Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-КОННИКОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ВЫЕЗДКА"'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-КОННИКОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ВЫЕЗДКА" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
378
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОННЫЙ СПОРТ / ВЫЕЗДКА / ПРОГРАММА "МАЛЫЙ ПРИЗ" / СПОРТСМЕНЫ-КОННИКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛОШАДЬ / ВСАДНИК / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Александров Спартак Геннадиевич, Белинский Дмитрий Витальевич

Конный спорт - аутентичный состязательный феномен, соединяющий многовековые традиции подготовки воинов, общение и взаимодействие с одомашненным красивым и грациозным животным, средство эмоционально-психологической разгрузки и физической подготовки. Помимо общего оздоровления, занятия конным спортом содействуют гармоничному развитию занимающихся, воспитанию у них прикладных физических качеств и двигательных способностей. Многие существующие методики обучения в конном спорте не учитывают сопряженного воздействия расширенного состава технических приёмов и средств подготовки спортсменов-конников 16-18 лет в дисциплине «выездка». В этой связи, была разработана соответствующая экспериментальная методики обучения выездке юных спортсменов 16-18 лет на этапе их спортивного совершенствования. Для выявления эффективности разработанной методики, на базе спортивной школы олимпийского резерва по конному спорту, организованы педагогические наблюдение и эксперимент, в условиях которых осуществлялось тестирование спортсменов-конников, занимающихся по экспериментальной и традиционной программам. По итогам исследования получены позитивные результаты, которые будут востребованы при построении процесса спортивного совершенствования в детско-юношеских спортивных школах и центрах подготовки в конном спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Александров Спартак Геннадиевич, Белинский Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TECHNIQUE OF TECHNICAL TRAINING OF EQUESTRIAN ATHLETES IN THE DISCIPLINE "DRESSAGE"

Equestrian sport is an authentic competitive phenomenon that combines centuries-old traditions of training warriors, communication and interaction with a domesticated beautiful and graceful animal, a means of emotional and psychological relief and physical training. In addition to general health improvement, equestrian sports contribute to the harmonious development of those involved, the education of their applied physical qualities and motor abilities. Many existing methods of training in equestrian sports do not take into account the combined impact of the expanded composition of technical techniques and means of training equestrian athletes aged 16-18 years in the discipline "dressage". In this regard, an appropriate experimental methodology was developed for teaching dressage to young athletes aged 16-18 at the stage of their sports improvement. To identify the effectiveness of the developed methodology, on the basis of the sports school of the Olympic reserve in equestrian sports, pedagogical observation and experiment were organized, in which conditions testing of equestrian athletes engaged in experimental and traditional programs was carried out. According to the results of the study, positive results were obtained, which will be in demand when building the process of sports improvement in children's and youth sports schools and training centers in equestrian sports.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-КОННИКОВ В ДИСЦИПЛИНЕ "ВЫЕЗДКА"»

- С. 118 - 123.

4. Яковлев А.Н. Особенности развития спортивно-событийного туризма: проблемы и перспективы / А.Н. Яковлев // Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы : сборник трудов X международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 4 апреля 2016 г - Пинск, 2016. - С. 220-222.

5. Функциональное состояние студентов в условиях самоизоляции / Е.Ю. Сысоева, Е.Г. Стадник, Т.Е. Симина, С.Ю. Татарова, Ю.И. Кульгачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 378-384.

6. Расходы на проведение Олимпиады-2020 в Токио сокращены до $12 млрд // Чемпионат : [сайт]. - 22 дек. 2017. - URL: https://www.championat.com/other/news-2985921-rashody-na-provedenie-olimpiady-2020-v-tokio-sokrascheny-do-12-mlrd.html?utm_source=copypaste (дата обращения: 10.04.2021).

7. Сарайкина С.В. Особенности услуг в спортивно-событийном туризме и специфика его организации / С.В. Сарайкина, А.Е. Трубников // Огарев-online. - 2014. - Вып. 18. - URL: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-uslug-v-sportivno-sobytijjnom-turizme-i-specifika-ego-organizacii (дата публикации: 24.06.2014).

8. Richelieu A.A. Sport-oriented place branding strategy for cities, regions and countries / A.A. Richelieu // Sport, Business and Management : an International Journal. - 2018. - Vol. 8, No 4. - P. 354-374.

REFERENCES

1. Konovalov, A.V. (2007), Formation of conditions for the development of sports and event tourism in the region, dissertation, Saint-Petersburg.

2. Kravchuk, T.A. and Malygina, M.V. (2018), "Organization of event tours of sports orientation", Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies, No. 3, pp. 17-25.

3. Pecheritsa, E.V. (2019), "Theoretical aspects of the development of sports and event tourism", Physical culture. Sports. Tourism. Motor recreation, Vol. 4, No. 3, pp. 118-123.

4. Yakovlev, A.N. (2016), "Features of the development of sports and event tourism: problems and prospects", Sustainable development of the economy: state, problems, prospects. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference (Pinsk. Republic of Belarus. April 04, 2016), Polessky State University, Pinsk, pp. 220-222.

5. Sysoeva, E.Yu., Stadnik, E.G., Simina, T.E., Tatarova, S.Yu.,. Kulgachev Yu.I (2020), "Functional state of students in the conditions of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 378-384.

6. The cost of hosting the 2020 Olympic Games in Tokyo has been reduced to $12 billion. Website, championat.com. Moscow, 2000-2021, available at: https://www.championat.com/other/news-2985921-rashody-na-provedenie-olimpiady-2020-v-tokio-sokrascheny-do-12-mlrd.html?utm_source=copypaste (accessed: 04/10/2021).

7. Saraikina, S.V. and Trubnikov, A.E. (2014), "Features of services in sports and event tourism and the specifics of its organization", Ogarev-online, No. 18, available at: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-uslug-v-sportivno-sobytijjnom-turizme-i-specifika-ego-organizacii (accessed: 04/10/2021).

8. Richelieu, A.A. (2018), "Sport-oriented place branding strategy for cities, regions and countries", Sport, Business and Management: An International Journal, Vol. 8, No. 4, pp. 354-374.

Контактная информация: kulg-ivan@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2021

УДК 798.2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-КОННИКОВ В ДИСЦИПЛИНЕ «ВЫЕЗДКА»

Спартак Геннадиевич Александров, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Дмит-

рий Витальевич Белинский, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Конный спорт - аутентичный состязательный феномен, соединяющий многовековые традиции подготовки воинов, общение и взаимодействие с одомашненным красивым и грациозным животным, средство эмоционально-психологической разгрузки и физической подготовки. Помимо общего оздоровления, занятия конным спортом содействуют гармоничному развитию занимающихся, воспитанию у них прикладных физических качеств и двигательных способностей. Многие существующие методики обучения в конном спорте не учитывают сопряженного воздействия расширенного состава технических приёмов и средств подготовки спортсменов-конников 16-18 лет в дисциплине «выездка». В этой связи, была разработана соответствующая экспериментальная методики обучения выездке юных спортсменов 16-18 лет на этапе их спортивного совершенствования. Для выявления эффективности разработанной методики, на базе спортивной школы олимпийского резерва по конному спорту, организованы педагогические наблюдение и эксперимент, в условиях которых осуществлялось тестирование спортсменов-конников, занимающихся по экспериментальной и традиционной программам. По итогам исследования получены позитивные результаты, которые будут востребованы при построении процесса спортивного совершенствования в детско-юношеских спортивных школах и центрах подготовки в конном спорте.

Ключевые слова: конный спорт, выездка, программа «Малый приз», спортсмены-конники, техническая подготовка, лошадь, всадник, спортивное совершенствование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p14-24

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE TECHNIQUE OF TECHNICAL TRAINING OF EQUESTRIAN ATHLETES IN THE

DISCIPLINE "DRESSAGE"

Spartak Gennadyevich Alexandrov, the candidate of pedagogical sciences, Senior lecturer, Krasnodar Branch of the Plekhanov Russian University of Economics; Dmitry Vitalyevich Belinsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Equestrian sport is an authentic competitive phenomenon that combines centuries-old traditions of training warriors, communication and interaction with a domesticated beautiful and graceful animal, a means of emotional and psychological relief and physical training. In addition to general health improvement, equestrian sports contribute to the harmonious development of those involved, the education of their applied physical qualities and motor abilities. Many existing methods of training in equestrian sports do not take into account the combined impact of the expanded composition of technical techniques and means of training equestrian athletes aged 16-18 years in the discipline "dressage". In this regard, an appropriate experimental methodology was developed for teaching dressage to young athletes aged 16-18 at the stage of their sports improvement. To identify the effectiveness of the developed methodology, on the basis of the sports school of the Olympic reserve in equestrian sports, pedagogical observation and experiment were organized, in which conditions testing of equestrian athletes engaged in experimental and traditional programs was carried out. According to the results of the study, positive results were obtained, which will be in demand when building the process of sports improvement in children's and youth sports schools and training centers in equestrian sports.

Keywords: equestrian sports, dressage, program "Small prize", equestrian athletes, technical training, horse, rider, sports improvement.

ВВЕДЕНИЕ

Конный спорт в современном мире приобретает особую популярность. Техническая подготовка спортсмена выступает основой «выездки» в конном спорте. Так, в выездке техническая подготовка играет особую роль. На основании анализа научно-методической литературы по теме исследования было установлено, что в конном спорте

осуществляется техническая подготовка как всадника, так и лошади, они должны быть технически подготовлены как пара [1, 4, 7, 12, 17].

Одна из программ, в которой соревнуются всадники в выездке - это «Малый приз». Эта езда соответствует среднему уровню подготовки. При выполнении технических элементов «Малого приза» всадник и животное должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае их работа будет успешной [2, 8, 9, 11, 21].

В ходе проведенного исследования экспериментально доказана эффективность разработанной методики технической подготовки спортсменов-конников в дисциплине «выездка».

Объект исследования: тренировочный процесс спортсменов-конников 16-18 лет по выездке в ГБУ КК «СШОР по конному спорту» пос. Октябрьский Краснодарского края на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования: методика повышения технической подготовленности спортсменов-конников по выездке на этапе спортивного совершенствования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: Повысить техническую подготовленность спортсменов-конников по выездке на этапе спортивного совершенствования.

Гипотеза: предполагалось, что внедрение разработанной методики в тренировочном процесс повысит уровень технической подготовленности спортсменов-конников по выездке экспериментальной группы на этапе спортивного совершенствования.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты и методические подходы к выполнению технических элементов «Малого Приза» в выездке.

2. Разработать и внедрить в тренировочный процесс методику повышения технической подготовленности спортсменов-конников по выездке на этапе спортивного совершенствования.

3. Проверить эффективность внедрения разработанной методики для повышения технической подготовленности спортсменов-конников по выездке на этапе спортивного совершенствования.

Научная новизна: получены новые знания об эффективности и результативности различных технических действий в выездке.

Теоретическая значимость. Изложенные в работе материалы расширяют и углубляют представление о возможностях повышения уровня технической подготовленности спортсменов по выездке на этапе спортивного совершенствования, путем внедрения разработанной методики в тренировочный процесс на долгосрочной основе.

Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы тренерами для повышения технической подготовленности спортсменов по выездке на этапе спортивного совершенствования, а также при обучении студентов специализации теория и методика избранного вида спорта (конный спорт).

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую базу исследования составило всестороннее изучение феномена технической подготовки в «конном спорте», предполагавшее её рассмотрение по фундаментальным историческим, научно-педагогическим, структурно-логическим и системно-функциональным основаниям [3, 5, 6, 10].

Методы: анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов; педагогическое наблюдение, тестирование и эксперимент; математическая статистика [14, 22].

Организация и проведение исследования осуществлялись на базе спортивной школы поселка Октябрьского Красноармейского района ГБУ КК «СШОР по конному спорту» (Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Спортивная школа

олимпийского резерва по конному спорту») в три этапа (с ноября 2018 г. по август 2019 г.), включая: выбор темы, цели, задач; изучение организации тренировочного процесса спортсменов-конников по выездке, накопление данных; разработку и проверку эффективности экспериментальной методики повышения технической подготовленности в выездке в тесте «Малый приз»; педагогическое тестирование и эксперимент; итоговую обработку, анализ и обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ОБСЛЕДУЕМЫХ

В эксперимент было вовлечено 20 спортсменов, которые занимались в группах спортивного совершенствования. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы из числа спортсменов-конников, выполнивших норматив кандидата в мастера спорта, по 10 человек, соответственно. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике технической подготовки, контрольная - по традиционной программе конно-спортивной школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выездка - вид конного спорта, а также искусство управления лошадью, высшая школа верховой езды. В результате выездки лошадь становится спокойной, уступчивой, гибкой и эластичной, раскрепощенной и послушной, и в то же время доверчивой, внимательной и энергичной, что позволяет достичь полного взаимопонимания между всадником и его лошадью [13, 15, 20].

Целью выездки является достижение полного взаимопонимания между всадником и его лошадью, посредством подчинения лошади всаднику, при этом лошадь демонстрирует свободу и равномерность аллюров, гармоничность и легкость движений, принятие повода без напряженности или сопротивления. Равномерный ритм, который лошадь сохраняет на всех аллюрах, является основой выездки [16].

«Малый Приз» - тест среднего уровня сложности и состоит из упражнений, выявляющих соответствие степени подготовленности лошади всем требованиям классической школы верховой езды, а также позволяющих оценить уровень физического и психического развития и уравновешенности лошади, которые дают ей возможность выполнять упражнения гармонично, легко и непринужденно [18, 19].

На первом этапе эксперимента мы провели тестирование технической подготовки исследуемых спортсменов. В контрольный тест были включены основные элементы «Малого приза».

Таблица 1 - Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы до эксперимента_

Тесты* Группы г Р

КГ ЭГ

Принимание, балл 6,0±1,0 6,2±1,3 0.27 >0,05

Плечо внутрь на рыси, балл 6,2±0,4 6,0±1,0 0,40 >0,05

Принимание на галопе, балл 5,8±0,8 5,6±0,8 0,36 >0,05

Перемена ног в воздухе на галопе в 4 темпа, балл 6,2±0,4 6,0±0,7 0,53 >0,05

Полупируэты на галопе, балл 6,0±1,0 6,2±0,8 0,34 >0,05

Полупируэты на шагу, балл 6,6±0,5 6,4±0,8 0,89 >0,05

* Примечание: шкала оценок и их определение: 10 - «великолепно»; 9 - «очень хорошо»; 8 - «хорошо»; 7 -«довольно хорошо»; 6 - «удовлетворительно»; 5 - «достаточно»; 4 - «не достаточно»; 3 - «довольно плохо»; 2 - «плохо»; 1 - «очень плохо»; 0 - «не выполнено».

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что на первом этапе нашего эксперимента контрольная и экспериментальная группа статистически не отличаются (р>0,05). Техническая подготовка спортсменов-конников по выездке, как в экспериментальной, так и контрольной группе, находилась в начале эксперимента на

«среднем уровне».

Всадники получили примерно одинаковые оценки за элементы, которые мы включили в контрольный тест, оценивающий техническую подготовку спортсменов-конников по выездке.

В целях определения проблемных мест в технической подготовке спортсменов и корректировке тренировочных занятий, спортсмены-конники контрольной и экспериментальной группы были протестированы на техническую подготовленность спортсменов при выполнении элементов Малого Приза.

Таблица 2 - Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования технической подготовки спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы в тесте Малого Приза до эксперимента_

Тесты* Группы г Р

КГ ЭГ

Ритмичность, балл 7,0±0,5 7,2±0,4 1,0 >0,05

Раскованность, балл 6,4±0,5 6,8±0,8 0,89 >0,05

Равновесие, балл 8,4±0,5 8,8±0,4 1,26 >0,05

Импульс, балл 7,2±0,8 7,0±0,7 0,40 >0,05

Прямой состав, балл 7,2±0,4 7,4±0,5 0,63 >0,05

Посадка всадника, балл 8,0±0,7 8,2±0,4 0,53 >0,05

Повиновение, балл 8,0±0,7 7,6±0,5 1,0 >0,05

Сбор, балл 7,8±0,8 7,6±0,5 0,44 >0,05

* Примечание: шкала оценок и их определение: 10 - «великолепно»; 9 - «очень хорошо»; 8 - «хорошо»; 7 -«довольно хорошо»; 6 - «удовлетворительно»; 5 - «достаточно»; 4 - «не достаточно»; 3 - «довольно плохо»; 2 - «плохо»; 1 - «очень плохо»; 0 - «не выполнено».

Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования технической подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной группы в тесте Малого Приза до эксперимента позволило выявить следующие особенности технической подготовки.

Во-первых, спортсмены контрольной и экспериментальной группы проявили довольно хорошее умение сохранять равномерность движений на всех трех аллюрах. В контрольной группе показатель составил 7,0±0,5 баллов, в экспериментальной - 7,2±0,4 балла, что характеризует их как оценка «довольно хорошо». Показатели достоверно однородны, (р>0,05).

Во-вторых, такой показатель, как раскованность, в обеих группа была недостаточно полной. В контрольной группе этот показатель составил 6,4±0,5 баллов (можно сказать удовлетворительно), в экспериментальной - 6,8±0,8 баллов (несколько не дотягивает до оценки «довольно хорошо»).

Далее, сравнивая показатели равновесия (8,4±0,5 баллов в контрольной и 8,8±0,4 баллов в экспериментальной группах) можно утверждать, что все аллюры достаточно энергичны.

Показатель импульса, который выражается в эластичном отталкивании и опускании задних конечностей лошади в контрольной группе составил 7,2±0,8 баллов, в экспериментальной - 7,0±0,7 баллов (оценка - «довольно хорошо»). Однако, выполнение элементов езды должно быть с большим подъемом, энергией, более широкой амплитудой движения, свободой и пластичностью, (р>0,05).

Показатель «прямой состав», характеризующий продуктивность толкательной и несущей силы задних ног лошади с прямым воздействием на массу тела, в контрольной группе был оценен в 7,2±0,4 баллов, в экспериментальной группе - 7,4±0,5 баллов. Оценка - «довольно хорошо», (р>0,05).

Посадка всадника в обеих группах оценена как хорошая, по бальной шкале в контрольной группе она составила 8,0±0,7 баллов, в экспериментальной - 8,2±0,4 баллов. Положение всадника было достаточно правильным, но некоторые всадники, преждевременно применяли средства управления. Показатели между группами достоверно однородны, (р>0,05).

Повиновение, т.е. желание и стремление лошади двигаться вперед, в контрольной группе оценено в 8,0±0,7 баллов (оценка «хорошо»), в экспериментальной - 7,6±0,5 баллов (оценка «хорошо»). Показатели между группами достоверно однородны (р>0,05).

Экспериментальная группа во время учебно-тренировочного процесса дополнительно выполняла разработанный комплекс методических приемов и средств, направленный на развитие тактильного ощущения лошади, совершенствования посадки и умения применять средства управления.

Разработанная методика включает в себя следующие приемы и средства:

1. Правильная посадка - как основа технической подготовки всадника.

2. Работа в соответствии со «шкалой выездки лошади».

3. Упражнение «вперед и вниз».

4. Работа на шагу.

5. Выполнение переходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Боковые движения: уступка шенкелю и плечо внутрь.

7. Тренировки на разных лошадях.

8. Работа с жердями и кавалетти.

9. Работа без шпор или без мундштука.

10. Выполнение технически более сложных элементов.

Контрольная группа продолжала заниматься по стандартной программе подготовки.

По окончанию эксперимента в контрольной группе были получены следующие результаты тестирования технической подготовки:

- элемент принимание выполнен с оценкой 8,2±04 баллов («хорошо»), в начале эксперимента - 6,0±1,0 баллов (удовлетворительный результат);

- элемент плечо внутрь на рыси оценен в 8,2±0,4 баллов («хорошо»), в начале эксперимента - 6,2±0,4 баллов (удовлетворительно);

- принимание на галопе имело более низкий результат и составило 8,4±0,5 баллов (оценка «хорошо»), в начале эксперимента - 5,8±0,8 баллов (оценка «достаточно»);

- элемент перемена ног в воздухе на галопе в 4 темпа в контрольной группе в начале эксперимента был оценен в 8,2±0,4 баллов («хорошо»), (в начале эксперимента -6,2±0,4 баллов (удовлетворительно);

- полупируэты на галопе оценены в 8,2±0,4 балла («хорошо»), в начале эксперимента - 6,0±1,0 баллов (удовлетворительно);

- полупируэты на шагу в контрольной группе были оценены в 8,8±0,4 баллов («хорошо»), в начале эксперимента - 6,6±0,5 баллов (немного не дотягивало до оценки «довольно хорошо»).

По окончанию эксперимента в экспериментальной группе были получены следующие оценки:

- элемент принимание выполнен с оценкой 9,4±0,5 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 6,0±1,0 баллов (удовлетворительный результат);

- элемент плечо внутрь на рыси оценен в 9,8±0,4 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 6,2±1,3 баллов (удовлетворительно);

- принимание на галопе имело более низкий результат и составило 9,6±0,5 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 5,6±0,8 баллов (оценка «достаточно»);

- элемент перемена ног в воздухе на галопе в 4 темпа в экспериментальной группе в начале эксперимента был оценен в 9,4±0,5 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 6,0±0,7 баллов (удовлетворительно);

- полупируэты на галопе оценены в 9,6±0,5 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 6,2±0,8 баллов (удовлетворительно);

- полупируэты на шагу в контрольной группе были оценены в 9,8±0,4 баллов («очень хорошо»), в начале эксперимента - 6,4±0,8 баллов (удовлетворительно).

Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования спортсменов контрольной и экспериментальной группы, выполненное по окончанию эксперимента, представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы по окончанию эксперимента_

Тесты Группы г Р

КГ ЭГ

Принимание, балл 8,2±04 9,4±0,5 3,79 <0,05

Плечо внутрь на рыси, балл 8,2±04 9,8±0,4 5,65 <0,05

Принимание на галопе, балл 8,4±0,5 9,6±0,5 3,46 <0,05

Перемена ног в воздухе на галопе в 4 темпа, балл 8,2±0,4 9,4±0,5 3,79 <0,05

Полупируэты на галопе, балл 8,2±0,4 9,6±0,5 4,42 <0,05

Полупируэты на шагу, балл 8,8±0,4 9,8±0,4 3,53 <0,05

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что экспериментальная группа по показателям технической подготовленности по окончанию эксперимента превзошла контрольную группу (р<0,05). Всадники экспериментальной группы проявили отличную техническую подготовленность и выполняли элементы без технических ошибок и недочетов.

Далее было проведено повторное контрольное тестирование технической подготовки спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы в тесте «Малого Приза». Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования технической подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной группы в тесте «Малого Приза» до эксперимента представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования технической подготовки спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы в тесте «Малого Приза» по окончанию эксперимента_

Тесты Группы г Р

КГ ЭГ

Ритмичность, балл 8,2±0,4 9,4±0,5 3,79 <0,05

Раскованность, балл 8,0 9,4±0,8 2,74 <0,05

Равновесие, балл 8,6±0,5 9,6±0,5 2,88 <0,05

Импульс, балл 7,8±0,4 9,0±1,0 2,44 <0,05

Прямой состав, балл 7,8±0,4 8,8±0,4 3,53 <0,05

Посадка всадника, балл 8,4±0,5 9,4±0,5 2,88 <0,05

Повиновение, балл 8,2±0,4 9,6±0,5 4,42 <0,05

Сбор, балл 8,0 9,0 3,43 <0,05

Повторное сравнение среднегрупповых результатов контрольного тестирования технической подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной группы в тесте «Малого Приза», проведенное по окончанию эксперимента, позволило выявить следующие особенности технической подготовки спортсменов-конников по выездке.

Спортсмены-конники по выездке контрольной и экспериментальной группы проявили хорошее умение сохранять равномерность движений на всех трех аллюрах. В контрольной группе показатель ритмичность составил 8,2±0,4 баллов (до эксперимента - 7,0 баллов), в экспериментальной (до эксперимента - 7,2±0,4 балла), Показатели экспериментальной группы превзошли показатели спортсменов контрольной группы.

У спортсменов-конников по выездке в обеих группах оказался хорошим показатель раскованность. В контрольной группе этот показатель составил 8,0 баллов (до эксперимента - 6,4±0,5 баллов, в экспериментальной (до эксперимента - 6,8±0,8 баллов. Результативность экспериментальной группы в выполнении этого элемента выше, чем в кон-

трольной группе.

Далее, сравнивая показатели равновесия, было выявлено, что равновесие в контрольной группе составило 8,6±0,5 баллов (до эксперимента - 8,4±0,5 баллов), в экспериментальной группе - (до эксперимента - 8,8±0,4 баллов), можно утверждать, что все аллюры, выполняемы спортсменами экспериментальной группы были более энергичны, чем у спортсменов контрольной группы.

Показатель импульса, который выражается в эластичном отталкивании и опускании задних конечностей лошади в контрольной группе составил 7,8±0,4 баллов (до эксперимента - 7,2±0,8 баллов), в экспериментальной - (до эксперимента - 7,0±0,7 баллов). Выполнение элементов езды у спортсменов-конников по выездке было продемонстрировано с большим подъемом, энергией, и более широкой амплитудой движения, свободой и пластичностью, чем в контрольной группе.

Показатель «прямой состав», характеризующий продуктивность толкательной и несущей силы задних ног лошади с прямым воздействием на массу тела, по окончанию эксперимента в контрольной группе был оценен в 7,8±0,4 баллов (до эксперимента -7,2±0,4 балла), в экспериментальной группе - (до эксперимента - 7,4±0,5 баллов). Показатели экспериментальной группы превзошли показатели спортсменов контрольной группы.

Посадка всадника в контрольной группе по окончанию эксперимента была оценена в 8,4±0,5 баллов (до эксперимента - 8,0±0,7 баллов), в экспериментальной - (до эксперимента - 8,2±0,4 баллов). Положение всадника у спортсменов-конников по выездке экспериментальной группы было достаточно правильным, чем у спортсменов контрольной группы. Показатели спортсменов экспериментальной группы превзошли показатели спортсменов контрольной группы.

Повиновение, т.е. желание и стремление лошади двигаться вперед, в контрольной группе оценено в 8,2±0,4 баллов (до эксперимента - 8,0±0,7 баллов), в экспериментальной - (до эксперимента - 7,6±0,5 баллов). Показатели экспериментальной группы выше, чем показатели контрольной группы.

Элемент сбор в контрольной группе составил 8,0 баллов (до эксперимента -7,8±0,4 баллов, в экспериментальной группе - 9,0 баллов (до эксперимента - 7,6±0,5 баллов).

Таким образом, по всем тестируемым элементам технической подготовки спортсменов-конников по выездке контрольной и экспериментальной группы в тесте «Малого Приза», результативность экспериментальной группы выше (оценка «очень хорошо»), чем у спортсменов контрольной группы (оценка «хорошо»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ

Таким образом, гипотеза о том, что внедрение разработанной методики в учебно-тренировочном процесс повысит уровень технической подготовленности спортсменов-конников по выездке экспериментальной группы на этапе спортивного совершенствования, нашла подтверждение.

За период проведения эксперимента, в обеих группах произошел прирост показателей. В то же время, в экспериментальной группе результаты увеличились значительней.

Сформулированы следующие выводы.

1. На основании анализа научно-методической литературы по проблеме исследования было установлено, что в конном спорте техническая подготовка осуществляется, как всадника, так и лошади, они должны быть технически подготовлены как пара. При выполнении технических элементов Малого круга всадник и животное должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае их работа будет успешной.

2. В ходе исследования мы разработали комплекс методических приемов и средств для повышения эффективности технической подготовки спортсменов в выездке

по программе «Малый Приз». Разработанный комплекс методических приемов и средств был включен в тренировочный процесс спортсменов в выездке экспериментальной группы и применялся в течение шести месяцев.

3. Полученные результаты в ходе проведения педагогического эксперимента подтвердили эффективность применения разработанного комплекса методических приемов и средств для повышения технической подготовленности спортсменов в выездке по программе «Малый приз».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главным условием для спортсмена-конника на этапе спортивного совершенствования является глубокая эластичная посадка. Всадник должен приобрести чувство движения и чувством ритма, научиться правильно применять собственный вес для управления лошадью. Рекомендовано увеличить время разминки и «заминки» лошади.

Следует больше работать над такими упражнениями, как уступка шенкелю и плечо вовнутрь, улучшающие гибкость и боковое подчинение лошади, качество сбора и баланса. Целесообразно осуществлять тренировки на других лошадях, что поможет улучшить качество исполнения элементов и определить слабые стороны всадника, нуждающиеся в дополнительной проработке.

Рекомендуется работа без шпор или без мундштука, на одном трензельном оголовье в течение одной или нескольких тренировок, для определения правильности и своевременности использования спортсменом шенкеля и повода, а так же реакции лошади на средства управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров С.Г. Интеграция казачьих спортивных состязаний современности в олимпийское движение / С.Г Александров // Физическая культура, спорт - наука и практика. -1999. - № 1-4. - С. 65.

2. Александров С.Г. Потенциал казачьей этнопедагогики в формировании физической культуры личности студенчества Кубани / С.Г. Александров // Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики : материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений / Рос. ун-т кооперации. - Краснодар, 2014. - С. 639-643.

3. Александров С.Г. Физическое воспитание студентов вузов с ориентацией на использование традиционных казачьих средств подготовки / С.Г. Александров // Актуальные проблемы современной науки : материалы VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - Краснодар : КФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. -С. 280-282.

4. Александров С.Г. Конный спорт в России: история и современность / С.Г. Александров, Д.В. Белинский // Инновационные технологии - инновационной экономике : материалы IV международной заочной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Краснодар, 2015. - С. 170-173.

5. Александров С.Г. Физическая культура и спорт : сборник лекций / С.Г. Александров, Д.В. Белинский. - Краснодар : Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2020. - Ч. 2. - 207 с.

6. Александров С.Г. О формировании стратегии физкультурного воспитания российского студенчества / С.Г. Александров, Д.В. Белинский, Л.Н. Шамсутдинова // Россия и мировое сообщество: проблемы демографии, экологии и здоровья населения : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза : ПГМУ, 2019. - С. 14-17.

7. Александров С.Г. Развитие физкультуры и спорта на Кубани на рубеже ХК-ХХ веков / С.Г. Александров, Ю.Г. Бич // Социально-гуманитарный вестник : межвузовский сборник научных статей. - Краснодар, 2009. - Вып. 2. - С. 30-32.

8. Артамонова Л.А. Учебник по выездке спортивной лошади : практическое руководство / Артамонова Л., Евдокимов А. - Москва : Аквариум-Принт, 2014. - 240 с.

9. Баркова А.С. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата у спортивных лошадей в условиях среднего Урала / А.С. Баркова, И.М. Мильштейн, Е.И. Шурманова // Аграрный вестник Урала. - 2020. - № 14. - С. 10-18.

10. Белинский Д.В. Теория и методика избранного вида спорта (конный спорт) / Д.В. Белинский, Д.В. Бения. - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 129 с.

11. Белинский Д.В. Конный спорт: специальная подготовка лошади : учебно-методическое пособие / Д.В. Белинский, Т.Н. Грязева. - Краснодар : КГУФКСТ, 2018. - 78 с.

12. Буркхардт Б. Выездка от А до Я : профессиональные советы от знаменитого тренера / Б. Буркхардт. - Москва : Аквариум-Принт, 2017. - 288 с.

13. Вуд П. Искусство верховой езды : в гармонии с лошадью / П. Вуд. - Москва : Аквариум-Принт, 2012. - 232 с.

14. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. -Москва : Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

15. Ильин П.В. Программа спортивной подготовки по виду спорта конный спорт / П.В. Ильин. - Самара: СГУ, 2014. - 28 с. Не проверяется!

16. Иноземцева Е.С. Конкур как средство повышения технической подготовленности спортсменов по выездке на этапе спортивного совершенствования / Е.С. Иноземцева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10. - С. 89-91.

17. Клименко А.В. Конный спорт / А.В. Клименко. - Москва : Вэлби, 2012. - 205 с. Не проверяется!

18. Павельев И.Г. Специфика организации тренировочного процесса в конном спорте / И.Г. Павельев, Д.В. Белинский // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2018. - № 1. - С. 181-183.

19. Программа спортивной подготовки по конному спорту / БУ Орловской области «Кон-но-спортивная школа». - д. Ледно, 2018. - 127 с. - Рукопись. - Электронная копия: httpV/ледно-ксш.рф/sites/default/files/Dokum/prog sport podgotovki.pdf (дата обращения: 20.04.2021).

20. Хельцель П. Выездка и конкур : советы профессионалов / Хельцель П. и В., Плева М. - Москва : Аквариум-Принт, 2014. - 218 с.

21. Коневодство : учебник / В. И. Щербатов, И. Н. Тузов, А.Г. Дикарев, Д.В. Белинский. -Краснодар: КубГАУ, 2019. - 252 с.

22. Конный спорт : пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов / под ред. Э. Эзе. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.

REFERENCES

1. Aleksandrov, S.G. (1999), "Integration of the Cossack sports competitions of modernity into the Olympic movement", Physical culture, sport-science and practice, No. 1-4, pp. 65.

2. Aleksandrov, S.G. (2014), "Potential of the Cossack ethnopedagogics in the formation of physical culture of the personality of the Kuban students", Materials of the international scientific and practical conference within the framework of the annual Chayanov readings, Krasnodar, pp. 639-643.

3. Aleksandrov, S.G. (2019), "Physical education of university students with a focus on the use of traditional Cossack means of training", Actual problems of modern science: Materials of the VII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists, postgraduates, undergraduates and students, Krasnodar, pp. 280-282.

4. Aleksandrov, S.G. and Belinsky, D.V. (2015) ,"Equestrian sport in Russia: history and modernity", Innovative technologies - innovative economy: materials of the IV international correspondence scientific and practical conference of the teaching staff, pp. 170-173.

5. Aleksandrov, S.G. and Belinsky D. V. (2020) Physical culture and sport. Collection of lectures. Part 2: Educational and methodological manual, Krasnodar Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar.

6. Aleksandrov, S.G., Belinsky, D.V. and Shamsutdinova, L.N. (2019), "On the formation of the strategy of physical education of Russian students", Collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference: Russia and the world community. problems of demography, ecology and public health, Penza, pp. 14-17.

7. Aleksandrov, S.G. and Beach, Yu.G. (2009), "Development of physical culture and sports in the Kuban at the turn of the XIX-XX centuries", Social and humanitarian bulletin: interuniversity collection of scientific articles, Krasnodar, pp. 30-32.

8. Artamonova, L. (2007), Textbook in dressage sport horse: practical guide, Aquarium, Moscow.

9. Barkov, A.S., Millstein, I.M. and Shurmanova, E.I. (2020), "Assessment of the musculoskeletal system in sport horses in the middle Urals", Agrarian Bulletin ofthe Urals, No. 14, pp. 10-18.

10. Belinsky, D.V. and Benia, D.V. (2018), Theory and methodology of the selected sport: equestrian sport, Krasnodar.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Belinsky, D.V. and Gryazeva, T.N. (2018), Equestrian sport: special training of a horse: An educational and methodological manual, Krasnodar.

12. Burkhardt, B. (2013), Dressage from A to Z, Aquarium, Moscow.

13. Wood P. (2012), The art of riding. In harmony with the horse, Aquarium, Moscow.

14. Godik, M.A. (2010), Control of training and competitive loads, Physical education and sports, Moscow.

15. Ilyin, P.V. (2014), Program of sports training in the type of sport equestrian sport, SSU, Samara.

16. Inozemtseva, E.S. (2020), "Show Jumping as a means of improving the technical readiness of dressage athletes at the stage of sports improvement", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 89-91.

17. Klimenko, A.V. (2012), Equestrian sport, Velbi, Moscow.

18. Pavelyev, I.G. and Belinsky, D.V. (2018), "Specificity of the organization of the training process in equestrian sports", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation, No. 1, pp. 181-183.

19. Popov, S.S. (2018), Program of sports training in equestrian sports, Orel.

20. Heltselei, P. (2014), Dressage and show jumping. Professional advice, Aquarium, Moscow.

21. Shcherbatov, V.I., Tuzov, I.N., Dikarev, A.G. and Belinsky, D.V. (2019), Horse breeding: textbook, KubGAU, Krasnodar.

22. Eze, E. (2013), Equestrian sport. Manual for trainers, teachers, horse breeders and athletes, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: spartak-2010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2021

УДК 796.926

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СБОРНОЙ РОССИИ ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ

Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, ассистент, Маргарита Юрьевна Надыршина, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. «Сочинский» предолимпийский цикл можно характеризовать увеличенным финансированием сборных команд по видам спорта. Созданные условия должны были оказать положительное влияние на результативность спортсменов. Цель исследования: определить результативность сборной команды России по горнолыжному спорту в ретроспективном анализе. Организация исследования. Нами были проанализированы результаты горнолыжников на этапах Кубка мира и Кубка Европы за последние 11 сезонов. Результаты исследования и их обсуждение. В предолимпийском цикле российские горнолыжники достоверно (р < 0,05) лучше выступали на этапах Кубка Европы, чем в сезонах после соревнований в Сочи. Достоверных различий в результативности на этапах Кубка мира выявлено не было (р < 0,05). При сравнении показателей швейцарской и российской команд были обнаружены достоверные различия (р < 0,01). Количество очков, набранных иностранными спортсменами, в десятки-сотни раз превышает рейтинговые показатели сборной команды нашей страны. Вывод. Несмотря на работу, проделанную спортсменами, тренерами, менеджерами, руководителями, спонсорами и т.д., на данный момент российская команда имеет низкую результативность, как и 10 лет назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.