Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ОЦЕНКА ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтическая промышленность / внутриотраслевая конкуренция / фактор-возможность / фактор-угроза / фактор-упускаемая возможность. / pharmaceutical industry / intra-industry competition / opportunity factor / threat factor / missed opportunity factor.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рослякова Елена Алексеевна

среда, формируемая на российском фармацевтическом рынке, заставляет отечественные предприятиями фармацевтической промышленности пребывать в постоянной конкурентной борьбе с зарубежными фармацевтическими предприятиями, в т.ч. с транснациональными корпорациями. Для приобретения навыка адаптации в среде и постепенного наращивания конкурентного преимущества необходимо оценить факторы, положительное и отрицательное влияющие на развитие промышленной политики фармацевтического производственного предприятия относительно зарубежного производителя, которому на сегодняшний день принадлежит львиная доля на отечественном фармацевтическом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INTRA-INDUSTRY COMPETITION BETWEEN PHARMACEUTICAL INDUSTRY ENTERPRISES

The environment formed in the Russian pharmaceutical market forces domestic pharmaceutical companies to be in constant competition with foreign pharmaceutical companies, including multinational corporations. In order to acquire the ability to adapt to the environment and gradually build up a competitive advantage, it is necessary to assess the factors that positively and negatively affect the development of the industrial policy of a pharmaceutical manufacturing enterprise relative to a foreign manufacturer, which currently owns the lion's share in the domestic pharmaceutical market.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

XМеждународная научно-практическая конференция

УДК 338.1

Рослякова Елена Алексеевна Roslyakova Elena Alekseevna

Соискатель ученой степени кандидата наук Candidate of Science degree Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Omsk State University n.a. F.M. Dostoyevsky

ОЦЕНКА ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ASSESSMENT OF INTRA-INDUSTRY COMPETITION BETWEEN PHARMACEUTICAL INDUSTRY ENTERPRISES

Аннотация: среда, формируемая на российском фармацевтическом рынке, заставляет отечественные предприятиями фармацевтической промышленности пребывать в постоянной конкурентной борьбе с зарубежными фармацевтическими предприятиями, в т.ч. с транснациональными корпорациями. Для приобретения навыка адаптации в среде и постепенного наращивания конкурентного преимущества необходимо оценить факторы, положительное и отрицательное влияющие на развитие промышленной политики фармацевтического производственного предприятия относительно зарубежного производителя, которому на сегодняшний день принадлежит львиная доля на отечественном фармацевтическом рынке.

Abstract: The environment formed in the Russian pharmaceutical market forces domestic pharmaceutical companies to be in constant competition with foreign pharmaceutical companies, including multinational corporations. In order to acquire the ability to adapt to the environment and gradually build up a competitive advantage, it is necessary to assess the factors that positively and negatively affect the development of the industrial policy of a pharmaceutical manufacturing enterprise relative to a foreign manufacturer, which currently owns the lion's share in the domestic pharmaceutical market.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, внутриотраслевая конкуренция, фактор-возможность, фактор-угроза, фактор-упускаемая возможность.

Key words: pharmaceutical industry, intra-industry competition, opportunity factor, threat factor, missed opportunity factor.

«Инновационные аспекты развития науки и техники» На фоне складываемых деловых отношений с покупателями и

поставщиками решающее значение для отечественных предприятий

фармацевтической промышленности принимает состояние конкурентной

относительно зарубежного производителя внутриотраслевой среды и способ

адаптации в ней. Конкурентная среда как внешний индикатор позволяет

выделить перспективы дальнейшего развития отечественной фармацевтической

промышленности и барьеры, ему препятствующие. Производимая автором

оценка внутриотраслевой конкуренции заключается в классификации и

характеристики факторов, оказывающих внешнее отраслевой воздействие на

промышленное предприятие. Все факторы сгруппированы следующим образом:

факторы как возможность развития; факторы как упускаемая возможность

развития; факторы как угроза. Остановимся подробно на каждой обозначенной

группе.

Реальными угрозами наращивания напряженности конкурентной среды в фармацевтической промышленности являются:

Ежегодное возрастающее количество производителей и их концентрации на российском фармацевтическом рынке. В 2019 г. рынок фармацевтической отрасли насчитывал около 1200 производителей, в том числе импортирующих продукцию. При этом доля компаний ТОП-10 составляла 33,9 % стоимостного объема продаж лекарственных средств и препаратов (далее - ЛС/ЛП) [1]. Индекс Херфиндаля-Хиршмана для Т0П-10 предприятий (НН1) - 122,19, очевидно, что сумма долей всех участников рынка не превысят нормативного значения - 1000, что говорит о достаточном конкурентном рынке. Допустимость концентрации производителей на российском рынке все же не характеризует его как рынок совершенной конкуренции, тому есть две основные причины:

а. Из доли 33,9 % только 7,1 п.п. приходится на отечественных производителей: АО «Отисифарм», АО «Валента Фарм». Такой дисбаланс иностранных и отечественных участников (в целом по фармрынку в соотношении 30 % и 70 % в пользу иностранного производителя) характеризует

XМеждународная научно-практическая конференция российский рынок как высококонцентрированный зарубежными

производителями.

б. Оценивая уровень конкуренции внутри сегментов рынка по АТХ -группам заболеваний, выясняется, что по некоторым из них есть угроза возникновения монополизации. Например, проведенные исследования в сегменте противоаллергических препаратов указывают на присутствие между участниками монополистической конкуренции, индекс HHI - 1338, т.е. 1000<HHK1800 [2], а значит, наблюдается относительно высокая концентрация на рынке и его монополизация в средней степени.

2. Барьеры выхода из отрасли.

Переориентирование промышленных предприятий фармацевтической отрасли в другую сферу бизнеса трудна и практически невозможна по нескольким причинам, среди которых: низкая ликвидность активов, относительно другой отрасли, невозможность диверсификации производства с использованием имеющегося технологий производства, оборудования, сырья.

Имеющиеся барьеры выхода из фармацевтической промышленности оказывают влияние на решения предприятий входить и развиваться в этой отрасли, тем самым представляют собой дополнительные барьеры входа в отрасль.

3. Рекламация (нерецептурные препараты).

Согласно федеральному закону «О рекламе» от 06.03.2006 г. № 38-ФЗ ст. 24 п.8 рекламации подлежат нерецептурные ЛП [3], а значит 33 % от общего оборота ЛП в стоимостном выражении могут заявлять о себе через различные каналы передачи СМИ: телевидение, радиовещание, пресса, реклама наружная и внутри помещений, интернет реклама (баннерная). Согласно данным исследовательской компании Mediascope на долю рекламы ЛП, в т.ч. БАД, в 2017 г. приходилось около 45 млрд. руб. Как в стоимостном (по официальным данным на расходы на рекламу ЛП), так и в натуральном (количество вышедших в эфир роликов) выражении, лидирующую позицию занимает реклама на телевидении: 89 % и 95,8 %, соответственно; затем на радио: 7,87 %, 3,57 %о, наименьшая сумма

«Инновационные аспекты развития науки и техники» рекламных расходов отводится на интернет - 0,5 % в стоимостном выражении.

Лидерами среди рекламируемых препаратов являются гастроэнтерологические

средства и средства от простуды и гриппа. Активную позицию в осваивании

российского медиапространства занимают импортные производители ЛП,

включая локализованные ими производства. Среди Т0П-10 фармацевтических

предприятий 3 отечественных: Отисифарм, Эвалар, Материа Медика, которые

занимают 17,5 % в общей доле расходов на рекламу ЛП и 14,2 % - в общем

количестве рекламных роликов ЛП. На долю остальных - иностранных

производителей, среди которых: GSK, Sanofi, Berlin-Chemie, Teva, Sandoz, Bayer,

Johnson & Johnson - приходится 39,4 % от общего объема рекламного бюджета

[4,5,6]. Низкая активность отечественных производителей относительно

рекламы выпускаемых ими ЛП потенциально расценивается как упускаемая

возможность увеличения собственной доли рынка.

4. Высокие безусловно постоянные издержки в развитии инновационного сектора.

Постоянные затраты не зависят от динамики объемов продаж и производства ЛП. К постоянным затратам принято относить: расходы на содержание здания, оплата за аренду помещений, начисляемая амортизация основных средств, оплата за кредит, командировочные и представительские расходы и т.д. Постатейная величина указанных постоянных издержек в фармацевтической промышленности не является барьером ее развития, т.к. отсутствует необходимость в огромных технологических установках, характерных, например, для металлургической промышленности; больших общезаводских помещений и т.д., при этом производство нескольких тонн активного лекарственного вещества способно удовлетворить потребность всего населения планеты. В развитии отечественной фармацевтической промышленности барьером являются безусловно постоянные издержки или квази-издержки, направленные на НИОКР, т.к. одним из основных критериев наращивания конкурентного преимущества по реализуемому товару - это производство инновационного ЛП, наделенного уникальными свойствами.

XМеждународная научно-практическая конференция «Львиная доля» усилий и времени приходится именно на синтез новой молекулы

и проведения доклинических и клинических испытаний - 77% из всей структуры

затрат на разработку и вывод на рынок нового ЛП, что занимает порядка 12 лет

и почти 2,5 млрд. долл. или 80% от общего бюджета на создание новейшего ЛС,

при этом высоко затратными являются сегменты разработки ЛС для

онкологических и невралгических заболеваний. Высокая себестоимость

инновационного ЛП отражается, в конечном счете, на цене его реализации. Так

если при постоянных издержках производитель дженериков стремиться

минимизировать постоянные издержки за счет максимизации объемов

производства и реализации воспроизведенных ЛП, то при квази-издержках

соотнести величину издержек только с величиной реализации невозможно, т.к.

речь идет об усредненных, но всегда больших бюджетах на создание ЛП, осилить

которые представитель малого и среднего фармацевтического бизнеса не смогут,

поэтому наличие квази-издержек характерно только для крупных игроков-

производителей фармацевтической промышленности, а значит сопоставимо, по

сути, только с их размерами [7,8]. Величина безусловно постоянных издержек

является для отечественной фармацевтической промышленности финансовой

нагрузкой. По этой основной причине инновационный сектор развит слабо в

сравнении с иностранными производителями и по выходу готовых ЛП

составляет 10% от всего отечественного производства. Неразвитость

инновационной компоненты промышленности и явное преобладание в

соответствующем сегменте иностранного производителя ставит под угрозу не

только финансово-экономическое, но и социальное развитие промышленности.

Факторами, представляющие собой возможности развития и наращивания конкурентных преимуществ отечественного предприятия фармацевтической промышленности, являются:

1. Динамичный темп прироста фармацевтической отрасли. На рисунке 1 представлена динамика показателя емкости фармрынка и выручка от реализации ЛС. Емкость фармрынка отожествим с суммарным объемом ввезенных из-за рубежа и произведенных ЛС, удовлетворяющих потребительский спрос, и

«Инновационные аспекты развития науки и техники» обозначим этот суммарный объем как объемом фармотрасли. Ситуация выигрышная в данном случае для отечественного производителя, во-первых, положительным темпом прироста фармрынка (средняя геометрическая) - 9,8 %, во-вторых, темпом прироста реализованного объема ЛС собственного производства с преобладанием над темпом прироста фармрынка на 76,7 п.п., что составляет - 16,5 %. Если ситуация на рынке складывается противоположным образом, тогда медленный темп роста/прироста усугублял бы напряженность конкурентной борьбы между отечественным и зарубежным производителем.

1843

год

♦ Емкость фармрынка (вкл.парафарм.), млрд.руб.

—■— Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (ОКВЭД-21 ЛС), млрд.руб.

Рис. 1. Динамика емкости фармацевтического рынка, 2019 г. [8,9].

2. Большая дифференциация товаров, представленная на рисунке 2 в стоимостном и натуральном измерении, позволяет потребителю реализовать право выбора, убедившись в наличии необходимых качеств у конкретного товара, предлагаемого производителем.

Наибольшая разница в структуре рынка наблюдается в группах «Дженерики (воспроизведенные) / оригинальные ЛП» и «Импортные / отечественные ЛП». В первом случае с учетом стоимостной и количественной разницы это объяснимо превышением стоимости назначаемых и реализуемых ЛП, находящихся под патентной защитой. Во втором случае фигурирует отчасти та же причина: оригинальные препараты, составляющие 39 % всего

XМеждународная научно-практическая конференция фармацевтического рынка, на 78 % являются импортными. Также общая

структура представлена группой жизненно необходимых и важных ЛП (далее -

ЖНВЛП) и не ЖНВЛП на долю каждой приходится 49 % и 51 %,

соответственно, а также рецептурных (Ях) и нерецептурных (ОТС) ЛП в

соотношении 64 % и 36 % в стоимостном выражении, соответственно.

40

60

14

86

30

70

61

39

49

51

51

49

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67

53

47

Руб.

Упак.

и

У

Оригинальные, %

Руб.

Упак.

и

У

Отечественные, %

Руб.

ЖНВЛП, %

Упак.

и

Руб.

У

Упак.

_)

ОТС, %

Рис. 2. Товарная структура фармацевтического рынка, 2019 г. [8].

Обширная товарная структура фармацевтической отрасли благоприятно складывается, в том числе, и для отечественных фармацевтических производителей, угрозой может послужить только факт «переключения» покупателя с отечественного на иностранного производителя, поэтому первый крайне заинтересован в выводе на рынок и дженериков (преимущественно), и инновационных ЛП (в меньшей степени), о чем свидетельствует статистика наращивания товарной номенклатуры и доли рынка отечественной фармацевтической промышленностью за последние 10 лет.

3. Продолжительность срока годности ЛС в среднем 2-4 года, что предоставляет всем производителям, в т.ч. и отечественным, право длительного

«Инновационные аспекты развития науки и техники» хранения, избегая при этом высокой затоваренности и низкой оборачиваемости

запасов.

Факторами, представляющие собой упускаемую возможность развития фармпромышленности:

1. Соответствие производства ЛП стандартам GMP.

Еще одной важной предпосылкой конкурентоспособности отечественных ЛС и роста их экспорта является соответствие международным правилам производства ЛС - GMP. В 2013 г. был утвержден Приказ №2 916 от 14.06.2013 г. «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики» [3], раскрывающий основные требования к организации производства и контроля качества ЛС, а именно: фармацевтическая система качества, персонал, помещения и оборудования, документация, производство, контроль качества, аутсорсинг, претензии и отзыв продукции, самоинспекция. По состоянию на 31.12.2019 г. уполномоченным государственным орган - ФБУ «ГИЛС и НП» выдано 2572 заключения GMP. Проверки стандартов качества и производства распространяются также и для зарубежного производителя, импортирующего ЛС, хотя ранее допускалась реализация ЛС по заключениям GMP, выданных в других странах. Всего с момента начала инспекции производственных площадок за период 2017 - 2019 гг. зарегистрировано и действует GMP - заключений у 125 отечественных и 671 зарубежных производителя ЛС [10]. Наличие сертификата GMP, с одной стороны, позволяет отечественному производителю конкурировать с производителями импортных ЛС, с другой же - является необходимым государственным условием дальнейшего осуществления производственной деятельности как мера внешнего оказываемого давления, требующая от производителя существенных капиталовложение на перевооружение, модернизацию, реконструкцию основных средств, соответствующих техническим требованиям и нормам GMP, а также уплаты дорогостоящих услуг инспектирования (на основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.01.2016 № 9 «Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по

XМеждународная научно-практическая конференция инспектированию GMP») [3]. В виду сложности внедрения данного вопроса в

практику по состоянию на 2019 г. не всеми производителями получен

сертификат соответствия GMP, а значит в целом для промышленности это

упускаемая возможность к наращиванию объемов реализации ЛС в особенности

за рубежом.

2. Выбор, разработка индивидуальной стратегии развития предприятия.

С учетом особенностей экономического развития фармпромышленного предприятия аппаратом его управления вырабатывается индивидуальный подход к наращиванию конкурентных преимуществ. Для каждого фармацевтического предприятия, реализующего производственную деятельность характерен собственный свод правил, тактика и стратегия. Главным мотивом индивидуальности подхода служит неоднородность и динамичность развития непосредственной внешней среды предприятия. Чем детальнее проработано ее состояние и поведение во время взаимодействием с предприятием, тем успешнее проходит адаптация для нового промышленного предприятия и развития для уже функционирующего. Наличие индивидуальных черт развития оказывается недостаточным для конкуренции с зарубежным производителем. Ведение собственной или на контрактной основе НИР с положительными результатами выхода запатентованных и непатентованных ЛС - ступень к победе в подобной борьбе. На сегодняшний день основными стратегиями, осваиваемыми отечественными производителями, можно обозначить стратегия масштабов производства, стратегия осваивания генерического (воспроизводство ЛС), референтного и инновационного сегментов. Стратегия осваивания инновационного сегмента реализована в меньшей степени. Поскольку выбор стратегии осваивания рынка остается за промышленным предприятием, то данный фактор следует расценивать как упускаемую возможность к приобретению конкурентного преимущества относительно зарубежного производителя.

Учитывая выявленные факторы, оказывающие созидательное воздействие для развития производства, факторы-угрозы и факторы, представляющие собой

«Инновационные аспекты развития науки и техники» упускаемую возможность, отметим, что угроза внутриотраслевой конкуренции

на фармацевтическом рынке значительна и требует от производителей

постоянной маневренности по отношению к внешней среде и индивидуального

подхода к организации внутренних экономических процессов, что, в конечном

счете, приводит к достижению максимального социально-экономического и

коммерческого эффекта.

Библиографический список:

1. Российская фармацевтическая отрасль в горизонте 2030. Аналитический обзор. Биофармацевтическй кластер «Северный» [Электронный ресурс]. URL: https://www.pharmcluster.ru/images/2020-news/RosFarm.pdf. (дата обращения 12.06.2021).

2. Евстратов А. В., Бережнова А. И. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Известия Волгоградского государственного технического университета. Волгоград. 2012. №2 16(103). С. 3539.

3. Справочно-поисковя система Консультант - Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.06.2021).

4. Лин А. А., Соколов Б. И., Орлов Б. С. Фармацевтический рынок: реклама лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. Экономика и управление в сфере услуг. 2016. № 2(54). С. 311-316.

5. Информационный портал Фармвестник [Электронный ресурс]. URL: https://pharmvestnik.ru/users/login?loc=%252Farticles%252Flekarstva-iz-televizora-prnt-19-m4-927 (дата обращения 31.05.2021).

6. Информационный портал Новости GxP [Электронный ресурс]. URL: https://gmpnews.ru/2018/08/farmkompanii-menyayut-podxod-k-reklamnoj-strategü/(дата обращения 02.06.2021).

7. Батуров А. В., Мошкова Л. В. Маржинальный анализ при выборе управленческих решений в фармацевтическом производстве // Ремедиум.

XМеждународная научно-практическая конференция

Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2003. Май. С. 3840.

8. Информационно-аналитический портал DSM GROUP. Фармацевтический рынок 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.ru/upload/iblock/49f/49f7ed2a3388c9a0620137da15c1f69a.pdf (дата обращения 10.06.2021).

9. ЕМИСС. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения 28.05.2021).

10. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 11.06.2021).

УДК 7.061

Тютикова Дарья Леонидовна Tyutikova Daria Leonidovna

Магистрант Master student

Санкт-Петербургский Государственный Университет Промышленных

Технологий и Дизайна Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

ПЛАГИАТ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ И РЕКЛАМЕ

PLAGIARISM IN GRAPHIC DESIGN AND ADVERTISING

Аннотация, в статье представлена информация о плагиате в графическом дизайне и рекламе. Автором рассматриваются различные виды изучаемого явления и даётся краткая характеристика для каждого. Также указаны примеры плагиата в соответствии с разновидностью данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.