Научная статья на тему 'Импортозамещение в сфере производства лекарственных препаратов и его влияние на формирование цен в розничной аптечной сети'

Импортозамещение в сфере производства лекарственных препаратов и его влияние на формирование цен в розничной аптечной сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / РЫНОК / СТРУКТУРА РЫНКА / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексанян Роберт Олегович

Целями исследования, результаты которого предлагаются в настоящей статье, являются анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации как объекта экономического исследования, выявление и оценка текущих результатов импортозамещения в сфере производства лекарственных средств, оценка влияния импортозамещения на формирование розничных цен в аптечных сетях, как факторов ценообразования. Для достижения цели исследования на основе систематизации статистических данных оценена ситуация на фармацевтическом рынке Российской Федерации до и после введения программы импортозамещения (Фарма-2020) в сфере производства и реализации лекарственных средств на территории Российской Федерации, проведена оценка изменения розничных цен и классификация факторов, влияющих на розничные цены в аптечных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в сфере производства лекарственных препаратов и его влияние на формирование цен в розничной аптечной сети»

Импортозамещение в сфере производства лекарственных препаратов и его влияние на формирование цен в розничной аптечной сети

сч

CS £

Б

а

2 ©

Алексанян Роберт Олегович

аспирант кафедры экономики, экономико-математических методов и информатики, МИФИ (Обнинский филиал), loadia@mail.ru

Целями исследования, результаты которого предлагаются в настоящей статье, являются анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации как объекта экономического исследования, выявление и оценка текущих результатов импор-тозамещения в сфере производства лекарственных средств, оценка влияния импортозамещения на формирование розничных цен в аптечных сетях, как факторов ценообразования. Для достижения цели исследования на основе систематизации статистических данных оценена ситуация на фармацевтическом рынке Российской Федерации до и после введения программы импортозамещения (Фарма-2020) в сфере производства и реализации лекарственных средств на территории Российской Федерации, проведена оценка изменения розничных цен и классификация факторов, влияющих на розничные цены в аптечных сетях. Ключевые слова: цена, рынок, структура рынка, факторы ценообразования, импортозамещение.

Ведение

Тема импортозамещения в сфере производства лекарственных средств обсуждается довольно давно. Зависимость российского фармацевтического рынка от препаратов иностранного производства является актуальным вопросом, довольно часто авторами усматривается угроза национальной безопасности, причем не только в экономическом, но и в военном понимании данного термина. Данные выводы подтверждает тот факт, что Правительство Российской Федерации поставило цели по замещению иностранных лекарственных средств на несколько лет раньше начала «экономической войны» с Западом. Импортозамещение, которое стихийно развивалось последние 20 лет в отдельных отраслях, в один миг стало четко сформулированной государственной политикой. Данный процесс можно связать с событиями последних полутора лет - обострение международной обстановки и девальвация рубля, обернувшиеся ростом цен на импортные товары, в том числе импортные лекарственные препараты.

Цель исследования, результаты которого представлены в статье, рассмотреть развитие фармацевтического рынка (фармрын-ка) и оценить достигнутые на данный момент результаты импортозамещения лекарственных средств в России, выявить тенденции и причины изменения цен на лекарственные препараты с учетом их производства на территории Российской Федерации.

Развитие российского фармацевтического рынка до 2014 г.

Данные по объему фармацевтического рынка России с 2007 г. по 2013 г. представлены на рис 1. Согласно отчету DSM Group [1], темп роста фармацевтического розничного рынка в России в 2010 г. составил 11%, данный показатель в мире находился в среднем на уровне 4,2%, то есть в 2,6 раз больше общемирового уровня

[2]. В 2010 г. доля российского фармрынка в общемировом составила 3%, Россия занимает 8 место по объему фармрынка в мире

[3], что подтверждают данные, приведенные на рис. 2. Итак, даже несмотря на кризис в 2008 - 2009 гг., российский фармрынок остается одним из самых быстрорастущих в мире, поэтому можно утверждать, что он обладает высоким потенциалом роста в долгосрочной перспективе.

По мнению многих экспертов, такой успешный рост объема фармацевтического российского рынка обусловлен проникновением на отечественный рынок иностранных компаний. Следует отметить, что отечественные производители занимают меньшую часть российского рынка, всего 23,4% по данным на 2010 г., и практически не осуществляют экспорт, причем их позиция со временем только ослабляется [4]. На основании данных подготовленных аналитической службой Консалтинговой компании «Деларей» в 2013 г. экспорт фармацевтической продукции из России составил не более 0,5% общемирового объема продаж [5]. Для сравнения, объем экспорта Индии (чей рынок меньше российского) в 2013 г. составил 1,44% общемирового объема.

По данным, представленным на рисунке 3, явно прослеживается тенденция стагнации соотношения объемов продаж (в стоимо-

■ I ичОСГь рыюи.

ш

2000

1500

(ООО

МО 0 и

»07

ж

ь»

Рис. 1. Объем российского фармацевтического рынка в период с 2007 по 2013 гг.

Рис. 2. Темпы роста фармацевтических рынков в 2010г.

Рис. 3. Динамика соотношения объемов продаж, лекарственных средств (ЛС) в России, в стоимостном объеме

Рис. 4. Динамика соотношения объемов продаж лекарственных средств (ЛС) в России в натуральном объеме

стном выражении) отечественных и импортных лекарственных средств в период с 2006 по 2010 гг.

В натуральном выражении (количество проданных упаковок) данные о фармрынке России представлены на рисунке 4. На основе представленных результатов также отмечается негативная тенденция снижения доли рынка, занимаемой отечественными производителями, импортные лекарственные препараты увеличивают долю в объеме продаж за рассматриваемый период. По данным на конец 2010 г. среди «Топ 10 игроков» на фармацевтическом рынке России представлена лишь одна компания («Фарм-Стандарт»), которая является отечественным производителем и занимает 4,8% рынка, однако ее доля продаж уменьшается [6]. Структура фармацевтического рынка России представлена на рисунке 5. Можно отметить, что российские производители занимаются производством в основном продукции с низкой добавленной стоимостью, исходя из данных, представленных на рис. 6.

Как считают эксперты и авторы с ними солидарны, развитию российской фармацевтической отрасли препятствовал ряд серьезных проблем, не решая которые Россия могла окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность.

Данные проблемы можно сгруппировать на два блока вопросов: неэффективная государственная политика по отношению к отрасли и внутриотраслевые проблемы.

Неэффективность государственной политики по отношению котрасли:

1. Отсутствие доступа фар-мпредприятий к госфинансированию;

2. Низкий приоритет отрасли в государственной политике, отсутствие системной государственной поддержки отечественной фармпромышленнос-ти, в отличие от конкурирующих развивающихся стран;

О £

ю

5

2 е

от

сч из £

Б

а

2 ©

3. Более сложные регулятор-ные требования к отечественным производителям, чем к иностранным;

4. Относительно низкие таможенные сборы с импортеров;

5. Отсутствие налогового стимулирования фармотрасли, в отличие от конкурирующих стран;

6. Высокий уровень коррупции.

Внутриотраслевые проблемы:

1. Кризис химической промышленности в РФ;

2. Технологическая отсталость российских предприятий, невозможность перехода на стандарты GMP (Good Manufacturing Practic, надлежащая производственная практика: система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов) без масштабных инвестиций;

3. Дефицит квалифицированных кадров;

4. Отсутствие современной отраслевой инфраструктуры инвестиций в новые разработки, историческая концентрация исследований в традиционных НИИ (национально исследовательских институтах).

Таким образом, сублимируя представленную выше информацию, можно сделать выводы о факторах, оказывающих негативное влияние на развитие фармрынка России в современных условиях:

1. Низкая конкурентоспособность отечественных предприятий по сравнению с иностранными компаниями, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

2. Высокая сложность создания в текущих условиях в России современного инновационного фармацевтического предприятия;

3. Низкая инвестиционная привлекательностьотечествен-ной фармацевтической промышленности.

Рис. 5. Структура фармацевтического рынка России в ценах производителей на конец 2010г.

2.90%

1230%

52,00*

48,0096 87,50»

| Отечествен и ые производители

I Импорт

Небренднрованные дженерикм

ЁрендироБдимые дженерики

Инновационные ЛП

Рис. 6. Структура российского фармацевтического рынка производства в РФ

Импортозамещение в сфере производства лекарственных препаратов.

Как было сказано ранее, на данный момент развитие отечественной фармацевтической промышленности является приоритетной социально-экономической задачей государства. В связи с этим определены приоритетные направления развития фармацевтической промышленности в России. Основополагающая программа действий, предлагаемая и реализуемая на данный момент государственными органами, ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которая коротко называется «Фарма 2020», ее общий бюджет 173 миллиарда рублей, из них внебюджетных средств -62 миллиарда. Данная программа разработана в 2010 г. и принята к исполнению начиная с 2011 г. [7].

Основные цели программы «Фарма 2020»:

1. Развитие научно-технического потенциала фармацевтической деятельности;

2. Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности;

3. Развитие научно-технического потенциала медицинской промышленности;

4. Развитие инновационного потенциала медицинской промышленности;

5. Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности;

6. Привлечение инвестиций, обеспечивающих технологическое перевооружение, модернизацию и переход отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

Ожидаемые результаты данной программы:

1. Увеличение доли продукции отечественного производ-

ства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году;

2. Изменение номенклатуры производства лекарственных средств, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе увеличение доли инновационных препаратов в портфелях локальных производителей до 60% в стоимостном выражении;

3. Увеличение экспорта фар-мпродукции в 8 раз по сравнению с 2010 г.;

4. Обеспечение лекарственной безопасности РФ согласно номенклатуре стратегически важных лекарственных средств;

5. Стимулирование организаций производства фармацевтических субстанций на территории РФ в размере необходимом для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 90% по номенклатуре из списка стратегических ЛС;

6. Размер фармрынка к 2020 года должен достигнуть 1,5 трлн.рублей.

Для достижения данных результатов на территории РФ успешно применяется технология создания и развития кластеров. Создание фармкласте-ра, как инструмента развития отрасли,позволяетсоздать новые рабочие места, повысить уровень научной базы, реализовать переход на стандарты GMF¡ создать технологию и инновационные препараты мирового уровня, популяризовать отечественную фармотрасль и, конечно, обеспечить успешное экономическое развитие самого региона, в котором строится кластер. То есть, решается весь комплекс выделенных нами проблем. Именно поэтому, сейчас все больше иностранных и российских компаний объединяют свои силы и вкладывают инвестиции в создание фармк-ластеров в разных регионах страны, обеспечивая строительство высокотехнологичных фармацевтических заводов на территории России, также по-

явились подобные кластеры по программе «Фарма-2020» [8]. На территории России созданы:

1. Четыре фармкластера в рамках деятельности института развития ОАО «Особые экономические зоны». Это четыре инновационные зоны, расположенные на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

2. Некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер». Бийск, как наукоград, стал базовым центром по реализации и развитию проекта биофармкласте-ра.Кластер объединяет производственный и научный потенциалы участников и позволит обеспечить выпуск инновационной продукции на мировом уровне. Резидентами кластера являются более 30 компаний. Самым крупным резидентов является компания «Эвалар».

3. Научно-производственный и образовательный биотехнологический кластер «Фарм-город» в Новосибирске. «Фар-мгород», должен стать ведущим центром по разработке, внедрению и производству новых лекарственных средств и форм.

4. «Фармополис» в Волоколамском районе Московской области. В Волоколамском р-не Московской обл. создадут специальную зону, на территории которой будут размещены совместные фармпредприятия с участием крупнейших мировых компаний.

5. Уральский фармацевтический кластер в Екатеринбурге. В Екатеринбурге завершился первый этап формирования Уральского фармацевтического кластера. Всего в кластер вошли 25 предприятий Уральского федерального округа, из которых 20 находятся в Свердловской области.

6. Северный Долгопрудный МФТИ Биофармацевтический кластер «СЕВЕРНЫЙ» - это добровольное объединение МФТИ с малыми инновационными компаниями, научно-исследовательскими организациям,

производственными компаниями при поддержке администраций г. Долгопрудный и г. Химки. В настоящий момент в кластере 8 резидентов.

7. Научно-производственный биотехнологический центр «Генериум» в поселке Вольгин-ский Владимирской области. Научно-производственный биотехнологический центр «Генериум» создан для обеспечения российской системы здравоохранения современными импортозамещающими и оригинальными генно-инженерными лекарственными препаратами.

8. Биофармацевтическая компания «Астра Зенека» и другие известные компании разместили производство на территории фармкластера в Калужской области.

Калужский фармацевтический кластер [9] на сегодняшний день является лидером по количеству резидентов, входящим в его состав, среди кластеров России, включает в себя 62 участника. По планам к 2018 г. Калужский фармкластер планирует занимать 3-ю позицию в стране по объему производства фармацевтических препаратов. На фармацевтических предприятиях кластера выпускается более 109 наименований лекарственных средств, в стадии регистрации находятся около 20, а в перспективном освоении еще несколько десятков. Малыми и средними предприятиями реализуется 31 инновационный проект по разработке и выводу на рынок новых фармацевтических препаратов, 3 из них(высокой степени коммерциализации) - по программе импортозамещения. Можно сделать вывод, что Калужский фармацевтический кластер позволяет успешно достичь целей реализации названной программы.

Для того чтобы оценить текущие результаты реализации программы по России в целом, исследуем ее результативность на основе данных, представленных на рисунках 7-10 [10]. Динамика рынка фармацевтичес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© £

Ю

I

2 е

6

сч из £

Б

а

2 о

кой продукции в целом и фармацевтической продукции в частности за период с 2011 по 2015 гг., приведенная на рис. 7., позволяет сделать вывод, что объем фармацевтического рынка после внедрения программы продолжает расти, прирост на конец 2015 г. по отношению к предыдущему году составил 107 млрд. руб.

Но если рассмотреть динамику темпов роста за 20122015 гг., то можно сделать вывод, что с начала 2012 г. идет замедление роста рынка, данные представлены на рис. № 8.

Проведя данный анализ на основе данных в натуральном масштабе, можно сделать вывод, что наблюдается сильное сокращение физического объема рынка (рисунки 9-10), то есть снижение темпов роста фармацевтического рынка происходит не за счет ценового фактора.

То есть следует отметить тот факт, что, несмотря на уменьшение потребляемого объема лекарств в натуральном виде, фармацевтический рынок в стоимостном выражении продолжает увеличиваться, на конец 2015 г. он достиг 1259 млрд. рублей. Причиной данного явления является увеличение цен на розничные препараты, которые и покрывают проседание рынка в натуральном выражении.

Динамика государственных закупок фармацевтической продукции в целом и у отечественных производителей в частности за период с 2009 по 2014 гг. (рис. 11, [11]), подтверждает тот факт, что ежегодно сектор государственных закупок в среднем растет на 14,4%, связано это с национальной политикой в области обеспечения жителей РФ лекарственными средствами.

Следует отметить, что согласно постановлению РФ №1289 от 30 ноября 2015 г. установлены ограничения на государственную закупку импортных лекарственных средств. Ограничения касаются закупок «для обеспечения го-

Рис. 7. Объем рынка фармацевтической продукции в стоимостном выражении в период с 2013 по 2015 гг.

Рис. 8. Динамика темпов роста фармацевтической продукции в период с 2013 - 2015 гг.

Рис. 9. Объем фармацевтического рынка РФ в натуральном выражении за период с 2011 - 2015 гг.

сударственных и муниципальных нужд лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и

важнейших лекарственных препаратов» [12]. Министерство промышленности и торговли предлагает отдавать приоритет

Рис. 10. Динамика темпов роста фармацевтического рынка РФ в натуральном выражении за период с 2011 - 2015 гг.

300,0 250,0 200,0 130,0 100,0 50,0 0.0

26% 24% 22% 20% 18% 16% 14% 12% 10%

2009

2010

2011

2012

2013

2014

государственные закупки, а млрд руб.

-доля отечественного производителя, в %

Рис. 11. Динамика государственных закупок фармацевтической продукции в целом и у отечественных производителей

Рис. 12. Доля импорта и производства лекарственных средств в России

отечественным производите- не предполагается, поэтому в

лям только при государствен- аптеках не пропадут импортные

ных закупках, а на коммерчес- лекарства. Многие производи-

ком рынке никаких ограничений тели изначально ориентирова-

ны не на розницу, а на поставки лекарств для государственных нужд. В том числе это касается современных вакцин, антибиотиков, препаратов для лечения онкологических заболеваний и так далее.Введение ограничений и последующий уход соответствующих иностранных производителей с российского рынка может обернуться ухудшением качества медицинской помощи в госпитальном сегменте, т.к. в России пока нет конкурентоспособной фармацевтической промышленности, которая была бы в состоянии выпускать достаточные объемы качественных, эффективных и безопасных препаратов. Также стоит отметить, что данный закон искусственным образом стимулирует развитие лекарственных закупок в государственном секторе, объем которых будет в последующем расти.

В настоящее время продолжают доминировать иностранные производители на фарм-рынке России, поэтому можно сделать вывод, что программа «Фарма 2020», которая должна обеспечить импортозамеще-ние, выполняется с относительным успехом. Объем производства лекарственных средств вырос с 2014 г. на 1,8% до уровня 147 млрд. руб. в 2015 г., однако это составляет только 26,1% рынка. Нехватка собственных лекарственных средств продолжает покрываться за счет импорта, который не частично изменился с 2014 г. и составил в 2015 г. 416 млрд. рублей, получено на основе данных [13].

Динамика продаж импортных препаратов и препаратов отечественного производства в коммерческом секторе представлена на рисунке 12, в стоимостном выражении после запуска программы.

Сравнение доли российских и иностранных лекарственных средств в натуральном выражении представлено на рисунке 13. Как видим, около s всех лекарственных средств остается импортного производства, в стоимостном выражении.

О £

ю

5

2 е

6

сч из £

Б

а

2 о

Для выявления причин доминирования импортных лекарств на российском фарм-рынке необходимо обратится к средней стоимости препарата, входящего в список ЖНВЛП (жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов) на аптечном коммерческом рынке. Средняя цена одной упаковки отечественного препарата, входящего в список жнвлп, составила 68 руб., а импортного почти в 3 раза выше - 180 рублей, по данным на конец 2015 г. Стоит отметить, что среднерыночная аптечная цена лекарственного препарата, входящего в список ЖНВЛП, составила 124,5 рубля. Одна упаковка импортного препарата превышает среднерыночную цену упаковки на 56 рублей, что составляет практически стоимость одной упаковки отечественного препарата, это и является причиной доминирования импортных препаратов при оценке их доли на рынке в стоимостном выражении. В натуральном масштабе это соотношение 43,6% против 56,4%. Большой объём продаж отечественных препаратов в упаковках получается за счёт продажи таких лекарственных средств, как уголь активированный, пластырь бактерицидный, корвалол, валидол, ацетилсалициловая кислота. При этом необходимо отметить следующую тенденцию: средняя доля отечественных лекарственных средств увеличилась всего на 0,6% в стоимостном выражении, но при этом потеряв по средней доле 8,7% в натуральном выражении, данные получены при рассмотрение двух равных временных промежутков до введения программы (с 2006 по 2010 гг.) и после введения программы (с 2011 по 2015 гг.).

Полученный результат можно объяснить тремя гипотезами: во-первых: средний процент увеличения доля отечественных лекарственных средств слишком мал, может происходить как погрешность по причине экономических ве-

I Импортные ■ Отечественные

60,1% 57,8% 57,1% 55,3% 56,4%

39,9% 42,2% 42,9% 44,7% 43,6%

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 13. Доля российских и иностранных лекарственных средств в России

яний; во-вторых: увеличение доли может происходить по причине увеличения розничных цен; в-третьих: уменьшение в натуральном выражении на 8,7% показывает уменьшение спроса на отечественных лекарственные средства по причине возрастания розничных цен и, как следствие, выход из своего ценового сегмента, так как идет сравнение с импортными препаратами, а в понимании потребителя иностранные лекарственных средства более высокого качества, соответственно предпочтение отдается им, что и подтверждается представленными расчетами.

Перечень жизненно важных и необходимых лекарственных (ЖНВЛП) препаратов на конец 2015 г. по данным Министерства промышленности и торговли насчитывает список из 602 позиций [14], 402 из них имеют российского производителя, что составляет (66,7%), при этом 118 из них имеют как российского, так и иностранного производителя, а 76 позиций имеют только российских производителей, что составляет 12,6% от общего количества позиций, входящих в список ЖВНЛП. Таким образом, результат в 66,7%, достигнутый по программе «Фарма 2020», весьма относителен, так как большинство позиций из данного списка имеют иностранные аналоги.

Следовательно, импортоза-мещение лекарственных препаратов в России в полном объеме невозможно ни по объемам, ни по номенклатуре на данный момент. Это вызвано отставанием российских лекарственных средств по их главной потребительской характеристике - качеству. Аптеки и дистрибьютеры ориентированы на реализацию дорогих импортных аналогов для получения большей прибыли. В натуральном выражении преобладание российских лекарств, обусловлено позициями, качество которых практически не различается у разных производителей. Низкое качество российскихлекарственных средств, обусловлено несколькими причинами:

1. Технологическая оснащенность отечественных фармацевтических предприятий демонстрирует негативные тенденции. Износ основных фондов по здравоохранению вырос с 48,7% в 2006 г. до 54,9% в 2013г. Более того, согласно ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», полный переход всех российских предприятий на стандарты GMP должен был произойти с 1 января 2014 г. [15]. Повсеместное внедрение данного стандарта необходимо для обеспечения равного с импортными лекарственными средствами высокого качеством. Однако из более 450

-Инлеч иен го рьину,

■Инаея. йен noTOl-löD препаратов, pjS,

-Инлеш: иен г&гыг*5,', £

1 -03^

1 ™ I'"" Г*™^ г ь± -у —ZZ-*--ж w*

12,-!,<№>

■IQpSHiT I've -5,0%

7,3°*)

Дс ияСрь Unpip* ti ipiTL r>JE-;QLt >л:епь H^hlDIC Hkhi 9Д11 Пк rk aoj Ч Ap "ViT 2D l S C* H- i Dp« GH-nQ:L ifaiovh. йкрлВрр hiiipl 14114 ЛЛ1Я 1Л19 JOIS 2DI1 ZDII ItUS IU9 IDI4

Рис. 14. Изменение цен ЛП на коммерческом аптечном рынке России за декабрь 2014 г. - январь 2016 г.

предприятии, имеющих лицензию на производство лекарственных средств, проверку сможет проИти только половина. Это обусловлено рядом причин:

■ Отсутствием у предприятии необходимых инвестиционных ресурсов для перехода на данные стандарты;

■ Отсутствием преимуществ при государственных закупках по программа ЛПУ и ДЛО. На государственных тендерах выигрывают те производители, у которых цены на лекарственные средства ниже, но инвестиции в GMP резко повысят отгрузочные цены предприятии;

■ Не созданы институциональные механизмы исполнения данного закона. Например, проверку должны проводить специально аттестованные лица, однако порядок прохождения ими необходимой аттестации не был создан в срок. Соответственно, предприятия поставлены в условия, когда регу-ляторные требования противоречат реальной практике, переход на новые стандарты в срок в принципе невозможен.

2. Отечественные предприятия не в состоянии тратить на исследования и разработки бо-

лее 1-2% от выручки. В результате доля дженериков (лекарственное средство - аналог) на российском рынке превосходит 80% против 25-40% на развитых ранках. Производство качественных лекарственных средств требует значительных финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны предприятия. Российские лекарства на рынке производятся практически полностью из импортных азиатских субстанций. Однако их качество значительно уступает европейским аналогам: Китай и Индия являются мировыми лидерами в производстве контрафактной фармацевтической продукции. В Россию ввозится около 11 тыс. т субстанций ежегодно, 70,5% которых в натуральном выражении китайского, а 10,3% - индийского производства. Ориентация в импорте субстанций исключительно на азиатских производителей создает угрозу для выпуска качественных российских лекарственных средств.

3. Фальсификация лекарственных средств все еще остается серьезной проблемой для российского фармацевтического рынка. Ежегодно около

10% лекарственных средств, поступающим на рынок, рассматривается Министерством здравоохранения. В 2013 г. выявлено 1103 серии лекарственных препаратов, т.е. 3,8% от всех проанализированных за год, причем 60% составляли отечественного производства, как правило, тех старых производств, которые не прошли программу модернизации [16].

Актуальным вопросом, определяющим результативность реализации импортозамеще-ния в России, является вопрос - как повлияет импортозаме-щение на изменение цены лекарственных средств. По оценке экспертов из министерства здравоохранения, цены на медикаменты в среднем выросли на 29% за 2015 г. [17]. Данный вывод также подтверждается ведущими аналитиками из независимой компании «IMS Health Россия и СНГ», по предоставленным данным в 2015 г. лекарства в России в среднем подорожали на 25%. Сильнее всего подорожали самые дешевые лекарства — на 35-40%. В регулируемом сегменте рост цен оставался в рамках официальной инфляции — 12-14%.

О

ю

S

*

О

2 е

6

сч из £

Б

а

2 ©

[18]. По данным специалистов Высшей Школы Экономики рост цен на отечественные ЖНВЛП в 2015 г. составил 28,9%, рост цен на импортные лекарственные средства - 4,9%. Тоже самое подтверждается данными специалистов «IMS Health», рост цен на отечественные ЖНВЛП в 2015 г. составил 32%, на импортные лекарственные средства - 3,4%. На рисунке 14 [19] отображена динамика цен на лекарственные препараты (ЛП) на коммерческом аптечном рынке России (топ 100 препаратов) за декабрь 2014 г. - январь 2016 г. Согласно индексу Ласпейреса,цены на лекарства в январе 2016 г. по сравнению с декабрем 2015 г. в рублях увеличились на 1,3%. В целом же с начала 2015 года общая инфляция цен на ЛП в России составила 11,6%. В январе 2016 г. на 0,38% выросли цены на лекарства из списка ЖНВЛП. В результате с начала 2015 года общая инфляция цен на препараты ЖНВЛС составила почти 3,19%. В первом месяце 2016 года цены на препараты, не относящиеся к ЖНВЛП, увеличились на 1,83% относительно предыдущего месяца. Всего с начала 2015 года инфляция цен на не- ЖНВЛП составила 16,07%. Если сравнивать изменение цен в январе 2016 г. на лекарства отечественного и импортного производства, то следует заметить, что цены на отечественные ЛП выросли на 1,55%, а на импортные - увеличились на 1,26%. Индекс цен, выраженный в американской валюте, в январе 2016 г. снизился на 7,3%. В период с декабря 2014 г. цены в долларах США на коммерческом рынке ЛП снизились в среднем на 20,7%.

Как следствие, закупка зарубежных оригинальных препаратов и их реализация для поставщиков становится невыгодной. Однако, есть ряд других причин, не позволяющих обеспе-читьснижение роста цен налекарственные препараты:

1. В связи с закрытие производств на коммерческом

рынке пропадают лекарственные средства, разновидности аналогов препаратов сокращаются, уровень конкуренции ослабевает, начинает преобладать монополизм, начинается процесс диктования цен, то есть их постепенного увеличения.

2. Точно такая же ситуация происходит в секторе госзакупок, согласно постановлению правительства России об ограничении на госзакупку импортных лекарственных средств, приводит к тому, что устанавливается монополизм только в сфере госзакупок, начинается процесс диктования и постепенного увеличения цен.

3. В структуре рынка фармацевтических субстанций доля российских производителей не превышает 1%. Вместе с увеличением объема поставок отечественных лекарств, цены на медикаменты продолжают расти. По данным Росстата, за восемь месяцев 2015 года медикаменты в среднем подорожали на 16,5%. Это объясняется тем, что 99% субстанций закупается у иностранных производителей [20], соответственно, цена лекарственного средства, производимого в РФ из иностранных субстанций, растет пропорционально удешевлению рубля. Поэтому ни о каком полноценном импортозамещении нельзя вести речь, пока в РФ не будет налажена и отлажена схема по производству собственных фармсубстанций, необходимых для изготовления лекарств.

4. Система регистрации иностранных медикаментов в России уже много лет тормозит доступ россиян к инновационным препаратам. Компаниям необходимо предоставлять документы о соответствии стандартам качества согласно российским требованиям, несмотря на международные сертификаты. Для этого приходится заново проводить дорогостоящие тесты, что также отражается на цене в большую сторону.

5. Раньше была возможность использовать неполную

максимально допустимую наценку. Сейчас общие издержки компании (аренда помещений, логистика и пр.) подорожали -в связи с этим аптеки и фармацевтические дистрибьюторы стали использовать максимально допустимую наценку, при этом не нарушая закон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Цены на отечественные лекарственные средства резко увеличились, так как индексация стоимости отечественной упаковки идет быстрее, чем находящейся в более высокой ценовой категории импортный, согласно экономическому закону: чем дешевле товар, тем быстрее он дорожает.

Результаты и выводы

Проведено исследование фармацевтического рынка лекарственных средств натерритории РФ в период с 2006 по 2015гг., в результате чего:

1. Осуществлена оценка факторов, оказывающих негативное влияние на развитие фарм-рынка России в современных условиях;

2. Выявлены и классифицированы проблемы, которые предопределяли необходимость реализации государственной программы импорто-замещения в области обеспечения населения лекарственными средствами;

3. Рассмотрены основные цели и ожидаемые результаты государственной программы в области обеспечения лекарственными средствами населения России, проведена оценка текущих результатов реализации государственной программы в области обеспечения лекарственными средствами населения России;

4. Проведена оценка влияния импортозамения на розничные цены в аптечных сетях и выявлены и классифицированы причины изменения розничных цен в аптечных сетях в связи с проведением программы им-портозамещения в сфере обеспечения лекарственных средств на территории РФ.

Таким образом, авторы солидарны с мнением, что импор-тозамещение может способ-

ствовать монополизации российского фармпрома госкорпорациями. Как показывает приведенная ранее аналитика, отечественные лекарства никак не дешевле иностранных аналогов, а нередко и дороже, поэтому необходимо обеспечивать конкурентную среду на данном рынке для учета интересов населения, для чего, по мнению авторов, органам государственного управления необходимо активно использовать возможности фармкластеров.

Литература

1. Аналитические отчеты DSM Group. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Обзор экспорта фармацевтического рынка за последние 5 лет // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rusexporter.ru/news/detail/ 1700/

6. Аналитические отчеты DSM Group. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

7. Сайт мероприятий программы, государственным заказчиком которых определено Министерство образования и науки РФ. // - [Электронный ресурс]. - URL: http://fcpfarmaru/

8. Информационно-аналитическое издание. Фармкласте-ры в России. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// investkartaru/news/farmklastery-v-rossii/

9. Информационное агентство Regnum. // - [Электронный ресурс]. -URL: http://regnum.ru/ news/economy/2124544.html

10. Аналитические отчеты DSM Group. // - [Электронный ресурс]. -URL: http:// www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

11. Минпромторг. Фарма 2020. Данные фармацевтического рынка. // - [Электронный ресурс]. - URL: http://pharma-2020.ru/data/pharma

12. Сайт правительства РФ. Раздел документы. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// government.ru/media/files/ MHuQEXb^T^lAfc^m8F0kXB<mUE;pdf

13. Аналитические отчеты DSM Group. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

14. Минпромторг. Фарма 2020. Данные фармацевтического рынка. // - [Электронный ресурс]. - URL: http://pharma-2020.ru/data/pharma

15. Консультат Плюс: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обращении лекарственных средств». // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99350/

16. Костромин П.А. Импо-тозамещение лекарственных препаратов в России по объему, номенклатуре и качеству. -[Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninkaru/article/n/ importozameschenie-lekarstvennyh-preparatov-v-rossii-po-obemu-nomenklature-i-kachestvu

17. Сайт министерства здравоохранения РФ. // - [Электронный ресурс]. -URL: https:// www.rosminzdrav.ru

18. РИА Новости: Стерми-тельный рост лекарств замедлится в 2016 г. - [Электронный ресурс]. - URL: http://riaru/ ny2016_resume/20151229/ 1350980570.html

19. Аналитические отчеты DSM Group //- [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

20. Росбалт: Лекарство на замену. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rosbalt.ru/moscow/2015/ 05/25/1401040.html

21. Быков А. // «Р-Фарм» // -[Электронный ресурс]. - URL: https://www.aptekaexpo.ru/files/ 2015/forum/7dec/2/A_Bykov.pdf

22. Денисова М. // IMS Health Россия // - [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.aptekaexpo.ru/files/2015/ forum/7dec/2/Denisova.pdf

23. RNC Pharma: Рейтинг российских фармдистрибьюто-ров по итогам 2015 г. // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.green-cross.pro/news/ partner/rnc-pharma-reyting-rossiyskikh-farmdistribyutorov-po-itogam-2015-g/

24. РБК // Правительство ограничило госзакупки // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rbc.ru/economics/02/12/ 2 0 15/ 565ebdd69a794734c9a0f734

25. И. Настоящее время. // Импортозамещение лекарств в РФ. // - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.currenttime.tv/a/ 27583020.html

26. Воробьев А. Импорт лекарственных средств натерриторию России // Фармацевти-че- ские ведомости. - 2007. -№ 10. - [Электронный ресурс]. -http:// www.alppp.ru/law/ hozjajstvennaja-dejatelnost/ torgovlja/47/statja—import-lekarstvennyh-sredstv-na-territoriyu-rossii.pdf

27. Исследование фармацевтической отрасли в России 2012 // Исследовательское агентство Ernst &Young - [Электронный ресурс]. - http:// www.ey.com/

28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199 «РГ»// - М.: Российская газета 16 декабря 2011. Федеральный выпуск №5660 (284).

29. Россия упрощает ввоз лекарств. // Информационное агентство РИА новости. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// ria.ru/society/201 1 1001/ 447073252.html

30. Белозерова Е. // Пара-лельный импорт лекарственных средств // - [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.aptekaexpo.ru/files/2015/ forum/7dec/2/ Beloozerova_E.pdf

31. Ретейлер.ру Ежедневные коммуникаии // Аптечный эксперимент // - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.retailer.ru/print/id/104764/

32. Бюджет. ру // Чего ждать от импотозамещения в фармп-ромышленности// - [Электрон-

0

Ю

S

*

а

2 е

6

сч

CS £

Б

а

ный ресурс]. - URL: http:// bujet.ru/article/276117.php

33. Доктор 59 // Россияне верят в импортозамещение в лекарств // - [Электронный ресурс]. - URL: http://doctor.59.ru/ text/mednews/ 78980967550976.html

34. Новости GMP IPT Group представила исследование фармрынка России 2015 // -[Электронный ресурс]. - URL: http://gmpnews.ru/2015/10/ipt-group-predstavila-issledovanie-farmrynka-rossii-2015/

Import substitution in the sphere of production of medicines and its influence on pricing in retail pharmacy chain Aleksanyan R.O. MEPhI

The aims of the research, the results of which are offered in this article, are to analyze the development of Russian pharmaceutical market as an subject of economic research; identification and assessment of the current results in the production of import substitution of drugs; assessment of the influence of import substitution on the formation of retail prices in pharmacy chains as pricing factor. To achieve the objectives of the study, basing on systematization of statistical data the situation on Russian pharmaceutical market before and after the introduction of the import substitution program (Pharma 2020) in the production and sale of drugs on the territory of the Russian Federation is assessed, changes in retail prices and the classification of the factors influencing the retail prices in the pharmacy network are estimated. Keywords: price, market, market structure, pricing factors, import substitution. References

1. Analytical DSM Group reports. // -

[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Review of the pharmaceutical market

of export for the last 5 years // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.rusexporter.ru/news/detail/ 1700/

6. Analytical DSM Group reports. // -

[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

7. Website activities of the program,

which the state customer is the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /fcpfarmaru/

8. The information-analytical publication. Pharmaceutical cluster in Russia. // - [Electronic resource]. - URL: http://investkartaru/news/ farmklastery-v-rossii/

9. The news agency Regnum. // -

[Electronic resource]. -URL: Http:/ /regnum.ru/news/economy/ 2124544.html

10. Analytical DSM Group reports. // -[Electronic resource]. -URL: Http:/ /www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

11. The Ministry of Industry. Pharma 2020. These pharmaceutical market. // - [Electronic resource]. -URL: http://pharma-2020.ru/data/ pharma

12. The site of the Russian government. Section documents. // - [Electronic resource]. - URL: http:// government.ru/media/files/ Y1HuQEXb47ihSxTAö2WrßPClkIxIF><mUEpdf

13. Analytical DSM Group reports. // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

14. The Ministry of Industry. Pharma 2020. These pharmaceutical market. // - [Electronic resource]. -URL: http://pharma-2020.ru/data/ pharma

15. The consultative Plus: Federal Law of 12.04.2010 N 61-FZ (as amended on 12.29.2015.) «On Circulation of Medicines». // - [Electronic resource]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_99350/

16. Kostromin PA Impotozameschenie medicines in Russia by volume, range and quality. - [Electronic resource]. - URL: http:// cyberleninka. ru/article/n/ importozameschenie-lekarstvennyh-preparatov-v-rossii-po-obemu-nomenklature-i-kachestvu

17. The site of the Russian Ministry of Health. // - [Electronic resource]. -URL: Https://www.rosminzdrav.ru

18. RIA Novosti: Stermitelny medications growth will slow in 2016 - [Electronic resource]. - URL: http://ria.ru/ny2016_resume/ 20151229/1350980570.html

19. Reporting DSM Group // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/

20. Rosbalt: Medicine to replace. // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.rosbalt.ru/moscow/2015/05/ 25/1401040.html

21. Bykov // «R-Pharm» // - [Electronic resource]. - URL: https:// www.aptekaexpo.ru/files/2015/ forum/7dec/2/A_Bykov.pdf

22. M. Denisova // IMS Health Russia / / - [Electronic resource]. - URL: https://www.aptekaexpo.ru/files/ 2015/forum/7dec/2/Denisova.pdf

23. RNC Pharma: Rating of Russian pharmaceutical distributors by the end of 2015 // - [Electronic resource]. - URL: http://www.green-cross.pro/news/partner/rnc-pharma-reyting-rossiyskikh-farmdistribyutorov-po-itogam-2015-g/

24. RBC // Government restricted public procurement // - [Electronic resource]. - URL: http://www.rbc.ru/ economics/02/12/20 15/ 565ebdd69a794734c9a0f734

25. I. The present time. // Import substitution drugs in the Russian Federation. // - [Electronic resource]. - URL: http:// www.currenttime.tv/a/ 27583020.html

26. A Vorobyov Importing drugs into the territory of Russia // The pharmaceutical statements. - 2007.

- № 10. - [Electronic resource]. -Http: // www.alppp.ru/law/ hozjajstvennaja-dejatelnost/ torgovlja/47/statja — import-lekarstvennyh-sredstv-na-territoriyu-rossii.pdf

27. A study of the pharmaceutical industry in Russia 2012 // Research agency Ernst & Young - [Electronic resource]. - http://www.ey.com/

28. Order of the Russian Government dated December 7, 2011 № 2199 «RG» // - M .: Russian newspaper on December 16, 2011. Federal release №5660 (284).

29. Russia simplifies the importation of drugs. // Information Agency RIA Novosti. - [Electronic resource]. -URL: http://ria.ru/society/ 20111001/447073252.html

30. Belozerova E. // Parallel importation of medicines // - [Electronic resource]. - URL: https:// www.aptekaexpo.ru/files/2015/ forum/7dec/2/Beloozerova_E.pdf

31. Reteyler.ru Daily kommunikaii Pharmacy experiment // // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /www.retailer.ru/print/id/104764/

32. Budget. ru // What to expect from the pharmaceutical industry in impotozamescheniya // -[Electronic resource]. - URL: http:/ /bujet.ru/article/276117.php

33. The doctor 59 // Russians believe in import substitution in medicine //

- [Electronic resource]. - URL: http:/ /doctor.59.ru/text/mednews/ 78980967550976.html

34. News GMP IPT Group presented a study Russian pharmaceutical market in 2015 // - [Electronic resource]. - URL: http:// gmpnews.ru/2015/10/ipt-group-predstavila-issledovanie-farmrynka-rossii-2015/

2 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.