Methods of habilitation and rehabilitation with the help of a horse in the system of adaptive physical culture", Adaptive physical culture, Vol 77, No.1, pp. 3-7.

5. Peham, C., Licka, T., Kapaun, M., Scheidl, M. (2001), :A new method to quantify harmony of the horse-rider system in dressage:, Sports Engineering, Vol. 4, No 2, pp. 95-101.

Контактная информация: myweer@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 796.012.1

ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Николай Константинович Постников, инженер-исследователь, Ольга Анатольевна Александрова, младший научный сотрудник, Татьяна Васильевна Беличева, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой, Олег Юрьевич Беспятых, доктор биологических наук, заведующий кафедрой, Вятский государственный университет, Киров

Аннотация

Цель исследования - изучение показателей развития гибкости, силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студенток первого курса. Материалы и методы. Исследование было проведено среди студенток первого курса института социальных и гуманитарных наук Вятского государственного университета (г. Киров) в 2021-2022 учебном году в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». В педагогическом эксперименте приняли участие 177 студенток. Учебные занятия в первом полугодии проводились согласно рабочей программе по дисциплине 1 раз в неделю. Во втором полугодии студентки были поделены на группы для занятий волейболом, атлетической гимнастикой, общей физической подготовкой или фитнес-аэробикой. Для определения уровня развития физических качеств студенток первого курса нами были использованы нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Полученные результаты педагогического исследования подверглись математико-статистической обработке методом, основанным на определении t-критерия Стьюдента. Результаты. В конце исследования у всех студенток произошли изменения значений физических качеств в зависимости от вида двигательной активности. Так, занятия атлетической гимнастикой способствовали достоверному увеличению значения силы по сравнению с данными, полученными в начале педагогического эксперимента. Вывод. В ходе проведенного исследования выявлены изменения значений физических качеств студенток первого курса на различных формах занятий в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для подготовки студентов к физическим нагрузкам разного характера и становлению их как будущих специалистов.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, общая физическая подготовка, атлетическая гимнастика, волейбол, фитнес-аэробика, студентки, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.